ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-159/19 от 29.01.2019 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-159/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2019 года город Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Агишевой М.В.,

при секретаре Егоровой Е.О.,

с участием истца Грицан И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Грицан И.И. к акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности» в лице Саратовского филиала о возложении обязанности отменить повышающий коэффициент КБМ и внести соответствующие изменения в информационную систему,

установил:

Грицан И.И. (далее по тексту - истец) обратился в суд с вышеуказанным иском к акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности» в лице Саратовского филиала (далее по тексту – АО «СОГАЗ», ответчик) и просил обязать ответчика отменить повышающий коэффициент 1,4 КБМ и восстановить его до значения 0,95, внести изменения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, взыскать с ответчика в свою пользу расходы по госпошлине в сумме 300 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что 23.10.2017 года в 22 час. 05 мин. истец, управляя автомобилем Ford Fusion с государственным регистрационным знаком <данные изъяты>, возле дома по <адрес> совершил наезд на ограждение люка, которое отскочило во встречный автомобиль LADA 219220 KALINA с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> и причинило ему незначительные механические повреждения. К административной ответственности истец привлечен не был, поскольку отсутствовал состав административного правонарушения, в связи с чем, прибывший на место ДТП сотрудник ГИБДД вынес определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

31.01.2017 года между истцом и ответчиком был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с оформлением страхового полиса <данные изъяты> сроком действия с 31.01.2017 года по 30.01.2018 года. В связи с тем, что действие указанного полиса истекло, истец в начале февраля 2018 года обратился к ответчику для заключения договора на новый срок и оформления нового полиса ОСАГО. Ответчик устно сообщил истцу, что страхование его ответственности по ОСАГО допустимо лишь с применением повышающего коэффициента ввиду ДТП, виновником которого, как истцу было сказано, установлен именно он. Истец не согласился с решением ответчика о применении повышающего коэффициента, который был учтен страховщиком при расчете страховой премии по ОСАГО, и подал письменное обращение на имя страховщика, в котором просил отменить повышающий коэффициент, указывая при этом, что его виновность в ДТП отсутствует, применение повышающего коэффициента по ОСАГО – неправомерно. Ответчик на данное обращение ответил отказом. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Истец Грицан И.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. При этом пояснил, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 23.10.2017 года было им обжаловано в Заводской районный суд г. Саратова, однако, в связи с пропуском срока на обжалование, в восстановлении которого ему было отказано, жалоба на постановление не была рассмотрена судом. Решение страховщика о признании случая (ДТП от 23.10.2017 года) страховым и выплате страхового возмещения потерпевшей ФИО7 им не обжаловалось.

Представитель ответчика АО «СОГАЗ» в лице Саратовского филиала представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, в судебное заседание не явился, об уважительности своей неявки суду не сообщил, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившегося ответчика.

Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 936 ГК РФ обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком.

Согласно п. 8 ст. 1 Федерального закона РФ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту - Закон об ОСАГО) под договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств понимается договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Пунктом 1 ст. 4 Закона об ОСАГО предусмотрено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью, или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории РФ транспортных средств.

В статье 1 Закона об ОСАГО определено понятие «страховые тарифы» - это ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов.

Пунктом 1 ст. 8 Закона об ОСАГО предусмотрено, что регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 настоящего Федерального закона.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Из положений п. 2 ст. 9 указанного Федерального закона следует, что коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливались в зависимости от: территории преимущественного использования транспортного средства; наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей; технических характеристик транспортных средств; сезонного использования транспортных средств; иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

В силу п. 6 ст. 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Подпункт «а» п. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО в единстве с п. 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных указанием Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У, устанавливает, что один из коэффициентов страхового тарифа ОСАГО находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (коэффициент КБМ).

Пунктом 2 приложения II страховых тарифов ОСАГО утверждена таблица, состоящая из 15 страховых водительских классов, начиная с «М», «0», «1»... до «13», каждому из которых соответствует коэффициент «бонус-малус» (КБМ), ежегодно влияющий на размер страховой премии ОСАГО, увеличивая либо уменьшая её. В примечаниях к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО предусмотрены правила и условия определения и применения КБМ при расчете страховых премий ОСАГО.

Из изложенного следует, что коэффициент страховых тарифов установлен, в том числе, и в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ).

Таким образом, Законом об ОСАГО установлена такая составляющая страховых тарифов, как коэффициенты, представляющие собой определенные факторы, увеличивающие или уменьшающие вероятность наступления страховых случаев и потенциальный размер причиненного вреда и влияющие на величину страхового тарифа.

В целях соблюдения учета за водителями водительских страховых классов и единообразного применения страховыми компаниями коэффициента «бонус-малус» (КБМ) при заключении договоров ОСАГО, в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона об ОСАГО создана и функционирует автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании, оператором которой является Российский Союз Автостраховщиков.

В соответствии с п. 10.1 ст. 15 Закона об ОСАГО, при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

Таким образом, согласно действующего законодательства обязанность производить правильный расчёт страховой премии исходя из произведения базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов, вносить корректные сведения в АИС РСА, производить сверку сведений представленных страхователем сведений с АИС РСА, выявлять несоответствия, допущенные при страховании и расчете премии, возложена на страховщика.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что Грицан И.И. является собственником транспортного средства – автомобиля Ford Fusion с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> В 2017 году застраховал гражданскую ответственность автовладельца при использовании указанного транспортного средства в АО «СОГАЗ» по полису ОСАГО серия <данные изъяты> сроком действия с 31.01.2017 года по 30.01.2018 года. Размер страховой премии составил 6885,30 руб. В качестве лиц, допущенных к управлению данным транспортным средством, указан сам Грицан И.И. и ФИО8 (л.д. ).

Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривалось истцом, 23.10.2017 года в 22 час. 05 мин. по адресу: <адрес> Грицан И.И., управляя автомобилем Ford Fusion, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, в нарушение требований пункта 10.1 Правил дорожного движения РФ двигался со скоростью, не обеспечивающей возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, при обнаружении опасности для движения не своевременно принял меры для снижения скорости, в результате чего допустил наезд на препятствие (ограждение смотрового колодца), после чего ограждение отлетело в автомобиль LADA 219220 KALINA, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, под управлением водителя ФИО9

В результате вышеназванного ДТП автомобилю LADA 219220 KALINA с государственным регистрационным знаком <данные изъяты>, принадлежащему ФИО11 на праве собственности, были причинены механические повреждения.

Причиной данного ДТП послужило нарушение водителем Грицан И.И. п. 10.1 ПДД РФ, что подтверждается определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 23.10.2017 года (л.д. ).

Нарушение Грицан И.И. Правил дорожного движения РФ и наступившие последствия – событие дорожно-транспортного происшествия, ущерб, причиненный имуществу потерпевшей ФИО12 находятся в непосредственной причинно-следственной связи.

Гражданская ответственность водителя Грицан И.И., связанная с управлением автомобилем Ford Fusion, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, на момент дорожно-транспортного происшествия была застрахована в АО «СОГАЗ» (страховой полис <данные изъяты> сроком действия с 31.01.2017 года по 30.01.2018 года).

16.11.2017 года потерпевшая ФИО13 обратилась в АО «СОГАЗ» (Саратовский филиал) с заявлением о наступлении события, имеющего признаки страхового случая - ДТП, приложив все необходимые документы (л.д. ).

Принимая во внимание изложенное, а также, установив факт ДТП, в результате которого были причинены повреждения застрахованному транспортному средству LADA 219220 KALINA, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания повреждений автомобиля LADA 219220 KALINA, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, страховым случаем, влекущим обязанность ответчика по страховому возмещению.

Ответчик признал случай страховым, о чем был составлен страховой акт <данные изъяты> от 23.11.2017 года и определен размер страхового возмещения подлежащего возмещению потерпевшей ФИО14 в размере 29000 руб. (л.д. ).

27.11.2017 года ответчик произвел потерпевшей ФИО15 выплату страхового возмещения в размере 29000 руб., что подтверждается платежным поручением от 27.11.2017 года (л.д. ).

Во исполнение положений Закона об ОСАГО сведения о наличии вышеуказанной страховой выплаты при наступлении страхового случая – ДТП от 23.10.2017 года, произошедшего в период действия полиса ОСАГО серия <данные изъяты>, были внесены страховщиком в автоматизированную информационную систему обязательного страхования.

Из пояснений истца следует, что в связи с истечением срока действия полиса ОСАГО серия <данные изъяты>, в начале февраля 2018 года он обратился к ответчику для заключения договора на новый срок и оформления нового полиса ОСАГО. Ответчик устно сообщил истцу, что страхование его гражданской ответственности по полису ОСАГО допустимо лишь с применением повышающего коэффициента КМБ ввиду ДТП, виновником которого, как истцу было сказано, установлен именно он.

Истец не согласился с решением ответчика о применении повышающего коэффициента КМБ, равного 1,4, при расчете страховой премии по ОСАГО и 14.11.2018 года обратился в АО «СОГАЗ» с заявлением (вх. от 14.11.2018 г.), в котором просил отменить повышающий коэффициент КМБ.

16.11.2018 года страховщиком был подготовлен и направлен ответ страхователю, в котором АО «СОГАЗ» указало о правомерности применения повышающего коэффициента КМБ в связи с произошедшим страховым случаем от 23.10.2017 года, а также наличия страхового возмещения, выплаченного в период действия предыдущего договора обязательного страхования. Данный ответ был получен истцом 21.11.2018 года.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал на нарушение его прав как потребителя страховых услуг, выразившееся, по его мнению, в применении страховщиком повышенного коэффициента КМБ, равного 1,4, при расчете размера страховой премии при оформлении нового полиса ОСАГО, полагал, что его виновность в ДТП отсутствует, в связи с чем, применение повышенного коэффициента неправомерно.

Вопреки доводам истца, суд, проверяя представленный ответчиком в материалы дела расчет страховой премии по ОСАГО на дату 31.01.2018 года для Грицан И.И., в том числе законность применения коэффициента КМБ 1,4, приходит к выводу, что данный расчет является правильным и обоснованным.

Как следует из указанного расчета, для определения класса страхования специалистами Саратовского филиала АО «СОГАЗ» была проведена проверка сведений о фактическом значении класса страхования водителей на 31.01.2018 года, т.е. на дату начала договора, что соответствует требованиям п. 10.1 ст. 15 Закона об ОСАГО.

Согласно сведениям, содержащимся в базе АИС ОСАГО (<данные изъяты>), последним договором, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты страхования 31.01.2018 года, в отношении всех лиц допущенных к управлению, является договор СК АО «СОГАЗ» <данные изъяты>, на дату окончания которого, с учетом наличия в период действия указанного договора страховой выплаты при наступлении страхового случая – ДТП от 23.10.2017 года, Грицан И.И. присвоен 2 класс страхования.

Для расчета страховой премии по ОСАГО для Грицан И.И. страховщиком, согласно данным, имеющимся в системе АИС РСА на дату 31.01.2018 года, был применен максимальный коэффициент КМБ – 1,4, соответствующий 2 классу страхования Грицан И.И.

С учетом изложенного, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а именно, что в период действия договора обязательного страхования СК АО «СОГАЗ» <данные изъяты> имел место страховой случай – ДТП от 23.10.2017 года по вине Грицан И.И., который нарушил ПДД РФ, что явилось следствием причинения ущерба имуществу потерпевшего, ответчик, как страховщик, признал случай страховым и исполнил обязанность по выплате потерпевшей ФИО16 страхового возмещения, сведения о наличии страховой выплаты при наступлении указанного страхового случая были внесены страховщиком в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав истца как потребителя страховых услуг при расчете страховой премии по полису ОСАГО на дату 31.01.2018 года, с применением повышенного коэффициента КМБ, равного 1,4, соответствующего 2 классу страхования.

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства дела и руководствуясь выше приведенными нормами материального права, исходя из того, что страховая выплата, произведенная по договору ОСАГО <данные изъяты> в отношении транспортного средства, владельцем которого является Грицан И.И. правильно учтена страховой компанией при расчете коэффициента КМБ, расчет страховой премии определен верно, суд считает, что правовых оснований для отмены повышающего коэффициента КМБ и внесения каких-либо изменений в автоматизированную систему не имеется.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе Грицан И.И. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Грицан И.И. к акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности» в лице Саратовского филиала о возложении обязанности отменить повышающий коэффициент КБМ и внести соответствующие изменения в информационную систему отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Срок составления мотивированного решения – 04 февраля 2019 года.

Судья М.В. Агишева