ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-159/2015 от 30.03.2015 Крыловской районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-159/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Станица Крыловская 30 марта 2015 года

Крыловский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи - Павловской И.Н.

при секретаре – Шайхутдиновой Л.М.

с участием помощника прокурора Крыловского района Постол Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Октябрьского сельского поселения о признании незаконным бездействия юридического лица по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

У с т а н о в и л:

В суд обратился с заявлением прокурор Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия юридического лица Администрации Октябрьского сельского поселения по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, обязании юридического лица устранить в полном объеме допущенные нарушения по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в соответствии со строительными нормами и правилами РФ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», на входе в здание администрации Октябрьского сельского поселения, расположенное по адресу: ст. Октябрьская ул. Першина 21.

В обоснование заявленных требований прокурор Крыловского района ссылается на следующие обстоятельства:

Прокуратурой Крыловского района проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего вопросы создания беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, информации и связи. В ходе проверки установлено, что вход в здание Администрация Октябрьского сельского поселения не обеспечивает доступность здания, в котором находится, для инвалидов-колясочников и людей с поражением опорно-двигательного аппарата, путем установки пандусов, отвечающих требованиям Свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», а именно: пандус не соответствует требованиям СНиП 35-01-2001», то есть отсутствуют двойные поручни с обеих сторон по высоте 780 и 90 см, не соблюдается уклон пандуса, покрытие пандуса по внешнему краю не ограничено противососкальзывающим бортиком не менее 5 см, высота порогов входной двери, а также дверей, ведущих в зоны обслуживания требования п. 5.1.4 СНиП 35-01-2001», на дверях в зону оказания услуг не размещена информация о назначении помещения с дублирующими рельефными знаками, на входной лестнице с обеих сторон отсутствуют поручни, рельефные тактильные полосы. Администрация Октябрьского сельского поселения несет бремя содержания здания по ул. Першина, 21 в ст. Октябрьской. Бездействие администрации Октябрьского сельского поселения влечет за собой нарушение прав маломобильных граждан на беспрепятственный доступ, число которых постоянно меняется, то есть нарушает права неопределенного круга лиц, это в соответствии со ст. 45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Крыловского района Постол Е.В. уточнила исковые требования прокурора Крыловского района, просила суд обязать администрацию Октябрьского сельского поселения устранить в полном объеме допущенные нарушения в соответствии с требованиями Свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», а именно: переделать пандусы на входе в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001» т.е. установить двойные поручни с обеих сторон по высоте 70 и 90 см (п. 4.1.15 - СНиП 35-01-2001), между которыми расстояние 90 см, с уклоном пандуса не более 5% (п. 4.1.14-СНиП 35-01-2001). Покрытие полотен пандусов должно быть не скользкое (п. 5.1.3 - СНиП 35-01-201), по внешнему краю ограниченное, противососкальзывающим, бортиком не менее 5см. Высоту порогов входной двери, а также дверей ведущих в зоны обслуживания обеспечить не более 1,4 см (п. 5.1.4 - СНиП 35-01-201). На дверях в зону оказания услуг разместить на высоте от 1,3м до 1,4 м либо рядом с дверью информацию о назначении помещения, с дублирующими рельефными знаками (п. 5.5.8 - СНиП 35-01-201). Снабдить наружную входную лестницу с обеих сторон поручнями на высоте 90 см (п. 4.1.12 - СНиП 35-01-201), рельефными тактильными полосами за 0,6 -0,7 м перед маршем вверху и внизу шириной 0,3 -" 0,5 м для ориентирования слепых посетителей, а краевые ступени выделить контрастной окраской для ориентирования слабовидящих посетителей (л. 4.1.12 - СНиП 35-01-201). Увеличить ширину проема одной створки входной наружной двери и внутренней из тамбура в свету (не менее 90см.) (п. 5.1.4 -СНиП 35-01-201). Лестницы внутренние (ведущие на второй) оборудовать тактильным напольным указателем вверху и внизу (п. 5.2.10 - СНиП 35-01-201), поручнями по обеим сторонам на высоте 90 см. Оборудовать на первом этаже место для оказания услуг гражданам, страдающим проблемами самостоятельного передвижения.

В судебном заседании представитель администрации Октябрьского сельского поселения – специалист 1 категории ФИО1 , действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, показала, что в администрации Октябрьского сельского поселения в ст. Октябрьской по ул. Першина. 21 установлен пандус в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001, то есть двойные поручни с обеих сторон по высоте 70 и 90 см, между которыми расстояние 90 см, с уклоном пандуса не более 5 %, покрытие пандуса не скользкое, высота порогов входной двери, а также дверей, ведущих в зоны обслуживания обеспечено в соответствии с п.5.1.4- СНиП 35-01-2001, краевые ступени выделены контрастной окраской, входные наружные двери и внутренние из тамбура двойные, местом для оказания услуг гражданам, страдающим проблемами самостоятельного передвижения на первом этаже является территориальное обособленное структурное подразделение муниципального бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных слуг».

В судебном заседании представитель Управления социальной защиты населения Краснодарского края в Крыловском районе Подобный А.А. , действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, полагал исковое заявление прокурора обоснованным, по существу показал, что вход в здание администрации Октябрьского сельского поселения на момент проверки не соответствовал требованиям беспрепятственной доступности для маломобильных групп населения.

Выслушав помощника прокурора Крыловского района Постол Е.В., представителя Администрации Октябрьского сельского поселения, представителя Управления социальной защиты населения Краснодарского края в Крыловском районе ФИО2 , исследовав материалы гражданского дела, суд считает уточненные исковые требования прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Октябрьского сельского поселения законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, по результатам проверки, проведенной прокуратурой Крыловского района на предмет соблюдения законодательства, регламентирующего вопросы создания беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, информации и связи, установлено, что вход в здание администрации Октябрьского сельского поселения, не соответствует строительным нормам СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а именно: пандус не соответствует требованиям СНиП 35-01-2001», то есть отсутствуют двойные поручни с обеих сторон по высоте 780 и 90 см, не соблюдается уклон пандуса, покрытие пандуса по внешнему краю не ограничено противососкальзывающим бортиком не менее 5 см, высота порогов входной двери, а также дверей, ведущих в зоны обслуживания требования п. 5.1.4 СНиП 35-01-2001», на дверях в зону оказания услуг не размещена информация о назначении помещения с дублирующими рельефными знаками, на входной лестнице с обеих сторон отсутствуют поручни, рельефные тактильные полосы.

Здание по ул. Першина, 21 в ст. Октябрьской в соответствии со ст. 48 ГК РФ принадлежит на праве собственности администрации Октябрьского сельского поселения, которая в силу положений ст. 210 ГК РФ несет бремя его содержания.

Федеральным законом РФ от 24.11.1995 года № 181- ФЗ (в редакции от 23.02.2013 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в РФ, с целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

Законом Краснодарского края от 27.04.2007 года № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае», принятым во исполнение положений Закона № 181- ФЗ, дано определение объектам социальной инфраструктуры. К таковым относятся здания, сооружения, их комплексы, помещения, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения.

В соответствии со ст. 1 вышеназванного закона маломобильные граждане- люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, лица, старше 60 лет, лица с временными или стойкими нарушениями здоровья), а также иные лица, испытывающие затруднения при движении и (или) потреблении услуг в силу устойчивого или временного физического недостатка, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления.

Согласно п. 1.5 Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственного перемещения внутри, своевременное получение маломобильных групп населения полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование, получать услуги.

В соответствии со ст.12 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. По смыслу закона исполнение основных требований доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения осуществляется согласно перечню соответствующих требований. Требования к зданиям и сооружениям, направленные на обеспечение их доступности для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями передвижения, установлены в СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".

В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусмотрено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования средствами связи и информации.

В статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации к основным принципам градостроительной деятельности отнесено обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п.3).

В силу ст.27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

В виду вышеперечисленных обстоятельств суд считает уточненные требования прокурора обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 45, 254,255 ГПК РФ суд

Р е ш и л:

Уточненные исковые требования прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц к юридическому лицу- администрации Крыловского сельского поселения о признании незаконным бездействия индивидуального предпринимателя по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, удовлетворить.

Обязать администрацию Крыловского сельского поселения устранить допущенные нарушения по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в соответствии со строительными нормами и правилами РФ, а именно: переделать пандусы на входе в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001» т.е. установить двойные поручни с обеих сторон по высоте 70 и 90 см (п. 4.1.15 - СНиП 35-01-2001), между которыми расстояние 90 см, с уклоном пандуса не более 5% (п. 4.1.14-СНиП 35-01-2001). Покрытие полотен пандусов должно быть не скользкое (п. 5.1.3 - СНиП 35-01-201), по внешнему краю ограниченное, противососкальзывающим, бортиком не менее 5см. Высоту порогов входной двери, а также дверей ведущих в зоны обслуживания обеспечить не более 1,4 см (п. 5.1.4 - СНиП 35-01-201). На дверях в зону оказания услуг разместить на высоте от 1,3м до 1,4 м либо рядом с дверью информацию о назначении помещения, с дублирующими рельефными знаками (п. 5.5.8 - СНиП 35-01-201). Снабдить наружную входную лестницу с обеих сторон поручнями на высоте 90 см (п. 4.1.12 - СНиП 35-01-201), рельефными тактильными полосами за 0,6 -0,7 м перед маршем вверху и внизу шириной 0,3 - 0,5 м для ориентирования слепых посетителей, а краевые ступени выделить контрастной окраской для ориентирования слабовидящих посетителей (л. 4.1.12 - СНиП 35-01-201). Увеличить ширину проема одной створки входной наружной двери и внутренней из тамбура в свету (не менее 90см.) (п. 5.1.4 -СНиП 35-01-201). Лестницы внутренние (ведущие на второй) оборудовать тактильным напольным указателем вверху и внизу (п. 5.2.10 - СНиП 35-01-201), поручнями по обеим сторонам на высоте 90 см. Оборудовать на первом этаже место для оказания услуг гражданам, страдающим проблемами самостоятельного передвижения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в гражданскую судебную коллегию Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня его вынесения.

Судья