РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Еланцы 04 июня 2020 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.В., при секретаре судебного заседания Мардаевой Г.С.,
с участием заместителя Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Стрионова Д.В., представителя ответчика ИП ФИО1 – ФИО2, действующего на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия на три года, представителя ответчика ИП ФИО3 – ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-15/2020 по исковому заявлению Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора к индивидуальному предпринимателю ФИО1, индивидуальному предпринимателю ФИО3 о запрете деятельности по реконструкции и строительству зданий, запрете деятельности по использованию земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ИП ФИО1 и ИП ФИО3, в котором просит (с учетом уточнений от 22.05.2020): запретить ИП ФИО1, ИП ФИО3 со дня вступления решения суда в законную силу деятельность по реконструкции и строительству зданий и сооружений, расположенных на земельных участках с кадастровыми №, №, по адресу <адрес>, до получения в установленном порядке разрешения на строительство, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, положительного заключения государственной экологической экспертизы;
запретить ИП ФИО1, ИП ФИО3 со дня вступления решения суда в законную силу осуществлять деятельность по использованию земельных участков с кадастровыми №, №, по адресу <адрес>, эксплуатации расположенных на зданий и сооружений, для осуществления рекреационной деятельности, оказания гостиничных и туристических услуг.
В судебном заседании заместитель прокурора Стрионов Д.В. заявленные уточненные требования поддержал в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика ИП ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал свой письменный отзыв.
Представитель ответчика ИП ФИО3 – ФИО4 в судебном заседании с иском была не согласна по доводам, изложенным в письменных отзывах.
Ответчики ИП ФИО1, ИП ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Иркутской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Представил письменный отзыв от 02.06.2020.
Представитель третьего лица Службы государственного строительного надзора Иркутской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв от 18.03.2020.
Представители третьих лиц администрации Хужирского муниципального образования, администрации Ольхонского районного муниципального образования в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом.
С учетом положений ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представивших.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив письменные отзывы лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в частности обеспечения права на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, исковое заявление прокурора правомерно предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования при реорганизации рекреационной деятельности в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории выявлено, что земельные участки с кадастровыми №, площадью 48400 кв.м и №, площадью 7114 кв.м, расположенные по адресу: <адрес> принадлежат на праве собственности ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для производственной базы. Земельные участки с кадастровыми № и № были образованы из земельного участка с кадастровым №.
ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, зарегистрирован в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ. Основным видом деятельности ИП ФИО1 является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
ИП ФИО1 осуществляет свою деятельность по предоставлению туристических и гостиничных услуг в гостиничном комплексе «Порт Ольхон», расположенном на земельных участках с кадастровыми № и №.
Согласно договору аренду недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым №, общей площадью 55 514 кв.м, находящийся по адресу: <адрес> и расположенные на нем здания:
- здание склада № добыча, нежилое, общей площадью 136,1 кв.м, кадастровый №;
-здание насосной, нежилое, общей площадью 59 кв.м, кадастровый №;
- столярка ЖКХ, нежилое, общей площадью 64,2 кв.м, кадастровый №;
- здание рыбосольного цеха, нежилое, общей площадью 2 454,7 кв.м, кадастровый №;
- здание склада № добыча, нежилое, общей площадью 82 кв.м, кадастровый №;
- здание электростанции, нежилое, общей площадью 373,6 кв.м, кадастровый №;
- пилоправочная, нежилое, общей площадью 157,2 кв.м, кадастровый №;
- здание центрального склада, нежилое, общей площадью 183,9 кв.м, кадастровый №;
- здание сетецеха, нежилое, общей площадью 176,2 кв.м, кадастровый №;
- здание склад флота, нежилое, общей площадью 395,1 кв.м, кадастровый №;
- заводоуправление, нежилое, общей площадью 304,4 кв.м, кадастровый №;
- здание проходной, нежилое, общей площадью 24,3 кв.м, кадастровый №;
- причал, сооружение гидротехническое, общей площадью застройки 1393,7 кв.м, кадастровый №;
- склад №, нежилое, общей площадью 139,4 кв.м, кадастровый №,
предоставлены ИП ФИО1 во временное владение и пользование ИП ФИО3 сроком на 11 месяцев. В случае если ни одна из сторон не позднее, чем за 15 календарных дней до истечения срока Договора, не предупредит письменно другую сторону о своем желании расторгнуть договорные отношения, Договор будет считаться продленным на 11 месяцев и на тех же условиях. Количество пролонгаций может быть не более двух.
Кроме того, ответчиками ДД.ММ.ГГГГ подписано дополнительное соглашение № к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, которым Договор дополнен пунктом 2.4.4 в следующей редакции: «Арендатор вправе прорубить на земельном участке, указанном в п.1.1, скважину для добычи подземных вод, объем которых составляет не более 100 (сто) кубических метров в сутки; зарегистрировать ее в установленном порядке и получить на свое имя лицензию на пользование участком недр для добычи подземных вод».
Согласно дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ пункт 1.1 Договора аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ изложен в следующей редакции:
«В соответствии с условиями настоящего договора Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование недвижимое имущество:
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной базы, общая площадь 48400 кв.м, кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес> участок имеет ограничения прав, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса РФ, п. 15, 16, 17 Водного кодекса РФ.
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной базы, общая площадь 7114 кв.м, кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес> участок имеет ограничения прав, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса РФ, п. 15, 16, 17 Водного кодекса РФ.
- здание склада № добыча, нежилое, общей площадью 136,1 кв.м, кадастровый №;
-здание насосной, нежилое, общей площадью 59 кв.м, кадастровый №;
- столярка ЖКХ, нежилое, общей площадью 64,2 кв.м, кадастровый №;
- здание рыбосольного цеха, нежилое, общей площадью 2 454,7 кв.м, кадастровый №;
- здание склада № добыча, нежилое, общей площадью 82 кв.м, кадастровый №;
- здание электростанции, нежилое, общей площадью 373,6 кв.м, кадастровый №;
- пилоправочная, нежилое, общей площадью 157,2 кв.м, кадастровый №;
- здание центрального склада, нежилое, общей площадью 183,9 кв.м, кадастровый №;
- здание сетецеха, нежилое, общей площадью 176,2 кв.м, кадастровый №;
- здание склад флота, нежилое, общей площадью 395,1 кв.м, кадастровый №;
- заводоуправление, нежилое, общей площадью 304,4 кв.м, кадастровый №;
- здание проходной, нежилое, общей площадью 24,3 кв.м, кадастровый №;
- причал, сооружение гидротехническое, общей площадью застройки 1393,7 кв.м, кадастровый №;
- склад №, нежилое, общей площадью 139,4 кв.м, кадастровый №.
Согласно сведениям об индивидуальном предпринимателе ФИО3 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания.
В ходе выездного судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> были осмотрены спорные земельные участки и все расположенные на них 25 объектов недвижимого имущества, установлено, что часть эксплуатируемых зданий является местом массового пребывания людей, на момент выездного судебного заседания в жилых номерах находились люди, пояснившие, что приехали сюда на отдых. В ходе осмотра последующих номеров, на вопрос представителя истца Стрионова Д.В.: «вы отдыхаете здесь?», представитель ответчика ИП ФИО3 - ФИО4 пыталась повлиять на изменение, пребывающими лицами, своих пояснений, подсказывая дать отрицательный ответ путем покачивания головой из стороны в сторону, по данному факту председательствующим по делу было сделано замечание представителю ответчика ФИО4 Также в ходе осмотра, в двух зданиях готовился обед, со слов лица, ее готовившего, обед был рассчитан на 10 человек. В рамках осмотра территории установлено наличие реконструируемых объектов капитального строительства, ремонт действующих зданий, наличие новых объектов.
Об этом так же свидетельствует и действия ответчика ИП ФИО1, который в 2019 году согласно предоставленной выписке из ЕГРН от 11.12.2019, изменил вид разрешенного использования спорных земельных участков с кадастровыми № № на условно разрешенный вид использования – гостиничное обслуживание 4.7, общественное питание 4.6, деловое управление 4.1.
Земельные участки с кадастровыми № и № расположены в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, границы которой утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 №1641-р.
Правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и природным объектом всемирного наследия, определены в Федеральном законе «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999.
В соответствии со ст.2 названного закона Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал; буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации; экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
Статьей 5 ФЗ в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.
Согласно п.10 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Грк РФ) объектами капитального строительства являются – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В абз.3 п.2 ст.3 Федерального закона от 17.11.1995 №196-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» закреплено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения, а также с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в статье 51 ГРК РФ.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вместе с тем, ни администрацией Ольхонского районного муниципального образования, ни администрацией Хужирского муниципального образования разрешения на ввод объектов в эксплуатацию ФИО1 или иным лицам на спорных земельных участках, не выдавались.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2, 3, 3.1 и 3.8 ГрК РФ. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
В силу п. 4 ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий.
Согласно ст. 33 Федерального закона «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Экологическая экспертиза, согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Пунктом 7.1 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ объекты государственной экологической экспертизы - проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 2 ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 № 94-ФЗ установлено, что на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об экологической экспертизе» непредставление документации на экологическую экспертизу является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 № 368-р установлены границы водоохранной зоны озера Байкал.
Статьей 2 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», установлено, что Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что характер выполненных работ по объектам недвижимости, расположенным на земельных участках с кадастровыми № и №, расположенных по адресу: <адрес> следующий:
Объекты недвижимости, зарегистрированные в ЕГРН:
1) здание склада № добыча, нежилое, общей площадью 136,1 кв.м, кадастровый № – текущий ремонт (с перепланировкой помещений);
2) здание насосной, нежилое, общей площадью 59 кв.м, кадастровый № – работы не выполнялись;
3) столярка ЖКХ, нежилое, общей площадью 64,2 кв.м, кадастровый № – работы не выполнялись;
4) здание рыбосольного цеха, нежилое, общей площадью 2 454,7 кв.м, кадастровый № – капитальный ремонт отдельных помещений;
5) здание склада № добыча, нежилое, общей площадью 82 кв.м, кадастровый № – капитальный ремонт (с перепланировкой помещений);
6) здание электростанции, нежилое, общей площадью 373,6 кв.м, кадастровый № –работы не выполнялись;
7) пилоправочная, нежилое, общей площадью 157,2 кв.м, кадастровый № – работы не выполнялись;
8) здание центрального склада, нежилое, общей площадью 183,9 кв.м, кадастровый № – капитальный ремонт (с перепланировкой помещений);
9) здание сетецеха, нежилое, общей площадью 176,2 кв.м, кадастровый № – капитальный ремонт (с перепанировкойпомещений);
10) склад флота, нежилое, общей площадью 395,1 кв.м, кадастровый № – объект отсутствует;
11) заводоуправление, нежилое, общей площадью 304,4 кв.м, кадастровый № - реконструкция;
12) здание проходной, нежилое, общей площадью 24,3 кв.м, кадастровый № - реконструкция;
13) причал, сооружение гидротехническое, общей площадью застройки 1393,7 кв.м, кадастровый № – капитальный ремонт;
14) склад №, нежилое, общей площадью 139,4 кв.м, кадастровый № – работы не выполнялись.
Здания и сооружения, незарегистрированные в ЕГРН:
15) сооружение между зданием центрального склада и зданием сетецеха – новое строительство;
16) контейнеры металлические (2 шт) с навесом – новое строительство;
17) общежитие – реконструкция;
18) сарай (за рыбосольным цехом) – работы не выполнялись;
19) сарай (на окраине) – работы не выполнялись;
20) навес (пилорама) – работы не выполнялись;
21) сарай (за забором) – работы не выполнялись;
22) труба котельной – работы не выполнялись;
23) сарай (возле трубы) – работы не выполнялись;
24) сарай (для мусора) – новое строительство;
25) шапито – новое строительство.
Таким образом, усматривается, что ответчиками используются земельные участки и ведется деятельность по эксплуатации расположенных на них зданиях и сооружениях. Так, установлено, что реконструкции подверглись здание заводоуправления, здание проходной и общежитие. При этом, по 11 зданиям работы не выполнялись, 1 здание с текущим ремонтом, 5 зданий с капитальным ремонтом, 4 здания указаны как новое строительство (2 металлических контейнера, сарай для мусора, шапито, сооружение между зданием центрального склада и заданием сетецеха) и 1 один объект отсутствует (склад флота).
Установлено, что территория Ольхонского района, в том числе п.Хужир, находятся в экологической зоне атмосферного влияния Байкальской природной территории.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы определен ст. 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон), Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698 (далее - Положение) и включает следующие стадии:
а) представление материалов в специально уполномоченные федеральные органы в области экологической экспертизы или их территориальные органы на уровне субъектов РФ. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям данного Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:
- документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со ст. ст. 11 и 12 Закона, в объеме, определенном в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе;
- положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством РФ порядке;
- заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
- материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления;
б) регистрация, проверка полноты и достаточности представленных материалов. Проверку полноты и достаточности представленных материалов проводит экспертное подразделение специально уполномоченных федеральных органов в области экологической экспертизы (или их территориальных органов);
в) формирование комиссии государственной экологической экспертизы. Экспертное подразделение подбирает кандидатуру руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а затем с их участием подготавливаются предложения по составу экспертной комиссии. Состав экспертной комиссии, сроки и задание на проведение государственной экологической экспертизы утверждаются приказом соответствующего специально уполномоченного органа. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме;
г) подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения государственной экологической экспертизы;
д) подписание и утверждение заключения государственной экологической экспертизы. Заключение, соответствующее заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Заключение государственной экологической экспертизы приобретает юридический статус после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
Согласно указанным нормативным правовым актам государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Федерального закона «Об экологической экспертизе».
Согласно статье 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» заключение государственной экологической экспертизы представляет собой документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Заключение может быть положительным или отрицательным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», документация, направляемая на государственную экологическую экспертизу должна содержать материалы оценки воздействия на окружающую среду, а также материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ данный орган является специально уполномоченным в области экологической экспертизы.
Положительное заключение должно содержать выводы о соответствии намечаемой деятельности требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, о допустимости намечаемого воздействия на окружающую среду и возможности реализации объекта экспертизы.
Указанное позволяет сделать вывод, что положительное заключение государственной экологической экспертизы является обязательным документом для реализации планируемой хозяйственной или иной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.33 Федерального закона «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).
Спорные объекты строительства расположены в п.Хужир Ольхонского района, который находится в границах Байкальской природной территории.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе (статья 30 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).
Исходя из вышеназванных положений законодательства, установленная Федерального закона «Об экологической экспертизе» обязанность по проведению государственной экологической экспертизы документов до фактического осуществления намечаемой хозяйственной деятельности не исключает необходимость выполнения данной обязанности в случае, если реализация объекта экологической экспертизы уже осуществляется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчику требовалось получить разрешение на строительство, представить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, положительное заключение государственной экологической экспертизы, порядок проведения которой утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 698.
Рассматривая заявленное исковое требование о запрете деятельности по использованию земельных участков, эксплуатации расположенных на них зданий и сооружений, для осуществления рекреационной деятельности, оказания гостиничных и туристических услуг, суд приходит к выводу об их удовлетворении исходя из следующего.
Как отмечалось выше, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория – территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал; буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации; экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 N 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон – центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния.
Судом изучена карта центральной экологической зоны Байкальской природной территории масштаба 1:200000, подготовлена и издана в 2012 году Сибирским филиалом ФГУНПП «Росгеолфонд» по Государственному контракту от 19.08.2011 № СЛ-14-23/70 с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Из указанной карты следует, что земельные участки расположены в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Статьей 5 ФЗ «Об озере Байкал» в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.
Согласно ч. 2 ст. 2 Земельного кодекса РФ, Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных земельным кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
Частью 3 ст. 6 ФЗ №94-ФЗ от 01.05.1999 «Об охране озера Байкал», Правительству РФ предоставлены полномочия по определению видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
В рамках реализации указанных полномочий, Правительством РФ издано постановление № 643 от 30.08.2001 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 №643 утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в числе которых также предусмотрено:
- строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
- размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон.
Кроме того, судом установлено, что указанные земельные участки расположены в границах Прибайкальского национального парка, согласно карте центральной экологической зоны Байкальской природной территории масштаба 1:200000, которая подготовлена и издана в 2012 году Сибирским филиалом ФГУНПП «Росгеолфонд» по Государственному контракту от 19.08.2011 № СЛ-14-23/70 с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, при отсутствии иной карты, утвержденной при участии Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, дежурных карт №48-106 в системе координат 1942 г., составленных по карте в масштабе 1:50000, созданной по материалам съемки 1968 г., усматривается нахождение всего п. Хужир (на котором располагаются спорные земельные участки) в границах Прибайкальского национального парка.
По указанным основаниям, суд не принимает во внимание как допустимое доказательство предоставленное стороной ответчика заключение кадастрового инженера ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Границы национального парка «Прибайкальский» с 1986 года не менялись и остаются неизменными до настоящего времени, указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ.
На основании постановления Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» (с изм. от 09.10.1995) в целях сохранения уникального природного комплекса бассейна озера Байкал создан Прибайкальский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР на базе лесоохотничьего хозяйства "Байкал", Ольхонского и Голоустинского лесхозов этого Министерства и предоставлении в пользование национальному парку 170 тыс. гектаров земель в границах лесоохотничьего хозяйства и 136 тыс. гектаров земель государственного фонда.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов власти» постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» государственное управление в области организации и функционирования, особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р передано в ведение Минприроды России особо охраняемые природные территории федерального значения, находящиеся в ведении Росприроднадзора и Минсельхоза России.
Утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России. В данный перечень включен Прибайкальский национальный парк Иркутской области.
В соответствии пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Следовательно, все земельные участки в границах национальных парков находятся в федеральной собственности или (в исключительных случаях) в собственности или пользовании у других лиц, права которых возникли до создания национального парка. Вместе с тем, наличие в границах национальных парков земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, законодательством не предусмотрена.
Кроме того, статьей 27 Земельного кодекса РФ установлены ограничения оборотоспособности земельных участков.
Частью 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ определены земельные участки, ограниченные в обороте, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. В частности, согласно пункту 2 части 5 указанной статьи, земельные участки, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия, ограничены в обороте.
В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 году). СССР ратифицировал Конвенцию 9 марта 1988 г. Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.
Озеро Байкал включено в Список объектов всемирного наследия в 1996 г. на 20-ой сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Согласно преамбуле Федерального закона «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 № 94-ФЗ, озеро Байкал является объектом всемирного наследия.
В 1996 году Решением XX Сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию озеро Байкал включено в Список участков всемирного природного наследия. 5 декабря 1996 г. на XX сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО в Мериде (Мексика) были утверждены границы Участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал» (№ 754). Комитет по Всемирному наследию ЮНЕСКО «принял к сведению тот факт, что границы Участка мирового наследия изменены по сравнению с предложенными первоначально, и теперь включают «центральную зону» согласно определению, данному в Законе о Байкале; в участок не включены пять урбанизированных промышленно развитых территорий (Байкальск, Слюдянка, ФИО6, ФИО7, Северобайкальск).
Таким образом, границы Участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал» совпадают с границами ЦЭЗ БПТ за исключением городов, не включенных в участок всемирного наследия.
Кроме того, статьей 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» установлено, что Байкальская природная территория – территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. Центральная экологическая зона Байкальской природной территории представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Анализ положений данного закона свидетельствует, что в территорию, непосредственно занимаемую озером Байкал, включается не только само озеро, но прилегающие к нему территории, в том числе центральная экологическая зона Байкальской природной территории.
Из этого следует, что спорные земельные участки находятся, в соответствии с п.4 ч.5 ст. 27 ЗК РФ, на территории, занятой объектом, включенным в Список всемирного наследия – озером Байкал, и на которой установлен законом особый режим хозяйственной деятельности.
На основании вышеприведенных норм, земли, на которых расположено озеро Байкал, включая центральную экологическую зону Байкальской природной территории, являются ограниченными в обороте, следовательно, ограничение деятельности на указанных земельных участках возникает в силу закона.
Судом установлено, что здания, сооружения, расположенные на спорных земельных участках, используются как объект рекреации - гостиничный комплекс «Порт Ольхон».
Вместе с тем. земельные участки с кадастровыми номерами №, расположены в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, границы которой утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р, а также в границах водоохранной зоны озера Байкал в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.03.2018 № 507-р об изменениях, которые внесены в приложение к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 368-р.
Территория Хужирского муниципального образования расположена в границах Прибайкальского национального парка. Указанное подтверждается картографическим материалом, письмом ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от 19.12.2019 № 12.19.2.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» одной из задач, возложенной на национальные парки является сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков, и объектов.
Земли национальных парков согласно п. 2 ст. 94 и п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
В соответствии со ст. 4, 15 Федерального закона № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрена необходимость учета особо охраняемых природных территорий и, как следствие, функциональных зон особо охраняемой природной территории при планировании социально- экономического развития регионов.
Условия развития муниципального образования и входящих в него населенных пунктов должны соответствовать требованиям Федерльного закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33, Федерального закона от 01.05.1999 № 94 «Об охране озера Байкал».
В соответствии с п. 29 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 № 769, п. 16 Положения о Прибайкальском национальном парке, утв. руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России от 31.12.1997 (с изменениями, утв. приказом МПР России от 17.03.2005 № 66, приказами Минприроды России от 27.02.2009 №48 и от 26.03.2009 № 72), территории национальных природных парков учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Эти проектные документы подлежат обязательному согласованию с государственными органами управления Российской Федерации, в ведении которых находятся природные парки.
В силу п. 22 Положения о Прибайкальском национальном парке, земли, включенные в состав Прибайкальского национального парка без изъятия их из хозяйственного использования (112 тыс. га) отнесены к зоне хозяйственного использования. В данную зону вошли земли населенных пунктов, расположенных на территории Прибайкальского национального парка.
По информации ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от № 04.13.4 от 13.04.2020 земельные участки с кадастровыми номерами №, входят в зону хозяйственного назначения Прибайкальского национального парка.
В соответствии с п. д ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» в зоне хозяйственного назначения допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Следовательно, зона хозяйственного назначения не предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, а также размещения объектов туристской индустрии.
Как указал процессуальный истец в исковом заявлении, оказание гостиничных и туристических услуг на земельных участках с кадастровыми номерами 38:13:000000:954, 38:13:010101:1229 влечет утрату эндемичных объектов флоры и фауны в результате осуществления рекреационной деятельности, расположенных в границах Центральной экологической зоне Байкальской природной территории и Прибайкальского национального парка, в связи с чем нарушаются права Российской Федерации на защиту территории являющейся объектом всемирного наследия ЮНЕСКО осуществляемые в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия.
Учитывая, что земельные участки с кадастровыми номерами № относятся к землям населенных пунктов и входят в зону хозяйственного назначения, осуществление рекреационной деятельности и размещение объектов туристской индустрии на них запрещено.
Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (п. 1 ст. 1065 ГК РФ).
Нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности (абз. 2 п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (абз. 1 п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Запретить Индивидуальному предпринимателю ФИО1, Индивидуальному предпринимателю ФИО3 со дня вступления решения суда в законную силу деятельность по реконструкции и строительству зданий и сооружений, расположенных на земельных участках с кадастровыми №, №, по адресу <адрес>, до получения в установленном порядке разрешения на строительство, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, положительного заключения государственной экологической экспертизы;
запретить Индивидуальному предпринимателю ФИО1, Индивидуальному предпринимателю ФИО3 со дня вступления решения суда в законную силу осуществлять деятельность по использованию земельных участков с кадастровыми №, №, по адресу <адрес>, эксплуатации расположенных на них зданий и сооружений, для осуществления рекреационной деятельности, оказания гостиничных и туристических услуг.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Т.В. Афанасьева
Мотивированное решение изготовлено 09.06.2020.