ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-159/2021 от 24.03.2021 Петровск-забайкальского городского суда (Забайкальский край)

Дело № 2-159/2021

УИД 75RS0005-01-2021-000026-95

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Забайкальского края

Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Балбаровой А.В.,

при секретаре Кузивановой О.А.,

с участием представителя процессуального истца – Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора Шагжитова Т.Ц.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Торгово-лесоперерабатывающая компания «Авантаж» о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде,

установил:

Забайкальский межрайонный природоохранный прокурор Шагжитов Т.Ц. обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Торгово-лесоперерабатывающая компания «Авантаж» (далее – ООО «ТЛПК «Авантаж», Общество), в котором указано, что в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране животного мира арендаторами лесных участков, ведущих свою хозяйственную деятельность на территории <адрес> выявлены факты причинения ущерба животному миру и среде его обитания. ООО «ТЛПК «Авантаж», место нахождение: <адрес> которому на основании договора аренды лесного участка от 28.01.2011 в возмездное пользование сроком на 25 лет с момента его государственной регистрации в целях заготовки древесины передан лесной участок площадью 13 334 га с ежегодной нормой пользования 4 410 м.3, в том числе по хвойному хозяйству 960 м.3 с номером государственного учета в лесном реестре 167-2010-08, имеющий местоположение: Забайкальский край, муниципальный район «Петровск-Забайкальский район», Петровск-Забайкальское лесничество, Хохотуйское участковое лесничество, кварталы №, на которые в силу требований статей 12, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации разработаны проекты освоения лесов, прошедшие государственную экспертизу. Из отчетов об использовании лесов формы 1-ИЛ, представленных Обществом в Министерство природных ресурсов Забайкальского края, в период с 01.01.2018 по 31.12.2019 Обществом при заготовке древесины по договору аренды лесного участка произведена вырубка древесины на площади 13,9 га. Указанная территория является средой обитания охотничьих ресурсов – животного мира, деятельность Общества приносит значительный ущерб животному миру, при котором нарушается среда обитания охотничьих животных, снижается численность и продуктивность популяции животных. При этом, Петровск-Забайкальский район расположен в границах Байкальской природной территории, являющейся водосборной площадью озера Байкал. Во исполнение требований ч. 2 ст. 77, ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 4 Всемирной хартии природы, принятой 28.01.1982 Генеральной Ассамблеей ООН, Конвенции о биологическом разнообразии, принятой ООН 05.06.1992, ст. 6 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» юридические лица, индивидуальные предприниматели при осуществлении деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, в том числе, когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, обязаны возместить вред окружающей среде. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде (часть 3 статьи 77 Закона №7-ФЗ). Возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов (статья 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). По требованию прокуратуры заместителем начальника отдела охотничьего надзора Управления по охоте, контролю и регулированию использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов Забайкальского края <данные изъяты> выполнен расчет ущерба (вреда) объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам), от техногенного воздействия на площади землеотвода для заготовки древесины с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды РФ от 08.12.2011 (далее – Методика). Из расчета следует, что общий размер причиненного в 2018 году вреда объектам животного мира (объектам охоты) и среде его обитания в общедоступных охотничьих угодьях лесного фонда по договору аренды составил 452 167,07 руб., в 2019 году – 487 284,66 руб., на общую сумму 939 451,73 руб. Действиями ООО «ТЛПК «Авантаж» в результате осуществления хозяйственной деятельности нарушены интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации, предусмотренные ст.ст. 4, 15, 42 Конституции РФ, ст.ст. 22, 56 Закона «О животном мире», ст. 58 Закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов», статья 3 Закона «Об охране окружающей среды»). Поскольку в добровольном порядке ответчик не желает возмещать вред окружающей среде, что подтверждается ответом генерального директора ООО «ТЛПК «Авантаж» Азизова И.М.о. от 10.12.2020 на требование природоохранной прокуратуры от 08.12.2020 , прокурор вынужден обратиться в суд с иском в порядке ч. 3 ст. 78 Закона № 7-ФЗ, определения Конституционного суда Российской Федерации 13.05.2019 , п.п. 2, 3 Определения Конституционного Суда РФ от 13.05.2019 . При этом, в соответствии с ч. 9 ст. 29 ГПК РФ, п. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ вред подлежит возмещению в бюджет муниципального образования «Петровск-Забайкальский район». Учитывая изложенное, прокурор просит суд взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Торгово-лесоперерабатывающая компания «Авантаж» (ИНН 753101041627, ОГРН 1077538001034) ущерб, причиненный окружающей среде – животному миру и среде его обитания в 2018-2019 гг., в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесного участка по договору аренды от 28.01.2011 в размере 939 451,73 руб., с зачислением взысканной суммы в бюджет муниципального района «Петровск-Забайкальский район».

Генеральный директор ООО «Торгово-лесоперерабатывающая компания «Авантаж» Азизов И.М.о. в отзыве на заявленные прокурором исковые требования, не согласившись с ними и не оспаривая наличия договора аренды лесного участка , указал, что факт причинения вреда животному миру не доказан материалами дела, поскольку в обоснования требований представлен расчет, в котором приведены данные по численности животных в Петровск-Забайкальском районе, из которого следует, что численность животных за указанный прокурором период не уменьшалась. Однако, вред, причиненный окружающей среде, выявляется Росприроднадзором в ходе проведения плановых и внеплановых проверок и фиксируется в акте проверки, таковых за все время работы арендатора на его участке не проводилось, его об этом никак не уведомляли, по результатам проверки его к административной ответственности не привлекали, никакого письменного требования ему лично не предъявлялось и не было предложений решить вопрос в добровольном порядке. Только в случае отсутствия добровольной оплаты, вред, причиненный окружающей среде, взыскивается Росприроднадзором в судебном порядке, а исковые требования должны быть основаны на материалах дела об административном правонарушении по факту нарушения ответчиком природоохранного законодательства, которые отсутствуют. В нарушение требований ст. 1064 ГК РФ, ст. 77 Закона об охране окружающей среды, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», доказательств, подтверждающих наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика суду не представлено. Охотустройство конкретно по кварталам ООО ТЛПК «Авантаж» не проводилось, достоверных данных по численности животных в лесах ООО ТЛПК «Авантаж» у истца нет, проекты по охотустройству на данном лесном участке отсутствуют (проект освоения лесов п. 6.5). Согласно п. 6.6. ведомость лесотакционных выделов, в которых проектируется мероприятия по охране объектов животного и растительного мира водных объектов и их пространственное размещение на тематической лесной карте не приводятся, так как мероприятия не проектируются в связи с отсутствием материалов специальных обследований (от 26.05.2011 получено положительное заключение государственной экспертизы Государственной лесной службы Забайкальского края). Утверждение в расчете ущерба о том, что имела место необратимая трансформация на месте рубки, не соответствует фактическим данным, так как место рубки не перестало быть землями лесного фонда, не переведена в категорию земель не лесного фонда, не изъята из обращения, не застроена объектами недвижимости, арендатором приняты меры по рекультивации лесов, исследовательские и камеральные работы по данному вопросу не проводились. В рассматриваемом споре истец со ссылкой на положения статьи 56 Закона о животном мире и статьи 58 Закона об охоте, произвел расчет ущерба в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.12.2011 (далее - Методика), однако доводы истца о том, что оспариваемые пункты Методики допускают привлечение лесопользователя к ответственности за вред, причиненный правомерными действиями, не соответствуют содержанию оспариваемых норм и судебной практике Верховного суда РФ. Согласно п. 12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 ст. 15 ГК РФ). Заявляя о причинении ответчиком вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, Министерство указало, что правоотношения между сторонами в рассматриваемом случае являются деликтными, ответственность за которые наступает в силу закона при отсутствии вины, и вытекают из заключенного между сторонами договора аренды лесного участка. Вместе с тем, как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 18.05.2015 по делу № А40-134251/2012, если вред возник в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договорного обязательства, нормы об ответственности за деликт не применяются, а вред возмещается в соответствии с правилами об ответственности за неисполнение договорного обязательства или согласно условиям договора, заключенного между сторонами. Условия договора, имеющегося между сторонами, не предусматривают соответствующего договорного обязательства и обязанности арендатора по возмещению ущерба объектам животного мира. Правила статьи 1064 ГК РФ применяются к деликтным (внедоговорным) обязательствам. Следовательно, для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков в результате деликта необходимо доказать факт причинения ответчиком убытков объектам животного мира, противоправность действий ответчика, наличие прямой причинной связи между действиями ответчика и причиненными убытками, а также размер убытков. Недоказанность хотя бы одного из указанных элементов должна влечь отказ в иске. Вместе с тем, содержащиеся в отчетах по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Петровск-Забайкальском районе Забайкальского края сведения не могут являться достоверным доказательством, подтверждающим видовой состав охотничьих ресурсов и их численности на каждой из территории воздействия, поскольку составлены по всему Петровск-Забайкальскому району, а не отдельно по арендуемому ответчиком участку. Так же истец не учел, что арендуемый лесной участок входит в состав общедоступных охотничьих угодий Петровск-Забайкальского района Забайкальского края. Доказательства, что рубка леса, а не добыча охотничьих ресурсов, влечет изменение численности животных, материалы дела не содержат. Считает иск прокурора необоснованным, просит суд отказать в иске.

В судебном заседании истец Забайкальский межрайонный природоохранный прокурор Шагжитов Т.Ц. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание представители ответчика ООО «ТЛПК Авантаж», третьих лиц Министерства природных ресурсов Забайкальского края, Комитета по финансам Администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район», надлежаще извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении не заявляли. Председатель Комитета по финансам администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» в ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, указав банковские реквизиты в случае взыскания денежных средств.

Руководствуясь ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Препятствий к рассмотрению дела в заочном производстве суд не находит, в связи с чем, полагает возможным рассмотреть данного гражданское дело в порядке заочного производства.

Выслушав истца, изучив доводы искового заявления, доводы возражений на иск, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 4 Всемирной хартии природы, принятой 28.01.1982 Генеральной Ассамблеей ООН, используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем и видов, с которыми они существуют.

Согласно пункту 4 Всемирной хартии природы, принятой 28.01.1982 Генеральной Ассамблеей ООН, используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем и видов, с которыми они существуют.

Конвенцией о биологическом разнообразии, принятой ООН 05.06.1992, закреплено, что основным условием сохранения биологического разнообразия является сохранение экосистем и естественных мест обитания, поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в естественных условиях.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) определяет окружающую среду как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. К компонентам природной среды отнесен в том числе животный мир. Компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты составляют природные ресурсы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Закон о животном мире) животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Объектом животного мира является организм животного происхождения (дикое животное).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.

Объекты животного мира, которые в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» (далее - Закон об охоте) и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты, представляют собой охотничьи ресурсы (пункт 1 статьи 1 Закона об охоте).

В силу статьи 75 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В силу пункта 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Так, статьей 58 Закона об охоте предусмотрено, что возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Законом о животном мире такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

Согласно части 1 статьи 56 Закона о животном мире юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В силу статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Органом, к полномочиям которого отнесено принятие такс и методик исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде, является Минприроды России (пункт 5.2.44 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 действовавшего на день издания оспариваемого нормативного правового акта, и пункт 5.2.47 действующего в настоящий момент Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015

Судом установлено и следует из материалов дела, что:

Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране животного мира арендаторами лесных участков, ведущих свою хозяйственную деятельность на территории Петровск-Забайкальского района, в том числе ООО «ТЛПК «Авантаж», выявлены факты причинения ущерба животному миру.

На основании договора аренды лесного участка от 28.01.2011 и соглашения № 1 от 01.12.2020 о внесении изменений в договор арены в возмездное пользование ООО «ТЛПК «Авантаж» передан лесной участок площадью 13 334 га, с ежегодной нормой пользования 11 400 куб. метров, в границах, указанных в плане лесного участка (схеме) с номером учетной записи в государственном лесном реестре 167-2010-08, в целях использования лесов для заготовки древесины в объемах согласно приложения № 2, на срок 25 лет, имеющий местоположение: Забайкальский край, Муниципальный район «Петровск-Забайкальский», Петровск-Забайкальское лесничество, Хохотуйское участковое лесничество, кварталы №№1-20.

Лесными декларациями № 1 от 30.11.2017, № 2 от 19.07.2018, извещениями Министерства природных ресурсов Забайкальского края в адрес генерального директора ООО «ТЛПК «Авантаж» от 21.05.2019 , 18.09.2019 приложениями к лесным декларациям подтверждаются объемы использования ООО «ТЛПК «Авантаж» лесов в целях заготовки древесины и (или) живицы по договору аренды лесного участка от 28.01.2011 в период 2018-2019 годов.

Согласно выписке из ЕГРИП от 28.12.2020 основным видом деятельности ООО «ТЛПК «Авантаж» являются лесозаготовки.

Территория, в пределах которой ООО «ТЛПК «Авантаж» в 2018-2019 г.г. осуществлялась заготовка древесины, является средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.

Заместителем начальника отдела охотничьего надзора Управления по охоте, контролю и регулированию использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов Забайкальского края Шумиловым Ю.С. выполнен расчет вреда, причиненного охотничьим ресурсам, при нарушении или уничтожении среды их обитания в результате заготовки лесопользователями древесины на Территории Петровск-Забайкальского лесничества в 2018-2019 г.г. с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды РФ от 08.12.2011 (далее - Методика).

Из расчета следует, что суммарный вред при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, причиненный ООО «ТЛПК «Авантаж» в результате заготовки древесины по договору аренды в Петровск-Забайкальском лесничестве за 2018 год составляет 452 167, 07 рублей, в 2019 года – 487 284,66 рублей, а всего 939 451,73 рублей.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», при рассмотрении таких споров судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Таким образом, установлено, что ответчиком ООО «ТЛПК «Авантаж» в результате осуществления хозяйственной деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду, причинен вред объекту охраны окружающей среды - животному миру (охотничьим ресурсам) и среде его обитания, что повлекло нарушение конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, нарушение благоприятных условий жизнедеятельности (преамбула Федерального закона «О животном мире»).

Деятельностью ООО «ТЛПК «Авантаж» нарушаются требования законодательства, регламентирующего охрану окружающей среды и животного мира (в частности, ст. 22, 56 Закона о животном мире, ст. 58 Закона об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, ст. 3 Закона об охране окружающей среды).

Расчет ущерба суд находит обоснованным, поскольку при оценке размера ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) были использованы данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (далее - госохотмониторинг), который является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а именно взяты усредненные показатели плотности видов охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Петровск-Забайкальского района по состоянию на 1 апреля соответствующего расчетного года. Расчет произведен компетентным должностным лицом. Расчет выполнен на основании: Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»;Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 (в редакции, действующей на момент заготовки древесины); Нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, утвержденных приказом Минприроды России от 30.04.2010 Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденного приказом Минприроды России от06.09.2010 ; Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденного приказом Минприроды России от 22.12.2011 ; постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»; решения Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2018 № Апелляционного определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 03.07.2018 № ; данных представленных Забайкальским межрайонным природоохранным прокурором (исх. от 15.12.2020 ); данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания за 2018-2019 гг.; Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016

Оснований подвергать правильность представленного уточненного расчета у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.

Доводы возражений представителя ответчика подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они основаны на неверном толковании действующего законодательства, которое регулирует спорные правоотношения.

Согласно указанной Методике под ущербом понимается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания. Прямые потери – единовременная гибель, а также откочевка животных в результате уничтожения или нарушения их местообитаний.

Фактически на арендованных ответчиком лесных участках ведется заготовка древесины и ее вывоз, в связи с осуществлением которых, задействованы техника и технологические механизмы, что является очевидным фактом антропогенного воздействия производственной деятельности человека на окружающую среду и доказыванию не подлежит.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в основе осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, лежит принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В силу статьи 4 указанного Федерального закона, животные и другие организмы, их генетический фонд являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

Лесозаготовительная деятельность на территории Петровск-Забайкальского района осуществлялась ООО «ТЛПК «Авантаж» на основании договора аренды лесного участка в виде сплошных рубок лесных насаждений на арендуемых лесных участках. Ссылки представителя ответчика на стабильность численности животных на указанных территориях, принята быть не может, поскольку ущерб животному миру и среде его обитания производится не на части угодий, а по всей территории Петровск-Забайкальского района.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Лесного кодекса РФ сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.

При проведении расчета ущерба причиненного объектам животного мира и среде их обитания от хозяйственной деятельности ООО «ТЛПК «Авантаж» применялся пересчетный коэффициент для территории необратимой трансформации, сильного, среднего и слабого воздействия, поскольку в результате осуществления ответчиком сплошных рубок лесных насаждений среда обитания объектов животного мира уничтожается не окончательно (частично остаются семенные деревья, кустарники и подрост).

Территория трансформации утрачивает первоначальные свойства среды обитания не полностью, но на длительный срок: ухудшаются кормовые и защитные условия, нарушаются многолетние существующие миграционные пути диких животных, повышается доступность территории хищникам, вследствие чего дикие животные, которые обычны на данных территориях, навсегда или на длительное время покидают привычные участки обитания.

Таким образом, с учетом принципов природоохранного законодательства, презюмируется неизбежность негативного воздействия антропогенных факторов на среду обитания диких животных, критерии определения которого установлены законодательно, а также закрепляются научно-обоснованные категории воздействия.

Согласно части 3 статьи 36 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон «Об охоте») в целях организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (далее - государственный мониторинг).

В силу части 1 статьи 36 Закона «Об охоте» государственный мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за: численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам; состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.

Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных на территории Забайкальского края определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2010 № 344 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных».

Основным методом учёта объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты (охотничьих ресурсов) согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.01.2012 № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учёта» является зимний маршрутный учёт (ЗМУ).

Числовые и видовые показатели плотности населения объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Петровск-Забайкальского района, используемые в Расчёте, применены на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания в 2016-2018 годах. Данные государственного мониторинга являются официальной информацией о видовом составе и плотности объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Петровск-Забайкальского района. При выполнении расчёта применены средние показатели плотности населения охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Петровск-Забайкальского района за указанный период.

Установление общей численности объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, на всей территории охотничьих угодий Петровск-Забайкальского района обусловлено тем, что учетные работы ведутся по определенным маршрутам, которые заведомо проходят в удалении от территорий антропогенного воздействия. Как правило, данные маршруты располагаются в местах с оптимальными кормовыми и защитными условиями обитания, с наибольшей плотностью населения объектов животного мира.

Кроме того, хозяйственная деятельность, связанная с рубками лесных насаждений, заставляет диких животных мигрировать с подверженных рубкам территорий. Таким образом, прослеживается тенденция увеличения (сохранения стабильного числа показателей) средней плотности населения охотничьих ресурсов в местах, где антропогенная нагрузка минимальна и существуют оптимальные кормовые и защитные условия обитания, что ошибочно ответчиком принимается за увеличения численности диких животных в целом.

При определении периода воздействия (лаг времени), используемых в Расчете, учитывается не только период непосредственного влияния антропогенных факторов на охотничьи ресурсы, но и время, в течение которого происходит восстановление среды их обитания, в связи с чем дикие животные возвращаются в ранее покинутые места обитания.

Поскольку различные виды диких животных в силу биологических особенностей по-разному реагируют на изменения среды их обитания, особенности восстанавливаемой кормовой базы и защитные функции лесных насаждений, для каждого вида существует свой временной промежуток (лаг времени) возврата в восстанавливаемую среду обитания.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, соразмерно удовлетворённых судом исковых требований в соответствии с положениями ст.333.19 Налогового кодекса РФ.

В связи с тем, что прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с ответчика ООО «ТЛПК «Авантаж» в пользу бюджета муниципального района «Петровск-Забайкальский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 12 594,51 рублей (5 200 + 1% от 739 451,73 (939 451,73 – 200 000).

Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

заочно решил:

Исковые требования Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Торгово-лесоперерабатывающая компания «Авантаж» (ИНН 753101041627, ОГРН 1077538001034) в доход бюджета муниципального района «Петровск-Забайкальский район»:

- ущерб, причиненный окружающей среде, в размере 939 451 (девятьсот тридцать девять тысяч четыреста пятьдесят один) рубль 73 (семьдесят три) копейки,

- государственную пошлину в размере 12 594 (двенадцать тысяч пятьсот девяносто четыре) рубля 51 (пятьдесят одна) копейку.

Ответчик ООО «ТЛПК «Авантаж» вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии настоящего решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в Забайкальском краевом суде в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решение суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы через Петровск-Забайкальский городской суд.

Председательствующий А.В. Балбарова

Мотивированное решение изготовлено 09.04.2021.