ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1598/2022 от 13.10.2022 Лесосибирского городского суда (Красноярский край)

Дело

24RS0033-01-2022-001768-11

РЕШЕНИЕ (заочное)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2022года г.Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Коростелевой Е.В., при секретаре Вороновой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению муниципальной собственностью г.Лесосибирска к ФИО1 о расторжении договора аренды, возложении обязанности ликвидировать захламление отходами лесопиления и приведению о земельного участка, в надлежащее состояние,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Лесосибирска (далее - КУМС) обратился в суд с иском к ФИО1 о расторжении договора аренды, возложении обязанности ликвидировать захламление отходами лесопиления и приведению о земельного участка, в надлежащее состояние, мотивируя свои требования тем, что между МО город Лесосибирск в лице КУМС г.Лесосибирска (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) 01.02.2018г. был заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка (далее - Договор, договор аренды), согласно которому арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок из состава земель "Земли сельскохозяйственного назначения", местоположение: установлено относительно ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Российская Федерация, <адрес>, площадью 50000кв.м., кадастровый номер участка , разрешенный вид использования: животноводство (далее – Участок, земельный участок).

Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю 11 мая 2021 года, 24 мая 2021 года, 28 мая 2021 года была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО1, о чем 31 мая 2021 года составлен акт проверки № 02-083. Проверкой установлено, что участок по периметру не огорожен, свободный доступ на участок доступен только с северо-восточной стороны, так как по остальным сторонам проходит ров глубиной около 1м. Фотосъемкой зафиксировано, земельный участок с кадастровым номером на площади 44233 кв.м. захламлен отходами лесопиления (горбыль, щепа, оторцовка, опилки), зафиксированы координаты захламленной части участка, которые нанесены на схему. Зафиксированная часть участка захламлена сплошным слоем, также по всем признакам видно механическое разравнивание отходов лесопиления, высота захламления от верхнего слоя участка достигает 3м, следов горения, отходов лесопиления не выявлено. На остальной части участка площадью 5767кв.м., в восточной части проведена вырубка деревьев, в юго-восточной части произрастают взрослые деревья (ель, береза) высотой до 25м.

Также поверх отходов лесопиления на площади 24465кв.м. плотным слоем расположены кучи с грунтом, в которых видно небольшое количество древесных остатков (куски горбыля, ветки и корни деревьев), высота куч достигает до 1,5 м, координаты данной части зафиксированы с помощью GPS навигатора, нанесены на план-схему.

Система земледелия, а именно комплекс взаимосвязанных организационно- экономических, агротехнических, мелиоративных, почвозащитных мероприятий направленных на эффективное использование земли, на повышение плодородия почвы с целью получения высоких устойчивых урожаев с/х культур на участке отсутствует.

Таким образом, ФИО1, допущено захламление отходами лесопиления (горбыль, щепа, оторцовка, опилки) земельного участка с кадастровым номером на площади 44233кв.м., тем самым не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных правовыми актами: пп. 2 п.2 ст.13, абз. 2,4,8 ст.42 Федерального закона от 25.10.2001г., № 136-ФЗ "Земельный кодекс РФ", ст.8 Федерального закона от 16.07.1998г. № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", абз.2 ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Вынесено предписание № 02-083 от 31.05.2021г. об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 30 июля 2021г.

Постановлением №116-080 от 13 августа 2021г. по делу об административном правонарушении ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.7 КоАП РФ назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

18 августа 2021г. в соответствии с решением Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 17.08.2021г. № 123-083 проведен внеплановый инспекционный визит в рамках государственного земельного надзора №10001056730. При проведении инспекционного визита, в ходе осмотра земельного участка установлено, что предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от 31.05.2021г. № 02-083 до 30.07.2021г. не исполнено, не проведены мероприятия по ликвидации захламления отходами лесопиления и приведение в надлежащее состояние для сельскохозяйственного использования посредством проведения рекультивации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800. 18 августа 2021г. выдано предписание № 11-083 об устранении указанных нарушений в установленном законодательстве РФ порядке в срок до 01 ноября 2021г.

21 сентября 2021г. составлен протокол № 14-083 об административном правонарушении в отношении ФИО1

Постановлением Мирового судьи судебного участка № 97 в г.Лесосибирске Красноярского края ФИО2 от 08.10.2021г. по делу № 5-609/2021г. ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренной ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административной штрафа в размере 10000 рублей.

10 ноября 2021 года Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю было принято решение № 524-083 о проведении внепланового инспекционного визита в отношении деятельности, действий (бездействий) ФИО1 по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель земельного участка с кадастровым . 11 ноября 2021 года по итогам внепланового инспекционного визита составлен акт № 22-083, в котором указано, что предписание об устранении выявленного нарушения требований законодательства от 18.08.2021г. № 11-083 в срок до 01.11.2021г. ФИО1 не исполнено. 21 декабря 2021 года составлен протокол № 20-083 об административном правонарушении в отношении ФИО1 21 января 2022 года постановлением мирового судьи судебного участка № 97 в г.Лесосибирске Красноярского края ФИО2 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В соответствии с п. 4.1. Договора Арендодатель имеет право:

Требовать досрочного расторжения Договора в случаях:

-предусмотренных п. 2 ст. 46 Земельного Кодекса Российской Федерации;

-при нарушении порядка и сроков внесения арендной платы более двух раз подряд;

-при отказе Арендатора от уплаты арендных платежей с учетом изменений предусмотренных п. 3.9. договора аренды.

Арендодатель 11 марта 2022 года направил арендатору претензионное письмо об устранении выявленных нарушений в течение 30 календарных дней с момента получения претензии провести мероприятия по ликвидации захламления отходами лесопиления и приведению земельного участка с кадастровым номером в надлежащее состояние для сельскохозяйственного использования посредством проведения рекультивации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2018г. № 800, а также добровольном расторжении договора аренды от 01.02.2018г., которое получено ФИО1 21 марта 2022 года.

25 апреля 2022 года (вх.№ 324) в адрес КУМС г.Лесосибирска от ФИО1 поступили возражения на претензионное письмо. До настоящего времени в досудебном порядке спор не урегулирован.

Просит расторгнуть договор аренды от 01.02.2018г., заключенный между Комитетом по управлению муниципальной собственностью г.Лесосибирска и ФИО1 и обязать ФИО1 провести мероприятия по ликвидации захламления отходами лесопиления и приведению земельного участка с кадастровым номером в надлежащее состояние для сельскохозяйственного использования посредством рекультивации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018г. № 800 в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание представитель истца администрации г.Лесосибирска не явился, надлежащим образом извещался судом о дате и времени рассмотрения дела. Представил акт осмотра земельного участка, которым установлено, что отходы лесопиления на земельном участке отсутствуют.

Ответчик ФИО1, её представитель ФИО3 в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещались судом о дате и времени рассмотрения дела, замечаний и возражений относительно рассмотрения спора в свое отсутствие суду не представили.

Суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика с вынесением заочного решения.

Исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

В силу положений ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса; в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (пункт 3 статьи 76 ЗК РФ).

Статья 45 Земельного кодекса РФ предусматривает, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 4.4.2, 4.4.6 договора аренды земельного участка, арендатор обязан использовать участок по целевому назначению, не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на участке.

В судебном заседании установлено, что согласно договору аренды земельного участка от 01 февраля 2018 года КУМС предоставил ФИО1 земельный участок из земель «Земли сельскохозяйственного назначения» с кадастровым номером , общей площадью 50000 кв.м, для использования в целях животноводства. Срок договора аренды установлен с 25 сентября 2017 года по 24 сентября 2066 года (л.д. 5-8).

В судебном заседании также установлено, что Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю 11 мая 2021 года, 24 мая 2021 года, 28 мая 2021 года была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО1, о чем 31 мая 2021 года составлен акт проверки № 02-083. Проверкой установлено, что участок по периметру не огорожен, свободный доступ на участок доступен только с северо-восточной стороны, так как по остальным сторонам проходит ров глубиной около 1м. Фотосъемкой зафиксировано, земельный участок с кадастровым номером на площади 44233 кв.м. захламлен отходами лесопиления (горбыль, щепа, оторцовка, опилки), зафиксированы координаты захламленной части участка, которые нанесены на схему. Зафиксированная часть участка захламлена сплошным слоем, также по всем признакам видно механическое разравнивание отходов лесопиления, высота захламления от верхнего слоя участка достигает 3м, следов горения, отходов лесопиления не выявлено. На остальной части участка площадью 5767кв.м., в восточной части проведена вырубка деревьев, в юго-восточной части произрастают взрослые деревья (ель, береза) высотой до 25м.

Также поверх отходов лесопиления на площади 24465кв.м. плотным слоем расположены кучи с грунтом, в которых видно небольшое количество древесных остатков (куски горбыля, ветки и корни деревьев), высота куч достигает до 1,5 м, координаты данной части зафиксированы с помощью GPS навигатора, нанесены на план-схему.

Система земледелия, а именно комплекс взаимосвязанных организационно- экономических, агротехнических, мелиоративных, почвозащитных мероприятий направленных на эффективное использование земли, на повышение плодородия почвы с целью получения высоких устойчивых урожаев с/х культур на участке отсутствует.(л.д. 18-20).

31.05.2021г. вынесено предписание № 02-083. об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 30 июля 2021г.(л.д. 21).

Постановлением №116-080 от 13 августа 2021г. по делу об административном правонарушении ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.7 КоАП РФ назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (л.д. 26-32).

18 августа 2021г. в соответствии с решением Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 17.08.2021г. № 123-083 проведен внеплановый инспекционный визит в рамках государственного земельного надзора №10001056730. При проведении инспекционного визита, в ходе осмотра земельного участка установлено, что предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от 31.05.2021г. № 02-083 до 30.07.2021г. не исполнено, не проведены мероприятия по ликвидации захламления отходами лесопиления и приведение в надлежащее состояние для сельскохозяйственного использования посредством проведения рекультивации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800. 18 августа 2021г. выдано предписание № 11-083 об устранении указанных нарушений в установленном законодательстве РФ порядке в срок до 01 ноября 2021г. (л.д. 38-41).

21 сентября 2021г. составлен протокол № 14-083 об административном правонарушении в отношении ФИО1(л.д. 43-44).

Постановлением Мирового судьи судебного участка № 97 в г.Лесосибирске Красноярского края ФИО2 от 08.10.2021г. по делу № 5-609/2021г. ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренной ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административной штрафа в размере 10000 рублей. (л.д. 46-47).

Вместе с тем, согласно акту осмотра земельного участка от 27.09.2022г. Муниципальным инспектором ФИО6 произведен повторный осмотр территории земельного участка с кадастровым номером , с использованием технических средств муниципального земельного контроля. В результате осмотра установлено, что отходы лесопиления в виде горбыля и опилок на участке отсутствуют, поверхность участка отсыпана грунтом, частично заросла свежей травой. По всему периметру участка прокопана канава шириной до 2-х метров, заполненная водой. Доступ на земельный участок возможен только через закрытые ворота, расположенные с северной стороны участка (л.д. 99-100).

Поскольку в настоящее время нарушение устранено ответчиком в добровольном порядке, земельный участок используется в настоящее время без указанных нарушений, оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Комитета по управлению муниципальной собственностью <адрес> к ФИО1 о расторжении договора аренды, возложении обязанности ликвидировать захламление отходами лесопиления и приведению о земельного участка, в надлежащее состояние, оставить без удовлетворения.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Лесосибирский городской суд.

Судья Е.В.Коростелева