Дело № 2 – 159/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июля 2016 года с. Коса
Косинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего федерального судьи Зубовой Е.А.
при секретаре Кочкуровой Л.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Косинского сельского поселения, Администрации Косинского муниципального района, Министерству социального развития Пермского края о возложении обязанности выделить финансовые средства по программе «Обеспечение жильем молодых семей», выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения по программе «Обеспечение жильем молодых семей» в 2016 году, о признании права на получение сертификата
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Косинского сельского поселения, Администрации Косинского муниципального района и Министерству социального развития Пермского края с вышеуказанным иском. Свои требования истец мотивировала тем, что с 2013 года она является участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». В 2014-2015 г.г. сертификат ей не выдали. В 2016 г. в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты вновь отказали по причине отсутствия финансирования по программе. Просит признать за ней право на получение сертификата, обязать ответчиков выделить денежные средства по программе и выдать ей свидетельство на получение социальной выплаты в 2016 г.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители Косинского сельского поселения ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенности, исковые требования истца не признали, суду пояснили, что до 2015 года участвовали в софинансировании программы «Обеспечение жильём молодой семьи», поскольку позволяло финансовое состояние. Планируя бюджет на 2016 года и на плановый 2017, 2018 годы, исходя из сокращения бюджета и недостаточности финансовых средств, было принято решение не участвовать в программе.
Представитель администрации Косинского муниципального района ФИО4, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась. Суду показала, что семья истца является многодетной, молодой, нуждающейся в улучшении жилищных условий, с 2013 года участвует в федеральной программе «Жилище» на 2010 – 2015 годы подпрограммы «Обеспечение жильём молодой семьи». Фактически данная семья состоит на учете первая. ФИО1 проживает на территории Косинского сельского поселения, поэтому в данном случае участвуют бюджетные средства Коссинского сельского поселения, также внебюджетные источники- средства кредитных и других организаций. На 2016 год Косинское сельское поселение не заложило в бюджет денежные средства для участия в программе. Участие в программе сельских поселений является необязательным. Если в 2017 году Косинское сельское поселение будет участвовать в программе, то ФИО1 будет в числе претендентов на получение социальной выплаты, поскольку она стоит под номером 1.
Представитель Министерства социального развития Пермского края в судебное заседания не явился, просят дело рассмотреть в их отсутствие, о чем имеется письменное ходатайство. В отзыве на исковое заявление, направленном в суд указано, что с предъявленными требованиями они не согласны. Администрация Косинского муниципального района Пермского края заявки для участия в подпрограмме в 2016 году не подала, поэтому Косинский район в 2016 году не участвует в реализации мероприятий по софинансированию подпрограммы "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края". Участники не имеют право на получение социальной выплаты. Просит Министерство социального развития исключить из числа ответчиков и отказать истцу в удовлетворении требований в полном объеме.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а").
Согласно федеральному законодательству утверждение списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году осуществляется после определения размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый год (пункт 23 Правил).
Пермский край принимает участие в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в связи с чем разработана долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 №Ш9-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы.
С 01.01.2014 года долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» утратила свое действие. Реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей осуществляется на основании подпрограммы "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1322-п «Об утверждении государственной программы «Семья и дети Пермского края».
Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п "О реализации мероприятий подпрограммы "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержден Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы", Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1322-п "Об утверждении государственной программы "Семья и дети Пермского края", Постановлением главы Косинского муниципального района от 30.12.2015 N 529 "Об утверждении муниципальной программы "Улучшение демографической ситуации в Косинском муниципальном районе на 2016-2018 годы" 22.04.2016 г. утверждены Правила предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации подпрограммы "Поддержка семей и детей в Косинском муниципальном районе на 2016-2018 годы" муниципальной программы "Улучшение демографической ситуации в Косинском муниципальном районе на 2016-2018 годы". Программой и правилами установлены требования к ее участникам, расчет стоимости жилья, размер социальной выплаты, порядок признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий, порядок формирования списков молодых семей - участников программы, порядок выдачи свидетельств претендентам на получение социальных выплат. Программа предусматривает порядок очередности, определенной списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат.
Судом установлено, что 31.07.2013 г. семья ФИО1 признана Администрацией Косинского сельского поселения нуждающейся в улучшении жилищных условий.
07.08.2013 г. семья ФИО1 включена в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Главой Косинского муниципального района от 11 сентября 2015 г. был утвержден список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 г. Семья ФИО1 включена в вышеуказанный список под N 24.
По Косинскому сельскому поселению социальную выплату получили в 2014 г. получили 9 семей, в 2015 г. получили 7 семей.
Из-за недостаточного финансирования денежных средств на социальную выплату семье ФИО1 в 2015 году не хватило.
Согласно представленным материалам дела, в частности, справки Косинского сельского поселения от 27.04.2016 г. № и пояснениям представителей ответчика ФИО2 и ФИО3, денежные средства на предоставление социальных выплат молодым семьям в 2016 году на приобретение (строительство) жилья в рамках участия Косинского муниципального района в реализации федеральной целевой программы Жилище на 2015-2020 г.г. (местный бюджет) в Косинском сельском поселении не предусмотрены.
В связи с чем Администрация Косинского муниципального района заявку для участия в подпрограмме в 2016 году не подавала, муниципальный район в 2016 году не участвует в реализации мероприятий по софинансированию подпрограммы "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", поэтому право на получение Свидетельства в 2016 г. за семьей ФИО1 не признано, семья ФИО1 в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2016 г. не включена.
Следовательно, в настоящее время не имеется оснований для возложения на Администрацию Косинского сельского поселения, Администрацию Косинского муниципального района, Министерство социального развития Пермского края обязанности выделить ФИО1 финансовые средства по программе «Обеспечение жильем молодых семей», выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения по программе «Обеспечение жильем молодых семей» в 2016 году.
В то же время решение об отказе в предоставлении социальной выплаты в соответствии с существующим порядком в отношении ФИО1 не было принято.
Исследовав списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты по Косинскому муниципальному району в 2014, 2015 и 2016 годах, суд установил, что семья истца продолжает оставаться участником подпрограммы "Поддержка семей и детей в Косинском муниципальном районе на 2016-2018 годы" с составом семьи из 6 человек: ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, на момент рассмотрения дела данная семья по Косинскому сельскому поселению значится под номер 1.
Таким образом, нарушений прав ФИО1 как участника подпрограммы "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края" в настоящее время не установлено. Данное право ответчиками не оспаривается, в случае участия Косинского сельского поселения в софинансировании программы в 2017 году истец будет иметь право на получение указанной социальной выплаты.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Администрации Косинского сельского поселения, Администрации Косинского муниципального района, Министерству социального развития Пермского края о возложении обязанности выделить финансовые средства по программе «Обеспечение жильем молодых семей», выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения по программе «Обеспечение жильем молодых семей» в 2016 году, о признании права на получение сертификата – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Косинский районный суд в течение одного месяца.
Федеральный судья
Косинского районного суда Е.А.Зубова