ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1599/2022 от 22.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2022 г. <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Наточеевой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушановой Е.Е.,

с участием помощника прокурора <адрес>Алексеева С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах Солуянова Д. Ю. к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта» о возложении обязательности провести капитальный ремонт в многоквартирном доме,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов Солуянова Д.Ю. к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта» о возложении обязательности провести капитальный ремонт в многоквартирном доме, указав, что прокуратурой района во исполнения приказа прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и проведении капитального ремонта многоквартирных домов» проведена проверка НО «ФКР» в части организации проведения работ по капитального ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, строение 1.

По результатам проведенной проверки, выявлены нарушения в деятельности НО «ФКР».

Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2019-2021 г.г.

Согласно краткосрочному плану проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение работ по капитальному ремонту общего имущества содержит, в том числе МКД, расположенный по адресу: <адрес>, строение 1.

В ходе проверки установлено, что торги ЭАНС3922-20 размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» установлен порядок проведения торгов для привлечения исполнителей для выполнения капитального ремонта многоквартирных домов, из которого следует, что НО «ФКР» не ограничен в числе конкурсных процедур по объектам капитального ремонта.

Вопрос о привлечении единственного подрядчика НО «ФКР» не решен.

Таким образом, установлено, что капитальный ремонт общего имущества МКД по адресу: <адрес>, строение 1 в <адрес> в настоящее время не проведен. Аукцион по выбору подрядной организации согласно сведениям с сайта государственных закупок не состоялся.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ создана некоммерческая организация — «Фонд капитального ремонта».

Предметом деятельности НО «ФКР» согласно означенному постановлению является обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

Заявитель считает, что НО «ФКР» не предприняло своевременных и исчерпывающих мер по выбору подрядной организации, привлекаемой для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, фактические работы по капитальному ремонту данного МКД не начаты. Следовательно, ответчик не исполняет возложенные на него действующим жилищным законодательством обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту, что влечет за собой срыв исполнения региональной программы капитального ремонта на 2019-2021 г.г.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» провести капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, строение 1, путем проведения конкурсных процедур и заключения соответствующего договора на проведение капитального ремонта (ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений) в трехмесячный срок с момента вынесения решения.

В последующем представитель истца в лице помощника прокурора <адрес>Алексеева С.Ю. уточнил исковые требования, и просил обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» организовать надлежащее выполнение работ (ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений) по капитальному ремонту общедомового имущества в многоквартирном доме, расположенным по адресу: <адрес>, строение 1, в трехмесячный срок с момента вынесения решения.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>Алексеев С.Ю. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» организовать надлежащее выполнение работ (ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений) по капитальному ремонту общедомового имущества в многоквартирном доме, расположенным по адресу: <адрес>, строение 1, в трехмесячный срок с момента вынесения решения в связи с тем, что срок по ремонту крыши установлен в период с 2021-2023г. т.е. на настоящий момент не6 истек.

Истец Солуянов Д.Ю. в судебном заседании поддержал первоначальные исковые требования, просил также обязать провести ремонт крыши вместе с ремонтом внутридомовых инженерных систем и подвальных помещений. Считает, что в доме, расположенном по адресу: <адрес>, строение 1, необходимо провести комплексный капитальный работ, а именно: капитальный ремонт крыши, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, ремонт электропроводки, ремонт фундамента, поскольку только так можно предотвратить негативные последствия, имеющие место быть. Дополнил, что проведение капитальных работ в указанном доме необходимо только в комплексе, поскольку крыша находится в неудовлетворительном состоянии, течет, из-за чего страдают граждане, проживающие в данном доме. На протяжении нескольких месяцев, жители дома страдают от того, что при принятии водных ванн, мыться посуды и других потребностях при использовании воды, жителей дома бьет током, поскольку в доме отсутствует заземление в общедомовой электрической сети дома. Также бьет током при использовании бытовых приборов. Фактически все перечисленные обстоятельства являются угрозой жизни и здоровья граждан, проживающих в данном доме. Также пояснил, что НО «ФКР» был предоставлен перечень работ и услуг по капитальному ремонту дома, а именно: ремонт фасада многоквартирного дома, ремонт фундамента, ремонт крыши. Собственниками многоквартирного дома ДД.ММ.ГГГГ было проведено собрание собственников дома, оформлены и переданы региональному оператору соответствующие протоколы собрания собственников дома, согласовавшего проведение работ силами НО «ФКР», однако региональный оператор до настоящего времени бездействует. Просил суд обязать НО «ФКР» провести капитальный ремонт крыши, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, ремонт электропроводки, ремонт фундамента, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, строение 1, незамедлительно, поскольку данные виды работ являются необходимыми для сохранения жизни, здоровья жителей вышеуказанного дома, а также данные виды работ целесообразно проводить в летний период. Кроме того, пояснил, что ремонт должна проводить только лицензируемая организация, поскольку дом является объектом культурного наследия.

Представитель ответчика, НО «ФКР» Данч А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, дополнительно пояснила, что согласно Приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2019-2021 г.<адрес> краткосрочному плану проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение работ по капитальному ремонту общего имущества содержит, в том числе МКД, расположенный по адресу: <адрес>, строение 1. Вид работ по капитальному ремонту крыши, фасада и фундамента определен 2021-2023 г.г. и в данной программе включены работы по ремонту инженерных систем и ремонту подвальных помещений, иные виды работ не включены в программу регионального оператора. На указанном доме проводились торги ЭАНС3922-20, которые были размещены ДД.ММ.ГГГГ, однако признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время дом размещен в реестре договоров на сайте регионального оператора, однако до настоящего времени от подрядных организаций заявок не поступало. Также пояснила, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, строение 1 является объектом культурного наследия, в связи с чем торги проводится в два этапа: вначале торги проводятся на разработку проектной документации, затем на проведение ремонтных работ по капитальному ремонту. Просила суд отказать истцу в требованиях о возложении обязанности на НО «ФКР» провести капитальный ремонт крыши, ремонт электропроводки, ремонт фундамента, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, строение 1, поскольку программой срок выполнения работ не наступил. В случае удовлетворения требований в части выполнения капитальных работ по ремонту инженерных систем и работ в подвальном помещении, просила увеличить срок на исполнения решения суда, пояснив, что при указанных обстоятельствах необходим срок до 12 месяцев.

В судебном заседании по ходатайству стороны истца был допрошен свидетель Исправникова А.А., которая предупреждена судом об уголовной ответственности по ст. 307-308 УК РФ.

По существу дела пояснила, что является жителем <адрес>. 86, строение 1 по <адрес> в <адрес>. в указанной квартире проживает вместе со своим супругом. Солуянов Д.Ю. является ее соседом, в родственных отношениях не состоят. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ находясь у себя дома, во время мытья полов на кухне получила сильный удар током, после чего ее состояние ухудшилось. Удары током в квартире происходят на протяжении нескольких месяцев, и регулярно, в том числе, при бытовом использовании воды. Общедомовая электрическая проводка находится в непригодном состоянии и требует немедленной замены в рамках проведения работ по капитальному ремонту. Отсутствует общие провода заземления общедомовой электрической сети дома, являющейся частью общедомовых инженерных систем – заземление, предназначенного для жизни и здоровья проживающих граждан в вышеуказанном доме. Также необходимо провести работы по ремонту инженерных систем, ремонт подвальных помещений. В МКД, расположенном по адресу: <адрес>, строение 1, имеются многочисленные протечки крыши по всей площади дома, в период осадков и таяния снега. До настоящего времени НО «ФКР» не исполняет своих обязанностей, и ремонт инженерных систем и ремонт подвальных помещения, до настоящего времени не проведен в рамках региональной программы. Просит суд обязать НО «ФКР» провести капитальный ремонт крыши, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, ремонт электропроводки, ремонт фундамента, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, строение 1, незамедлительно, поскольку данные виды работ являются необходимыми для сохранения жизни, здоровья жителей вышеуказанного дома.

В судебном заседании по ходатайству стороны истца был допрошен свидетель Шевченко М.В., который предупрежден судом об уголовной ответственности по ст. 307-308 УК РФ.

Свидетель Шевченко М.В. дал пояснения, аналогичные пояснениям Исправниковой А.А., а также изложенным в письменных свидетельских пояснениях, приобщенных к материалам дела (л.д.58-59).

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Статьей 166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

Согласно ч.1 ст.180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В соответствии с ч.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 ч.2 ст.182 ЖК РФ).

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта" является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

Согласно ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (ч.2 ст.168 ЖК РФ).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч.7 ст.168 ЖК РФ).

Законом предусмотрено внесение в региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ч.4, 5, 7 ст.168 ЖК РФ).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» установлен порядок проведения торгов для привлечения исполнителей для выполнения капитального ремонта многоквартирных домов, из которого следует, что НО «ФКР» не ограничен в числе конкурсных процедур по объектам капитального ремонта.

Из материалов дела следует, что прокуратурой района во исполнении приказа прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и проведении капитального ремонта многоквартирных домов» проведена проверка НО «ФКР» в части организации проведения работ по капитального ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, строение 1.

Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2019-2021 г.г.

Согласно краткосрочному плану проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение работ по капитальному ремонту общего имущества, содержит, в том числе МКД, расположенный по адресу: <адрес>, строение 1.

В ходе проверки установлено, что торги ЭАНС3922-20 размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ.

Данное обстоятельство не оспаривалось стороной ответчика в ходе судебного заседания, а именно, представитель ответчика пояснил, что до настоящего времени ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений в многоквартирном доме, расположенным по адресу: <адрес>, строение 1, не проведен.

Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», в нее включены работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, ремонту подвальных помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, строение 1.

Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» указанные работы по капитальному ремонту, в том числе, указанного дома должны быть выполнены 2019-2021 г.г.

Вместе с тем, в настоящее время работы не начаты.

Материалами дела установлено, что другие электронные аукционы на проведение капитального ремонта общего имущества (крыши) данного многоквартирного дома НО «ФКР» в 2021- 2022 г.г. не проводились.

Доводы истца Солуянова Д.Ю. о том, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, строение 1, необходимо провести комплексный капитальный работ, а именно: капитальный ремонт крыши, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, ремонт электропроводки, ремонт фундамента, поскольку только так можно предотвратить негативные последствия, а также, что на протяжении нескольких месяцев, жители дома страдают от того, что при использовании воды, жителей дома бьет током, поскольку в доме отсутствует заземление в общедомовой электрической сети дома, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку в ходе судебного заседания судом было установлено, что за медицинской помощью от удара током жители дома, расположенного по адресу: <адрес>, строение 1, не обращались.

В материалах дела отсутствуют документы подтверждающие, что в указанном доме отсутствует заземление, в следствие чего указанные обстоятельства приводят к неблагоприятным последствиям для жителей дома.

Доводы истца о том, что все перечисленные обстоятельства являются угрозой жизни и здоровья граждан, проживающих в данном доме, также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств в обоснование своей позиции не представлено, и являются голословными.

Более того, судом установлено, что управлением многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, строение 1, осуществляется МП г.о.Самара «Жилсервис».

Солуянов Д.Ю. в ходе судебного заседания подтвердил, что на содержание дома, текущего ремонта, жители многоквартирного дома оплачивают платежи МП г.о.Самара «Жилсервис», однако в управляющую компанию в письменном виде, о том, что в доме отсутствует заземление, в связи с чем жителей дома бьет током; происходят протечки и требуется произвести текущей ремонт кровли, жители многоквартирного дома не обращались.

Кроме того, ремонт крыши, фасада и фундамента запланирован на 2021-2023г.г., таким образом, сроки по проведению данных видов работ на настоящий период не истекли.

В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.

Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1.2 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Применительно к пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, в состав общего имущества включаются крыши.

На основании пункта 10 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 приведенных правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

Доводы истца о том, что собственниками многоквартирного дома ДД.ММ.ГГГГ было проведено собрание собственников дома, и оформлены и переданы региональному оператору соответствующие протоколы собрания собственников дома, согласовавшего проведение работ силами НО «ФКР», в которых определили провести капитальный ремонт крыши, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, ремонт электропроводки, ремонт фундамента, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, строение 1, также не могут быть приняты судом во внимание, в силу следующего.

В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения такого ремонта, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на его проведение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности его проведения (часть 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации), формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункт 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> установлены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>".

В соответствии с частью 1 статьи 18 вышеприведенного закона региональная программа капитального ремонта формируется органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим реализацию единой государственной политики в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, в порядке, установленном настоящей статьей, и утверждается постановлением <адрес>.

В целях формирования (актуализации) региональной программы капитального ремонта органы местного самоуправления городских округов, не позднее 28 февраля года, предшествующего году реализации региональной программы капитального ремонта, направляют в орган исполнительной власти <адрес>, осуществляющий реализацию единой государственной политики в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, сведения, необходимые для принятия решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта, в том числе при актуализации региональной программы капитального ремонта, в порядке, установленном настоящим Законом (часть 3 статьи <адрес> N 60-ГД).

Указанные в части 3 статьи 18 сведения должны содержать в том числе адресный перечень многоквартирных домов, предлагаемых для включения в региональную программу капитального ремонта, введенных в эксплуатацию после завершения строительства или реконструкции (подпункт "а" пункта 1 части статьи <адрес> N 60-ГД).

Судом установлено, что региональной программой утвержден перечень работ по ремонту крыши, срок проведения капитальных работ определен – 2021-2023 г.г.; срок проведения работ по ремонту фасада и фундамента также определен региональной программой -2021-2023 г.г. (л.д.52).

Истец пояснил, что в иные органы власти о перенеси видов работ ни истец, ни еще кто-либо не обращался.

При изложенным обстоятельствах требования истца об обязании НО «ФКР» провести незамедлительно работы по капитальному ремонту крыши, электропроводки, ремонту фасада, удовлетворению не подлежат.

Пояснения свидетелей допрошенных в ходе судебного заседания, также не могут быть приняты судом по внимание, по основаниям изложенным выше.

Что касается нарушения о проведении работ по ремонту внутридомовых инженерных систем, ремонту подвальных помещений, то в данной части суд приходит к следующему.

Нарушение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, строение 1, нарушает, в том числе, права Солуянова Д.Ю., который зарегистрирован и проживает в вышеуказанном доме, несет бремя расходов на капитальный ремонт, поскольку несвоевременное его проведение существенно нарушает гарантированные Конституцией РФ жилищные права, вместе с тем является инвалидом второй группы, в связи с этим не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав.

Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным Кодексом РФ. Функции регионального оператора определены в ст. 180 ЖК РФ.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пп. 3, 4, 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 ЖК РФ.

Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (ч. 5 ст. 178, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 9 ГК РФ, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.

В силу ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», принятого Самарской Губернской Думой 04.06.2013г. региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета <адрес> и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Судом установлено, что в настоящее время, работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, строение 1, не начаты. Следовательно, ответчик не исполняет возложенные на него действующим жилищным законодательством обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту, что влечет срыв проведения капитального ремонта по указанному дому и, соответственно, привело к срыву региональной программы капитального ремонта на 2019-2021г.г.

До настоящего времени капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений в указанном многоквартирном доме не произведен, аукцион по выбору подрядной организации согласно сведениям с сайта государственных закупок не состоялся.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, учитывая, что ответчиком в полной мере не исполнено обязательство, возложенное на него законом, суд считает, что уточненные требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению, а именно, считает необходимым возложить на НО РО СО «ФКР» обязанность по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений.

Вместе с тем суд считает, что для проведения вышеуказанных действий необходим срок не менее 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что данный срок является разумным и достаточным для осуществления вышеуказанных обязанностей, входящих в непосредственную компетенцию ответчика, осуществление которых согласно вышеприведенному законодательству должно носить постоянный характер, а также с учетом временных сроков, установленных Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016г. по проведению аукционов, в том числе, учитывая, что дом является объектом культурного наследия, в связи с чем требования прокурора в части срока осуществления ремонта подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах Солуянова Д. Ю. к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта» о возложении обязательности провести капитальный ремонт в многоквартирном доме удовлетворить частично.

Обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» организовать надлежащее выполнение работ (ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений) по капитальному ремонту общедомового имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, строение 1, в течение 7 (семи) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 29.04.2022г.

Судья М.А. Наточеева