Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Селемджинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Василенко О.В.,
с участием представителя истца ФИО1, ФИО4, действующей на основании доверенности от 6.06.2017 г.,
при секретаре Романовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Селемджинского района об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Селемджинского района, с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просила обязать администрацию Селемджинского района предоставить ей, как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, площадью не ниже установленных норм, в пгт.Февральск Селемджинского района Амурской области, ссылаясь на то, что она относится к категории детей-сирот. Согласно постановлению администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ над ней была установлена опека ФИО7 На основании постановления администрации Селемджинского района № от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО7 полномочия опеки сняты. Заключением № от 02.042014 года отдела образования администрации Селемджинского района вынесено решение определить истца в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец зачислена воспитанницей детского дома с 15.04.2014 года. 03.02.2009 года она (ФИО1) была поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма на основании Постановления администрации Селемджинского района №. Согласно Постановлению администрации Селемджинского района Амурской области от 24.02.2010 года № «О принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, истец состоит на регистрационном учете, как не имеющая закрепленного жилья и в соответствии со ст. 8 ФЗ РФ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В январе 2017 года ФИО1 окончила профессиональное учебное учреждение «Амурский колледж сервиса и торговли», а 9.02.2017 года обратилась в администрацию Селемджинского района с просьбой выделить ей жилое помещение вне очереди, но до настоящего времени ответ не был получен.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
В судебном заседании представитель истца, ФИО4, действующая по доверенности от 06.06.2017 года, исковые требования, заявленные ФИО1 поддержала в полном объёме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика, администрации Селемджинского района, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлён своевременно и надлежащим образом, отзыв на исковые требования ФИО1 не представил, об уважительности причин неявки не заявил.
В письменном отзыве представитель третьего лица, МКУ «Отдел образования администрации Селемджинского района» просил в исковых требованиях ФИО1 об обязании администрации Селемджинского района предоставить ей жилое помещение отказать, ссылаясь на следующие обстоятельства. Согласно постановлению администрации Селемджинского района от 24.02.2010 №, ФИО1 признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением. Согласно выписке из Списка, предоставленной Министерством социальной защиты населения, ФИО1 включена в Список, в настоящее время номер очереди ФИО1 - №. Соответственно, действия администрация Селемджинского района основаны на законе и не противоречат требованиям действующего законодательства. Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, который действует с 1 января 2013 года. Внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1 января 2013 года не предусмотрено, жилые помещения специализированного жилого фонда в соответствии с законодательством Амурской области должны предоставляться указанной категории лиц при наличии целевого финансирования в порядке очередности в списке, сформированном Министерством социальной защиты населения Амурской области. Статьей 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 N 472-03 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Кроме того, согласно п. 16 Приложение № 2 к постановлению Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 г. № 1442 Министерство социальной защиты населения Амурской области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Удовлетворение исковых требований о предоставлении ФИО1 жилого помещения по договору специализированного найма вне очереди может существенно повлечь нарушение прав и законных интересов других граждан, а именно лиц из числа детей-сирот, которые до настоящего времени не обеспечены жильем и стоят на очереди.
Представитель МКУ «Отдела образования администрации Селемджинского района, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Амурской области, в судебное заседание по делу не явился, о месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счёт возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив доводы искового заявления, а также поданного на него возражения, выслушав представителя истца, исследовав представленные по делу письменные доказательства, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. Указанные обстоятельства признаются и не оспариваются всеми участниками процесса и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Согласно свидетельству о рождении, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, её матерью является ФИО2, отцом - ФИО3.
Из свидетельства о смерти I-ДВ № следует, что ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.Согласно информации органа опеки и попечительства (л.д. 5) ФИО3 записан в свидетельстве о рождении ФИО1, со слов матери (справка ф-4).
Постановлением от 12.01.1994 года № над несовершеннолетней ФИО1 установлена опека.
Постановлением администрации Селемджинского района № от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО7 полномочия опеки сняты.
Заключением № от 02.042014 года отдела образования администрации Селемджинского района вынесено решение определить ФИО1 в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно приказу № от 15.04.2014 года ГАУ Амурской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дмитриевский детский дом» ФИО1 зачислена воспитанницей детского дома с 15.04.2014 года.
Постановлением администрации Селемджинского района № от 03.02.2009 года ФИО1 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно Постановлению администрации Селемджинского района Амурской области № от 24.02.2010 года, в соответствие со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принято решение предоставить ФИО1 жилое помещение вне очереди после пребывания в образовательном учреждении.
Из письменного отзыва представителя третьего лица, МКУ «Отдел образования администрации Селемджинского района», следует, что ФИО1 включена в Список лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в настоящее время номер очереди ФИО1 - №. Указанное обстоятельство ответчиком не оспорено.
В январе 2017 года ФИО1 окончила Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение <адрес> «Амурский колледж сервиса и торговли» города Благовещенска, что подтверждается копией соответствующего диплома.
Согласно паспорту ФИО1, последняя имеет регистрацию в пгт. Февральск Селемджинского района, из заявленного иска следует, что фактическим местом проживания ФИО1 является пгт. Февральск Селемджинского района.
Согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области права собственности на объекты недвижимого имущества за ФИО1 не зарегистрированы.
Наличие нуждаемости ФИО1 в жилом помещении никем не оспорена.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по заявлению в письменной форме указанных лиц жилые помещения предоставляются им, в том числе, по завершении получения профессионального образования.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: нуждаемость в жилом помещении у лица, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.
При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
В силу п. 4 ч. 1 ст.5 названного Закона Амурской области, органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Поскольку в соответствии с ч. 2 ст.5 названного Закона Амурской области, порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области, субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов, то обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена на администрацию Селемджинского района.
На основании приведенных норм и установленных судом обстоятельств, ФИО1 имеет право на предоставление ей администрацией Селемджинского района жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории пгт. Февральск Селемджинского района Амурской области. Однако, как установлено судом и не оспаривается ответчиком – администрацией Селемджинского района, до настоящего времени жилое помещение ФИО1 не предоставлено, что нарушает её конституционное право на жилище, утвержденное ст. 40 Конституции Российской Федерации.
Доводы МКУ «Отдел образования администрации Селемджинского района» о наличии очереди на предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и о возможном нарушении принятым решением прав и законных интересов других лиц, указанной категории, не может быть принят во внимание, поскольку действующее законодательство связывает право на получение специализированного жилого помещения лицами из числа детей-сирот с такими обстоятельствами как достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, нуждаемость в жилом помещении (отсутствие иного жилья).
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Постановлением председателя Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области № 3/14 от 15 мая 2012 года принято решение главы Селемджинского района «О внесении изменений в решение Селемджинского района от 15 июля 2009 года № 10-Р «О норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учётной норме площади жилого помещения в жилищном фонде, находящегося в собственности района», согласно которому для предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в размере 15 кв.м. на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв.м. – на семью из двух человек, 33 кв.м. – на одиноко проживающего человека.
В соответствии с действующим жилищным законодательством жилое помещение должно отвечать ряду требований, в частности оно должно быть изолированным помещением, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
С учётом изложенного, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования ФИО1 о возложении на администрацию Селемджинского района во исполнение её полномочий, как органа местного самоуправления, предусмотренных Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обязанности предоставить ФИО1, как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, расположенное на территории пгт. Февральск Селемджинского района, по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не ниже 33 кв.м.
Согласно п. 19 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к администрации Селемджинского района - удовлетворить.
Обязать администрацию Селемджинского района Амурской области предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории пгт. Февральск Селемджинского района Амурской области.
На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда в течение одного месяца с момента изготовления мотивированной части решения, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ, через Селемджинский районный суд.
Судья О.В.Василенко