ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1599/2016 от 13.07.2016 Новоуральского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2-1599/2016

Мотивированное решение составлено 13.07.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2016 года г.Новоуральск

Новоуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Калаптур Т.А.,

с участием помощника прокурора ЗАТО г.Новоуральск ФИО1

при секретаре Донсковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Новоуральск в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоуральского городского округа о возложении обязанности привести в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 502 программу «Комплексное развития систем коммунальной инфраструктуры Новоуральского городского округа 2011-2020» и предоставить ее на утверждение Думы Новоуральского городского округа,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО г.Новоуральск обратился в суд с иском к администрации Новоуральского городского округа, в котором просит обязать ответчика привести в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 502 программу «Комплексное развития систем коммунальной инфраструктуры Новоуральского городского округа 2011-2020» и предоставить ее на утверждение Думы Новоуральского городского округа, в обоснование которого указал, что в ходе проверки органов местного самоуправления на предмет выполнения возложенных на них законодательством задач в жилищно-коммунальной сфере было установлено, что Программа «Комплексное развития систем коммунальной инфраструктуры Новоуральского городского округа 2011-2020», разработанная ответчиком и утвержденная Решением Думы Новоуральского городского округа № 61 от 26.05.2010 не соответствует требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 502. Несоблюдение требований действующего законодательства при разработке программы «Комплексное развития систем коммунальной инфраструктуры Новоуральского городского округа 2011 - 2020 гг.» нарушает права граждан, в том числе на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ. поскольку целью программы, является комплексное решение проблемы устойчивого функционирования и развития коммунальной сферы, улучшение качества коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, обеспечение коммунальными ресурсами новых потребителей в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение надежности и эффективности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшения экологической обстановки города.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ранее в письменном отзыве администрация Новоуральского городского округа указала, что возражений относительно требований прокурора не имеется, программа будет приведена в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов» в шестимесячный срок с даты принятия Думой Новоуральского городского округа решения «О внесении изменений в Генеральный план Новоуральского городского округа». Вопрос о внесении изменений в Генеральный план Новоуральского городского округа вынесен на рассмотрение заседания Думы Новоуральского городского округа 29.06.2016.

Заслушав пояснения прокурора, исследовав представленные в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 6.1. ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Понятие программ комплексного развития систем указанных инфраструктур, а также некоторые положения, касающиеся их разработки и утверждения, закреплены в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

Такие программы, в частности, представляют собой документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.

Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.

В соответствии с п. 5.1 ст. 26 Градостроительного Кодекса РФ Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.

В настоящий момент требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов установлены в Постановлении Правительства РФ от 14 июня 2013 года N 502 «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов».

Закрепляя самостоятельность местного самоуправления в качестве его основного свойства и принципа взаимоотношений с органами государственной власти, Конституция Российской Федерации вместе с тем исходит из того, что эта самостоятельность не является абсолютной, а должна определяться пределами, устанавливаемыми действующим законодательством. Органы государственной власти в рамках своих полномочий по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации призваны оказывать регулирующее воздействие на местное самоуправление, в частности осуществлять регулирование и защиту права избирать и быть избранным в органы муниципальной власти, а также устанавливать общие принципы организации местного самоуправления, учитывая при этом цели государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации.

Судом установлено, ответчиком не оспаривается, что в нарушении пункта 3 Постановления Правительство РФ от 14.06.2013 года № 502 «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов» (далее 1 Установления №502) программа комплексного развития разработана на срок менее 10 лет. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, не указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам.

В нарушении пп. «ж» п. 5 Постановления №502 в программе не определены мероприятия, направленные на улучшения экологической ситуации на территории городского округа.

В паспорте программы не содержатся целевые показатели качества коммунальных услуг.

В нарушении пп. «з» п. 5 Постановления №502 не учтены мероприятия, предусмотренные программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности городского округа.

В нарушении пп. «к» п. 5 Постановления №502 не учтены действующие тарифы, утвержденные уполномоченными органами.

В нарушении пп. «л» п. 5 Постановления №502 не проведена в установленном порядке оценка доступности для абонентов и потребителей платы за коммунальные услуги, в том числе оценку совокупного платежа граждан за коммунальные услуги, с учетом затрат на реализацию программы на соответствие критериям доступности.

В нарушении пп. «д» п. 5 Постановления №502 не проведен анализ фактических и плановых, расходов на финансирование инвестиционных проектов с разбивкой по каждому источнику финансирования с учетом реализации мероприятий, предусмотренных программой.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, удовлетворении их в полном объеме.

Согласност. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерациипри принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В противном случае искажается сама суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец для защиты своего права, не достигается цель защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.

Принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает обоснованным установить ответчику срок для исполнения возлагаемой обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора ЗАТО г.Новоуральск в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоуральского городского округа о возложении обязанности привести в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 502 программу «Комплексное развития систем коммунальной инфраструктуры Новоуральского городского округа 2011-2020» и предоставить ее на утверждение Думы Новоуральского городского округа удовлетворить.

Обязать администрацию Новоуральского городского округа в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 №502 программу «Комплексное развития систем коммунальной инфраструктуры Новоуральского городского округа 2011-2020» и предоставить ее на утверждение Думы Новоуральского городского округа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Новоуральский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Т.А. Калаптур

СОГЛАСОВАНО:

Судья Т.А. Калаптур