ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-159/2021 от 20.01.2021 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

73RS0004-01-2020-006904-15

Дело № 2-159/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2021 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:председательствующего судьи Высоцкой А.В.,

при секретаре Аббазовой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области к ФИО1 о взыскании неустойки,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании неустойки, указав в обоснование следующее.

Между Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (в настоящее время Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области) и ФИО1 заключен договор аренды лесного участка от 27.02.2017 .

В соответствии с п. 1.2 Положения о Министерстве, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 , Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области является правопреемником Министерства сельского хозяйства Ульяновской области и Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области. Указом Губернатора Ульяновской области от 19.06.2018г. № 57 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 16.07.2018 создано Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, с передачей ему функций Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

В соответствии с пунктами 1, 2 договора аренды арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок площадью 0,1 га, расположенный: <адрес>, кадастровый номер . Согласно подпункту «г» пункта 11 договора аренды арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить Министерству проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы. Однако арендатор нарушил подпункт «г» пункта 11 договора аренды. Согласно пункту 12 договора аренды за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 13 договора аренды за нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной и муниципальной экспертизы, или использование участка без проекта освоения лесов арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере 50 000 руб. за каждый день просрочки по истечению установленного срока.

В соответствии с пунктом 30 раздела III приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, определенных статьями 43-45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Согласно приказу Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 11.12.2018 №33 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Ульяновского лесничества Ульяновской области» был утвержден новый лесохозяйственный регламент Ульяновского лесничества Ульяновской области, который начал действовать с 01.01.2019.

В связи с тем, что проект освоения лесов, разрабатываемый в соответствии с действующим Лесохозяйственным регламентом ФИО2 лесничества, не предоставлен (допустимый срок предоставления 30.06.2019), просрочка составляет 6 месяцев (с 01.07.2019 по 31.12.2019). Соответственно, размер штрафа составляет: 50 000 руб.*6 мес. = 300 000 руб.

В адрес ответчика направлено письмо с предложением о добровольном погашении задолженности сформировавшейся неустойки. Однако до настоящего времени неустойка не погашена.

Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области просит взыскать с ФИО1 по договору аренды лесного участка от 27.02.2017 сумму неустойки за несвоевременное предоставление проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 27.02.2017 в размере 300 000 руб. за период с 01.07.2019 по 31.12.2019.

В судебном заседании представитель Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области не участвовал, о времени и месте судебного заседания истец извещен, в заявлении представитель просит рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении иска настаивает.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что своевременно не предоставил проект освоения лесов по причине реорганизации Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области. Какого-либо материального вреда или убытков им истцу не причинено, вред природе также не причинен. Он, как арендатор земельного участка, никаких преимуществ от неисполнения обязательств по договору, не извлек. Проект освоения лесов был разработан, прошел государственную регистрацию. Просил снизить размер неустойки в соответствии со ст.333 ГК РФ.

С учетом мнения ответчика суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Заслушав участника процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 8 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

На основании ч. 1, 2 ст. 307 Гражданского кодекса РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 330 Гражданского кодекса РФ должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения обязательств неустойку (штраф, пени) определённую законом или договором.

Из материалов дела следует, что между Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (в настоящее время Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области) и ФИО1 был заключен договор аренды лесного участка от 27.02.2017 .

В соответствии с п. 1.2 Положения о Министерстве, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 452-П, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области является правопреемником Министерства сельского хозяйства Ульяновской области и Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области. Указом Губернатора Ульяновской области от 19.06.2018г. № 57 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 16.07.2018 создано Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, с передачей ему функции Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

В соответствии с пунктами 1, 2 договора аренды арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок площадью га, расположенный: <адрес>, кадастровый номер . Согласно подпункту «г» пункта 11 договора аренды арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить Министерству проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.

Арендатор (ответчик) нарушил подпункт «г» пункта 11 договора аренды - в срок до 30.06.2019 проект освоения лесов арендодателю не предоставил.

Согласно пункту 12 договора аренды за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 13 договора аренды за нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной и муниципальной экспертизы, или использование участка без проекта освоения лесов арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере 50 000 руб. за каждый день просрочки по истечению установленного срока.

В соответствии с пунктом 30 раздела III приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, определенных статьями 43-45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Согласно приказу Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 11.12.2018 №33 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Ульяновского лесничества Ульяновской области» был утвержден новый лесохозяйственный регламент Ульяновского лесничества Ульяновской области, который начал действовать с 01.01.2019.

Как следует из иска, в связи с тем, что проект освоения лесов, разрабатываемый в соответствии с действующим Лесохозяйственным регламентом Ульяновского лесничества, ФИО1 не был предоставлен в срок до 30.06.2019, просрочка составила 6 месяцев (с 01.07.2019 по 31.12.2019). Соответственно, в силу подпункта «б» пункта 13 договора аренды ФИО1 обязан уплатить арендодателю неустойку согласно условиям договора, размер которой составляет 300 000 руб. согласно расчету, приведенному в иске (50 000 руб. * 6 мес. = 300 000 руб.).

Ответчик в судебном заседании заявил ходатайство о снижении размера неустойки, мотивируя его тем, что какого-либо материального вреда или убытков им истцу не причинено, вред природе не причинен. Он, как арендатор земельного участка, никаких преимуществ от неисполнения обязательств по договору, не извлек. Проект освоения лесов был разработан, прошел государственную регистрацию.

Положения п. 1 ст. 333 Гражданского кодекса РФ содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.

Суд находит доводы ответчика, заявленные им в обоснование ходатайства о снижении размера неустойки, заслуживающими внимания.

Также суд исходит из того, что неустойка, подлежащая взысканию с арендатора, является мерой его ответственности и носит характер штрафной санкции, наступающей вследствие нарушения условий договора аренды по разработке и предоставлению арендодателю проекта освоения лесов, суд считает необходимым применить положения ст. 333 Гражданского кодекса РФ, поскольку находит размер заявленной к взысканию неустойки в сумме 300 000 руб. явно несоразмерным последствиям нарушения обязательства и периода, за который она рассчитана.

Таким образом, размер неустойки, подлежащей взысканию в пользу Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области с ответчика, следует снизить до 5 000 руб.

По мнению суда, данная сумма обеспечит соблюдение баланса между последствиями ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств и примененной к нему мерой ответственности, поскольку компенсационная природа неустойки направлена на восстановление прав, нарушенных вследствие ненадлежащего исполнения обязательства, и не может служить средством обогащения.

С ответчика в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 167, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области к ФИО1 о взыскании неустойки удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области неустойку в размере 5 000 руб., в удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в сумме 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Высоцкая