ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-15/20 от 18.03.2020 Усть-майского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-15/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пос. Усть-Мая 18 марта 2020 г.

Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Тарабукина С.Г., единолично, с участием ответчика Т.М.М.., представителя ответчика – адвоката З.С.И. предъявившей удостоверение № 808, ордер № 202 от 25 февраля 2020 г. и доверенность от 21 февраля 2020 г., при секретаре судебного заседания Михайловой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) к Т.М.М. о взыскании затрат по тушению лесного пожара,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) П.К.Д. (по доверенности), обратился в суд с иском к Т.М.М. взыскании затрат по тушению лесного пожара в размере 477 757,13 руб., мотивируя свои требования тем, что 15 мая 2019 г. на территории Усть-Майского района на землях лесного фонда в квартале 1087 Эльдиканского участкового лесничества в 18 часов 35 минут обнаружен лесной пожар №2А на площади 1,5 га, в том числе 1,5 га - лесной. Пожар ликвидирован в тот же день в 23 часов 30 минут силами лесопожарной станции ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс», Усть-Майского авиаотделения ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов». Площадь пожара 2,5 га, в том числе 2,5 га - лесной.

Постановлением №115 о назначении административного наказания от 06.06.2019 Т.М.М.. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.32 КоАП РФ - выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра. Назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб. Штраф оплачен 12.12.2019.

Установлено, что пожар №2А произошел в результате выжигания сухой травы на сельскохозяйственном земельном участке Т.М.М. на местности «Хая». Осмотр места пожара произведен 16 мая 2019 г.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», иными законами и нормативными правовыми актами об охране окружающей среды и о природопользовании.

Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» следует, что непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» установлено, что гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом одним из способов возмещения вреда является возмещение убытков (статья 1082 ГК РФ), под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» является специализированным государственным учреждением по тушению лесных пожаров на территории Республики Саха (Якутия) подведомственным Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) - органу государственной власти Республики Саха (Якутия), которому переданы федеральные полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда на территории республики за счет средств субвенций, выделяемых из федерального бюджета.

Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2009 №АС-05-54/7018 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений» (далее - Порядок).

Согласно разделу III Порядка, финансирование расходов по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации, которым передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 ЛК РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. К видам расходов, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, в числе прочих, относятся: расходы на оплату труда работников учреждений, включая налоги и обязательные страховые взносы, начисляемые на оплату труда; транспортные расходы (авиационные услуги); материальные расходы (продукты питания).

По лесному пожару №2А - Расходы по оплате труда работников ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» в количестве 12 человек, участвовавших на тушении лесного пожара, с расходами на налоги и обязательными отчислениями в фонды, составляют 98 649,78 руб. (отражены в справке ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» о затратах по тушению лесного пожара «2А» в строке 01 «Оплата труда» и «Начисление на оплату труда»). Данные расходы подтверждаются прилагаемыми учетными документами: приказом №87-П от 08.04.2019; ведомостью налета на пожар №2А, производственным заданием №002 01, табелем учета рабочего времени летчика-наблюдателя, пожарных парашютистов, расчетно-платежной ведомостью, приказом №126-П от 24.04.2019, протоколом от 24.05.2019, приказом от 04.06.2019 №134-П;

- Расходы ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» по оплате за авиационные услуги ООО ПКАП «Дельта К» по тушению лесного пожара составляют 368 822,90 руб. (отражены в справке ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» о затратах по тушению лесного пожара «2А» в строке 021 «Авиационные услуги»). Данные расходы подтверждаются прилагаемыми учетными документами: письмом от 30.05.2019 №И/2019-477, счетом-фактурой №93 от 20.05.2019, актом №93 от 20.05.2019, заявкой на полет №517-17 от 17.05.2019, отчетом о выполнении заявки на полет от 17.05.2019 №517-17, бортовым журналом летчика-наблюдателя от 17.05.2019, списком пассажиров, справкой о багаже, счетом-фактурой №91 от 20.05.2019, актом №91 от 20.05.2019, заявкой на полет №515-17 от 15.05.2019, отчетом о выполнении заявки на полет от 15.05.2019 №515-17, бортовым журналом летчика-наблюдателя от 15.05.2019, списком пассажиров, справкой о багаже, актом №0519 Ми-8 ДК о выполненных работах по авиационному обслуживанию, информацией о заключении контракта от 04.04.2019;

- Расходы ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» на продукты питания для работников, принимавших участие на тушении лесного пожара, денежную компенсацию на питание летчика-наблюдателя, составляют 10 284,45 руб. (отражены в справке ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» о затратах по тушению лесного пожара «2А» в строках 01 «Денежная компенсация на питание» и 045 «Продукты питания»). Данные расходы подтверждаются прилагаемыми учетными документами: приходным ордером №00000500 на приемку материальных ценностей от 15.05.2019, авансовым отчетом №500 от 15.05.2019, товарными чеками от 15.05.2019, пояснительной запиской к авансовому отчету, актом о списании материальных запасов от 15.05.2019, ведомостью выдачи продуктов питания работникам Усть-Майского авиаотделения за май 2019 года, авансовым отчетом №000000251 от 17.05.2019, ведомостью на возмещение расходов на питание.

Всего расходы по тушению лесного пожара №2А составляют 477 757,13 руб.

Согласно Положению Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Главы РС(Я) от 03.10.2018 №39, Министерство является специальным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе тушению лесных пожаров), федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также полномочия по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

Согласно пп. 5, 5.2.20 Положения министр осуществляет руководство деятельностью Министерства на принципе единоначалия, предъявляет гражданские иски.

Согласно процессуальному законодательству органы государственной власти имеют право обратиться в суд в защиту публичных интересов. Настоящий спор по своей правовой природе связан с отношениями по охране окружающей среды, являющейся публичной деятельностью органов государственной власти. Соответствующие разъяснения даны в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 №49, согласно которым, с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

При подготовке дела к судебном разбирательству представитель истца уточнил, что исковые требования поддерживает, вместе с тем не возражает, если суд усмотрит основания для применения ст. 1083 ГК РФ и уменьшения суммы вреда лесам, с учетом материального (имущественного) положения ответчика и иных заслуживающих внимания их семейных (бытовых) обстоятельств, в случае их подтверждения документально.

Представитель ответчика – адвокат З.С.И.. представила в суд возражение на исковое заявление, в котором указала, что с размером причиненного вреда лесам от пожара № 2А в размере 477 757,13 руб. ответчик не согласен.

Т.М.М. совместно с жителями села <данные изъяты> и <данные изъяты> с 15 по 17 мая 2019 года находились на территории села Эжанцы на субботнике. Сельскохозяйственный земельный участок Т.М.М.. находится на местности «Хая», где и возник лесной пожар. Таким образом, Т.М.М.. оказался виноватым в возникновении данного пожара, как владелец сельхозугодий.

Большой удельный вес в предъявляемых ответчику затратах по тушению лесного пожара занимают авиационные услуги - 368 822,90 руб., которые подтверждает истец приложенными к исковому заявлению документами - актах об оказании услуг, бухгалтерскими справками, счетами-фактурами, актами выполненных работ, заявками на полет, бортовым журналом и договором. Согласно указанных документов сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная по ставке 20%, на общую сумму оказанных авиационных услуг составляет 61 470,48 руб. Согласно подп. 19 п. 3 ст. 149 Налогового Кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров.

Таким образом, сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную по ставке 20% на авиационные услуги, в размере 61 470,48 руб. предъявлять ответчику не должны.

Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований истца о взыскании вреда лесам, причиненного лесным пожаром № 2А от 15.05.2019 г. (затрат по тушению лесного пожара) в размере 477 757,13 руб., с Т.М.М. полностью.

Представитель истца П.К.Д.., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

При таких обстоятельствах с учетом мнений ответчика, его представителя, суд определил провести судебное заседание в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя истца, поскольку стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

В судебном заседании ответчик Т.М.М.. иск не признал в полном объеме и пояснил о том, что он не поджигал. Ему сказали, что это его участок и поэтому он виноват, когда он спросил, почему, ему сказали, что такие требования закона. Сотрудник по охране природы, сказал, что просто подпиши, заплатишь не большой штраф и все. После этого ему принесли какие-то бумаги на подпись, сказали, что ему нужно просто подписать, чтоб не ездить на рассмотрение протокола в г. Якутск, чтоб он написал о рассмотрении без моего участия. В действительности этот участок он не выжигал, его в это время там не было, явившиеся свидетели могут это подтвердить.

Представитель ответчика – адвокат З.С.И.. иск не признала полностью и пояснила обстоятельства, указанные в представленном возражении на иск, просит суд отказать в иске.

Допрошенные в судебном заседании по ходатайству ответчика свидетели <данные изъяты> подтвердили пояснения ответчика, что в период времени с 15 по 17 мая 2019 г. Т.М.М.. и они находились на территории села Эжанцы на субботнике. Сельскохозяйственный земельный участок Т.М.М. находится на местности «Хая», где и возник лесной пожар.

Выслушав объяснения ответчика Т.М.М. представителя ответчика З.С.И.., пояснения свидетелей <данные изъяты>., исследовав и изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено и из материалов дела видно, что Указом Главы Республики Саха (Якутия) № 39 от 03.10.2018 г. утверждено положение о Министерстве экологии, природопользовании и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) и его коллегии, согласно которого Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), участвующим в проведении государственной политики кроме других в области лесных отношений Республики Саха (Якутия). Министерство является специальным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области также лесных отношений, в том числе полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах (в редакции Указа Главы РС(Я) от 04.03.2019 г. № 393) (пп. 1.1 Положения).

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обладает основной функцией в области лесных отношений (пп. 3.11) осуществлением на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров) (пп. 3.11.20.5 в редакции Указа Главы РС(Я) от 26.12.2018 г. № 297).

Должностные лица Министерства, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), федеральный государственный пожарный надзор в лесах (государственные лесные инспектора) имеют право предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции (пп. 4.2.).

Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность Главой Республики Саха (Якутия) по представлению Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) и с согласия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Министр предъявляет гражданские иски (пп.пп. 5.1. 5.2.20. 5.2.).

Как следует из п. 1.1 Устава Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутская база авиационной охраны лесов» ГБУ Республики Саха (Якутия) «Якутская база авиационной охраны лесов» является специализированным учреждением по охране лесов. Учреждение имеет структурные подразделения, расположенные на территории Республики Саха (Якутия) (без образования юридического лица), в том числе Усть-Майское авиаотделение в п. Усть-Мая (п. 1.12 Устава). Целями создания учреждения является также тушение лесных пожаров: разработка планов тушения лесных пожаров, обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных его распространения и локализации, источников водоснабжения, подъездов к ним и месту лесного пожара и других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара, доставка людей и средств тушения к месту тушения лесного пожара и обратно, локализация лесного пожара, ликвидация лесного пожара, наблюдение за локализованным лесным пожаром, его дотушивание, предотвращение возобновления лесного пожара (п. 2.2.4 Устава).

19 марта 2019 г. между ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» (Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое авиационное предприятие «Дельта К» (Исполнитель) заключен контракт № <данные изъяты> на оказание авиационных услуг по проведению лесоавиационных работ на территории Республики Саха (Якутия) в 2019 г., согласно которого Исполнитель обязан обеспечить бесперебойную работу воздушных судов, в том числе и в выходные дни и после окончания регламента работы аэропортов в течение всего пожароопасного сезона п. 3.1.1 Контракта), по заявке Заказчика предоставлять за свой счет ВС в пункты базирования (п. 3.1.10), Заказчик обязан подавать заявки на полет в соответствии с условиями контракта (п. 3.2.1 Контракта). Стоимость предоставленных услуг на контракту определена Приложением № 1 и составляет <данные изъяты>., в том числе НДС 20% - <данные изъяты> руб., а так же расходов на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей (п. 4.1 Контракта), цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (п. 4.2). Срок контракта определен с момента подписания сторонами и действует до 30 сентября 2019 г. (п. 9.1).

17 мая 2019 г. составлен акт о лесном пожаре № 2 «А», согласно которому 15 мая 2019 г. в 18 ч. 15 мин. с вертолета МИ-8 обнаружен лесной пожар площадью 1,5 га в квадрате 1087, А-92 удаление от п. Усть-Мая 45 км. Пожар возник в результате незаконного выжигания на землях сельхозназначения с переходом в лесной пожар. Причиной возникновения пожара является выжигание сухой травы на земельных участках, прилегающих к лесу. Тушение пожара начато 15 мая 2019 г. в 19 ч.00 мин. Площадь пройденная огнем составила 2,5 га. Пожар ликвидирован 15 мая 2019 г. в 23 ч. 30 мин. При тушении пожара участвовало 11 человек АПС Усть-Майского авиаотделения. Расходы на тушение лесного пожара в акте не указаны. Составлена схема пожара № 2.

Согласно докладной записки инструктора ППК Усть-Майского авиаотделения <данные изъяты>. он с группой из 10 человек был доставлен вертолетом МИ-8 15 мая 2019 г. в 18 ч. 35 мин. на лесной пожар, в 19 ч. 00 мин. приступили к тушению, в 23 ч. 30 мин. пожар был ликвидирован, группа убыла с лесного пожара 17 мая 2019 г. в 15 ч. 00 мин.

Из производственного задания летчика наблюдателя <данные изъяты> установлено, что 15 мая 2019 г. в 18 ч. 35 мин. в квадрате 1087 Эльдиканского лесничества для тушения лесного пожара доставлено 11 человек, пожар потушен 15 мая 2019 г. в 23 ч. 30 мин., группа убыла с пожара 17 мая 2019 г. в 15 ч. 25 мин.

В сведениях о ликвидации лесного пожара Республики Саха (Якутия) за 2019 г. отражено, что лесной пожар в указанной местности обнаружен 15.05.2019 г. в 18 час. 35 мин., лесная площадь на момент обнаружения 1,5 га, тушение начато в 19 час. 00 мин., доставлено работников к месту пожара всего 11 человек, в т.ч. авиационным транспортом 11 человек, лесной пожар локализован 15.05.2019 г. в 21 час. 00 мин., лесной пожар ликвидирован 15.05.2019 г. в 23 час. 30 мин., площадь пройденная огнем 2,5 га, прямые затраты Республики Саха (Якутия) на тушение лесного пожара из всех источников всего составили 502 949,26 руб., в т.ч. за аренду воздушного судна 368 822,90 руб., общий ущерб от лесного пожара составил 502 949,26 руб. Карточкой лесного пожара 2А установлено, что участвовали Усть-Майские авиотделение и лесничество, участок лесничества Эльдиканское, район Усть-Майский, населенный пункт Эжанцы.

31 мая 20129 г. составлен протокол об административном правонарушении в отношении Т.М.М.., согласно которого 16 мая 2019 г. в 18 ч. 35 мин. мастером леса Эльдиканского лесничества проведен осмотр места пожара ЛП-2 в местности «Хая» на участке сельхоз назначений, принадлежащий Т.М.М.., и выявлено возгорание сухой растительности. Кадастровый номер 14:30:070002:135, нарушены п. 9.1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах».

06 июня 2019 г. заместителем руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) старшим государственным лесным инспектором РС(Я) вынесено постановление № 115 о назначении административного наказания в отношении Т.М.М.. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 3 000 руб. Основанием привлечения Т.М.М.. к административной ответственности послужил выявленный 16 мая 2019 г. факт выжигания сухой травы на сельскохозяйственном земельном участке, принадлежащем Т.М.М.. в местности «Хая», т.е. в связи с нарушением п. 12 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г., предписывающий запрет на выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной полосой шириной не менее 0,5 метра, п. 218 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 190 «О противопожарном режиме», запрещающий выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведения костров на полях.

Постановление вступило в законную силу, не обжаловано и 12 декабря 2019 г. Т.М.М. оплатил назначенный административный штраф, что подтверждается платежным поручением № 11090.

Из справки о затратах по тушению лесного пожара № 2А ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» в Усть-Майском лесничестве в квадрате 1087, выделе 4 следует, что с 15.05.2019 г. с 19 ч. 00 мин. (момент тушения лесного пожара) до 15.05.2019 г. 23 ч. 30 мин. (ликвидация лесного пожара) всего затраты на тушение лесного пожара составили 502 949,26 руб., из которых: затраты по оплату труда постоянных и сезонных работников – 98 649,78 руб., из них 71 381,90 руб. – оплата труда, 27 267,88 руб. - начисление на оплату труда; денежная компенсация на питание - 102,32 руб.; транспортные расходы (авиационные) – 368 822,90 руб.; материальные расходы (продукты питания – 10 182,13 руб.; прочие расходы – 25 192,13 руб.

Согласно табеля учета рабочего времени летчика-наблюдателя 15 и 17 мая 2019 г. ему оплачено 2 и 3 часа соответственно.

Согласно табеля учета рабочего времени ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» Усть-Майское отделение 11 человек отработали 15, 16 и 17 мая 2019 г. по 3, 8 и 7 часов соответственно.

В соответствии с расчетно-платежной ведомостью за май 2019 г. летчику наблюдателю предусмотрели к выплате 3 421,08 руб.; <данные изъяты> – 8 244,28 руб.; <данные изъяты> – 8 134,70 руб.; <данные изъяты> – 4 385,09 руб.; <данные изъяты> – 4 385,09 руб.; <данные изъяты>. – 7 221,44 руб.; <данные изъяты>. – 4 613,27 руб.; <данные изъяты>. – 4 328,05 руб.; <данные изъяты>. – 4 328,05 руб.; <данные изъяты> – 4 328,05 руб.; <данные изъяты> – 4 328,05 руб.; <данные изъяты> 4 385,09 руб., всего – 71 381,19 руб.

Приказом ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» № 126-п от 24.04.2019 г. установлены повышающие коэффициенты за стаж работы по выслуге лет за май 2019 г.

Приказом ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» № 134-п от 04.06.2019 г. премированы работники Усть-Майского авиационного отделения в размере 124%.

По приходному ордеру № 00000500 от 15.05.2019 г. ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» получено продукты питания на сумму 10 812,50 руб., также это подтверждено авансовым отчетом от 15.05.2019 г. об израсходовании указанной суммы, товарными чеками от 15.05.2019 г. и пояснительной запиской к авансовому отчету.

Актом № 00000756 от 15.05.2019 г. материальные запасы в виде продуктов питания на сумму 10 182,13 списаны. Продукты питания были выданы работникам, участвовавшим на тушение лесного пожара № 2А 15, 16 и 17 мая 2019 г.

Из авансового отчета <данные изъяты>. от 17.05.2019 г. видно, что им израсходовано 102,32 руб. на бортовое питание.

Из сообщения генерального директора ООО ПКАП «Дельта К» от 30.05.2019 г. видно, что по плану 15.05.2019 г. ВС МИ-8т RА-24524 был направлен на вывоз личного состава авиабазы с пожара № 1. По прибытию на точку был обнаружен новый пожар № 2, вывоз отменили, перебросили на новый пожар № 2 16.05.2019 г. ВС МИ-8т RА-24524 был задействован на выполнении задачи МЧС. 17.05.2019 г. по готовности работников авиабазы вывезли на базу.

Из бортового журнала летчика-наблюдателя от 15 мая 2019 г. к заявке на полет № 515-П видно, что 15,05,2019 г. заявка была на полет по тушению лесного пожара № 1 «А», но из дополнительной информации выяснено, что при вывозке АПС с лесного пожара № 1»А» был обнаружен лесной пожар № 2 «А» и 11 АПС высажены для тушения лесного пожара № 2 «А». Налет часов и минут составил: по пожару № 1 «А» - 1,25 час., по пожару № 2»А» 0,35 час.

Согласно счет-фактуры № 91 от 20 мая 2019 г. к оплате авиационных услуг МИ-8 ООО ПКАП «Дельта К» выставлена сумма 521 919,20 руб. за 2 часа, из которых 152 226,43 руб. авиационные услуги на тушение лесного пожара № 2А за 0,35 час., в акте выполненных услуг № 91 от 20 мая 2019 г. указана общая сумма 521 919,20 руб. за 2 часа, в том числе НДС 86 986,53 руб.

Заявка на полет № 515-П от 15 мая 2019 г. выдана 15 мая 2019 г., время вылета в 09 ч. 30 мин., количество пассажиров 11 человек, посадочная площадка п. Усть-Мая, район авиационных работ - по лесному пожару № 1 «А». Из отчета о выполнении заявки на полет от 15 мая 2019 г. следует, что налет часов составил 02 ч. 00 мин., из них по лесному пожару № 1»А» - 1,25, по лесному пожару № 2»А» - 0,35.

Согласно счет-фактуре № 93 от 20.05.2019 г. авиационные услуги МИ-8 составили 216 596,47 руб. за 0,83 часа, так же по акту № 93 от 20.05.2019 г. авиационные услуги МИ-8 составили 216 596,47 руб.

Заявка на полет № 517-П выдана 17 мая 2019 г., время вылета в 14 ч. 30 мин., количество пассажиров 11 человек, посадочная площадка – Усть-Мая, район авиационных работ п/п № 2 «А».

Согласно отчета о выполнении заявки № 517-П от 17.05.2019 г. налет часов составил 00 ч. 50 мин.

Из акта № 0519 Ми-8 «ДК» видно, что вертолет Ми-8 № 22743 «ДК» налетал 15.05.2019 г. – 02 ч. 00 мин.; 17.05.2019 г. – 00 ч. 50 мин., тарифный час составил 260 959,60 руб., всего стоимость выполненных работ составила 738 515,67 руб.

Согласно расчета взыскиваемой суммы по иску - вреда лесам, причиненного лесным пожаром № 2А от 15.05.2019 г. (затрат по тушению лесного пожара) составила 477 757 руб. 13 коп., в том числе: расходы на оплату труда с обязательными платежами – 98 649 руб. 78 коп.; авиационные расходы – 368 922 руб. 90 коп.; расходы на продукты питания – 10 284 руб. 45 коп.

Ущерб лесам (деревья, уничтоженные пожаром) отсутствует.

В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 51 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

В силу ст. 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает также в себя: обследование лесного пожара с использованием авиационных средств; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара.

Согласно ст. 83 ЛК РФ Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: 6) осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, … (ч. 1 п. 6 данной статьи); средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В соответствии со ст. 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 100 ч. 1 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.

Согласно ст. 75 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Как следует из ч. 1 и ч. 2.1 (ч. 2.1 введен Федеральным законом от 23.06.2016 г. № 218-ФЗ) компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с действующим в настоящее время п. 20 Инструкции по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами, утвержденного приказом Рослесхоза от 03 апреля 1998 г. № 53, расходы на тушение лесного пожара включают:

- заработную плату (с начислениями) занятых тушением пожара рабочих лесхоза, баз авиационной охраны лесов (мехотрядов, авиаотделений), привлеченных на тушение пожара работников из других организаций и предприятий, иных категорий населения;

- стоимость услуг машин, тракторов, других механизмов, в том числе собственных, использованных при тушении лесного пожара, рассчитанная исходя из отработанных смен, а также налета часов воздушных судов (самолетов, вертолетов) на доставке людей, средств пожаротушения и других грузов, используемых при тушении лесного пожара;

- стоимость израсходованных при тушении пожара материалов, средств тушения и другого имущества, используемого при тушении пожара;

- расходы на питание работников, занятых на тушении лесного пожара, почтово - телеграфные и другие расходы на тушение лесного пожара, предусмотренные действующим законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено следующее.

Применяя ст. 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством (п. 11 постановления).

Как следует из ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

(в редакции Федерального закона от 28.11.2018 г. № 451-ФЗ).

В п. 12 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» даны разъяснения о том, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу п. 1 ст. 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Согласно п. 13 названного постановления Пленума ВС РФ при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», иными законами и нормативными правовыми актами об охране окружающей среды и о природопользовании.

В п. 2 названного Постановления разъяснено, что согласно статье 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

В силу п. 6 Постановления основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).

Согласно разъяснений, изложенных в п. п. 7, 8 Постановления, по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

В силу п. п. 12, 13 Постановления по общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, статья 1064 ГК РФ).

Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

При определении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения заявленного спора, суд учитывает положения ст. 15 и 1064 ГК РФ, согласно которым для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков истцу необходимо доказать наличие следующих (обязательных) условий: совершение противоправных действий конкретным лицом, то есть установить лицо, совершившее действие (бездействие), размер заявленных убытков и причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившим вредом. Ответчику, в свою очередь, следует представить доказательства отсутствия его вины в наступлении неблагоприятных последствий.

Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждается изученными материалами дела, что лесной пожар № 2А на площади 1,5 га, в том числе 1,5 г лесной, в квартале 1087 выдел 4 Эльдиканского лесничества Усть-Майского района (местность «Хая») был обнаружен 15 мая 2019 г. в 18 ч. 35 мин. с вертолета МИ-8 летчиком-наблюдателем при тушении пожара № 1А, причиной пожара послужило выжигание сухой травы на землях сельхозугодий с переходом в лесной пожар.

В связи с обнаружением нового лесного пожара № 2А на основании заявки на полет № 515-П от 15 мая 2019 г. работники Усть-Майского авиаотделения ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» в количестве 11 человек на вертолете переброшены с лесного пожара № 1А на тушение лесного пожара № 2А. Всего налет часов воздушного судна на лесные пожары № 1А и № 2А 15 мая 2019 г. составил 2,00 часа, из них на лесной пожар № 1А – 1,25 часа, лесной пожар № 2А - 0,35 часа.

К тушению лесного пожара № 2А работники приступили 15 мая 2019 г. в 19 час. 00 мин., который локализован в тот же день в 21 час. 00 мин. и лесной пожар № 2А полностью ликвидирован 15 мая 2019 г. в 23 ч. 30 мин. на общей площади 2,5 га. Другие действия (наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание, предотвращение возобновления лесного пожара) работники не производили. Ущерб лесному фонду лесным пожаром № 2А не причинен.

Поскольку вертолет был задействован на выполнении других задач МЧС 16 мая 2019 г., работники, привлеченные к тушению лесного пожара № 2А, вывезены на основании заявки на полет № 517-П от 17 мая 2019 г. вертолетом только 17 мая 2019 г. и налет часов составил 0,50 часов.

Ответчик Т.М.М.. постановлением № 115 от 06.06.2019 г. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.32 КоАП РФ за выжигание сухой травы с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, в результате возник лесной пожар № 2А 15 мая 2019 г. в местности «Хая» с. Эжанцы Усть-Майского района, административный штраф им уплачен, следовательно, в силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении обязателен для суда, рассматривающего данное дело о гражданско-правовых последствиях деяний ответчика, в отношении которого вынесено названное постановление, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом, учитывая при этом, что суд не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения вреда.

В судебном заседании достоверно установлена причинно-следственная связь между действиями ответчика Т.М.М. и причиненным ущербом в виде затрат на тушение лесного пожара № 2А, и суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований исходя из следующего.

Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), являясь распорядителем финансовых средств, имеет право на обращение в суд с иском о взыскании ущерба лесам, причиненного пожаром, включая расходы на тушение пожара. Требования истца направлены в защиту интересов государства, средства которого были затрачены на тушение пожара по делу об административном правонарушении.

Согласно расчетам истца для ликвидации лесного пожара № 2А истцом понесены затраты в размере 477 757,13 руб., из которых: расходы по оплате труда работников в размере 98 649,78 руб. с начислениями; расходы по оплате авиационных услуг в размере 368 822,90 руб.; расходы на продукты питания работников в размере 10 284,45 руб.

С данным расчетом истца суд не может согласиться частично, поскольку фактически лесной пожар был обнаружен и ликвидирован в тот же день, т.е. 15 мая 2019 года в 23 час. 30 мин., но работники вывезены после ликвидации лесного пожара № 2А лишь 17 мая 2019 г., т.к. воздушное судно было привлечено к выполнению других задач МЧС, вследствие чего, ответчик не может нести ответственность за ущерб, который возник не от его действий.

Размер расходов на авиационные услуги в сумме 368 822,90 руб. у суда сомнений не вызывает, так как материалами дела подтверждено, что 15 мая 2019 г. для доставки работников на тушение лесного пожара № 2А был совершен вылет вертолетом, налет часов составил 0,35, после ликвидации лесного пожара № 2А работники вывезены с места лесного пожара 17 мая 2019 г., налет часов составил 0,50.

Вместе с тем по расчету истца расходы по оплате труда работников и летчика-наблюдателя составили в размере 98 649,78 руб., исходя из заработной платы в количестве 12 человек, участвовавших на тушении лесного пожара 15, 16 и 17 мая 2019 г.

В то же время из материалов дела следует, что лесной пожар обнаружен 15 мая 2019 г. в 18 час. 35 мин. и был полностью ликвидирован 15 мая 2019 г. в 23 час. 30 мин., следовательно, взысканию подлежит оплата труда 11 работников за 1 день, т.е. только за 15 мая 2019 г., за исключением зарплаты летчика-наблюдателя за 2 дня (15 и 17 мая 2019 г.), которая составит: 98 649,78 руб. – (3 421,08 руб. + 511,20 руб. = 3 932,28 руб. – заработная плата летчика-наблюдателя за 2 дня) = 94 717,50 руб. – заработная плата 11 работников за 3 дня, соответственно, за 1 день составит: 94 717,50 руб. : 3 дня = 31 572,50 руб. с начислениями (зарплата 11 работников) и плюс 3 932,28 руб. (зарплата летчика-наблюдателя) = 35 504,78 руб., эта сумма и подлежит взысканию с ответчика.

Расходы на питание работников, участвовавших в тушении лесного пожара № 2А, которые составили 10 182,13 руб. (без учета бортового питания летчика-наблюдателя в размере 102,32 руб.), за три дня (15, 16 и 17 мая 2019 г.) по мнению истца, следует также уменьшить пропорционально фактически отработанному времени, соответственно, составит 10 182,13 руб. : 3 дня = 3 394,04 руб. + 102,32 руб. = 3 406,36 руб.

При таком положении, с учетом отработанного времени по тушению лесного пожара № 2А 15 мая 2019 г., фактические затраты, понесенные истцом на тушение лесного пожара № 2А, составили: 368 822,90 руб. (авиационные услуги) + 35 504,78 руб. (заработная плата с начислениями) + 3 496,36 руб. (питание работников) = 407 824,04 руб.

Как следует из п. 12 разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, статья 1064 ГК РФ). Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно (пункт 3 статьи 1083 ГК РФ).

Из представленных материалов видно, что Т.М.М. имеет состав семьи из 6 человек, из которых <данные изъяты> Ответчик Т.М.М.., являющийся председателем СХПК, не имеет за 2018-2019 годы доходы и иные источники дохода. Фактически семью содержит супруга ответчика, которая имеет годовой доход чуть более <данные изъяты> руб.

С учетом имущественного положения ответчика, отсутствием прямого умысла в возникновении лесного пожара, который произошел в связи с неосторожным обращением с огнем, а также с позицией истца, который согласен на применение правил данной статьи, суд считает возможным применить положения ст. 1083 ч. 3 ГК РФ и уменьшить размер взыскиваемой суммы на 50%, что составит 203 912,02 руб.

При таких обстоятельствах следует удовлетворить исковые требования частично в размере 203 912,02 руб., а в остальной части иска отказать.

Доводы ответчика, представителя ответчика о том, что ответчик в момент возникновения лесного пожара находился на субботнике в с. Эжанцы Усть-Майского района РС (Я), где занимался ремонтом изгороди, а также необоснованно истцом в сумму взыскания включен НДС по ставке 20% в размере 61 470,48 руб., т.к. согласно подп. 19 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) не территории РФ проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров, опровергаются тем, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу постановлением по ранее рассмотренному делу (дело об административном правонарушении), обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении этого дела, в котором участвуют то же лицо.

Далее, в силу подп. 14 п. п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит только деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (п. 14 в редакции Федерального закона от 14.10.2014 г. № 307-ФЗ), т.е. деятельность по тушению лесных пожаров в настоящее время не подлежит лицензированию.

Действительно согласно ст. 149 п. 3 подп. 19 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по проведению работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров.

Однако, п. 6 ст. 149 НК РФ, содержащей перечень освобождаемых от налогообложения операций, прямо оговаривает, что в случае, если на осуществление соответствующей деятельности необходима лицензия, такое освобождение действует только при наличии у налогоплательщика лицензии, следовательно, истец обоснованно доначислил взыскиваемую сумму НДС в размере 20%, поскольку истцу нельзя было воспользоваться льготой, предусмотренной подп. 19 п. 3 ст. 149НК РФ, поскольку отсутствовала лицензия на осуществление работ по тушению лесных пожаров.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований и государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ и ч. 1 ст. 103 ГПК РФ взысканию с ответчика также подлежит государственная пошлина пропорционально сумме удовлетворенных требований в размере 5 239,12 руб. в доход МР «Усть-Майский улус (район)».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) к Т.М.М. о взыскании затрат по тушению лесного пожара – удовлетворить частично.

Взыскать с Т.М.М. в пользу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), ИНН <***>, ОГРН <***> затраты по тушению лесного пожара № 2А от 15 мая 2019 года в размере 203 912 руб. 02 коп. (двести три тысячи девятьсот двенадцать рублей 02 копейки).

В остальной части иска – отказать.

Взыскать с Т.М.М. государственную пошлину в размере 5 239 руб. 12 коп. (пять тысяч двести тридцать девять рублей 12 копеек) в доход бюджета МР «Усть-Майского района (улуса)».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия).

Председательствующий: п/п С.Г. Тарабукин

Решение в окончательной форме изготовлено 20 марта 2020 года

Копия ВЕРНА,

Судья Усть-Майского районного суда

Республики Саха (Якутия): С.Г. Тарабукин

Секретарь суда: Л.В. Решетникова