Дело № 2-15/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Звериноголовское. 20 февраля 2014 года.
Звериноголовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Антонова Н.И,
при секретаре судебного заседания Абалкановой Б.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном, Звериноголовском районах к Муниципальному унитарному предприятию «Возрождение» Искровского сельсовета Звериноголовского района Курганской области о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей,
установил:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном, Звериноголовском районах обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Возрождение» Искровского сельсовета Звериноголовского района Курганской области о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
В обоснование иска истец указал, что Муниципальное унитарное предприятие «Возрождение» Искровского сельсовета Звериноголовского района Курганской области является юридическим лицом, предоставляющим гражданам услуги по водо-тепло-снабжению и вывозу твердых бытовых отходов. <дата> прокуратурой Звериноголовского района совместно со специалистом ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном и Звериноголовском районах проведена проверка исполнения законодательства в сфере ЖКХ в части соблюдения прав потребителей МУП «Возрождение». В ходе проверки выявлены нарушения Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. При заключении договоров на предоставление коммунальных услуг населению, ответчик допускает нарушение прав неопределенного круга потребителей, включая в договоры условия, ущемляющие установленные законом права потребителей, а также нарушает права потребителей на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе услуг, правилах предоставления коммунальных услуг.
В нарушение Правил предоставления коммунальных услуг, договор № 100 от 13.08.2013 года, заключенный между МУП «Возрождение» и ФИО2 содержит условия, позволяющие:
-не предоставлять услугу более 2 суток, вместо 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часов единовременно при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения;
-при понижении температуры в жилом помещении по вине поставщика снижать оплату на 0,5 % тарифа, вместо 0,15 процента размера платы;
-в договор включен п.2.1.1. в следующей редакции: «поставщик услуг обязуется обеспечить тепловой энергией не ниже 180С в жилом помещении при технически исправном состоянии отопительной системы квартиросъемщика». При этом в договоре не указано, имеются ли в указанном жилом помещении угловые комнаты.
В нарушение п. 19 Правил в договоры, заключенные между потребителями и МУП «Возрождение» не включены:
-адрес, реквизиты расчетного счета и иная контактная информация исполнителя;
-сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных) комнатных приборах учета, дата и место их установки (введения в эксплуатацию), дата опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществляющей последнюю проверку прибора учета, а также установленный срок проведения очередной проверки;
-периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей;
-требования к качеству предоставляемой коммунальной услуги (коммунальных услуг) по водоснабжению, водоотведению;
-порядок установления факта непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
-ответственность исполнителя и потребителя;
-основания и порядок приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг;
-основания и порядок изменения и расторжения договора.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном, Звериноголовском районах просит признать нарушающими права неопределенного круга потребителей действия муниципального унитарного предприятия «Возрождение» Искровского сельсовета Звериноголовского района Курганской области, связанные с не доведением до потребителей информации об исполнителе, правилах предоставления коммунальных услуг при заключении договоров на предоставление коммунальных услуг с потребителями и включением в договоры условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
Обязать ответчика прекратить действия, нарушающие права неопределенного круга потребителей.
Обязать МУП «Возрождение» довести в наглядной и доступной форме до потребителей решение суда по данному вопросу в месте, отведенном для размещения информации для потребителей в помещении МУП «Возрождение», расположенном по адресу: <адрес>, сроком на 20 дней в течение 3 дней с момента вступления в силу решения суда.
В судебном заседании представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном, Звериноголовском районах ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МУП «Возрождение» ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что МУП «Возрождение» оказывает коммунальные услуги жителям пос. Искра, а также отапливает школу и детский сад. Услуги оказываются надлежащего качества. В этом году поступило две жалобы на качество оказываемых услуг, одна из которых не подтвердилась.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 9 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании абзаца 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям настоящих Правил и может содержать особенности исполнения такого договора в случаях и пределах, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно пункту 19 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать:
а) дату и место заключения договора;
б) наименование, адрес, реквизиты расчетного счета и иную контактную информацию исполнителя;
в) следующие сведения о потребителе:
для физического лица - фамилия, имя, отчество, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон;
для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон;
г) адрес помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения), по которому предоставляются коммунальные услуги с указанием размера (объема, площади) отапливаемых помещений, количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, или вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении;
д) наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги (коммунальных услуг);
е) требования к качеству предоставляемой коммунальной услуги (коммунальных услуг);
ж) порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным указанным в настоящих Правилах способом;
з) сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки, а также порядок и условия приема показаний приборов учета; (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344)
и) периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей;
к) порядок определения объема предоставленных коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги, в том числе порядок определения объема предоставленной коммунальной услуги по электроснабжению и размера платы за указанную коммунальную услугу с применением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также порядок, срок и форму внесения платы за коммунальные услуги; (п/п. "к" в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614)
л) меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставленные потребителю коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае предоставления таких мер);
м) адрес и способ доставки потребителю счета для оплаты коммунальных услуг;
н) порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
о) права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя;
п) основания и порядок приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг;
р) основания и порядок изменения и расторжения договора;
с) срок действия договора.
Согласно Приложению № 1 «Требования к качеству коммунальных услуг» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, продолжительность перерыва подачи холодной воды и водоотведения в целом не может превышать 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения. Продолжительность перерыва отопления также не может превышать допустимые нормы, установленные Правилами.
Согласно п.15 Приложения № 1 за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры.
Предусмотрены следующие требования к обеспечению нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях - не ниже +180 С (в угловых комнатах - +200С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 310 С и ниже - в жилых помещениях - не ниже +200 С (в угловых комнатах - +220С); в других помещениях- в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000).
В судебном заседании установлено, что <дата> прокуратурой Звериноголовского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере ЖКХ в части соблюдения прав потребителей МУП «Возрождение», в ходе которой выявлены нарушения Закона РФ от <дата> № «О защите прав потребителей», Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В нарушение Правил предоставления коммунальных услуг, договор № от <дата> года, заключенный между МУП «Возрождение» и ФИО2 содержит условия, позволяющие:
-не предоставлять услугу более 2 суток, вместо 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часов единовременно при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения;
-при понижении температуры в жилом помещении по вине поставщика снижать оплату на 0,5 % тарифа, вместо 0,15 процента размера платы;
-в договор включен п.2.1.1. в следующей редакции: «поставщик услуг обязуется обеспечить тепловой энергией не ниже 180С в жилом помещении при технически исправном состоянии отопительной системы квартиросъемщика». При этом в договоре не указано, имеются ли в указанном жилом помещении угловые комнаты.
В нарушение п. 19 Правил в договоры, заключенные между потребителями и МУП «Возрождение» не включены:
-адрес, реквизиты расчетного счета и иная контактная информация исполнителя;
-сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных) комнатных приборах учета, дата и место их установки (введения в эксплуатацию), дата опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществляющей последнюю проверку прибора учета, а также установленный срок проведения очередной проверки;
-периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей;
-требования к качеству предоставляемой коммунальной услуги (коммунальных услуг) по водоснабжению, водоотведению;
-порядок установления факта непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
-ответственность исполнителя и потребителя;
- основания и порядок приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг;
- основания и порядок изменения и расторжения договора.
За указанные нарушения постановлением начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Половинском, Притобольном и Звериноголовском районах № от <дата> директор МУП «Возрождение» ФИО4 подвергнут административному наказанию по части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме одной тысячи рублей.
Таким образом, исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждаются факты нарушения муниципальным унитарным предприятием «Возрождение» законодательства в сфере защиты прав потребителей, тем самым при предоставлении коммунальных услуг населению ответчик допускает нарушение прав неопределенного круга потребителей, в связи, с чем исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком не представлено.
В соответствии со статьей 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в пределах заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 192-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном, Звериноголовском районах к Муниципальному унитарному предприятию «Возрождение» Искровского сельсовета Звериноголовского района Курганской области о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей - удовлетворить.
Признать нарушающими права неопределенного круга потребителей действия Муниципального унитарного предприятия «Возрождение» Искровского сельсовета Звериноголовского района Курганской области, связанные с не доведением до потребителей информации (об исполнителе, правилах предоставления коммунальных услуг) в результате нарушений требований п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, при заключении договоров на предоставление коммунальных услуг с потребителями и включением в договоры условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Возрождение» Искровского сельсовета Звериноголовского района Курганской области прекратить действия, нарушающие права неопределенного круга потребителей, связанные с не доведением до потребителей информации (об исполнителе, правилах предоставления коммунальных услуг) в результате нарушений требований п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, при заключении договоров на предоставление коммунальных услуг с потребителями и включением в договоры условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Возрождение» Искровского сельсовета Звериноголовского района Курганской области довести в наглядной и доступной форме до потребителей решение суда по данному вопросу в месте, отведенном для размещения информации для потребителей в помещении МУП «Возрождение», расположенном по адресу: <адрес>, сроком на 20 дней в течение 3 дней с момента вступления в силу решения суда.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Возрождение» Искровского сельсовета Звериноголовского района Курганской области государственную пошлину в бюджет муниципального образования Звериноголовский район Курганской области в сумме № рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле в апелляционном порядке в Курганский областной суд путем подачи жалобы через Звериноголовский районный суд Курганской области в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий: Н.И. Антонов.