ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-159/20 от 09.12.2020 Варнавинского районного суда (Нижегородская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 декабря 2020 года Варнавинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Муратовой О.Ш.. при секретаре Пчелкиной О.Л., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казённому учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о признании отказа на предоставление мер социальной поддержке по плате за жилое помещение, отопление и освещение незаконным, о восстановлении нарушенного права на предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление и освещение с ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному казённому учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о восстановлении нарушенного права на предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление и освещение, указав, что ДД.ММ.ГГГГ истец принята на работу в ГБУ ПОУ «Варнавинский технолого-экономический техникум» на должность преподавателя (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с этим имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий педагогических работников образовательных организаций», в котором указано, что в соответствии со статьей 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники государственных образовательных организаций <адрес> и муниципальных образовательных организаций <адрес>, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках <адрес>, имеют право на меры социальной поддержки по плате за жилое помещение, отопление и освещение.

Место работы по трудовому договору - ГБУ ПОУ «Варнавинский технолого-экономический техникум», должность - преподаватель, таким образом в соответствии с законом <адрес> от 30.11.20067 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий педагогических работников образовательных организаций» ей положены меры социальной поддержки по плате за жилое помещение, отопление и освещение.

Однако Государственным казенным учреждением <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» в получении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение, отопление и освещение ей, отказано. Заявление с приложением пакета документов истцом подано ДД.ММ.ГГГГ. И.о. директора ГКУ НО «УСЗН <адрес>» ФИО2 в предоставлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение, отопление и освещение отказала на основании письма Министерства социальной политики <адрес> по причине её занятости на 0,2 ставки педагога и как работающей по совместительству.

Считает, что меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление и освещение должны быть ей предоставлены в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, истец просит признать отказ ГКУ НО «УСЗН <адрес>» на предоставление мер социальной поддержки по плате за жилое помещение, отопление и освещение, незаконным; восстановить нарушенное право на предоставление мер социальной поддержки по плате за жилое помещение, отопление и освещение и производить ежемесячную компенсацию, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям изложенным в исковом заявлении. Пояснила суду, что педагогический трудовой стаж у неё более 30 лет. Она является ветераном труда, проживает с мамой, которая так же является ветераном труда, но не пользуется своей мерой социальной поддержке, поскольку меру социальной поддержке предоставляют ей как педагогическому работнику. Каждый год их педагогов принимают на работу 01 сентября – начало учебного года и в конце учебного года увольняют с работы. Проживая в сельской местности, каждый год она подавала в орган социальной защиты населения документы на предоставление ей мер социальной поддержке как педагогу на основании закона 165-З, и каждый год данные меры социальной поддержке ей предоставлялись. Однако в новом учебном 2020 году, ответчик ей отказал в предоставлении мер социальной поддержки, указав, что её занятость составляет 0,2 ставки, но в законе именно о полной занятости педагога ничего не сказано, так же и не сказано про совместительство. Она работает в управлении образования Варнавинского муниципального района <адрес>, преподает в Варнавинском техникуме и включена в его штат как преподаватель. Считает что оснований для отказа в назначении ей мер социальной поддержке по 165-З законом не предусмотренно.

Представитель ответчика Государственного казённого учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» действующая на основании доверенности, возражала относительно заявленных исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.29-30), так же пояснила, что ФИО1 обратилась к ним с заявлением о предоставлении ей указанных мер социальной поддержке, как педагогическому работнику, предоставив весь пакет документов. Министерством социальной политики <адрес> им предоставлено письмо о практики рассмотрения подобных обращений и апелляционное определение Оренбургского областного суда (л.д.31-36) на основании которых они сделали выводы, что в обращении ФИО1 следует отказать, поскольку истец трудоустроена педагогом не на полную ставку, меры социальной поддержки в соответствии с законом -З ей не могут быть предоставлены. По поручению Министерства социальной политики <адрес> истцу отказано в назначении указанных мер социальной поддержке. В случае удовлетворении заявленных истцом требований, указанные меры социальной поддержке будет назначена истцу с ДД.ММ.ГГГГ.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьего лица Министерство социальной политики <адрес> в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, просили отказать в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.75-76), указав, что отсутствуют правовые основания для предоставление ФИО1 мер социальной поддержке, предусмотренной ч.8 ст.47 Федерального закона об образовании и Закона -З, поскольку она принята в ГБПОУ «Варнавинский технолого экономический техникум» на должность преподавателя на условиях внешнего совместительства на 0.2 ставки.

Суд, с учетом мнения сторон, счел возможным рассмотреть исковое заявление в отсутствие третьего лица, как предусмотрено с.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав мнения сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, согласно статьям 12, 55, 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующему.

Как указано в законе N 165-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий педагогических работников образовательных организаций», в соответствии со статьей 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на меры социальной поддержки по плате за жилое помещение, отопление и освещение имеют педагогические работники государственных образовательных организаций <адрес> и муниципальных образовательных организаций <адрес>, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках <адрес>. (часть 1 в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 23-З).

Право на меры социальной поддержки, указанные в части 1 настоящей статьи, имеют проживающие в городах <адрес>, преобразованных из сельских населенных пунктов (рабочих поселков), пенсионеры из числа педагогических работников государственных образовательных организаций <адрес> и муниципальных образовательных организаций <адрес>, проработавшие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках <адрес> не менее 10 лет, при условии предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения на момент назначения пенсии, в том числе за счет средств местного бюджета.

Педагогическим работникам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) и электроснабжения с учетом социальной нормы площади жилья и нормативов потребления, установленных статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 134-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья, отопления и освещения".

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и электроснабжения предоставляются педагогическим работникам, указанным в статье 1 настоящего Закона, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей, совместно с ними проживающим, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг(часть 1 в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 170-З).

Педагогическому работнику, имеющему право на получение мер социальной поддержки по настоящему Закону и аналогичных мер социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору педагогического работника (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 53-З).

Порядок компенсации расходов по плате за жилое помещение, отопление и электроснабжение педагогическим работникам, указанным в статье 1 настоящего Закона, устанавливается <адрес> (в ред. законов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 53-З, от ДД.ММ.ГГГГ N 120-З).

Финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки, указанных в статье 2 настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что в соответствии с приказом о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на работу в ГБПОУ «ВТЭК» на должность преподавателя, условия приема на работу – по совместительству на 2020-2021 учебный год, принята на работу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с тарифной ставкой почасовой оплаты, с надбавками за выслугу лет 15 %, 25 % сельские, 10 % за уровень образования (л.д.10).

В материалах дела имеется заключенный с истцом трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13)

В соответствии с трудовой книжкой истца № АТ-II у ФИО1 имеется непрерывный педагогический трудовой стаж с 1987 года, с ДД.ММ.ГГГГ она назначена на должность начальника управления образования администрации Варнавинского муниципального района, где работает по настоящее время (л.д.41-45).

В штатном расписании управления образования администрации Варнавинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, указана должность начальника управления образования, как одна штатная единица (л.д.78).

В соответствии со штатным расписанием ГБПОУ «Варнавинский технолого-экономический техникум» утверждено штатное расписание, где указано педагогов 40 единиц (л.д.79-80), как указано в тарификационном списке преподавателей ГБПОУ «Варнавинский технолого-экономический техникум» на 2020-2021 учебный год является преподавателем родной литературы в ГБПОУ «Варнавинский технолого-экономический техникум» (л.д.81).

В материалах дела имеется выписка из домовой книги, паспортные данные из которых следует, что истец зарегистрирован на территории <адрес> по адресу: <адрес>, р.<адрес> (л.д.24-25, 46) и проживает по указанному адресу, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось, как и то факт, что истец по указанному адресу проживает со своей матерью ФИО3 (л.д.46), которая имеет звание «Ветерана труда», мерой социальной поддержке не пользуется (л.д.54), что ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.

В суд ответчиком предоставлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым, ранее ФИО1 предоставлялась мера социальной поддержке в соответствии с законом – З (л.д.66-72).

Как указано в расписке от ДД.ММ.ГГГГ, и заявлении, ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержке в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-З, предоставив все необходимые документы, что ответчиком в судебном заседании не оспаривалось (л.д.18).

Согласно ответа и.о. директора ГКУ НО «УСЗН <адрес>» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, истцу отказано в назначении мер социальной поддержке в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-З, в виду того, что ФИО1 принята на работу в ГБПОУ «Варнавинский технолого-эконмический техникум» на должность преподавателя на условиях внешнего совместительства, на 0,2 ставки (приказ от ДД.ММ.ГГГГ ) (л.д.11-12, 37).

В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В статье 2 Федерального закона N 273-ФЗ указано, что педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

В статье 21 того же закона регламентирована образовательная деятельность, в соответствии с которой:

1. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

2. На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Пунктом 2 статьи 47 указанного Федерального закона декларировано, что в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 этой же статьи педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии.

Как указано в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения устанавливается педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках

В соответствии с пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Закон N 165-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий педагогических работников образовательных организаций», не содержит таких оснований для отказа в назначении педагогу мер социальной поддержке, как неполная занятость.

На уровне <адрес> как субъекта Российской Федерации нормативно правовые акты, регулирующие применение закона N 165-З, разъясняющие порядок применение указанного закона, и разграничивающие педагогических работников на работников по основному месту работы и по совместительству, поясняющий какой категории педагогических работников могут быть предоставлены меры указанной социальной поддержке, а какой нет, в настоящий момент не приняты.

Суд, в судебном заседании выслушав стороны по делу, исследовав письменные доказательства в их совокупности, установил, что ФИО1 является педагогическим работником ГБПОУ «Варнавинский технолого-экономический техникум», состоит в штате по основному месту работы в федеральном государственном образовательном учреждении на должности начальника управления образования администрации Варнавинского муниципального района, проживает в р.<адрес> и работает по трудовому договору в р.<адрес>.

На основании изложенного, проведя анализ вышеуказанных норм федерального законодательства, суд приходит к выводу, что правовых оснований для отказа ФИО1 в назначении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление и освещение по закону 165-З, как педагогическому работнику, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Государственному казённому учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о признании отказа на предоставление мер социальной поддержке по оплате за жилое помещение, отопление, освещение незаконным, о восстановлении нарушенного права на предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление и освещение с 01. Сентября 2020 года - удовлетворить.

Признать отказ Государственного казённого учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» в предоставлении мер социальной поддержке по оплате за жилое помещение, отопление, освещение ФИО1 – незаконным.

Признать за ФИО1 право на предоставление мер социальной поддержке как педагогическому работнику, в виде компенсации по оплате за жилое помещение, отопление и электроснабжение, установленные законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – З «О мерах социальной поддержке отдельных категорий педагогических работников образовательных организаций», с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский областной суд через Варнавинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) О.Ш.Муратова

Копия верна. Судья