ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-15/2022 от 09.02.2022 Гвардейского районного суда (Калининградская область)

Дело

УИД 39RS0-07

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2022 года г. Гвардейск

Гвардейский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Клименко М.Ю.,

при секретаре Бедке К.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Гусевского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству Обороны РФ, в/ч о понуждении проведения ремонта здания и прекращения его эксплуатации,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор обратился в суд с учетом уточненных требований с иском к ответчикам о понуждении проведения ремонта здания и прекращения его эксплуатации, указав, что в ходе проверки исполнения должностными лицами войсковой части требований законодательства о сохранении жизни и здоровья военнослужащих, обеспечении безопасных условии военной службы при эксплуатации казарменно-жилищного фонда, установлено, что на территории военного городка а войсковой части дислоцированной в <адрес>, находится здание казармы (инв. ). Обследованием здания казармы (инв. ) специалистами ООО ДИВЕК-Проект» установлено, что здание находится в аварийном состоянии, характеризующемся повреждениями и деформациями, свидетельствующими о критическом состоянии несущей способности и опасности обрушения. Необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий. Дальнейшая эксплуатация здания возможна только после проведения капитального ремонта здания. Проведенной прокурорской проверкой установлено, что здание, состоит на балансе ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее - ФГКУ «СЗТУИО» Минобороны России) и является собственностью Российской Федерации, в лице Минобороны России. По результатам проведенной строительной технической экспертизы состояния несущих конструкций зданий (сооружений) комплексного здания (инв. ) военного городка А войсковой части установлено, что фундамент здания имеет многочисленные трещины, признаки неравномерной осадки здания. Имеются следы разрушения конструкции фундаментных стен, состояние фундамента здания аварийное. По всему зданию наблюдаются многочисленные трещины на стенах толщиной более 10 мм. Несущие металлические балки перекрытий имеют явно выраженные следы коррозии с ослаблением сечения балок до 20% и более. Часть перекрытий в северо-восточной части здания имеют деформации до нескольких сантиметров, что свидетельствует о потере конструкцией несущей способности. Дальнейшая эксплуатация здания без реконструкции может привести к обрушению здания.

При этом экспертами сделан вывод, что здание находится в аварийном состоянии, характеризующемся повреждениями и деформациями, свидетельствующими о критическом состоянии несущей способности и опасности обрушения. Необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий. Дальнейшая эксплуатация здания возможна только после проведения полной реконструкции здания.

Вместе с тем, здание казармы (инв. ) используется. Ежедневно в указанное здание имеет доступ неопределенный круг лиц: военнослужащие и гражданский персонал воинской части. На первом этаже здания казармы (инв. ) располагаются пожарное депо, вещевой склад, служба КЭС, автомобильная служба, библиотека. В общей сложности в указанном здании ежедневно работают около 20 человек.

Нарушение прав неопределенного круга лиц - военнослужащих, лиц гражданского персонала, находящихся на указанной территории, круг которых определить невозможно, заключается в нарушении их права на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья.

Результаты надзорных мероприятий свидетельствуют, что бездействие должностных лиц войсковой части и Минобороны России, выразившееся в непринятии мер по прекращению эксплуатации здания казармы (инв. ), влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций, обусловленных неудовлетворительным состоянием объекта недвижимости. На основании изложенного военный прокурор просит, признать незаконным бездействие войсковой части 95043 и Министра обороны Российской Федерации, обязать ответчиков прекратить эксплуатацию здания казармы до проведения капитального ремонта и произвести капитальный ремонт здания казармы.

В судебном заседании представитель истца – помощник военного прокурора Гусевского гарнизона – Малыгин Д.С., поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика в/ч Тюлькин Р.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, просил в удовлетворении требований истца отказать, полагая их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. После проведения проверки здания казармы, командованием части были предприняты необходимые меры для устранения выявленных в ходе проверки нарушений эксплуатации здания казармы, а именно, подготовлены и направлены в адрес начальника 165 ОТЭ КОУ и начальника 798 отдела координации и контроля за строительством и обустройством войск, в установленном порядке сведения и исходно-разрешительная документация для включения в перечень капитального ремонта здания казармы. Здание казармы было включено в заявочный план капитального ремонта объектов КЖФ по Балтийскому флоту на 2019,2021, однако работы до настоящего времени не проведены по неизвестным причинам. Расселить личный состав здания казармы не представляется возможным, поскольку на территории части отсутствуют свободные помещения. В настоящее время эксплуатируется только первый этаж здания казармы, с расположением в нем финасово - расчетного пункта Филиала ФКУ «УФО МО РФ по Калининградской области, складов части, а также пожарного депо. Наличие реальной угрозы причинения вреда в связи с эксплуатацией здания казармы, а также невозможность пребывания личного состава в здании казармы вследствие наличия опасности для их жизни и здоровья отсутствуют, доказательств обратного истцом не представлено.

Представитель ответчика – Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил возражения, в которых указал, что требования военного прокурора заявлены преждевременно, поскольку решение по включению здания казармы в перечень строительства (реконструкции) объектов военной инфраструктуры Западного военного округа, потребность в которых выявлена на 2022 год» принимается коллегией Министерства обороны РФ и утверждается Министром обороны РФ. Истцом не указано, какая именно обязанность, возложенная на Министерство обороны РФ, не выполнена, а также, чем именно нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц при использовании Министерством обороны РФ указанной прокурором территории военного городка.

Представитель соответчика ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений», а также представитель третьего лица ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, дав им оценку, заслушав стороны, приходит к следующему.

Положениями ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество военных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны РФ также делегированы полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций (п. 1), в связи с чем, оно осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ (пп. 71 п. 7).

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

На основании ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно нормам Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических лиц или юридических лиц независимо от форм собственности, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Судом установлено и из материалов дела следует, что войсковая часть дислоцируется по адресу: <адрес>.

На территории военного городка а в/ч находится здание казармы (инв. ), которое состоит на балансе ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее - ФГКУ «СЗТУИО» Минобороны России) и является собственностью Российской Федерации, в лице Минобороны России.

ДД.ММ.ГГГГ военной прокуратурой Гусевского гарнизона проведена проверка соблюдения должностными лицами войсковой части требований законодательства в сфере сохранности жизни и здоровья военнослужащих, обеспечении безопасных условий военной службы при эксплуатации казарменно-жилищного фонда.

Согласно справке о результатах проведенной проверки по результатам обследования и оценки технического состояния зданий в военном городке а, проведенного ООО "ДИВЕК-Проект", установлено, что здание казармы (инв.) войсковой части находится в аварийном состоянии, по всему зданию наблюдаются многочисленные трещины толщиной 10 мм. Несущие металлические балки перекрытий имеют явно выраженные следы коррозии с ослаблением сечения балок до 20% и более. Ввиду полностью разрушенного водостока с кровли здания, по фасаду наблюдается вымывание раствора кладки, а также разрушение кирпича. Обследование стен здания показало, что дальнейшая эксплуатация здания без реконструкции может привести к обрушению здания. Часть перекрытия в северно-восточной части здания имеет деформации до нескольких сантиметров, что явно свидетельствует о потере конструкцией несущей способности и может привести к обрушению. Указано на необходимость проведения срочных противоаварийных мероприятий. Дальнейшая эксплуатация здания возможна только после проведения полной реконструкции здания. В связи с выявленными нарушениями в адрес командира войсковой части вынесено предостережение от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушений закона (л.д. 161-162, 196, 202-226 Том 1).

Согласно акту обследования технического состояния комплексного здания инв. военного годка а от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного во исполнение указаний Заместителя Командующего БФ по МТО , комиссия пришла к выводу, что отдельные конструкции здания находятся в аварийном состоянии. Дальнейшая эксплуатация возможна после проведения полной реконструкции здания (л.д.52-53 Том 1).

Согласно акту выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ произведен ремонт штукатурки внутренних стен 10 кв.м., окраска стен и потолка известковыми составами – 430 кв.м. (л.д. 39 Том1)

Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, ремонтные работы в спорном здании не проведены, аварийный объект эксплуатируется военнослужащими и гражданским персоналом. На первом этаже здания казармы (инв. ) располагаются пожарное депо, вещевой склад, служба КЭС, автомобильная служба, библиотека. В общей сложности в указанном здании ежедневно работают около 20 человек, что создает угрозу их жизни и здоровью.

Эксплуатация здания казармы создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Вместе с тем, командованием в/ч были предприняты необходимые меры, для устранения выявленных в ходе проверки нарушений, а именно, подготовлены и направлены в адрес начальника 165 ОТЭ КОУ и начальника 708 отдела координации и контроля за строительством и обустройством войск (исх.1658 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, исх. от ДД.ММ.ГГГГ, исх. от ДД.ММ.ГГГГ) сведения и исходно-разрешительная документация (копии свидетельства о регистрации права собственности на здание казармы, земельный участок, акты весеннего осмотра, кадастровый паспорт, акты технического состояния, дефектные ведомости, ведомости объемов работ), необходимые для включения в перечень капитального ремонта здания казармы.

Из ответа 708 отдела координации и контроля за строительством и обустройством войск от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что для определения вида ремонтных работ и недопущения необоснованных затрат по линии капитального ремонта, командованию в/ч было рекомендовано подать заявку на внеочередное инструментальное обследование объектов с помощью мобильного диагностического комплекса «Стрела-П».

На основании указанного письма, командованием в/ч были направлены письма за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Жилищно-Коммунальной службы Филиала ФГБУ «Центральное жилищно - коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации командованием о необходимости включения здания казармы в Перечень первоочередных объектов недвижимого имущества, требующих проведения инструментального исследования комплексом «Стрела-П».

Согласно сведениям заместителя начальника по эксплуатации Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Балтийскому флоту, здание казармы (инв.) было включено в заявочный план капитального ремонта объектов КЖФ по Балтийскому флоту на 2019,2021, что подтверждается заявочным планом, утвержденным Заместителем командующего Балтийским флотом по материально-техническому обеспечению от ДД.ММ.ГГГГ, перечнем объектов КЖФ филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по БФ, требующих капитального ремонта в 2021, в который входит здание казармы (инв. ).

Вместе с тем, работы по капитальному ремонту либо реконструкции, инструментальному обследованию до настоящего времени не проведены по неизвестным причинам.

Нарушение прав неопределенного круга лиц - военнослужащих, лиц гражданского персонала, находящихся на территории военного города 4а, круг которых определить невозможно, заключается в нарушении их права на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья.

Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в том числе и объектами казарменно-жилищного фонда, являющимися собственностью Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.

Подпунктом 33 пункта 10 Положения на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.

В силу указанных норм, а также положений статьи 210 ГК РФ Министерство обороны РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости.

Таким образом, обязанность по обеспечению капитального ремонта вышеназванного здания казармы возложена на Министерство обороны РФ, как на собственника имущества.

Необходимость проведения капитального ремонта подтверждается актами осеннего, весеннего осмотра и дефектными актами, составленными уполномоченными должностными лицами.

Результаты проведенных надзорных мероприятий свидетельствуют, что бездействие Минобороны России, выразившееся в непринятии мер по прекращению эксплуатации здание казармы (инв. ) влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций, обусловленных неудовлетворительным состоянием объекта недвижимости.

Оценив в совокупности представленные доказательства, пояснения сторон, установив факт нахождения здания казармы в аварийном состоянии, его эксплуатацию без проведения ремонтных работ, наличие угрозы возникновения несчастных случаев с военнослужащими и гражданским персоналом, учитывая отсутствие доказательств обратного со стороны Минобороны России, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для признания бездействий Министерства обороны РФ, связанных с непринятием мер по капитальному ремонту здания казармы незаконными. При этом суд считает необходимым возложить обязанность по организации проведения капитального ремонта в здании казармы на Министерство обороны Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ, выразившееся в непринятии мер по капитальному ремонту здания казармы (инв. ) военного городка а в <адрес>.

Обязать Министерство обороны РФ произвести капитальный ремонт здания казармы (инв. ) военного городка а в <адрес>.

Обязать командира в/ч прекратить эксплуатацию здания казармы (инв. ) военного городка а в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Клименко М.Ю.