ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-15/2017 от 20.01.2017 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижнеудинск 20 января 2017г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В., при секретаре Тресковой Л.В., с участием истца ФИО1 и её представителя ФИО2, представителей ответчика ФИО3, ФИО4, ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-15-17 по иску ФИО1 к администрации Костинского муниципального образования об обжаловании решения об отказе включения периодов работы в стаж муниципальной службы и назначения надбавки к должностному окладу за выслугу лет,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Костинского муниципального образования об обжаловании решения об отказе включения периодов работы в стаж муниципальной службы и назначения надбавки к должностному окладу за выслугу лет, указав в обоснование требований, что она с 23.07.1980г. по 27.02.2003г. работала в Костинском сельском совете, а впоследствии в Костинской сельской администрации сначала <данные изъяты>, а затем – <данные изъяты>. С 14.12.2007г. по 24.10.2012г. была <данные изъяты>. 12.07.2016г. обратилась к ответчику за назначением надбавки к должностному окладу за выслугу лет, но получила отказ ввиду отсутствия требуемого стажа муниципальной службы. После уточнения иска просит суд признать решение об отказе незаконным, признать её право на назначение надбавки к должностному окладу за выслугу лет в должностях муниципальной службы и возложить на ответчика обязанность назначить надбавку к должностному окладу за выслугу лет в должностях муниципальной службы с 12.07.2016г.

В судебном заседании ФИО1 и её представитель ФИО2 настаивали на удовлетворении иска.

Представители администрации Костинского муниципального образования ФИО3, ФИО4 и ФИО5 просили отказать в удовлетворении иска ввиду его необоснованности.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из трудовой книжки истца, книги приказов о назначении её на должности, 23.07.1980г. ФИО1, в тот период времени ФИО6, была временно, на период декретного отпуска ФИО7, принята на работу с 23.07.1980г. <данные изъяты> централизованной бухгалтерии при Костинском сельсовете; 08.10.1981г. истец, в тот период времени Вавилова, переведена на постоянную должность <данные изъяты>; 20.11.1987г. ФИО1, в тот период Вавилова, назначена главным <данные изъяты>; 27.02.2003г. ФИО1 уволена с должности <данные изъяты> Костинской сельской администрации переводом в Нижнеудинскую ЦРБ; 14.12.2007г. принята на должность <данные изъяты> и 24.10.2012г. уволена с данной должности в связи с прекращением полномочий.

12.07.2016г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении надбавки к должностному окладу за выслугу лет в должностях муниципальной службы, а 03.08.2016г. получила отказ в связи с тем, что в спорные периоды занимала должности <данные изъяты> и <данные изъяты>, не относившиеся к должностям муниципальной службы. В стаж муниципальной службы зачтён лишь период осуществления полномочий <данные изъяты> с 14.12.2007г. по 24.10.2012г.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы муниципальной службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», который в числе основных гарантий, призванных обеспечивать правовую и социальную защищённость муниципальных служащих, повышение мотивации эффективного исполнения ими своих обязанностей, укрепление стабильности профессионального состава кадров муниципальной службы, а также компенсировать установленные для муниципальных служащих ограничения, называет пенсионное обеспечение.

Пунктом 4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п.5 ст.1 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счёт средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальной службой является профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (контракта).

Согласно ч.2 ст.6 указанного Федерального закона должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.10 данного Закона лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

Согласно ст.16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» документами, подтверждающими стаж муниципальной службы, являются: трудовая книжка; при ее отсутствии, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах деятельности, принимаются справки, выданные в установленном законодательством порядке; военный билет.

В соответствии с ч.1 ст.11 Закона Иркутской области от 15.10.2007г. №88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» граждане, замещавшие должности муниципальной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счёт средств местного бюджета, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет.

В соответствии с п.п.11 и 12, подп. «з» п.13 ст.2 Закона Иркутской области от 04.04.2008г. №3-ОЗ «О Перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской и муниципальной службы Иркутской области для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским и муниципальным служащим Иркутской области» в стаж муниципальной службы в Иркутской области включаются периоды службы (работы), предусмотренные федеральными законами для включения в стаж муниципальной службы, а также периоды службы (работы) на муниципальных должностях и должностях муниципальной службы; на выборных муниципальных должностях, замещаемых на постоянной основе до вступления в силу Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», и на муниципальных должностях муниципальной службы, замещаемых до вступления в силу Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, в высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах) и органах местного самоуправления.

Перечень наименований муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Иркутской области установлен Законом Иркутской области от 15.10.2007г. №89-ОЗ «О реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области», а также был установлен ранее действующим Законом Иркутской области от 28.07.1999г. №42-ОЗ «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Иркутской области».

В соответствии со ст.17 Закона Иркутской области от 15.10.2007г. №89-ОЗ «О реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы), муниципальных должностях, государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы), иных должностях в соответствии с законом Иркутской области.

Реестрами муниципальных должностей - приложениями к вышеуказанным Законам Иркутской области, должности бухгалтера, главного <данные изъяты> не предусмотрены, поэтому сам по себе тот факт, что централизованная бухгалтерия входила в состав органа местного самоуправления, а её работники получали заработную плату, схожую по составу с денежным содержанием муниципального служащего, не может служить доказательством прохождения истцом в оспариваемые периоды муниципальной службы.

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» руководители организаций могут в зависимости от объёма учётной работы учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое <данные изъяты>; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учёт лично.

В соответствии с п.19 Приказа Министерства финансов РФ от 20.03.1992г. №10 «Об утверждении Положения о бухгалтерском учёте и отчётности в Российской Федерации», действовавшего в период работы истца, бухгалтерский учёт на предприятии, в учреждении осуществляется бухгалтерией предприятия, учреждения, являющейся его самостоятельным структурным подразделением, или централизованной бухгалтерией, возглавляемой <данные изъяты>. На предприятии, в учреждении, не имеющем бухгалтерской службы, бухгалтерский учёт и отчётность может осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах.

В соответствии с п.20 Приказа Минфина от 26.12.1994г. №170 «О Положении о бухгалтерском учёте и отчётности в Российской Федерации» бухгалтерский учёт в организации осуществляется бухгалтерией, являющейся её структурным подразделением (службой), или централизованной бухгалтерией, возглавляемой <данные изъяты>, либо <данные изъяты> в случае отсутствия в организации собственной бухгалтерской службы.

В организации, не имеющей бухгалтерской службы или бухгалтера, бухгалтерский учёт может осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах.

Кроме того, централизованные бухгалтерии при администрациях городов и районов Иркутской области образовывались и действовали задолго до оспариваемого периода.

Об этом свидетельствует Положение о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов, утверждённое Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.01.1971г. №34, являвшееся правовым основанием для работы централизованных бухгалтерий.

Согласно п.1 Положения централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организовывались для ведения учёта исполнения доходов и расходов бюджета и смет расходов учреждений, состоящих на сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетах, а также смет специальных и других внебюджетных средств.

Согласно п.2 централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организовывались соответствующими исполкомами с разрешения Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов за счёт общей численности и фонда заработной платы работников учреждений, состоящих на бюджете района (города). Численность работников централизованных бухгалтерий устанавливалась, исходя из объёма работы, а должностные оклады - в соответствии с утверждённой в установленном порядке схемой должностных окладов.

Пунктом 3 Постановления Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 06.07.1991г. №1551-1 установлено, что полномочия отделов и управлений исполкомов местных советов народных депутатов сохраняются до формирования соответствующих структурных подразделений местной администрации. Отделы и управления исполкомов в указанный период подчинялись непосредственно главе местной администрации.

В спорные периоды действовал Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.07.1982г. «Об отделах и управлениях исполнительных комитетов краевых, областных советов народных депутатов, советов народных депутатов автономных областей, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов РСФСР», разделом VI которого «Отделы и управления исполнительных комитетов районных в городах Советов народных депутатов» были предусмотрены отделы и управления: плановая комиссия; общий отдел; организационно - инструкторский отдел; отдел (бюро) записи актов гражданского состояния; отдел внутренних дел; отдел здравоохранения; отдел культуры; отдел народного образования; отдел архитектуры и градостроительства; отдел по труду и социальным вопросам; отдел по учёту и распределению жилой площади; отдел социального обеспечения; финансовый отдел; управление (отдел) жилищно - коммунального хозяйства; комитет по физической культуре и спорту.

14.10.1998г. постановлением администрации Нижнеудинского района №260 был утверждён перечень муниципальных должностей муниципальной службы и перечень технических должностей, согласно которым бухгалтер и главный бухгалтер отнесены к должностям технического персонала.

Постановлением губернатора Иркутской области «Об оплате труда и нормативах численности персонала централизованных бухгалтерий» от 07.12.2000г. №479-п утверждены нормативы численности персонала централизованных бухгалтерий при структурных подразделениях администрации Иркутской области.

14.08.2002г. постановлением администрации муниципального образования Нижнеудинского района №239 постановлено централизовать бухгалтерский учёт в сфере образования, культуры и аппарата управления Шебертинской, Костинской, Порогской, Замзорской администраций в централизованных бухгалтериях районного управления образования, управления по культуре и спорту администрации муниципального образования Нижнеудинского района с 01.10.2002г.

В соответствии с п.3 данного постановления в централизованной бухгалтерии Костинского муниципального образования с 01.10.2002г. сокращена 1 единица для обслуживания Костинской участковой больницы.

Постановлением администрации муниципального образования Нижнеудинского района от 30.01.2003г. №21 постановлено централизовать бухгалтерский учёт в сфере здравоохранения Нижнеудинского района с 01.01.2003г. Пунктом 2 данного постановления постановлено главам администраций района совместно с главными бухгалтерами централизованных бухгалтерий, в том числе Костинской, подготовить и передать в централизованную бухгалтерию муниципального учреждения здравоохранения ЦРБ г. Нижнеудинска всю бухгалтерскую документацию учреждений здравоохранения района с предоставлением актов сверок дебиторской и кредиторской задолженности, актов приёмо-передачи документов на 01.01.2003г.

27.02.2003г. ФИО1 уволена с должности <данные изъяты> переводом в Нижнеудинскую ЦРБ, куда принята 28.02.2003г. переводом <данные изъяты> по Нижнеудинскому району; 01.01.2006г. уволена по сокращению численности работников; 18.07.2006г. принята в Костинскую участковую больницу <данные изъяты>; 05.12.2007г. уволена в связи с переходом на выборную работу, что подтверждается соответствующим записями в её трудовой книжке.

Штатные расписания централизованной бухгалтерии при исполкоме Костинского сельсовета, при Костинской сельской администрации в спорный период сторонами представлены не были ввиду уничтожения пожаром в администрации Костинского муниципального образования 26.06.2006г., что подтверждается соответствующей справками главы Костинского муниципального образования ФИО3 от 11.01.2017г. и дознавателя отдела ГПН по г. Нижнеудинску и Нижнеудинскому району ФИО8 от 19.05.2009г., архивной справкой начальника архивного отдела ФИО9 от 12.01.2017г. об отсутствии в архиве штатных расписаний работников Костинской сельской администрации за все годы.

Штатными расписаниями, действовавшими на 01.10.2006г., на 01.12.2007г., на 01.03.2010г. подтверждается отсутствие должностей <данные изъяты> и <данные изъяты> в перечне должностей муниципальных служащих.

Таким образом, централизованные бухгалтерии не являлись структурными подразделениями ни исполкомов местных советов народных депутатов, ни соответствующих администраций, следовательно, в период с 23.07.1980г. по 19.11.1987г. ФИО1 работала <данные изъяты> централизованной бухгалтерии при Костинском сельсовете, а с 20.11.1987г. по 27.02.2003г. - <данные изъяты> централизованной бухгалтерии, то есть занимала должность бухгалтера, а затем главного бухгалтера, относящиеся к должностям технического персонала, на которые не распространяются квалификационные требования, предусмотренные для замещения должностей муниципальной службы, а также права, обязанности, ограничения и запреты, установленные ст.14 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», то есть те элементы, которые характеризуют статус муниципального служащего. В период увольнения ФИО1 с должности главы администрации Костинского муниципального образования её стаж муниципальной службы составлял четыре года десять месяцев 11 дней, и этого периода было недостаточно для назначения ФИО1 ни пенсии за выслугу лет, ни ежемесячной надбавки к должностному окладу.

Доводы ФИО1 о том, что ей выплачивается надбавка к должностному окладу в размере 30% как муниципальному служащему, которые она обосновала трудовым соглашением от 18.07.2006г. и трудовым договором от 18.07.2006г. с указанием на начисление надбавки к должностному окладу за непрерывный стаж работы в размере 30%, не свидетельствуют о принадлежности должностей бухгалтера и главного <данные изъяты> к должностям муниципальной службы, поскольку указанная надбавка могла быть начислена ей в соответствии с постановлением администрации Костинского муниципального образования от 09.01.2008г. №1 «а» «Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы и вспомогательного персонала Костинского муниципального образования – администрации сельского поселения», подп.3 п.3 которого постановлено утвердить правила исчисления стажа работы, дающего право работникам Костинского муниципального образования сельского поселения, замещающим должности, не являющиеся должностями муниципальной службы муниципального образования, на установление ежемесячной надбавки за выслугу лет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО1 к администрации Костинского муниципального образования о признании незаконным решения от 03.08.2016г. №216 об отказе в назначении надбавки к должностному окладу за выслугу лет в должностях муниципальной службы; о признании права на назначение надбавки к должностному окладу за выслугу лет в должностях муниципальной службы; о возложении обязанности назначения надбавки к должностному окладу за выслугу лет в должностях муниципальной службы с 12.07.2016г. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27.01.2017г.

Председательствующий судья Китюх В.В.