ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-159/2016 от 29.03.2016 Чердынского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-159/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 марта 2016 года пос. Ныроб

Чердынский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Набиюллиной А.Г.,

с участием помощника прокурора Ныробской прокуратуры – Шакурова С.Н.,

представителя ответчика Администрации Ныробского городского поселения в лице ФИО4 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 месяц,

при секретаре судебного заседания Коростелёвой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердынского района Пермского края к администрации Ныробского городского поселения об обязании организовать деятельность межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений в соответствии с порядком и требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Ныробского городского поселения (далее – Администрация) о об обязании в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать деятельность межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; а также многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, в соответствии с порядком и требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования обосновываются тем, что ДД.ММ.ГГГГ при совместной проверке, проведенной прокуратурой ФИО1 и государственным жилищным инспектором по <адрес> в <адрес> был произведен осмотр жилых помещений – квартир № и по <адрес>, квартир № и по <адрес>, а также произведен внешний осмотр многоквартирных домов расположенных: <адрес>. По результатам осмотра были составлены акты проверки, из которых следует, что имеются основания для признания жилых помещений непригодными для проживания.

Кроме того, ранее, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 было вынесено представление с требованием об организации работы межведомственной комиссии по обследованию многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес><адрес>

Администрация Ныробского городского поселения, будучи органом местного самоуправления до настоящего времени не приняла мер по организации деятельности межведомственной комиссии для оценки уровня безопасности проживания граждан в указанных жилых помещениях. Между тем, нахождение в жилых помещениях (перечисленных квартирах и многоквартирных домах), имеющем признаки аварийности создает угрозу жизни и здоровью не только проживающих в нем граждан, но и неопределенного круга лиц, повреждении и уничтожения их имущества.

Прокурор в судебном заседании на своих требованиях настаивает, дал пояснения, аналогичные, доводам, изложенным в заявлении. Просит удовлетворить иск.

Представитель ответчика ФИО4 иск не признала, выразив фактическое не согласие с требованиями. Обязанность Администрации принимать меры по организации деятельности межведомственной комиссии не отрицает. Просит суд принять справедливое решение.

В письменном возражении глава Ныробского городского поселения, возглавляющая Администрацию, находит акты проверки от ДД.ММ.ГГГГ несостоятельными, поскольку именно на органы местного самоуправления, в том числе в лице межведомственной комиссией возложена обязанность по приведению решений о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания. Приложена справка Администрации о том, что по судебному разбирательству по иску прокурора граждане с письменными заявлениями в межведомственную комиссию по признанию помещений ветхими, не пригодными для проживания - не обращались. Считает требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Оценив доводы прокурора и представителя ответчика, изучив материалы дела, включая письменное возражение представителя главы поселения и все приложенные к нему документы, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно ч.2 ст.5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с Жилищным кодексом РФ других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения).

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения).

В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Пунктом 42 вышеуказанного Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлено, что межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Вышеназванным Положением к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.49).

Таким образом, заключение межведомственной комиссии о признании всех жилых помещений в доме непригодными для проживания, является по своей природе юридическим фактом влекущим прекращение жилищных правоотношений по пользованию жилыми помещениями и, как следствие, у органа местного самоуправления возникает обязанность по принятию решения о дальнейшей судьбе жилого помещения.

В соответствии со ст.17 Устава МО «Ныробское городское поселение», утвержденного Решением Думы МО «Ныробское городское поселение» № 23 от 28 мая 2014 года Администрация Ныробского городского поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

В соответствии с подпунктом 7.3 ст.21 Устава Администрация поселения обеспечивает исполнение полномочий органов местного самоуправления поселения по решению вопросов местного значения поселения в соответствии с федеральными законами, решениями Думы, постановлениями и распоряжениями главы поселения. Кроме того она управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (подпункт 3 п.7.1 ст.21 Устава).

Подпунктом 6 п.1 ст. 4 Устава осуществление муниципального жилищного контроля в соответствии с жилищным законодательством отнесено к вопросам местного значения Ныробского городского поселения.

Изложенное указывает на невыполнение Администрацией требований жилищного законодательства, обязывающих органы местного самоуправления обеспечить условия реализации гражданами права на безопасность жилища.

Представителем администрации в судебном заседании и приобщенном письменном возражении главы поселения, не оспаривается, что жилые помещения – квартиры № и по <адрес>, квартиры № и по <адрес>, являются муниципальной собственностью, а многоквартирные дома, расположенные: <адрес><адрес> отнесены к муниципальному жилищному фонду. Следовательно, у Администрации возникает обязанность совершать все необходимые и предусмотренные законом меры к обеспечению реализации гражданами, занимающими жилые помещения в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, права на жилое помещение отвечающее требованиям жилищного законодательства.

В суде установлено, что надзор за соблюдением администрацией Ныробского городского поселения требований жилищного законодательства, прав и законных интересов лиц, проживающих в перечисленных прокурором жилых помещений, осуществлялся прокуратурой Чердынского района в соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Внешняя проверка многоквартирных домов проводилась комиссией в составе: сотрудника Чердынской прокуратуры, государственного жилищного инспектора по Пермскому краю и врио начальника МБУ «Ныроб-тепло». При обследовании муниципальных квартир дополнительно привлекались к участию наниматели этих квартир.

Установленные актами проверок от ДД.ММ.ГГГГ нарушения обязательных требований, предъявляемым к жилым помещениям, указывают на наличие признаков аварийности жилых помещений. Вместе с тем, Администрацией не приняты меры для решения вопроса об организации деятельности межведомственной комиссии по обследованию соответствия перечисленных жилых помещений и многоквартирных домов санитарным и техническим требованиям. Заключение межведомственной комиссии по вопросу об аварийности этих жилых помещений и как следствие, принятие Комиссией одного из решений, перечисленных п.47 Положения – отсутствует.

Вопреки письменному мнению главы Ныробского городского поселения, действия Чердынской прокуратуры не подменяют принятия решений компетентными органами. Вопреки мнению автора жалобы, акты проверки не указывают на обязание прокуратурой признать обследованные многоквартирные дома и квартиры аварийным и подлежащим сносу. Оснований для отказа в удовлетворении иска по доводам, указанным в письменном возражении, не имеется.

Приобщенная к письменным возражениям справка Администрации, что граждане, проживающие в этих многоквартирных домах и квартирах, не обращались в межведомственную комиссию по вопросу ненадлежащих условий проживания, на необоснованность иска прокурора не указывает. Именно Администрация, будучи органом местного самоуправления, при выявленнии нарушений обязана была инициировать вопрос об оценке многоквартирных жилых домов и муниципальных квартир межведомственной комиссией.

Требования прокурора законны, обоснованны, и подлежат удовлетворению в полном объеме. Действия (бездействие) администрации влечет не только опасность для жизни и здоровья лиц, проживающих в перечисленных квартирах и многоквартирных домах, но и создает им необоснованные препятствия к реализации их жилищных прав, предусмотренных статьями 57 и 89 Жилищного кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Чердынского района Пермского края к администрации Ныробского городского поселения – удовлетворить.

Обязать Администрацию Ныробского городского поселения в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать деятельность межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, а также многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, в соответствии с порядком и требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд Пермского края (пос. Ныроб Чердынского района Пермского края) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья А.Г. Набиюллина

Решение суда в окончательной форме принято 1 апреля 2016 года.