Дело №2-15/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи Артемьева В.П., при секретаре Лысенковой Ю.П., с участием истца ФИО1, представителя истца- адвоката Емельяновой С.В., представителя третьего лица Садоводческого некоммерческого товарищества «Колос» ФИО2, представителя ответчика- Администрации городского округа Саранск ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саранске, 05 февраля 2016 года гражданское дело иску о признании неправомерным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с названным иском. В исковом заявлении отражено, что 21 сентября 2015 года, истец ФИО1, обратился с заявлением в Администрацию городского округа Саранск, о предоставлении земельного участка <...> общей площадью 555 квадратных метра в собственность (бесплатно) в порядке приватизации для ведения садоводства в СНТ «Колос» расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии и по основаниям, предусмотренными статьями 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 23.06.2014г. <...> «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», дающими ему право на такое обращение.
Дачное хозяйство на указанном земельном участке им ведется с 10 июля 1991 года и по сегодняшний день.
После сбора и подачи всех необходимых документов, 02 октября 2015 года от Администрации г.о.Саранск, им был получен ответ № Пр-9122 за подписью заместителя Главы Администрации городского округа Саранск -Директора Департамента перспективного развития ФИО4, об отказе в удовлетворении его заявления по причине того, что, согласно постановлению Администрации г.о. Саранск от 31.04.2014г. №223 «О предварительном согласовании ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» места размещения трубопровода (водосточно-дренажной сети аэродрома) в районе территории существующего аэропорта г.Саранска» утверждена схема расположения земельного участка площадью 14703 кв.метров для размещения трубопровода. Согласно схеме расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории границы указанного участка накладываются на часть земельного участка для размещения трубопровода.
С отказом Администрации г.о. Саранск о предоставлении ему земельного участка по выше указанным мотивам он не согласен, считает данный отказ неправомерным и противоречащим действующему законодательству, также желает отметить что, никаких строительных работ связанных с обустройством дренажной сети аэропорта в месте расположения его дачного участка и других прилегающих к нему, никогда не велось и не ведется в настоящее время, наоборот обустройство аэропорта осуществляется на сегодняшний день в другой стороне, за селом Куликовка с расширением в сторону села Булгаково. Постановление Администрации г.о. Саранск от 31.04.2014г. <...> «О предварительном согласовании ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» места размещения трубопровода (водосточно-дренажной сети аэродрома) в районе территории существующего аэропорта г. Саранска» в данной рассматриваемой ситуации не является основанием для отказа в предоставлении ему земельного участка, который эксплуатируется и используется им, как он указывал ранее с июля месяца 1991 года, то есть более 24 лет и до вынесения данного постановления.
Кроме этого, каких либо инженерных, землеустроительных работ и согласований с ним границ земельного участка и границ участка планируемого трубопровода не проводилось.
Считает что, ответчиком в отношении него неверно применены и соблюдены положения гражданского и земельного законодательства, предусмотренные нормами статей 234, 1181 ГК Российской Федерации, части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, дающего право на приватизацию оспариваемого земельного участка, также положений предусмотренных Федеральным законом №171 от 23.06.2014г. согласно которому в соответствии с п.3 ст. 39.5. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае: земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, представленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.
Его членство и участие в Садоводческом Некоммерческом Товариществе «Колос» подтверждается документально: членской книжкой садовода выданной 10 июля 1991г., с отметкой об уплате целевых и членских взносов; выпиской из протокола №1 от 11.04.2015г. общего собрания Садоводческого Некоммерческого Товарищества «Колос»; схемой описания и расположения земельного участка землепользователя.
На основании изложенного, просит признать решение Администрации г.о.Саранск от 02.10.2015г. за №Пр-9122, об отказе в предоставлении ему земельного участка неправомерным, обязать ответчика предоставить ему земельный участок <...> общей площадью 555 квадратных метра, расположенный в СНТ «Колос» по адресу: <адрес>, в собственность (бесплатно) в порядке приватизации.
В ходе судебного рассмотрения иска ФИО1 увеличил исковые требования, подав соответствующее заявление. В указанном заявлении отражено, что в производстве суда находится гр.дело по его иску к Администрации го Саранск о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в порядке приватизации и возложении на ответчика обязанности по предоставлению в его собственность земельного участка площадью 555 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Колос», владельцем которого является с 10.07.1991г. Решением общего собрания членов СНТ «Колос» от 11.04.2015г. (протокол №1) утверждена карта с условными обозначениями номеров земельных участков членов СНТ «Колос». В целях надлежащего оформления своих прав на земельный участок согласно утвержденной карты кадастровым инженером была подготовлена схема расположения его земельного участка площадью 555 кв.м. По результатам межевания границы его земельного участка описаны поворотными точками, имеющими следующие координаты: т.1(<...> что подтверждено схемой, представленной в материалы дела.
В ходе рассмотрения данного дела ему стало известно, что постановлением Администрации го Саранск от 31.01.2014г. №223 «О предварительном согласовании ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» места размещения трубопровода «водосточной дренажной сети аэродрома» в районе территории существующего аэропорта г.Саранск» была утверждена схема расположения земельного участка площадью 14703 кв.м. на кадастровом плане территории в кадастровом квартале <...>, на основании которой в последующем был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером <...>
В результате проверки местоположения его земельного участка относительно границ земельного участка с кадастровым номером <...> ему стало известно, что земельный участок с кадастровым номером <...> фактически полностью перекрывает принадлежащий ему земельный участок площадью 555 кв.м., чем существенно нарушены его права, поэтому он вынужден увеличить ранее заявленные исковые требования и просить суд о признании недействительными постановления Администрации го Саранск от 31.01.2014г. №223 «О предварительном согласовании ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» места размещения трубопровода «водосточной дренажной сети аэродрома» в районе территории существующего аэропорта г.Саранск», межевого плана на земельный участок с кадастровым номером <...>, составленного 11.03.2014г. кадастровым инженером ООО «Мордовское земпредприятие» ФИО5 и исключении сведений о границах указанного земельного участка из ГКН.
Постановлением Администрации го Саранск от 31.01.2014г. №223 не только нарушены градостроительные и санитарные нормы, но и существенно нарушены его интересы как владельца земельного участка и члена садоводческого общества.
В силу ч.1 ст.30 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемого постановления, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст.31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст.32 ЗК РФ (ч. 5 ст. 30 ЗК РФ).
Согласно ч.1 ст.31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (ч. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Вопреки указанным нормам, ответчиком расположение земельных участков СНТ «Колос» на кадастровом плане территории учтено не было, в частности, ответчиком необоснованно не было учтено наличие его земельного участка, сведения о границе которого уже имелись в ГКН <...>).
Архивной выпиской, имеющейся в материалах настоящего дела, подтверждено, что земельный участок, из которого был сформирован земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 14703 кв.м., решением исполкома Саранского городского совета народных депутатов №7 от 18.04.1985г. был закреплен за садоводческим товариществом «Колос». Земли СНТ «Колос», в состав которого входит его земельный участок, отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, а размещение трубопровода «водосточной дренажной сети аэродрома» в силу ст.ст.87, 90 ЗК РФ допускается лишь на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
С учетом изложенного, ответчик был не вправе отводить земельный участок для размещения трубопровода «водосточной дренажной сети аэродрома» на землях садоводческого массива, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, законных оснований для принятия постановления о предварительном согласовании места размещения трубопровода «водосточной дренажной сети аэродрома» на землях СНТ «Колос» не имелось.
Согласно п.2 ч.1 ст.22 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план является документом, необходимым для осуществления кадастрового учета.
Требования к содержанию межевого плана предусмотрены ст.38
Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с ч.10 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Из заключения кадастрового инженера ФИО5, содержащегося в межевом плане на земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 14703 кв.м., следует, что он образован из земель, находящихся в государственной собственности, расположенных по адресу: <адрес> работы по образованию выполнены в рамках реализации проекта по реконструкции объекта: «Реконструкция аэропортового комплекса (г.Саранск) II этап реконструкции». Чертеж земельного участка с обозначениями поворотных точек приведен на схеме расположения земельного участка и ситуационном плане.
Считает, что указанная схема не может быть признана документом, устанавливающим местоположение границ земельного участка для размещения трубопровода «водосточной дренажной сети аэродрома», т.к. она не соответствует схеме правового зонирования <адрес>, включенной в Правила землепользования и застройки го Саранск.
В силу ч.3 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования. В нарушение указанной нормы, при выполнении кадастровых работ по определению границ земельного участка с кадастровым номером <...>, согласование его границ со смежным землепользователями не проводилось.
С учетом изложенного, считает, что межевой план не соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 22, ч. 3 ст. 38, ч. 1 ст. 39, ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», поэтому просит суд признать его недействительным и исключить сведения о границах земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 14703 кв.м. из государственного кадастра недвижимости.
На основании изложенного, в соответствии со ст.39 ГПК РФ, просит:
Признать недействительным постановление Администрации го Саранск от 31.01.2014г. №223 «О предварительном согласовании ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» места размещения трубопровода «водосточной дренажной сети аэродрома» в районе территории существующего аэропорта г.Саранск».
Признать недействительным межевой план на земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 14703 кв.м., выполненный кадастровым инженером ООО «Мордовское земпредприятие» ФИО5.
Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <...> площадью 14703 кв.м.
Следующим исковым требованием истец просит установить границы земельного участка площадью 555 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> СНТ «Колос» по точкам, имеющим следующие координаты: т.1 (<...>
Истец ФИО1 свои исковые требования подержал по основаниям изложенным в иске окончательно их сформулировав следующим образом, в том, истец просит:
Признать решение Администрации городского округа Саранск от 2.10.2015 года об отказе в предоставлении участка истцу ФИО1 для ведения садоводства и огородничества незаконным и недействительным и обязать администрацию городского округа Саранск предоставить истцу ФИО1 бесплатно земельный участок, общей площадью 555 кв.м, имеющий порядковый <...>, расположенный по адресу: <адрес>, садоводческое некоммерческое товарищество «Колос», предназначенный для ведения садоводства и огородничества.
Признать незаконным и недействительным постановление Администрации го Саранск от 31.01.2014г. №223 «О предварительном согласовании ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» места размещения трубопровода «водосточной дренажной сети аэродрома» в районе территории существующего аэропорта г.Саранск».
Признать недействительным межевой план на земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 14703 кв.м., выполненный кадастровым инженером ООО «Мордовское земпредприятие».
Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о характерных точках земельного участка с кадастровым номером 13:23:1219009:1803 площадью 14703 кв.м.
Установить границы земельного участка площадью 555 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Колос» по точкам, имеющим следующие координаты: т.<...>)
Представитель истца- адвокат Емельянова С.В. исковые требования своего доверителя поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель третьего лица - Садоводческого некоммерческого товарищества « Колос» ФИО2 в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить, поскольку спорный земельный участок располагается в черте земельного участка предоставленного садоводческому товариществу « Колос» и истец его использует уже более пятнадцати лет.
Представитель ответчика - Администрации городского округа Саранск ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика- ТУ Росимущества в Республике Мордовия в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще и своевременно. В поступившем в адрес суда письменном отзыве отражено, что ТУ Росимущества в Республике Мордовия привлечено в качестве ответчика по иску ФИО1 о признании неправомерным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
По существу заявленного спора ТУ Росимущества в Республике Мордовия считает необходимые пояснить суду следующее.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номеров <...>, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Колос», не зарегистрировано.
Спорный земельный участок в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляется ТУ Росимущества в Республике Мордовия в соответствие с Постановлением Правительства Российское Федерации от 16.07.2007г. №447 «О совершенствовании учёта федерального имущества», не числится.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 3 8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору. возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Вместе с тем, согласно требованиям, заявитель обратился в суд в целях признания незаконным отказа Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия в предоставлении земельного участка в собственность. В связи с чем, предметом настоящего разбирательства являются действия Администрации, выразившиеся в отказе.
Заявитель в адрес ТУ Росимущества в Республике Мордовия по вопросу предоставления в собственность спорного земельного участка не обращался. Кроме того, территориальное управление полномочий по распоряжению земельным участком с кадастровым номером <...> не осуществляет.
В соответствие со ст. 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.
Таким образом, исходя из существа заявленных требований и в силу изложенных обстоятельств, ТУ Росимущества в Республике Мордовия считает себя ненадлежащим ответчиком по делу и просит изменить процессуальный статус ответчика в лице ТУ Росимущества в Республике Мордовия на заинтересованное лицо в рамках рассматриваемого дела.
По существу заявленного спора, ТУ Росимущества в Республике Мордовия оставляет разрешение настоящего дела на усмотрение суда, просит вынести решение на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
Представители третьего лица ФГУП « Администрация гражданских аэропортов( аэродромов), Филиала ФГБУ « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, представитель ответчика Федерального агентств воздушного транспорта РФ в судебное заседание не явились о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще и своевременно. Суд принял решение о рассмотрении дела в их отсутствии на основании положений ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетеля и исследовав письменные материалы дела, полагает необходимым исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Свой вывод суд основывает следующим.
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Руководствуясь указанными нормами, имея в виду, что судом созданы все условия для обеспечения принципов состязательности и равноправия сторон, судья разрешает дело на основании представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям.
Согласно архивной выписки Республиканской архивной службы Республики Мордовия Государственное казенное архивное учреждение» Центральный государственный архив Республики Мордовия 18 апреля 1985 года исполком Саранский городской Совет народных депутатов решил зарегистрировать устав садоводческого товарищества рабочих и служащих совхоза имени ХХV съезда КПСС созданного в 1984 году с наименованием « Колос» и закрепить за садоводческим товариществом « Колос» представленный в 1984 году земельный участок площадью 15, 0 гектар в том числе: под садами 13,6 га, под дорогами и проездами 1,4 га с представлением каждому члену садоводческого товарищества земельного участка до 0, 0 5 гектара.
Согласно свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 19 ноября 2012 года Садоводческое некоммерческое товарищество « Колос» зарегистрировано в Федеральной налоговой службе.
Согласно копии устава садоводческого некоммерческого товарищества « Колос» садоводческое товарищество осуществляет свою деятельность с 24.10.1984 года на основании решения органов исполнительной власти № 302 от 19 октября 1984 года и Акт регистрации в Книге записей государственных актов на право пользования землей за № 32 от 19 ноября 1984 года.
В материалах дела имеется выписка из протокола общего собрания членов садоводческого некоммерческого товарищества СНТ « Колос» от 11.04.2015 года, согласно которого ФИО1 является членом указанного садоводческого товарищества, площадь участка 555 кв.м.
Копия членской книжки садовода ФИО1 подтверждает членство его в садоводческом некоммерческом товариществе « Колос».
В материалах дела имеется схема расположения земельного участка истца ФИО1 на кадастровом квартале <...>( категория земель земли сельскохозяйственного назначения).
В материалах дела имеется ответ Администрации городского округа Саранск на заявление ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка. В ответе отражено, что Администрация городского округа Саранск (далее по тексту -Администрация) рассмотрела Ваше обращение от 21.09.2015 г. вх. <...> о предоставлении земельного участка <...> общей площадью 555 кв.м в собственность (бесплатно) для ведения садоводства в СНТ «Колос» в районе <адрес> и сообщает.
Согласно постановлению Администрации городского округа Саранск от 31.01.2014 г. № 223 «О предварительном согласовании ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» места размещения трубопровода (водосточно-дренажной сети аэродрома) в районе территории существующего аэропорта г. Саранская утверждена схема расположения земельного участка площадью 14703 кв.м для размещения трубопровода (водосточно-дренажной сети аэродрома). Согласно схеме расположения испрашиваемого Вами земельного участка на кадастровом плане территории границы указанного участка накладываются на часть земельного участка для размещения трубопровода (водосточно-дренажной сети аэродрома).
На основании вышеизложенного Администрация городского округа Саранск не имеет правовых оснований предоставить в собственность (бесплатно) земельный участок <...> общей площадью 555 кв.м для ведения садоводства в СНТ «Колос» в районе <адрес>.
Согласно копии постановления Администрации городского округа Саранск от 31 января 2014 года о предварительном согласовании ФГУП « Администрация гражданских аэропортов ( аэродромов) места размещения трубопровода( восточно-дренажной сети аэродрома в районе существующего аэропорта г. Саранска постановлено:
Утвердить схему расположения земельного участка площадью
14703 кв. м на кадастровом плане территории в кадастровом квартале
<...> для размещения трубопровода (водосточно-дренажной сети
аэродрома) в районе территории существующего аэропорта г. Саранска.
Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Земельный участок формируется для постановки его на государственный кадастровый учет.
Предложить ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» обратиться в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Мордовия для проведения государственного кадастрового учета земельного участка.
Утвердить Акт о выборе земельного участка для размещения
трубопровода (водосточно-дренажной сети аэродрома) в районе территории
существующего аэропорта г. Саранска.
Предварительно согласовать ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» место размещения трубопровода (водосточно-дренажной сети аэродрома) в районе территории существующего аэропорта г. Саранска.
Согласно положений ст. 7 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131- ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
2. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
3. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
4. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
5. Если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.
В соответствии с действовавшим на тот период Постановлением Совмина РСФСР от 31.03.1988 N 112 "Об утверждении Типового устава садоводческого товарищества" (пункт 13) в члены садоводческого товарищества могут быть приняты работники предприятия, при котором организовано садоводческое товарищество (колхозники, работники совхозов и других сельскохозяйственных предприятий принимаются в товарищество, если они проживают в жилых домах многоэтажной застройки), и пенсионеры из числа лиц, ранее работавших на данном предприятии. Другие граждане могут быть приняты в члены садоводческого товарищества в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР и настоящим Типовым уставом.
В судебном заседании установлено, что истцу ФИО1 был выделен земельный участок общей площадью 555 кв.м., под номером 1249 в садоводческом товариществе «Колос», что подтверждается выпиской из протокола общего собрания членов садоводческого товарищества и членской книжкой садовода ФИО1 от 12 июня 1991 года.
Факт выделения земельного участка истцу с 10 июня 1991 года в судебном заседании подтвержден показаниями свидетеля У. и пояснениями председателя Садоводческого некоммерческого товарищества « Колос» ФИО2
Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут стать в соответствии с гражданским законодательством наследники членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт второй статьи 18 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
В соответствии с п. 2.7. ст. 3 Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с положениями п. 2.8. Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014) для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо,
- чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан",
- заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
При этом указанная норма закона не ставит вопрос о передаче земельных участков в собственность бесплатно в зависимость от времени формирования занимаемого садоводом земельного участка и момента принятия гражданина в члены садоводческого товарищества.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворив иск признать решение Администрации городского округа Саранск от 2.10.2015 года об отказе в предоставлении участка истцу для ведения садоводства и огородничества недействительным и незаконным и обязать администрацию городского округа Саранск предоставить ему бесплатно земельный участок, общей площадью 555 кв.м, имеющий порядковый <...>, расположенный по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Колос», предназначенный для ведения садоводства и огородничества.
Следующие исковые требования истца, по мнению суда также основаны на законе и поэтому подлежат удовлетворению.
Свой вывод суд основывает на нижеследующем.
В силу ч.1 ст.30 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемого постановления, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст.31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст.32 ЗК РФ (ч. 5 ст. 30 ЗК РФ).
Согласно ч.1 ст.31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (ч. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Вопреки указанным нормам, ответчиком расположение земельных участков СНТ «Колос» на кадастровом плане территории учтено не было, в частности, ответчиком необоснованно не было учтено наличие земельного участка используемого истцом.
Архивной выпиской, имеющейся в материалах настоящего дела, подтверждено, что земельный участок, из которого был сформирован земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 14703 кв.м., решением исполкома Саранского городского совета народных депутатов №7 от 18.04.1985г. был закреплен за садоводческим товариществом «Колос». Земли СНТ «Колос», в состав которого входит земельный участок истца, отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, а размещение трубопровода «водосточной дренажной сети аэродрома» в силу ст.ст.87, 90 ЗК РФ допускается лишь на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
С учетом изложенного, ответчик был не вправе отводить земельный участок для размещения трубопровода «водосточной дренажной сети аэродрома» на землях садоводческого массива, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, законных оснований для принятия постановления о предварительном согласовании места размещения трубопровода «водосточной дренажной сети аэродрома» на землях СНТ «Колос» не имелось.
Согласно п.2 ч.1 ст.22 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план является документом, необходимым для осуществления кадастрового учета.
Требования к содержанию межевого плана предусмотрены ст.38
Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с ч.10 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Из заключения кадастрового инженера содержащегося в межевом плане на земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 14703 кв.м., следует, что он образован из земель, находящихся в государственной собственности, расположенных по адресу: <адрес>, работы по образованию выполнены в рамках реализации проекта по реконструкции объекта: «Реконструкция аэропортового комплекса (<адрес>) II этап реконструкции». Чертеж земельного участка с обозначениями поворотных точек приведен на схеме расположения земельного участка и ситуационном плане.
В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок стал принадлежать истцу ФИО1 значительно раньше, чем ответчиком свой земельный участок был поставлен на кадастровый учет.
В соответствии с частями 1-3, 4-9, 11 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Площадью земельного участка, определенной с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В данном случае земельный участок используется истцом более пятнадцати лет и его земельный участок согласно вышеприведенных норм закона не подлежал без согласования с ним вхождению его в границы земельного участка поставленного на кадастровый учет ответчиком.
По изложенным выше основаниям исковые требования истца в части признания незаконным и недействительным постановления Администрации городского округа Саранск от 31.01.2014 года, признании недействительным межевого плана на земельный участок с кадастровым номером <...> и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о нем подлежат удовлетворению, поскольку они основаны на законе.
Следующие исковые требования истца об установлении границ земельного участка истца ФИО1 по координатам земельного участка площадью 555 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Колос» по точкам, имеющим следующие координаты: т.<...>) по мнению суда также подлежат удовлетворению.
Вышеуказанные координаты земельного участка истца ФИО1 отраженные в схеме расположения земельного участка имеющегося в материалах дела и не соответствие их его фактическому землепользованию участниками судебного заседания применительно к положениям ст. 56 ГПК РФ в судебное заседание не опровергнуты. В следствии изложенного суд основываясь на вышеприведенных нормах закона и установленных судом обстоятельствах дела считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вследствие изложенного суд постановляет решение об удовлетворении исковых требований истца.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 98, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать решение Администрации городского округа Саранск от 2.10.2015 года об отказе в предоставлении участка истцу ФИО1 для ведения садоводства и огородничества незаконным и недействительным и обязать администрацию городского округа Саранск предоставить ФИО1 бесплатно земельный участок, общей площадью 555 кв.м, имеющий порядковый <...>, расположенный по адресу: <адрес>, садоводческое некоммерческое товарищество «Колос», предназначенный для ведения садоводства и огородничества.
Признать незаконным и недействительным постановление Администрации го Саранск от 31.01.2014г. №223 «О предварительном согласовании ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» места размещения трубопровода «водосточной дренажной сети аэродрома» в районе территории существующего аэропорта г.Саранск».
Признать недействительным межевой план на земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 14703 кв.м., выполненный кадастровым инженером ООО «Мордовское земпредприятие».
Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о характерных точках земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 14703 кв.м.
Установить границы земельного участка площадью 555 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Колос» по точкам, имеющим следующие координаты: <...>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.П.Артемьев
Решение принято в окончательной форме 9.02.2016.
Судья В.П.Артемьев