44 RS 0005-2020-001104-45
Дело № 2- 15/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2021 года г. Буй
Буйский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Беляева В.М.
при секретаре Лебедевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО11 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, администрации городского округа <адрес> о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, <адрес>, военный городок-1 <адрес>.
у с т а н о в и л:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратилось в Буйский районный суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, администрации городского округа <адрес> об исключении <адрес>, военный городок-1 <адрес> из специализированного жилого фонда министерства обороны РФ и признании права собственности в порядке приватизации на указанное жилое помещение.
В иске указано, что ФИО1 проходил службу по контракту в в/ч 42713 в период с 1983 года по 2009 год, уволен по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
В 1995 году ему и членам его семьи была представлена <адрес> военный городок -1 <адрес>. Вселение происходило на основании ордера. На момент предоставления жилья квартира статуса специализированного жилого фонда не имела.
При увольнении со службы, он отказался от участия в федеральной целевой программе «Жилье» по обеспечению военнослужащих жильем от Министерства обороны РФ, при условии, что за ним и членами его семьи сохранится право на проживание в спорной квартире, о чем представил рапорт командиру войсковой части. С момента увольнения со службы с семьей проживает в квартире. В 2020 году обратился к ответчику с заявлением, о передаче ему в собственность спорной квартиры в порядке приватизации. Ответчик отказал в удовлетворении заявления, указав, что вопрос о приватизации жилья, возможно, разрешить только в судебном порядке.
Истцы просят исключить <адрес>, военный городок-1 <адрес> из специализированного жилого фонда Министерства обороны РФ и признании право собственности в порядке приватизации на указанное жилое помещение.
В судебном заседании истцы и их представитель ФИО4 свои требования поддержали.
Ответчики Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, администрация городского округа <адрес> о месте времени и дне рассмотрения дела извещены надлежаще их представители в суд не явились.
В своих возражениях на исковые требования представитель Министерства обороны РФ указал, что относительно удовлетворения исковых требований возражает. Спорное жилое помещение включено в специализированный жилой фонд Министерства обороны РФ, а специализированное жилье приватизации не полежит.
Согласно п.1 и 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Статья 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Согласно статьям 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу п. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть, представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ним принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон (Постановления КС РФ от 05.02.2007 г. № 2-П, от 14.02.2002 г. № 4-П, от 28.11.1996 г. № 19-П, Определение КС РФ от 13.06.2002 г. № 166-О).
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий (Определение КС РФ № 1642-О-О от 16.12.2010 г., 67 ГПК РФ.)
Судом установлено, что по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ№ семья ФИО1 в составе 4 человек заселена в <адрес> военный городок 1 <адрес>. (л.д. 12.)
Согласно сведений, предоставленных администрацией городского округа <адрес> военный городок 1 <адрес> к специализированному жилому фонду отнесена не была. (л.д. 18)
На момент предоставления жилья военная выслуга лет ФИО1 составила более десяти лет (л.д. 22-23)
Распоряжением правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года №752-р военный городок Буй-1 Костромской области включен в список населенных пунктов имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности.
Распоряжением Правительства РФ от 11.10.2011 N 1779-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р» из числа закрытых городков исключены военные городки Костромской области, в том числе и военный городок – 1 г. Буя Костромской области.).
Согласно ст.101 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 года) Служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Согласно ст.104 ЖК РСФСР в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Действовавшие на момент предоставления квартиры семье Ц-вых положения части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих", введенные в действие с 1 января 1993 г. и действовавшие до 1 января 1998 г. устанавливали, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых они проходят военную службу. Указанным военнослужащим на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Положения п.5 приказ Министра обороны СССР от 23.12.1980 N 363 "О переселении из закрытых военных городков лиц, утративших связь с Советской Армией и Военно-Морским Флотом, и о порядке обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы" (Утратившего силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Министра обороны РФ от 26.06.2000 N 334) устанавливали, что в целях дальнейшего улучшения условий для успешной и продолжительной службы прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы принять меры по упорядочению обеспечения этих военнослужащих жилой площадью.
Прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы на первые пять лет службы в качестве прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы предоставлять общежития или служебную жилую площадь. Указанных военнослужащих, прослуживших более пяти лет, обеспечивать жилой площадью по месту службы на общих основаниях.
Исследовав представленные доказательства, и приведенные нормы закона, суд считает доводы истцов о том, что спорная квартира им была предоставлена на основании социального найма, нашли свое подтверждение, а именно: статус служебного квартире установлен не был. На момент предоставления, и в настоящее время военный городок 1 <адрес> статус закрытого военного городка не имеет.
В период предоставления жилья ФИО5, законодательство, определяющее порядок прохождения службы военнослужащими, с целью привлечения граждан к прохождению военной службы по контракту, устанавливало дополнительные социальные гарантии в том числе, что военнослужащие обеспечиваются служебным жильем на первые пять лет службы, в случае прохождения службы по контракту более 5 лет военнослужащие обеспечиваются жилой площадью на общих основаниях. На момент предоставления жилья выслуга лет у ФИО1 составила более 10 лет, при таких обстоятельствах доказано, что жилое помещение истцам предоставлено на основании договора социального найма. Доказательств, ставящих под сомнение указанное обстоятельство, ответчиками не представлено. Ответчиком суду не представлено доказательств о том, что спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилому фонду министерства обороны РФ по этой причине оно полежит исключению из списков служебного жилья.
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В соответствии с о ст. 2 и 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (статья 2).
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
Как установлено спорное жилье общежитием или специализированным не является, располагается на территории открытого военного городка. Истцы проживают в спорном жилье на основании договора социального найма, свое право на приватизацию жилья не использовали (л.д. 17). При указанных обстоятельствах требования истцов о приватизации спорного жилого помещения, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО9 удовлетворить.
Исключить жилое помещение <адрес> военный городок-1 <адрес> из списка специализированного жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации.
Признать за ФИО1, родившимся ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, родившимся ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10, родившейся ДД.ММ.ГГГГ право собственности в порядке приватизации по ? доле за каждым на жилое помещение - <адрес> военный городок-1 <адрес>, общей площадью 65,8 кв.м..
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Буйский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Судья: В.М. Беляев.