ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-15/2016 от 12.02.2016 Тес-хемского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2-15/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 февраля 2016 года с.Самагалтай

Тес-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Кандана А.А.,

при секретаре Салгын-оол Р.Р., с участием истицы Монгуш Д.С., представителей ответчиков Чооду А.В., Хомушку Б.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва в интересах Монгуш Д.С. к администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва», управлению труда, социального развития администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» о взыскании задолженности по доплате к пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва обратился в суд в интересах Монгуш Д.С. с иском к администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» (далее - администрация Тес-Хемского кожууна) о взыскании задолженности по доплате к государственной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка по заявлению пенсионера Монгуш Д.С. по факту не выплаты доплаты к государственной пенсии, ранее замещавшей должность муниципальной службы Тес-Хемского кожууна. Установлено, что администрацией Тес-Хемского кожууна требования федерального законодательства, регулирующие пенсионные права граждан, не соблюдаются, нарушаются права пенсионеров, ранее замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Тес-Хемского кожууна. В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно п.4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 ГК РФ. Монгуш Д.С., ранее замещавшей должности муниципальной службы, на основании решения председателя администрации Тес-Хемского района от 24 сентября 2001 г. назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости. Администрацией Тес-Хемского района в лице структурного подразделения – Управления труда и социального развития с ДД.ММ.ГГГГ по сегодняшний день выплата вышеуказанной доплаты Монгуш Д.С. прекращена в связи с принятием Хуралом представителей Тес-Хемского района решения №59 от 07.09.2012 г. «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших выборные муниципальные должности Тес-Хемского кожууна и должности муниципальной службы Тес-Хемского кожууна РТ» и решения №29 от 25.04.2013 г. «О реализации указанного Решения Хурала представителей Тес-Хемского кожууна от 07.09.2012 №59. До прекращения выплат доплаты к государственной пенсии по старости условия и основания доплат к государственной пенсии по старости регулировались постановлением администрации Тес-Хемского района от 02.02.2009 г. №16 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальных служащих Тес-Хемского кожууна». Однако в названных нормативно-правовых актах положения, прекращающие либо изменяющие правовое положение лиц, ранее получавших доплату к трудовым пенсиям, не имеются, кроме того, администрацией Тес-Хемского района соответствующее решение о прекращении доплаты не принималось. Согласно справке Управления труда и социального развития Тес-Хемского района размер доплаты к государственной пенсии по старости равен базовой части государственной пенсии по старости с учетом районного коэффициента, что составляет <данные изъяты>. Таким образом, перед истицей образовалась задолженность по доплате к государственной пенсии по старости в размере <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (38 месяцев х <данные изъяты>=<данные изъяты>). Просит взыскать в пользу Монгуш Д.С. с администрации Тес-Хемского кожууна задолженность по доплате к пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. В ходе судебного разбирательства истица Монгуш Д.С. дополнила исковые требования и просила взыскать недоплаченную доплату к пенсии за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, в общей в сумме <данные изъяты>.

В ходе рассмотрения дела прокурор от исковых требований отказался, о чем представил заявление, однако истица Монгуш Д.С. иск поддержала полностью, в связи с этим рассмотрение дела по существу продолжено, поскольку в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска.

В судебном заседании истица Монгуш Д.С. иск поддержала и просила удовлетворить по указанным в нём основаниям, ссылаясь на то, что срок исковой давности ею не пропущен.

Представитель ответчика Чооду А.В., действующая по доверенности, просила отказать в удовлетворении иска, применив срок исковой давности, указала на то, что выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Монгуш Д.С. была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием решения Хурала представителей Тес-Хемского кожууна № 59 от 07.09.2012 г. на основании Указа Главы Председателя Правительства РТ от 04.05.2012 года № 145. Указ № 145 обнародован, доведен до всеобщего сведения посредством опубликования в газете «Тувинская правда» от ДД.ММ.ГГГГ Истица Монгуш Д.С. узнала о нарушении своего права с момента прекращения выплаты доплаты с ДД.ММ.ГГГГ, исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами трехгодичного срока исковой давности. Кроме того, ссылалась на отсутствие в муниципальном бюджете собственных средств, за счёт которых выплачивались доплаты к пенсии.

Представитель соответчика - управления труда, социальной политики администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» Хомушку Б.В., действующая по доверенности, просила в иске отказать, ссылаясь на то, что выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Монгуш Д.С. не предусмотрена в связи с превышением размера пенсии над размером денежного содержания.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей в иных случаях, установленных законом.

Пенсионное обеспечение в силу статьи 72 (п. «ж» ч. 1) Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пунктом 2 Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 12.11.2007 № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва» установлено, что лица, замещавшие должности государственных гражданских служащих Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации».

Ежемесячная доплата к государственной пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 15 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.

Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 15 лет. При этом сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.

Согласно абз. 10 п.2 данного Указа, размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к государственной пенсии для лиц, замещавших должности государственных гражданских служащих, не должен превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности государственной гражданской службы Республики Тыва, введенного с 1-го января 2005 года.

Пунктом 8 данного Указа, органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии лицам, замещавшим выборную муниципальную должность, муниципальные должности муниципальной службы, с учетом положений настоящего указа за счет собственных средств.

Указом Председателя Правительства РТ от 25.11.2009 N 262 в пункт 2 Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года N 205 внесены следующие изменения: абзац 10 изложен в следующей редакции: "Размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к государственной пенсии для лиц, замещавших должности государственных гражданских служащих, не должен превышать 2,8 должностного оклада по замещавшейся должности государственной гражданской службы Республики Тыва".

Пунктом 3 этого Указа органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.

Постановлением администрации Тес-Хемского района от 02 февраля 2009 г. №16 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальных служащих Тес-Хемского кожууна» было утверждено Положение «Об установлении, выплате и перерасчёте ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Тес-Хемского кожууна, и должности муниципальных служащих Тес-Хемского кожууна (далее – Положение).

Согласно п.4 указанного Положения, лица, замещавшие должности муниципальных служащих Тес-Хемского кожууна, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы Тес-Хемского кожууна, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с федеральными законами Российской Федерации от 15 декабря 2011 года №155-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет.

Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 12.11.2007 г. №205 утратил силу в связи с изданием Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 г. №145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва», п.2 которого установлено, что лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 20 лет и имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Ежемесячная доплата к трудовой пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 20 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 20 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.

Пунктом 11 Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 №145 органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии лицам, замещавшим выборную муниципальную должность, муниципальные должности муниципальной службы, с учетом положений данного Указа за счет собственных средств.

В целях обеспечения социальных гарантий лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы Тес-Хемского кожууна, на основании названного Указа от 04.05.2012 №145 принято решение Хурала представителей Тес-Хемского кожууна от 07.09.2012 г. № 59 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших выборные муниципальные должности Тес-Хемского кожууна и должности муниципальной службы Тес-Хемского кожууна».

Указанным решением Хурала представителей Тес-Хемского кожууна от 07.09.2012 года №59 признано утратившим силу постановление Администрации Тес-Хемского кожууна от 02 февраля 2009 года № 16 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальных служащих Тес-Хемского кожууна».

В целях реализации положений Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 №145 постановлением администрации Тес-Хемского кожууна от 21 января 2013 года № 7 «О реализации Решения Хурала Представителей Тес-Хемского кожууна от 07.09.2012 г. № 59 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших выборные муниципальные должности Тес-Хемского кожууна и должности муниципальной службы Тес-Хемского кожууна» утверждено Положение «Об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим муниципальные должности Тес-Хемского кожууна и должности муниципальных служащих Тес-Хемского кожууна» (далее - новое Положение). Пунктом 4 этого же постановления признано утратившим силу постановление Администрации Тес-Хемского кожууна от 02 февраля 2009 года № 16 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замешавшим муниципальные должности и должности муниципальных служащих Тес-Хемского кожууна».

Согласно п.4 данного Положения, лица, замещавшие должности муниципальной службы, предусмотренные Реестром должностей муниципальных служащих, и имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» при наличии стажа муниципальной службы не менее 20 лет, если увольнение с замещаемой должности муниципальной службы имело место не ранее 3 сентября 1997 года.

Указом Главы Республики Тыва от 24 июня 2015 года №108 признан утратившим силу Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. N 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва".

Как следует из материалов дела, истица Монгуш Д.С. имеет общий стаж муниципальной службы <данные изъяты>, что подтверждается копией трудовой книжки и справкой о периодах муниципальной службы, представленной стороной ответчика.

Судом установлено, что решением администрации Тес-Хемского кожууна №4 от 24 сентября 2004 года истице Монгуш Д.С., как лицу, замещавшему должность муниципальной службы <данные изъяты>, была назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии по старости 60 % месячного денежного содержания.

Поручением Межведомственной комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии при Администрации кожууна от 16 июля 2013 года № 1 Управлению труда и социального развития Тес-Хемского района поручено приостановить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ Монгуш Д.С. в связи с решением Хурала представителей Тес-Хемского района № 59 от 07 сентября 2013 года.

Истица Монгуш Д.С. просит взыскать задолженность по доплате к государственной пенсии по старости исходя из базовой части государственной пенсии по старости с учетом районного коэффициента, которая составляет <данные изъяты>.

В п.9 Положения «Об установлении, выплате и перерасчёте ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Тес-Хемского кожууна, и должности муниципальных служащих Тес-Хемского кожууна», утвержденного постановлением администрации Тес-Хемского кожууна РТ от 02 февраля 2009 № 16 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальных служащих Тес-Хемского кожууна РТ», указано, что размер выплачиваемой ежемесячной доплаты к пенсии не может быть ниже установленной законодательством Российской Федерации базовой части трудовой пенсии по старости, определенной с учетом районного коэффициента к месячной заработной плате, действующей в Республике Тыва.

Из сообщения Управления труда и социального развития администрации Тес-Хемского кожууна Республики Тыва прокурору от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с внесением изменений в муниципальные нормативные акты о назначении и выплате доплат к государственной пенсии по старости лицам, ранее замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Тес-Хемского кожууна РТ, и отсутствием предусмотренных на 2013, 2014 и 2015 г.г. финансовых средств вышеуказанные выплаты приостановлены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям, предоставленным начальником финансового управления администрации Тес-Хемского кожууна, от ДД.ММ.ГГГГ в связи с дефицитом бюджета в 2013 г., в 2014 и 2015 г.г. финансовые средства на выплату доплаты к государственной пенсии по старости лицам, ранее замещавшим должности муниципальной службы Тес-Хемского кожууна, не предусмотрены.

В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующим разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, к ведению федеральных органов государственной власти в указанной сфере относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверке конституционности части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с запросом <адрес> Собрания депутатов», приведенная норма Трудового кодекса Российской Федерации была признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования она не исключает право субъекта Российской Федерации – при соблюдении требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства – устанавливать законом субъекта Российской Федерации единовременную денежную выплату депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, при прекращении их полномочий.

Между тем, такое право, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, не является безусловным, поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации, допуская возможность самостоятельного установления расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, предусматривает определенные ограничения в отношении условий и порядка введения новых расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, которые должны соблюдаться.

Законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Из совокупного анализа статей 7 и 8, предусматривающих бюджетные полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, проведенной нормы и статьи 85 (о расходных обязательствах субъекта Российской Федерации) Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти и исходя из принципа самостоятельности бюджета.

При этом содержание принципа самостоятельности бюджетов раскрывается в статье 31 названного Кодекса и означает в том числе недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами субъекта и, как следствие, потребует привлечение средств федерального бюджета.

Проанализировав приведенные предписания федерального законодателя, суд приходит к выводу о том, что реализация органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим государственные и муниципальные должности субъекта Российской Федерации и муниципального образования, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.

Порядок установления уровня расчетной бюджетной обеспеченности, который одновременно является объективным показателем социально-экономического положения субъекта Российской Федерации, а также основным критерием для определения нуждаемости субъекта в предоставлении ему из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности определен правовыми предписаниями Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 131 которого такай показатель определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации, исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Исходя из изложенного, показатели уровня налоговых доходов субъекта на одного жителя, а также состояние его социально-экономического развития являются важными факторами, влияющими на показатель уровня бюджетной обеспеченности, в зависимости от которого определяется, как нуждаемость региона в дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности, так и размер указанных дотаций.

Признание региона дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, не позволяющий ему за счет собственных средств выполнять свои расходные обязательства.

Кроме того, важным показателем социально-экономического положения региона является уровень сбалансированности его бюджета, исходя из которого осуществляется отнесение бюджетов дефицитных или профицитных.

Из содержания статьи 33 Бюджетного кодекса РФ вытекает, что деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий, связанных с установлением дополнительных мер социальной поддержки, также должна отвечать принципу сбалансированности бюджетов, который в данном случае устанавливает необходимость минимизации размера дефицита бюджета, для достижения соответствия предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов.

Федеральный законодатель, регламентируя вопрос об экономической основе деятельности органов государственной власти субъектов РФ, в абзаце шестом пункта 1 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», закрепил право органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов, и средств бюджета Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, при недостаточности собственных средств бюджета введение расходных обязательств, означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счет средств федерального бюджета, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, приведенные выше обстоятельства являются тем самым ограничительным фактором и элементом объективного критерия, подлежащего применению при решении вопроса о наличии у субъекта Российской Федерации, а также муниципального органа полномочий по самостоятельному установлению дополнительных гарантий лицам, замещавшим муниципальные должности, и их размера после прекращения муниципальной службы.

Как следует из приказов Министерства финансов Российской Федерации от 05.12.2013 № 412, от 09.12.2014 года № 453, от 29.10.2015 года № 409, Республика Тыва включена в перечень регионов, получателей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Решением Хурала представителей Тес-Хемского кожууна Республики Тыва № 78 от 29 ноября 2012 года № 78 «О бюджете муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» утверждены основные характеристики бюджета муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» на 2013 год. Общий объем доходов бюджета муниципального района составил <данные изъяты>; общий объем расходов бюджета – <данные изъяты>; дефицит бюджета муниципального района - <данные изъяты>; дефицит бюджета на 2014 год - <данные изъяты>, на 2015 год - <данные изъяты>.

Решением Хурала представителей Тес-Хемского кожууна Республики Тыва № 50 от 11 декабря 2013 год «О бюджете муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов» утверждены основные характеристики бюджета муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва». На 2014 год дефицит бюджета муниципального района составляет <данные изъяты>; на 2015 год - <данные изъяты>, на 2016 год - <данные изъяты>.

Решением Хурала представителей Тес-Хемского кожууна Республики Тыва № 63 от 16 декабря 2014 года «О кожуунном бюджете муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» утверждены основные характеристики кожуунного бюджета муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва». На 2015 год дефицит кожуунного (муниципального района) бюджета составил <данные изъяты>, на 2016 год - <данные изъяты> и на 2017 год - <данные изъяты>.

Решением Хурала представителей Тес-Хемского кожууна Республики Тыва № 48 от 22 декабря 2015 года «О кожуунном бюджете муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» на 2016 год» утверждены основные характеристики бюджета муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва». На 2016 год дефицит кожуунного (муниципального района) бюджета составляет <данные изъяты>.

Исходя из изложенного, следует признать, что за период с 2012 по 2015 годы бюджет муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» являлся дефицитным, при этом Республика Тыва относится к числу дотационных регионов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что низкий уровень бюджетной обеспеченности муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» и Республики Тыва может являться основанием для прекращения выплаты доплаты к государственной пенсии по старости лицам, ранее замещавшим должности муниципальной службы Тес-Хемского кожууна, в связи с чем требования истицы о взыскании задолженности по доплате к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.

Кроме того, исходя из анализа вышеприведенных нормативных актов, следует признать, что основания выплаты доплаты к трудовой пенсии связаны с соразмерностью суммы трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней месячному денежному содержанию муниципального служащего Тес-Хемского кожууна Республики Тыва.

Так в п.5 Положения «Об установлении, выплате и перерасчёте ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Тес-Хемского кожууна, и должности муниципальных служащих Тес-Хемского кожууна», утвержденного постановлением администрации Тес-Хемского кожууна РТ от 02 февраля 2009 № 16, указывалось на то, что ежемесячная доплата к пенсии при наличии стажа муниципальной службы 15 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего Тес-Хемского кожууна.

Согласно п.6 Положения, размер месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к пенсии для лиц, замещавших должности муниципальных служащих, не должен превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы Тес-Хемского кожууна, введенного с 01 января 2005 года.

В силу п.8 указанного Положения в состав месячного денежного содержания, учитываемого при определении размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальных служащих Тес-Хемского кожууна включались: а) должностной оклад; б) оклад за классный чин; в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в размере до 30 процентов; г) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере от 60 до 150 процентов; д) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере до 25 процентов для лиц, допущенных к государственной тайне на постоянной основе; е) премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере до 17 процентов; ж) районный коэффициент.

Из справки Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Тес-Хемском районе Республики Тыва следует, что истица Монгуш Д.С. является получателем пенсии по старости, размер пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты>, на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.

Согласно штатному расписанию администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» на 2015 год, должностной оклад <данные изъяты> составляет <данные изъяты>.

При этом судом установлено, что последнее увеличение окладов имело место на основании решения Хурала представителей №22 от 13 марта 2009 года «О повышении размеров окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих выборные муниципальные должности, и муниципальных служащих Администрации Тес-Хемского кожууна Республики Тыва» на 1,09.

Исходя из вышеуказанных пунктов Положения, расчет размера доплаты к пенсии истицы следующий: <данные изъяты> (должностной оклад) х 2.3 (ограничение по п.6 Положения) х 1,4 (районный коэффициент) х 60% (45 % + 15% за каждый год стажа свыше 15 лет) =<данные изъяты>.

Следовательно, размер пенсии истицы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> превышает 60% месячного денежного содержания муниципального служащего Тес-Хемского кожууна – <данные изъяты>, что влечет невозможность выплаты истице доплаты к пенсии.

Поскольку истица имеет стаж муниципальной службы <данные изъяты> судом также произведен расчет доплаты к пенсии истице на основании п.8 Положения «Об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим муниципальные должности Тес-Хемского кожууна и должности муниципальных служащих Тес-Хемского кожууна», утвержденного постановлением администрации Тес-Хемского кожууна от 21 января 2013 года № 7.

Как следует из пункта 5 нового Положения, ежемесячная доплата к трудовой пенсии при наличии стажа муниципальной службы 20 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 20 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего.

В силу п.6 нового Положения, размер месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к трудовой пенсии для лиц, замещавших должности муниципальных служащих, не должен превышать 2,8 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы, введенного с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.8 названного Положения в состав месячного денежного содержания, учитываемого при определении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, включаются: а) должностной оклад; б) оклад за классный чин; в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере до 30 процентов; г) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере от 60 до 150 процентов; д) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере до 25 процентов для лиц, допущенных к государственной тайне на постоянной основе; е) премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере до 22 процентов; ж) ежемесячное денежное поощрение; з) районный коэффициент.

Исходя из вышеуказанных пунктов нового Положения, расчет размера доплаты к пенсии истицы следующий: 2 825 руб. (должностной оклад) х 2.8 (ограничение по п.6 нового Положения) х 1,4 (районный коэффициент) х 45% = 4983,3 руб.

Следовательно, размер пенсии истицы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> превышает 45% месячного денежного содержания муниципального служащего Тес-Хемского кожууна – <данные изъяты>, что влечет невозможность выплаты истице доплаты к пенсии.

Также суд приходит к выводу о том, что требования истицы удовлетворению не подлежат и по тому основанию, что в данном случае иск предъявлен к ненадлежащему ответчику - Администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва».

В силу части 3 статьи 196 ГПК РФ, суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Определении от 17 июля 2014 года N 1583-О, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК Российской Федерации). Вследствие этого суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе. В то же время истец при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции вправе ходатайствовать перед судом о замене ответчика, в случае если посчитает его ненадлежащим (часть первая статьи 41 ГПК Российской Федерации).

Пунктом 20 Положения «Об установлении, выплате и перерасчёте ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Тес-Хемского кожууна, и должности муниципальных служащих Тес-Хемского кожууна», утв. постановлением администрации Тес-Хемского кожууна РТ от 02 февраля 2009 № 16, предусматривалось, что ежемесячная доплата к пенсии выплачивается Управлением труда и социального развития администрации Тес-Хемского кожууна путем исчисления на счета получателей, открытых в банках Российской Федерации.

Аналогичные положения содержит п.19 Положения «Об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим муниципальные должности Тес-Хемского кожууна и должности муниципальных служащих Тес-Хемского кожууна», утвержденного постановлением Администрации Тес-Хемского кожууна от 21 января 2013 года № 7.

В ходе судебного разбирательства определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление труда, социального развития администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва», которое является юридическим лицом, что подтверждается Положением об Управлении.

Между тем, истицей Монгуш Д.С. исковые требования к Управлению труда, социального развития администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» не предъявлялись, в связи с чем суд в силу ч.3 ст.196 ГПК РФ рассматривает дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом - Администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва».

Поскольку судом установлено, что обязанность по выплате ежемесячной доплаты к пенсии возлагалась на Управление труда и социального развития администрации Тес-Хемского кожууна и выплачивалась им, то оснований для удовлетворения требований истицы о взыскании задолженности по указанной доплате к пенсии с Администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» не имеется.

При этом ходатайство представителя ответчика - Администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» о применении срока исковой давности правового значения по делу не имеет, поскольку Администрация муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований истицы Монгуш Д.С. о взыскании задолженности по доплате к пенсии.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва в интересах Монгуш Д.С. к администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва», управлению труда, социального развития администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» о взыскании задолженности по доплате к пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Тес-Хемский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 17 февраля 2016 года.

Председательствующий А.А. Кандан