РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2010 года Астраханский областной суд в составе
председательствующего судьи Лавровой С.Е.
при секретаре Васильевой Е.Д.
с участием прокурора Егоровой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-15/2010 по заявлению прокурора Астраханской области об оспаривании некоторых положений постановления Правительства Астраханской области от 30 апреля 2009 года № 193-П,
установил:
Постановлением Правительства Астраханской области от 30.04.2009 № 193-П, опубликованном в "Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области" № 19 от 07.05.2009, утвержден Порядок зачета в стаж государственной гражданской службы Астраханской области периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, и внесены изменения в постановление Правительства Астраханской области от 06.04.2005 №48-П.
Прокурор Астраханской области обратился в Астраханский областной суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия абзаца 5 пункта 2.5 вышеуказанного Порядка, которым в нарушение положений Федеральных законов «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О государственной гражданской службе» лица, замещавшие одинаковые должности государственной гражданской службы Астраханской области и работавшие в должностях руководителей и специалистов, оказались в неравном положении с точки зрения объема их пенсионных прав - в зависимости от того, когда они обратились за включением в стаж государственной гражданской службы указанных периодов работы, в связи с чем и просил признать данный нормативный правовой акт недействующим и не подлежащим применению с момента принятия.
В судебном заседании прокурор Егорова И.Ю. подержала заявленные требования, по указанным в заявлении основаниям.
Представитель Правительства Астраханской области РФ Сазонова С.Ю. с предъявленными требованиями не согласилась и просила об оставлении их без удовлетворения, сославшись на то, что в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора Астраханской области не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3).
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 8 части I статьи 5 Федерального закона от 27.07.04 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52 Федерального закона).
Федеральный закон, регулирующий вопросы пенсионного обеспечения государственных служащих Российской Федерации и ее субъектов, до настоящего времени не принят.
Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ (пункт 4 статьи 7) и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (часть 5 статьи 1 и часть 4 статьи 7) определение условий предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации отнесено к ведению субъектов Российской Федерации.
Уставом Астраханской области определено, что в ведении Астраханской области находится организация государственной гражданской службы Астраханской области (подпункт 11 пункта 2 статьи 11).
Частью 3 статьи 15.1 Закона Астраханской области от 09.09.2005 № 48/2005-03 «О государственной гражданской службе Астраханской области» предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, установленная к трудовой пенсии по старости, назначается пожизненно, а к трудовой пенсии по инвалидности - на срок, на который определена инвалидность. Пенсия за выслугу лет назначается с месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Выплата пенсии за выслугу лет, а также расходы по ее доставке и пересылке производятся за счет средств бюджета Астраханской области.
Часть 5 статьи 15.1 Закона Астраханской области (в редакции Закона Астраханской области от 27.03.2009 № 17/2009-03 «О внесении изменения в статью 15.1 Закона Астраханской области «О государственной гражданской службе Астраханской области») устанавливает периоды службы (работы), включаемые в стаж гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 18 части 5 статьи 15.1 Закона Астраханской области в стаж гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, включаются периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Астраханской области для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет. Зачет в стаж государственной гражданской службы Астраханской области периодов работы в указанных должностях, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, осуществляется в порядке, определенном Правительством Астраханской области.
Вышеуказанный Закон Астраханской области вступил в силу с 13.04.2009 года (статья 2 Закона Астраханской области от 27.03.2009 № 17/2009-03), и в соответствии с ч. 1 ст. 4 ГК РФ действие закона не распространено на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.
Постановлением Правительства Астраханской области от 30.04.2009 № 193-П, опубликованном в "Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области" № 19 от 07.05.2009, утвержден Порядок зачета в стаж государственной гражданской службы Астраханской области периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, и внесены изменения в постановление Правительства Астраханской области от 06.04.2005 №48-П.
Таким образом, оспариваемое постановление Правительства Астраханской области от 30.04.2009 № 193-П принято в пределах полномочий Правительства Астраханской области, являющегося постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Астраханской области (пункт 1 статьи 26 Устава) с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта и порядку его принятия.
Утвержденный Правительством Астраханской области Порядок определяет условия зачета в стаж государственной гражданской службы Астраханской области периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Астраханской области для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом гражданского служащего, и регулирует организационные вопросы оформления документов.
Согласно п. 2.1 Порядка представление руководителя государственного органа о зачете в стаж гражданской службы иных периодов работы оформляется на основании заявления гражданского служащего и должно отражать характеристику иного периода работы, предлагаемого для зачета в стаж гражданской службы, а также работы, выполняемой гражданским служащим по замещаемой должности.
Абзацем 5 пункта 2.5 Порядка предусмотрено, что если лицам, ранее замещавшим должности гражданской службы, пенсия за выслугу лет уже назначена, то в рассмотрении представления руководителя государственного органа и документов на заседании комиссии им отказывается.
С доводом прокурора о противоречии федеральному законодательству этого положения Порядка согласиться нельзя, поскольку пенсии за выслугу лет государственным служащим Астраханской области, при наличии у последних определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных служащих Астраханской области, предоставляемым им за счет средств бюджета области помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях, и нарушением права государственных служащих Астраханской области на получение пенсии в зависимости от времени обращения за включением в стаж указанной деятельности не является.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что Правительство Астраханской области - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, -вправе устанавливать с учетом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в Астраханской области, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, и определять правила назначения таких доплат, в том числе и тем, кому пенсия за выслугу лет уже назначена.
Оспариваемая норма определена с учетом вышеприведенных норм права, положений ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, не нарушает прав лиц, замещавших одинаковые должности государственной гражданской службы Астраханской области, на получение пенсии в полном объеме. Лицам, ранее замещавшим должности гражданской службы, которым пенсия за выслугу лет уже назначена, размер пенсии за выслугу лет пересчитывается в порядке части 6. статьи 15-1 Закона Астраханской области (в редакции Закона Астраханской области от 27.03.2009 № 17/2009-03 «О внесении изменения в статью 15.1 Закона Астраханской области «О государственной гражданской службе Астраханской области»).
Правительство Астраханской области, устанавливая условия назначения лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Астраханской области, пенсии за выслугу лет, предоставляемой за счет средств бюджета Астраханской области дополнительно к их трудовой пенсии, вправе определять периоды, подлежащие зачету в стаж, дающий право на такую пенсию, исходя из своих финансовых возможностей, исключение возможности зачета в стаж гражданской службы иных периодов работы лицам, ранее замещавшим должности гражданской службы, пенсия за выслугу лет которым уже назначена, не противоречит действующему законодательству.
Доказательств несоответствия оспариваемого положения нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не установлено, не вызывает оспариваемая норма и неоднозначного толкования, отвечая общеправовому критерию определенности, ясности, недвусмысленности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 251- 253 ГПК Российской Федерации, Астраханский областной суд
решил:
Заявление прокурора Астраханской области об оспаривании некоторых положений постановления Правительства Астраханской области от 30 апреля 2009 года № 193-П «О Порядке зачета в стаж государственной гражданской службы Астраханской области периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, и внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 06.04.2005 N 48-П» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.