ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-159/2020ПОДЛИ от 25.06.2020 Авиастроительного районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2-159/2020 подлинник

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июня 2020 года город Казань

решение принято в окончательной

форме 02 июля 2020 года

Авиастроительный районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Сафиной Л.Б.,

при секретаре судебного заседания Мазитовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале гражданское дело по иску ФИО в защиту прав и законных интересов группы лиц к Исполнительному комитету муниципального образования города ФИО, местной мусульманской религиозной организации – Приходу мечети «ФИО» ФИО и <адрес>ов гор. ФИО Централизованной Религиозной Организации – ФИО Республики Татарстан, ООО «АРХИТЕКТОН» о признании строительства квартальной мечети незаконным, о прекращении строительства и приведении земельного участка в состояние, соответствующее установленным градостроительным нормам и правилам, признании проектной документации несоответствующей градостроительным, строительным нормам и правилам, обязании ООО «АРХИТЕКТОН» привести проектную документацию в соответствие разрешению на строительство,

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратилась в суд с иском в защиту прав и законных интересов группы лиц, а именно: ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО Гульчиры, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО,

к Исполнительному комитету муниципального образования гор. ФИО, ММРО - Приходу Мечети «ФИО» ФИО и <адрес>ов гор. ФИО Централизованной Религиозной Организации - ФИО РТ о признании строительства квартальной мечети незаконным, о прекращении строительства и приведении земельного участка в состояние, соответствующее установленным градостроительным нормам и правилам.

В обоснование заявленных требований указано, что Приходом мечети «ФИО» ФИОФИО Республики Татарстан было получено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка кадастровый площадью 2330 кв.м. по <адрес> - культовые объекты - для строительства мечети в зоне многоэтажной жилой застройки в 3-10 этажей (Ж4) и в мае 2019 г. начато строительство культового объекта по данному адресу.

Данное строительство в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации нарушает права и законные интересы неограниченного круга граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или спорный объект капитального строительства, а возводимый объект капитального строительств в силу оснований, изложенных ниже, является самовольной постройкой, а действия, связанные с его строительством - являются незаконными.

В целях соблюдения прав жителей гор. ФИО на участие в обсуждении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков в соответствии с Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в гор. ФИО гор. ФИО от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении публичных слушаний в гор. ФИО по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по <адрес> - культовые объекты» было постановлено:

1. назначить проведение публичных слушаний по вопросу предоставления местной мусульманской религиозной организации - Приходу мечети «ФИО» ФИОФИО Республики Татарстан разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка кадастровый площадью 2330 кв.м. по <адрес> - культовые объекты - для строительства мечети в зоне многоэтажной жилой застройки в 3-10 этажей (Ж4).

2. определить: время проведения публичных слушаний - ДД.ММ.ГГГГ в 16:20; срок проведения - не более одного месяца со дня опубликования ФИО до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний; место проведения - здание ФИО архитектуры и градостроительства исполнительного комитет гор. ФИО по адресу: <адрес>, актовый зал; адрес, по которому могут представляться предложения и замечания по обсуждаемому вопросу, подаваться заявки на участие в публичных слушаниях с правом выступления: <адрес> ком. 612 (в будние дни - с 09.00 до 18.00).

Согласно же протоколу публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по <адрес> - культовые объекты публичные слушания состоялись ДД.ММ.ГГГГ

Согласно же представленному списку участников публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по <адрес> - культовые объекты никто из участников этого списка в нарушении п.3 ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации не является гражданами, проживающими в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение и чьи права и законные интересы могут быть затронуты результатами данных слушаний.

Таким образом, ответчиками был нарушен регламент проведения публичных слушаний, что лишило возможности участия в них реальных граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок и объект капитального строительства строящийся объект культа, применительно к которым запрашивается разрешение и чьи права и законные интересы действительно затронуты результатами данных слушаний и последующим строительством спорного объекта.

Во-вторых, строительство спорного объекта осуществляется с множественными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, а именно:

1. количество машино-мест 10 шт., а должно быть (минимум) 48.

Расчет парковочных мест выполнен по решению ФИО городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. Количество машино-мест 10 шт. Данное решение действовало до ДД.ММ.ГГГГ Рассматриваемый эскизный проект был согласован ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, при проверке расчета парковочных мест, в УАиГ должны были руководствоваться другим нормативом, действовавшим на тот момент (на основании решения ФИО городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ).

Максимальное число посетителей мечети - 150. <адрес> мечети (по эскизному проекту) - 499,56 кв.м. Количество парковочных мест согласно действовавшему нормативу: 150/4 + 499,56/50 = 47,49, то есть 48 машино-мест.

2. не соблюдены величины санитарных и бытовых разрывов от открытых паркингов для хранения легкового автотранспорта до игровых площадок детского сада на соседнем земельном участке.

Исходя из п.п.1 данного заявления, расчетное количество парковочных мест должно быть гораздо больше чем 10. Руководствуясь решением ФИО городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О местных нормативах градостроительного проектирования городского округа ФИО», при количестве парковочных мест свыше 11, санитарный разрыв между местом хранения автомобилей площадками детских садов должен быть более 50 метров.

В данном эскизном проекте, разрыв между паркингом и детскими площадками составляет 25 метров. Пятидесятиметровая санитарная зона не позволит размещать парковочные места на данном земельном участке, что и пытались обойти проектировщик, подгоняя число машино-мест в расчете под значение 10 шт. Имея 48 парковочных мест, санитарная зона должна быть 50 метров, что не позволит вести строительство мечети на данной территории.

3. нарушение в определении общей площади и этажности здания.

При определении общей площади здания, не была учтена площадь, которую на чертеже назвали «чердак». Однако данное пространство не является чердаком, и будет использоваться как обычное помещение на усмотрение владельцев здания. Так называемый чердак было искусственно занижен подвесными потолками, для исключения его из общей площади здания и этажа.

Истец считает, что это довольно распространенный прием среди проектировщиков, в УАиГ не могли о нем не знать. В последующей эксплуатации, после сдачи объекта, подвесной потолок будет поднят на комфортную отметку, и помещение превратиться из «чердака», во что угодно. Исходя из этого, общая площадь здания должна быть увеличена примерно на 40 кв.м. (точные размеры помещения «чердак» не известны), что повлечет за собой увеличение количества парковочных мест на 1 автомобиль в большую сторону.

Исходя из того, что помещение «чердак» должно быть включено в общую площадь здания, общая площадь помещений над отметкой +3.000 (63,3 кв.м. + 40 кв.м.) равняется 103,3 кв.м., а общая площадь здания должна быть 539,56 кв.м., что не соответствует эскизной 499,56 кв.м. и площади в разрешении на строительство 547,36 кв.м.

Не соответствие общих площадей здания в эскизном проекте и в разрешении на строительство также свидетельствует о незаконности выдачи данного разрешения.

То есть, площадь помещений над отметкой +3.000 больше 40 процентов площади первого этажа в нашем двухсветном пространстве, и поэтому данные помещения не являются антресолью, а являются полноценным этажом (третьим этажом здания):

Площадь первого этажа - 220,88 кв.м.,

Площадь помещений над отметкой +3,000 - 103,3 кв.м..

Процент площади от первого этажа (103,3/220,88)*100 = 46,76%.

Следовательно, здание мечети является трехэтажным, а это влечет за собой прохождение экспертизы проектной документации, а также делает объект поднадзорным ГСН РТ.

Именно это пытались скрыть проектировщики, назвав полноценное помещение «чердаком», именно это согласовали в УАиГ и именно на это выдали разрешение на строительство в исполнительном комитете Муниципального образования гор. ФИО.

То есть, разрешение на строительство -RU от ДД.ММ.ГГГГ было выдано незаконно с отклонением от предельных параметров разрешенного строительства, что предполагает наличии соответствующего разрешения.

Все эти нарушения в совокупности привели к нарушению законных прав и интересов группы лиц, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок и объект капитального строительства строящийся объект культа, включая жителей домов по <адрес> и <адрес> гор. ФИО.

Истец в защиту прав и законных интересов группы лиц просит признать строительство квартальной мечети на пересечении <адрес> и <адрес> в ФИО<адрес> гор. ФИО на земельном участке с кадастровым номером незаконным; обязать застройщика ММРО - Приход мечети «ФИО» ФИО и <адрес>ов гор. ФИО Централизованной религиозной организации - ФИО РТ прекратить строительство; обязать застройщика ММРО - Приход мечети «ФИО» ФИО и <адрес>ов гор. ФИО Централизованной религиозной организации - ФИО РТ привести земельный участок в состояние, соответствующее установленным градостроительным нормам и правилам.

Определением ФИО районного суда гор. ФИО от 04.03.2020г. к рассмотрению исковых требований ФИО, действующей в интересах группы лиц, присоединены требования следующих граждан: ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО.

В ходе рассмотрения дела представителем ФИО - ФИО в качестве соответчика привлечены ООО «АРХИТЕКТОН», в качестве третьих лиц - КЗИО ИК МО гор. ФИО, МКУ «ФИО градостроительных разрешений ИК МО гор. ФИО», МКУ «ФИО архитектуры и градостроительства ИК МО гор. ФИО», требования были изменены.

Просили признать строительство квартальной мечети на пересечении <адрес> и <адрес> в ФИО<адрес> гор. ФИО на земельным участком с кадастровым номером незаконным.

Обязать застройщика ММРО - Приход мечети «ФИО» ФИО и <адрес>ов гор. ФИО Централизованной религиозной организации - ФИО РТ прекратить строительство.

Обязать застройщика ММРО - Приход мечети «ФИО» ФИО и <адрес>ов гор. ФИО Централизованной религиозной организации - ФИО РТ привести земельный участок в состояние, соответствующее установленным градостроительным нормам и правилам.

Признать проектную документацию на строительство, подготовленную ООО «АРХИТЕКТОН» несоответствующей градостроительным, строительным нормам и правилам, действующим на момент выдачи разрешения на строительство 23.01.2019г., градостроительному плану земельного участка № RU в части:

- параметра «количества парковочных мест»,

- параметра «разрыв от открытых автостоянок постоянного хранения и паркингов для хранения легкового автотранспорта до объектов застройки, м - территории школ, детских площадок, ПТУ, техникумов, площадок для отдыха, игр и спорта, детских площадок.

Обязать ООО «АРХИТЕКТОН» привести проектную документацию в соответствие разрешению на строительство 23.01.2019г., градостроительному плану земельного участка № RU в указанной части.

ФИО, действующая в интересах группы лиц, а также её представитель ФИО в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили назначить по делу судебную строительно-техническую экспертизу.

Представители Исполнительного комитета Муниципального образования гор. ФИОФИО, он же представитель третьего лица МКУ «ФИО архитектуры и градостроительств ИК МО гор. ФИО», ФИО, она же представитель третьего лица МКУ «ФИО градостроительных разрешений гор. ФИО» с иском не согласились, по доводам, указанным в возражениях (л.149-150, 151-152), также считают себя ненадлежащими ответчиками по делу, возражали против назначения по делу строительно-технической экспертизы.

Представитель Прихода мечети «ФИО» ФИО и <адрес>ов гор. ФИО Централизованной Религиозной организации - Духовное Управление Мусульман Республики Татарстан ФИО с исковыми требованиями не согласился, просил отказать в назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы. Ранее другим представителем Прихода мечети «ФИО» ФИО и <адрес>ов гор. ФИО Централизованной Религиозной организации - Духовное Управление Мусульман Республики Татарстан - адвокатом ФИО представлены возражения относительно исковых требований (т. 2, л.д. 107-113), в которых просил суд в иске отказать, так как выданное разрешение на строительство в установленном законом порядке не оспорено и не признано незаконным.

Представитель ООО «АРХИТЕКТОН» ФИО в судебном заседании просил в иске отказать, также возражал против назначения по делу судебной строительно-технической экспертизы.

Определением ФИО районного суда гор. ФИО от 17.06.2020г. к рассмотрению исковых требований ФИО, действующей в интересах группы лиц, присоединены требования следующих граждан: ФИО, ФИО, ФИОФИОФИО.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права, при этом заинтересованное лицо самостоятельно определяет способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно части 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 7 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Статьёй 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, согласно которому:

1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

2. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

3. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

4. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

5. Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.

6. Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

7. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.

8. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

10. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

11. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний.

12. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства с учетом особенностей, предусмотренных частью 13 настоящей статьи, включаются следующие разделы:

1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с техническими условиями подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, и в случае проведения экспертизы результатов инженерных изысканий до проведения экспертизы проектной документации с реквизитами положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий;

2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

3) разделы, содержащие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения:

а) требований технических регламентов, в том числе требований механической, пожарной и иной безопасности, требований энергетической эффективности, требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов к зданиям, строениям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), требований к обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

б) санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объектов;

в) требований к процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации зданий и сооружений;

г) требований технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

4) проект организации строительства объектов капитального строительства;

5) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;

6) сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого объекта, а также в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции многоквартирного дома сведения об объеме и составе указанных работ.

Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу части 1 и части 4 статьи 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что ФИО руководителя Исполнительного комитета гор. ФИО от 14.11.2011г. местной мусульманской религиозной организации - Приход мечети «ФИО» ФИОФИО Республики Татарстан предоставлен в безвозмездное срочное пользование сроком на три года из земель населенных пунктов земельный участок кадастровый , площадь. 2330 кв.м. для строительства культового объекта по <адрес>.

06.08.2014г. комиссией по землепользованию и застройке при руководителе ИК МО гор. ФИО проведено заседание на котором было рассмотрено предложение прихода мечети «ФИО» ФИОФИО Республики Татарстан о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , площадью 2330кв.м. по <адрес> - культовые объекты - для строительства мечети в зоне многоэтажной жилой застройки в 3-10 этажей (Ж4).

В результате обсуждения комиссией рекомендовано данный вопрос вынести на публичные слушания.

В соответствии с ФИО гор. ФИО от ДД.ММ.ГГГГ.02.2015г. по данному вопросу проведены публичные слушания. В ходе публичных слушаний поступило замечание по месту расположения мечети вблизи многоквартирного жилого дома и установления необходимости условно разрешенного вида использования в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В целях соблюдения права жителей гор. ФИО на участие в обсуждении данного вопроса ФИО гор. ФИО опубликовано в средствах массовой информации ДД.ММ.ГГГГ и размещено на официальном сайте гор. ФИО

19.02.2015г. данный вопрос повторно вынесен на рассмотрение комиссии, где рассмотрев заключение о результатах публичных слушаний, в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации рекомендовано руководителю Исполнительного комитета муниципального образования гор. ФИО предоставить местной религиозной организации - приходу мечети «ФИО» ФИО мухмасибата ФИО Республики Татарстан разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка по <адрес> - культовые объекты.

ФИО Исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по <адрес> «культовые объекты»

предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования на земельный участок - культовые объекты.

27.02.2018г. между Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования гор. ФИО в лице заместителя председателя Комитета ФИО, действующего на основании доверенности от 09.12.2015г. /КЗИО-ИСХ от имени Исполнительного комитета муниципального образования гор. ФИО (ссудодатель), и ММРО - Приходом Мечети «ФИО» ФИО и <адрес>ов гор. ФИО Централизованной Религиозной Организации - ФИО РТ (получатель) заключен договор безвозмездного пользования землей, согласно которому ссудодатель передает, а покупатель принимает в безвозмездное пользование земельный участок , общ. пл. 2330 кв.м., адрес расположения земельного участка: гор. ФИО, <адрес> договор заключен сроком на 10 лет до 26.02.2028г., дата возврата земельного участка 26.02.2028г.

ФИО архитектуры и градостроительства гор. ФИО согласовано эскизное предложение от 03.08.2018г. .

По заявке местной религиозной организации - прихода мечети «ФИО» ФИОФИО Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером выдан Градостроительный план от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ГПЗУ п.3 параметр количества парковочных мест к объектам строительства в пределах земельных участков рассчитываются в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования - Решение ФИО городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (таб. 2, п. 20 Объекта капитального строительства с помещениями различного функционального назначения (многофункциональный комплекс), культовые объекты - на 100 к.м. общ. пл. здания 2 машино-места).

Из расчета 499,56 кв.м. (общ. пл. ):100*2=9,99 (10 машино-мест).

В связи с истечением срока действия предыдущего ГПЗУ по заявке местной религиозной организации - прихода мечети «ФИО» ФИОФИО Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером выдан Градостроительный план от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании заявления и документов, предоставленных в соответствии со статьёй 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Исполнительным комитетом гор. ФИО застройщику - местной религиозной организации - прихода мечети «ФИО» ФИО и <адрес>ов гор. ФИО Централизованной религиозной организации - ФИОФИО Республики Татарстан выдано разрешение на строительство мечети по <адрес>ФИО<адрес> гор. ФИО, кадастровый номер земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ- RU.

Обращаясь с настоящим иском в суд, представитель ФИО указал, что представленная проектная документация не соответствует строительным нормам и правилам, действующим на момент выдачи разрешения на строительство 23.01.2019г., градостроительному плану земельного участка в части:

- параметра «количество парковочных мест»;

- параметра «разрыва от открытых автостоянок постоянного хранения и паркингов для хранения легкового автотранспорта до объекта застройки, м - территории школ, детских организаций, ПТУ, техникумов, площадок для отдыха, игр и спорта, детских площадок.

Истец указывает в исковом заявлении, что при определении общей площади здания, не была учтена площадь, которую на чертеже назвали «чердак», так как данное пространство не является чердаком, и будет использоваться как обычное помещение на усмотрение владельцев здания. Так называемый чердак, по мнению истца, был искусственно занижен подвесными потолками, для исключения его из общей площади здания и этажа. Истец считает, что это довольно распространенный прием среди проектировщиков, в УАиГ не могли о нем не знать. В последующей эксплуатации, после сдачи объекта, подвесной потолок будет поднят на комфортную отметку, и помещение превратиться из «чердака», во что угодно. Данный довод носит предположительный характер. В пункте 4 разрешении на строительство от 23.01.2019г. № RU указаны краткие проектные характеристики для строительства, где этажность объекта указано- 2.

Таким образом, в настоящее время права группы лиц ничем не нарушены.

Доводы истца, действующего в интересах группы лиц, и её представителя ФИО о том, что строительство мечети нарушает права и законные интересы неограниченного круга граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, и возводимый объект капитального строительства является самовольной постройкой, а действия, связанные с его строительством - является незаконными несостоятельны ввиду следующего.

Суд считает, что положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть применены к обстоятельствам настоящего спора, поскольку для строительства мечети выдано соответствующее разрешение органов муниципальной власти в пределах их компетенции.

Представитель ФИО - ФИО неоднократно на судебном заседании заявлял, что разрешение на строительство не оспаривает.

В настоящее время ни ФИО Исполнительного комитета гор. ФИО от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по <адрес> - культовые объекты», ни разрешение на строительство в установленном судебном порядке никем не оспорены и не признаны несоответствующими закону или иному нормативному акту.

Выданное разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

Учитывая вышеизложенное, действия застройщика по строительству мечети по <адрес>ФИО<адрес> гор. ФИО, являются законными, поскольку они осуществляются на основании действующего разрешения на строительство, выданного уполномоченным органом.

Таким образом, исковые требования ФИО в защиту прав и законных интересов группы лиц к Исполнительному комитету муниципального образования города ФИО, местной мусульманской религиозной организации – Приходу мечети «ФИО» ФИО и <адрес>ов гор. ФИО Централизованной Религиозной Организации – ФИО Республики Татарстан, ООО «Архитектон» о признании строительства квартальной мечети незаконным, о прекращении строительства и приведении земельного участка в состояние, соответствующее установленным градостроительным нормам и правилам, признании проектной документации несоответствующей градостроительным, строительным нормам и правилам, обязании ООО «АРХИТЕКТОН» привести проектную документацию в соответствие разрешению на строительство подлежат отклонению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО Гульчиры, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО к Исполнительному комитету муниципального образования города ФИО, местной мусульманской религиозной организации – Приходу мечети «ФИО» ФИО и <адрес>ов гор. ФИО Централизованной Религиозной Организации – ФИО Республики Татарстан, ООО «Архитектон» о признании строительства квартальной мечети незаконным, о прекращении строительства и приведении земельного участка в состояние, соответствующее установленным градостроительным нормам и правилам, признании проектной документации несоответствующей градостроительным, строительным нормам и правилам, обязании ООО «АРХИТЕКТОН» привести проектную документацию в соответствие разрешению на строительство оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Сафина Л.Б.