Дело № 2-15/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 января 2019 года город Макаров
Макаровский районный суд Сахалинской области
в составе:
председательствующего судьи Мариловой Т.В.
с участием
представителя истца Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора помощника прокурора Макаровского района Атаманова И.Р.,
представителя ответчика директора МУП «Глена» МО «Макаровский городской округ» Марушинец Е.П.
при секретаре Горбенковой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Глена» муниципального образования «Макаровский городской округ» о возложении обязанности заключить с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области договор водопользования поверхностным водным объектом р. Ссора в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,
У С Т А Н О В И Л:
06 ноября 2018 года Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с исковым заявление к муниципальному унитарному предприятию «Глена» муниципального образования «Макаровский городской округ» с требованием (с учетом уточненных исковых требований) о возложении обязанности заключить с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области договор водопользования поверхностным водным объектом р. Ссора в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих исковых требований истец указывает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты за исключением прудов и обводненных карьеров находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
В силу пункта 1 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается на основании договоров водопользования в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 38 Водного кодекса РФ по способу использования водных объектов водопользование подразделяется, в том числе, на водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты.
Частью 2 статьи 16 Водного кодекса РФ определено, что договор водопользования заключается без проведения аукциона в случае приобретения права пользования в целях, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, а также в случаях, установленных статьями 15, 47, 49 и 50 настоящего Кодекса.
К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования (часть 2 статьи 12 Водного кодекса РФ).
При этом, исходя из положений части 1 указанной нормы, по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
Порядок подготовки и заключения договора водопользования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на заключение договоров водопользования, в отношении водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации определен в Административном регламенте по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, утвержденном приказом Минприроды России от 12 марта 2012 года № 57.
В соответствии с пунктом 2 Регламента государственная услуга по предоставлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования оказывается заявителю уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, заключение договора водопользования является обязательным условием при использовании водных объектов с целью забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты.
Постановлением администрации Сахалинской области от 15 декабря 2009 года № 514-па утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области.
В силу пункта 1.1 Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики, нормативному правовому регулированию, государственному управлению в сферах природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и экологической экспертизы, а также региональному государственному экологическому надзору.
Согласно пункту 3.1.1 Положения, министерство, в том числе, исполняет отдельные полномочия Российской Федерации в сфере водных отношений, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета:
- предоставляет водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Сахалинской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации;
- осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Сахалинской области.
Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения МУП «Глена» МО «Макаровский городской округ» законодательства об охране вод, в ходе которой установлено, что МУП «Глена» МО «Макаровский городской округ» осуществляет деятельность по водоснабжению населения и технологического обеспечения водой предприятий с. Восточное Макаровского района Сахалинской области. Водозаборные сооружения для указанных целей расположены на р. Ссора и закреплены за МУП «Глена» МО «Макаровский городской округ» на праве хозяйственного ведения постановлением администрации МО «Макаровский городской округ» от 06 марта 2007 года № 73.
Вместе с тем, до настоящего времени договор водопользования с уполномоченным органом государственной власти Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области не заключен. В адрес МУП «Глена» МО «Макаровский городской округ» внесено представление, по результатам, рассмотрения которого нарушения не устранены, МУП «Глена» МО «Макаровский городской округ» продолжает эксплуатировать водозабор без права пользования водным объектом. Указанное бездействие влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на здоровье и благоприятную окружающую среду. Учитывая то обстоятельство, что МУП «Глена» МО «Макаровский городской округ» фактически использует водозаборные сооружения на р. Ссора, равно как и сам водный объект, в отсутствие соответствующей платы за пользование, заключение договора водопользования с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области в силу правовых норм является обязанностью, а не правом предприятия. Водоснабжение как населения, так и объектов предприятий с. Восточное, является социально значимым благом первой необходимости, обусловливающим удовлетворение человеческих потребностей. В этой связи, требование о прекращении пользования водным объектом ввиду отсутствия у МУП «Глена» МО «Макаровский городской округ» заключенного договора водопользования, будет являться нецелесообразным, влекущим явные негативные последствия, поскольку использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является важнейшим элементом жизнеобеспечения как городов, так и сёл.
Представитель Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора помощник прокурора Макаровского района Атаманов И.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика директор МУП «Глена» МО «Макаровский городской округ» Марушинец Е.П. в судебном заседании исковые требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора признала в полном объеме, просила суд принять признание иска, пояснив, что МУП «Глена» МО «Макаровский городской округ» осуществляет деятельность по водоснабжению населения и технологическому обеспечению водой предприятий с. Восточное Макаровского района Сахалинской области. Водозаборные сооружения для указанных целей расположены на р. Ссора и закреплены за МУП «Глена» МО «Макаровский городской округ» на праве хозяйственного ведения. Договор водопользования с уполномоченным органом государственной власти не заключался, однако, в настоящее время МУП «Глена» МО «Макаровский городской округ» готовит пакет документов для заключения данного договора.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, будучи надлежаще извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области.
Выслушав представителя истца помощника прокурора Макаровского района Атаманова И.Р., представителя ответчика МУП «Глена» МО «Макаровский городской округ» Марушинец Е.П., изучив отзыв третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск (часть 1). Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (часть 2).
Согласно части 1 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписываются ответчиком или обеими сторонами.
Суд считает, что признание ответчиком исковых требований в полном объеме в данном случае не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем суд считает возможным принять признание иска ответчиком, постановив решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 39, 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Глена» муниципального образования «Макаровский городской округ» удовлетворить.
Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Глена» муниципального образования «Макаровский городской округ обязанность в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу заключить с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области договор водопользования поверхностным водным объектом р. Ссора.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Макаровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.В. Марилова