Дело № 2-15/2019
УИД: 44RS0002-01-2020-000611-34
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2021 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Спицыной О.А.,
при секретаре судебного заседания Алферьевой А.А.,
с участием представителя истца Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО1, ответчика ФИО2 и его представителя Рябцовой А.К., представителя ответчика Муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к ФИО2, ФИО4, Муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы об обязании выполнить работы по восстановлению объекта культурного наследия,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с иском к ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО4, об обязании выполнения работ по восстановлению объекта культурного наследия – жилого дома по адресу: .... Требования истец мотивировал тем, что в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» объект культурного наследия «Дом жилой, 2-я половина XIX в.», расположенный по адресу: ..., взят под государственную охрану и является объектом культурного наследия регионального значения. В соответствии с планом мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Костромской области на 4 квартал 2017 года, заданием начальника инспекции от 26.12.2017 № 380-17 было установлено, что указанный выше объект культурного наследия регионального значения находится в руинированном состоянии вследствие произошедшего возгорания (акт осмотра от 27.12.2017). Ранее Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы обращалось в суд с иском о признании отсутствующим права собственности на данный объект. Решением суда в иске было отказано. В рамках гражданского дела была назначена судебная экспертиза, по результатам которой установлено, что восстановление жилого дома в прежних границах без нарушения строительных норм и правил, с применением конструкций и материалов, аналогичных тем, из которых был возведен дом до пожара, возможно. Сособственниками жилого дома являются ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 В силу положений ст. 209 ГК РФ, ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (статьи 2, 33), обязательства по содержанию объекта, как памятника, возлагаются на собственников. Собственникам были выданы предписания, в соответствии с которыми необходимо провести мероприятия по разработке и согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению (восстановлению) объекта культурного наследия в срок до 30.11.2018, провести работы по сохранению (восстановлению) объекта культурного наследия, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ с участием соразмерно доле, в срок до 16.12.2019, которые исполнены не было. В дальнейшем, в адрес собственников вынесены повторные предписания. До настоящего времени задание на проведение работ по восстановлению объекта, разрешение на научно-изыскательские, исследовательские, производственные работы по объекту Инспекцией не выдавались, проектная документация на проведение работ не представлялась, не согласовывалась, выполнение работ по восстановлению объекта не организовано. Со ссылкой на ст.ст. 209, 210, 309 ГК РФ, истец просит суд обязать ответчиков выполнить работы по восстановлению объекту культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 2-я половина XIX в.», расположенного по адресу: ...: организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению (восстановлению) объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 2-я половина XIX в.», расположенного по адресу: ..., с участием соразмерно принадлежащей доле в праве, в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; организовать проведение работ по сохранению (восстановлению) объекта культурного наследия, а также сдачу работ по акту приемки выполненных работ, с участием соразмерно принадлежащей доле в праве, в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; установить информационную надпись на объект культурного наследия регионального значения объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 2-я половина XIX в.», расположенного по адресу: ..., в соответствии с согласованным инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектом (макетом) в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование г/о г. Кострома в лице Администрации города Костромы, в качестве 3-го лица привлечено Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы.
ФИО5 и ФИО6 исключены из числа ответчиков в связи с продажей им принадлежащих долей ФИО2
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области иск уточнила, предъявила его к ФИО2, ФИО4, муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы, и сформулировала требования следующим образом: обязать ФИО2 (доля в праве 16/20), ФИО4, (доля в праве 1/15), Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы (доля в праве 2/15) выполнить следующие работы по восстановлению объекту культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 2-я половина XIX в.», расположенного по адресу: ...: организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению (восстановлению) объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 2-я половина XIX в.», расположенного по адресу: ..., с участием соразмерно принадлежащей доле в праве, в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; организовать проведение работ по сохранению (восстановлению) объекта культурного наследия, а также сдачу работ по акту приемки выполненных работ, с участием соразмерно принадлежащей доле в праве, в течение 36 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; установить информационную надпись на объект культурного наследия регионального значения объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 2-я половина XIX в.», расположенного по адресу: ..., в соответствии с согласованным инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектом (макетом) в течение 36 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО1 уточненные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы ФИО3 иск не признал по изложенным в письменном отзыве доводам. При этом, ответчик не оспаривал то обстоятельство, что имущество в виде 2/15 долей в доме по адресу: ..., ранее принадлежащие Ш, умершей dd/mm/yy, является выморочным. Указал, что наследство открылось в 2007 году, то есть, после уничтожения объекта в 2005 году в результате пожара. Охранное обязательство со стороны Администрации города не принималось. Спорный объект в реестре муниципальной собственности не значился и не значится. Из приложения № 2, которое размещено на официальном сайте Инспекции по состоянию на 29.11.2016, объект культурного наследия «Дом жилой, 2-я половина XIX в.» по адресу: ..., утрачен. Вопросы, связанные с воссозданием утраченного объекта культурного наследия, урегулированы ст. 47 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Согласно указанной норме, воссоздание утраченного объекта культурного наследия может быть осуществлено только при наличии признаков: исключительность объекта культурного наследия, достаточные научные данные для его воссоздания, и на основании принятого решения о воссоздании объекта культурного объекта. Истец не представил доказательств особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости указанного объекта, материалы дела не содержат достаточных научных данных, необходимых для воссоздания объекта. Представленная в материалы дела и поименованная истцом «копия описания объекта культурного наследия» не может быть взята за основу в качестве достоверного источника научных данных, так как не содержит информации из какого источника данные описания получены, каким научным изданием опубликованы. Ссылка истца на экспертизу, которая была проведена в рамках гражданского дела № 2-15/2018, не является состоятельной, поскольку эксперт пришел к выводу о том, что воссоздание самого объекта – жилого дома возможно. Вопрос о восстановлении объекта культурного наследия в рамках указанной экспертизы не был предметом исследования. Такая экспертиза проведена без учета требований ст. 32 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ, постановления Правительства РФ от 15.07.209 № 569 об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе. Паспорт объекта культурного наследия, содержащий описание объекта, отсутствует.
Ответчик ФИО2 и его представитель адвокат Рябцова А.К. иск не признали, поддержали доводы представителя администрации города Костромы. Дополнили, что ФИО2 готов восстановить жилой дом, но не в том описании, которое дано объекту как объекту культурного наследия.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен, просит рассматривать дело в его отсутствие. Ранее иск не признал, ссылался на то, что решение о присвоении жилому дому статуса объекта культурного наследия произведено без учета мнения собственников жилого дома; к 1993 году жилой дом находился в аварийном состоянии.
Представитель 3-го лица Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы извещен о дате, времени, месте рассмотрения дела, в суд не явился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других ли. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (статья 209 ГК РФ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно подпункту 9 пункта 2 той же статьи государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, осуществление в случаях и порядке, установленных Законом N 73-ФЗ, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия.
Под сохранением объекта культурного наследия в соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания (п. 1 ст. 47 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия (статья 47.2 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
В соответствии со ст. 47.3 ФЗ № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В силу п. 9 ст. 48 ФЗ № 73-ФЗ в случае, если не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 61 Положения об Инспекции, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 16.11.2015 № 206 «Об инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области» заявитель представляет в судах всех уровней государственные интересы в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что постановлением администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» объект культурного наследия «Дом жилой, 2-я половина XIX в.», расположенный по адресу: ..., взят под государственную охрану и является объектом культурного наследия регионального значения.
Земельный участок по адресу: ..., входит в состав объекта археологического наследия «Участок культурного слоя у Богоявленского монастыря» XV-XVIII в.в., принятого под государственную охрану постановлением Главы администрации Костромской области от 28.10.1999 № 470 «Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историко-культурную ценность, к категории памятников истории и культуры местного значения».
В соответствии с постановлением Главы администрации Костромской области от 19.12.1997 № 837 «Об утверждении зон охраны исторической части города Костромы», земельный участок по адресу: ..., находится в границах историко-архитектурной заповедной территории.
Указанный жилой дом (середина XIX в.), согласно Каталогу Государственного научно-производственного центра по сохранению, реставрации и использованию историко-культурного наследия Департамента культуры, кино и исторического наследия администрации Костромской области «Памятники архитектуры Костромской области», выпуск 1, часть II, 1997 год, под общей редакцией ФИО7, является образцом деревянной жилой архитектуры в стиле позднего классицизма.
Ответчик ФИО2 является собственником 16/20 (4/5) долей жилого дома, право собственности зарегистрировано в установленном порядке.С, dd/mm/yy г.р., которому, по данным учета ОГБУ «Костромаоблкадастр-Областное БТИ», принадлежала 1/15 доля в праве на указанный жилой дом, умер dd/mm/yy, наследником по закону является его брат ФИО4, обратившийся к нотариусу с заявлением о принятии наследства в декабре 2001 года (свидетельство о праве на наследство до настоящего времени не выдано).
По данным учета ОГБУ «Костромаоблкадастр-Областное БТИ», Ш принадлежит 2/15 доли. Ш, 27.07.1947г.р., умерла dd/mm/yy., наследственное дело к ее имуществу нотариусами нотариального округа г. Кострома и Костромского района Костромской области не заводилось.
Право собственности на земельный участок по адресу: ..., собственниками жилого дома не оформлено.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом
Статьей 1112 ГК РФ предусмотрено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе, имущественные права и обязанности
Наследство открывается со смертью гражданина (ст. 1113 ГК РФ)
В силу ст. ст. 1152, 1153 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Наследство принимается как обращением к нотариусу с соответствующим заявлением, так и совершением действий, свидетельствующих о фактическом его принятии.
Из разъяснений, содержащихся в п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования.
Как указано выше и следует из материалов дела, с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после умершего С обратился его брат ФИО4, т.е., совершил действия, направленные на принятие наследства.
К имуществу Ш наследственного дела не заведено, наследники не установлены. Сведений о том, что кто-либо из родственников совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, суду не представлено и судом не добыто.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158), имущество умершего считается выморочным. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
В силу ч.2 ст.1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
В п. п. 49, 50 в Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.). Выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
В ходе рассмотрения дела установлено, что сведения о наследниках по закону либо по завещанию, принявших наследство, отсутствуют, имущество в виде 2/15 долей, оставшееся после смерти Ш, является выморочным и в силу закона переходит в муниципальную собственность, вследствие чего ответственность по обязательствам наследодателя, после смерти которого осталось наследственное имущество, не принятое ни одним из наследников, несет муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы.
Представитель Администрации г. Костромы не оспаривал, что 2/15 доли являются выморочным имуществом.
Согласно техническому паспорту на указанный жилой дом, в мае 2005 года он пострадал в результате пожара. В паспорте имеется акт вневедомственной комиссии от 03 июня 2005 года, в соответствии с которым наружные стены дома сильно обгорели, окна и двери отсутствуют, кирпичный фундамент находится в ветхом состоянии. Комиссия пришла к выводу о том, что жилой дом восстановлению с использованием оставшихся конструкций не подлежит.
Из акта обследования жилого дома, составленного специалистом БТИ 11 мая 2006 года, следует, что жилой дом по адресу: ... (основное строение литер А) находится в аварийном состоянии. Фундамент кирпичный ленточный сохранился, стены бревенчатые полуподвала частично сохранились, но находятся в стадии обрушения, стены 1-го этажа частично сохранились, но сильно повреждены огнем, находятся в стадии обрушения, стены мезонина выгорели, чердачное деревянное перекрытие выгорело, перекрытие междуэтажное выгорело и обрушилось, кровля железная по обрешетке по стропилам частично сохранилась, находится на стадии обрушения, полы выгорели, окна 2-х створные деревянные переплеты – отсутствуют остекление, двери отсутствуют, отделка отсутствует.
В 2017 году Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы обратилось в суд с иском к ФИО2, ФИО4, ФИО8, ФИО6, ФИО5, Администрации г. Костромы о признании права общей долевой собственности на жилой дом отсутствующим и погашении записи о праве собственности в едином реестре недвижимости (гражданское дело № 2-15/2018).
Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 06 июня 2018 года, которое вступило в законную силу, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы в удовлетворении иска отказано. В ходе рассмотрения данного дела установлено, что объект в целом находится в аварийном состоянии, дальнейшее использование по назначению невозможно. Фундамент объекта находится в ограниченно-работоспособном состоянии, степень физического износа 41-60%, восстановление жилого дома на существующем фундаменте в прежних границах без нарушения строительных норм и правил возможно.
Согласно материалам настоящего гражданского дела, начальником Инспекции выдано задание № 380-17 от 16.12.2017 на осуществление мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Дом жилой, 2-я половина XIXв.»
27 декабря 2017 года заместителем начальника инспекции и главным специалистом-экспертом отдела надзора и правовой работы инспекции составлен акт осмотра № 380-17/К, в соответствии с которым общее состояние памятника – руинированное, кровельные покрытия и стропильные конструкции уничтожены, конструкции деревянных пристроек утрачены, несущие конструкции внутри здания разрушены, оконные и дверные заполнения отсутствуют. Необходимо проведение работ по восстановлению объекта культурного наследия.
16 января 2018 года ФИО2, 02 февраля 2018 года ФИО4, ФИО6, ФИО5, как сособственникам объекта, выданы предписания с требованиями разработать и согласовать проектную документацию на проведение работ по сохранению (восстановлению) объекта культурного наследия соразмерно доле до 30.11.2018, провести работы по сохранению (восстановлению) объекта культурного наследия, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ до 16.12.2019
Предписания ими получены.
На основании задания начальника инспекции от 22 января 2019 года 25 января 2019 года произведен осмотр объекта по адресу: ..., выявлено что объект находится в руинированном состоянии, разрешение на научно-изыскательские работы не выдавалось, проектная документация на проведение работ не предоставлялась и не согласовывалась. Предписания не исполнены.
28 января 2019 года ФИО2, ФИО4, ФИО6, ФИО5 выданы предписания об организации разработки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению (восстановлению) объекта культурного наследия соразмерно занимаемой доле в срок до 31.12.2019.
Предписания ими получены.
На основании задания начальника инспекции от 14 января 2020 года был произведен осмотр объекта по адресу: ..., составлен акт от 14 января 2020 года, в соответствии с которым предписания от 28 января 2019 года не выполнены.
Постановлением Ленинского районного суда г. Костромы от 18 марта 2020 года ФИО2 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ – не исполнение в установленный срок предписания от 28 января 2019 года, назначено административное наказание в виде штрафа. Судебный акт вступил в законную силу.
Таким образом, установлено, что объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 2-я половина XIX в.», расположенный по адресу: ..., находится в неудовлетворительном состоянии, при этом, представляет архитектурную, историческую, художественную и градостроительную ценность, как образец деревянной жилой архитектуры в стиле позднего классицизма. Земельный участок по адресу: ..., находится в границах историко-архитектурной заповедной территории.
Как указано выше, в силу положений ст.ст. 209, 210 ГК РФ, Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" собственники спорного объекта обязаны провести работы по сохранению объекта культурного наследия (комплекс реставрационных работ по восстановлению здания-памятника). Вместе с тем, на протяжении длительного периода времени сособственниками объекта требования инспекции о проведении работ по восстановлению объекта не исполняются, хотя установлено, и никем не оспаривается, что в данном случае требуется принятие безотлагательных мер.
Реестр объектов культурного наследия находится в открытом доступе, сособственники могли знать о статусе объекта, а также о его фактическом состоянии, в связи с чем они не могли не быть осведомлены о правовых последствиях приобретения такого объекта и связанных с ним обязательств. Уклонение от проведения работ по восстановлению объекта культурного наследия является неисполнением взятого ответчиками на себя обязательства перед обществом и государством по сохранению объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его полной утрате.
Исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, с учетом приведенных выше норм права и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к ФИО2, ФИО4, администрации города Костромы о проведении заявленного комплекса работ обоснованны, законны и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя администрации г. Костромы о том, что объект культурного наследия уничтожен в результате пожара, в связи с чем отсутствует целесообразность его восстановления, отсутствуют достаточные научные данные, необходимые для его воссоздания, не могут быть приняты во внимание, поскольку до момента исключения объекта культурного наследия из реестра объект продолжает существовать.
В соответствии со ст. ст. 15, 16, 47.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" обременение имущественных прав на объект недвижимости, являющийся объектом культурного наследия, имеет не частноправовой, а публично-правовой (административный) характер, который, в частности, предполагает специальную процедуру (порядок) установления и снятия такого обременения. Она осуществляется посредством включения объектов в соответствующий реестр и исключения из него.
Процедура исключения из реестра объектов культурного наследия установлена ст. 23 Закона N 73-ФЗ, такие процедуры в отношении объекта не проводились.
Снос объектов культурного наследия, включенных в соответствующий реестр, запрещен (пункт 10 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ).
Кроме того, как указано выше, факт возможности восстановления объекта (жилого дома) подтвержден в ходе рассмотрения гражданского дела № 2-15/2018.
Также следует признать безосновательными доводы ответчиков об отсутствии возможности восстановления объекта по причине отсутствия паспорта на него и описания предмета охраны. Так, описание объекта дано в официальном издании - Каталоге Государственного научно-производственного центра по сохранению, реставрации и использованию историко-культурного наследия Департамента культуры, кино и исторического наследия администрации Костромской области «Памятники архитектуры Костромской области», выпуск 1, часть II, 1997 год, под общей редакцией ФИО7, авторы ФИО9, ФИО10, ФИО11 (л.д. 11). Кроме того, сведения об архитектурных решениях, параметрах объекта имеются в техническом паспорте на индивидуальный жилой дом (ОГБУ «Костромаоблкадастр - Областное БТИ»).
В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, суд полагает возможным установить ответчикам для выполнения возложенной судом обязанности следующие сроки с момента вступления решения суда в законную силу: - в течение 24 месяцев организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению (восстановлению) объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 2-я половина XIX в.», расположенного по адресу: ...; - в течение 36 месяцев организовать проведение работ по сохранению (восстановлению) объекта культурного наследия, а также сдачу работ по акту приемки выполненных работ и установить информационную надпись на объект культурного наследия регионального значения объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 2-я половина XIX в.», расположенного по адресу: ..., в соответствии с согласованным инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектом (макетом).
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к ФИО2, ФИО4, Муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы об обязании выполнить работы по восстановлению объекта культурного наследия удовлетворить.
Обязать ФИО2 (доля в праве 16/20), ФИО4 (доля в праве 1/15), Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы (доля в праве 2/15) выполнить работы по восстановлению объекту культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 2-я половина XIX в.», расположенного по адресу: ...:
- организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению (восстановлению) объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 2-я половина XIX в.», расположенного по адресу: ..., с участием соразмерно принадлежащей доле в праве, в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
- организовать проведение работ по сохранению (восстановлению) объекта культурного наследия, а также сдачу работ по акту приемки выполненных работ, с участием соразмерно принадлежащей доле в праве, в течение 36 (тридцати шести) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
- установить информационную надпись на объект культурного наследия регионального значения объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 2-я половина XIX в.», расположенного по адресу: ..., в соответствии с согласованным инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектом (макетом) в течение 36 (тридцати шести) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Спицына
Решение в окончательной форме изготовлено 01 октября 2021 года