№дела 2-1599/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Бежицкий районный суд г.Брянска в составе:
председательствующего судьи Осиповой Е.Л.
с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, представителя ответчика Бежицкой районной администрации г.Брянска ФИО3
при секретаре Ященко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Бежицкой районной администрации о признании незаконным распоряжения Бежицкой районной администрации г.Брянска об исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», о восстановлении в очереди,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с иском в обоснование которого указал, что с ДД.ММ.ГГГГ значится числящимся в Бежицкой районной администрации г.Брянска с составом семьи 3 человека в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Распоряжением Бежицкой районной администрации г.Брянска № от ДД.ММ.ГГГГ он был исключен из списка участников подпрограммы в связи с достижением возраста 36 лет. Полагая такое исключение не соответствующим закону, просит признать распоряжение незаконным, восстановить его в очереди участников подпрограммы без пропуска срока.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежаще, обратился с ходатайством о рассмотрении дела без его участия. В силу ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца. Его представитель иск поддержал, указал, что действующее законодательство, регламентирующее спорные правоотношения не предусматривает возможность исключения молодой семьи из участия в подпрограмме по признакам достижения предельного возраста. Обратила внимание суда на то, что семья истца отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участниками подпрограммы, однако в силу недостаточного софинансирования социальная выплата ими не была получена. Полагает, что указанное не должно каким-либо образом ущемлять права истца на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использования, т.к. в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможность реализации гарантированных государством прав.
Представитель ответчика – Бежицкой районной администрации иск не признал со ссылкой на то, что ФИО1 в планируемом ДД.ММ.ГГГГ достиг возраста 36 лет, в связи с чем, был исключен из списков подпрограммы. На этом основании просит в иске отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что решением жилищной комиссии Бежицкой районной администрации ФИО1 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 3 человека был включен в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2007-2010 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей областной целевой программы «Жилище» на 2007-2010 годы, городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2007-2010 годы».
Решением жилищной комиссии Бежицкой районной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с составом семьи 4 человека был включен в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей областной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 201-2015 годы».
Распоряжением Бежицкой районной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключен из списка участников подпрограммы в связи с достижением возраста 36 лет.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в настоящем на 2015-2020 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая, что социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В целях реализации на территории Брянской области вышеуказанной подпрограммы в части оказания государственной поддержки молодым семьям и обеспечении жильем, была утверждена областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2007 - 2010 годы", а в последующем постановление администрации Брянской области от 30 августа 2010 г. N 894 - областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" (утратила силу с 27 июня 2012 г.), постановление Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 г. N 833-п в рамках государственной программы "Строительство, архитектура и дорожное хозяйство Брянской области (2014 - 2020 годы) - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" (2014 - 2020 годы), постановление Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 г. N 857-п - государственная программа "Развитие образования и науки Брянской области" (2014 - 2020 годы), в которую включено мероприятие "Социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья".
Согласно п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования", утвержденных Постановлением Брянской городской администрации от 15.02.2013 N 345-п участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Пунктом 18 этих же Правил предусмотрено, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей Программы являются несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 7 настоящих Правил.
Таким образом, участником подпрограммы может быть молодая семья, если возраст каждого из родителей или одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет.
Согласно п. 21 отдел по учету и распределению жилых помещений Брянской городской администрации до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует список молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утвержденной Постановлением Правительства Брянской области от 05.06.2015 N 271-п, на основании списков, представленных районными администрациями города Брянска, по форме согласно приложению N 2 и затем представляет его в департамент образования и науки Брянской области.
В судебном заседании не оспаривалось, что на дату формирования списка в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ достиг возраста 36 лет.
Вместе с тем, семья истца на момент признания ее участницей подпрограммы в ДД.ММ.ГГГГ, отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участником подпрограммы, однако социальная выплата указанной семьей до момента исключения из числа участников подпрограммы по причинам от нее независящим получена не была, что, по мнению суда, не должно каким-либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав. При этом суд исходит также из следующего.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Одной из форм реализации указанной политики является комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 мая 2010 года N 738-О-О, закрепив право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (подпункты "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплат.
Целями федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы является формирование рынка доступного жилья эконом класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Основными задачами Программы являются: создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса; повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями. В Программе также указано, что поддержка молодых семей в вопросах улучшения жилищных условий является важным направлением жилищной политики в Российской Федерации.
Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в сформулированных им правовых позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 8-П, Определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 27 декабря 2005 года N 502-О и др.).
Таким образом, у ответчика не имелось законных оснований для исключения истца с семьей из числа участников вышеназванной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Признать распоряжение Бежицкой районной администрации г.Брянска № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО1 с составом семьи 4 человека из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» незаконным.
Бежицкой районной администрации восстановить ФИО1 в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с момента обращения, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в апелляционном порядке в месячный срок, со дня принятия решения суда в окончательной форме – 08.04.2016.
Судья Бежицкого районного суда
г.Брянска Осипова Е.Л.