Дело № 2-16(1)/2014
Решение
Именем Российской Федерации
23 января 2014 года г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Лаврова Д.А.,
при секретаре Генераловой Е.В.,
с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя третьего лица ФИО3, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района о признании действий незаконными, обязании рассмотреть заявление о предоставлении в аренду земельного участка,
установил:
ФИО4 обратилась в суд с иском к Администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района о признании действий незаконными Администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района по рассмотрению заявления ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ и осуществления муниципальной услуги по предоставлению ему в аренду земельного участка для ведения садоводства площадью 4850 кв.м. с местоположением <адрес> и последующее проведение работ по утверждению и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане на основании заявления ФИО5, обязании Администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района рассмотреть заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка для ведения садоводства площадью 5100 кв.м. с местоположением <адрес>. Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района ею было направлено заявление о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства в аренду сроком на 49 лет площадью 5100 кв.м. с местоположением: <адрес>, район <адрес> и утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.. В ответ на данное обращение комитетом по земельным ресурсам администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района в ее адрес было направлено уведомление об отказе в приеме документов от ДД.ММ.ГГГГ № и сообщено об отказе в приеме документов для предоставления в аренду земельного участка для ведения дачного хозяйства площадью 5100 кв.м. по адресу: <адрес>, район <адрес> по основанию, предусмотренному пунктом 2.8. административного регламента предоставления комитетом по земельным ресурсам, комитетом по управлению имуществом администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством», утвержденного постановлением администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 3198, а именно ввиду якобы несоответствия заявления форме, установленной приложением № к настоящему административному регламенту. Каких-либо разъяснений, в чем именно выразилось несоответствие формы поданного заявления комитетом по земельным ресурсам ей сообщено не было. С целью устранения недостатков и продолжения уполномоченным органом работ по ее заявлению ДД.ММ.ГГГГ было направлено в администрацию Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района заявление о предоставлении этого же земельного участка для ведения дачного хозяйства в аренду сроком на 49 лет площадью 5100 кв.м. с местоположением: <адрес>, район <адрес> и утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. По результатам рассмотрения заявления комитетом по земельным ресурсам администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района было подготовлено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ № 01-10/126, которое ею вручено в середине февраля 2013 года при личном визите в Комитет. ДД.ММ.ГГГГ из отзыва Администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района по гражданскому ей стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района поступило заявление ФИО5 о предоставлении ему в аренду земельного участка для ведения садоводства площадью 4850 кв.м. с местоположением: <адрес>. При этом, заявление ФИО5 содержит в себе явные противоречия: им испрашивается земельный участок с местонахождением <адрес> в границах Красноармейского МО (<адрес> и Красноармейское МО территориально не совпадают, т.к. это разные муниципальные образования). Считает, что Администрация Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района обязана была отказать ФИО5 в предоставлении муниципальной услуге. Однако, этого сделано не было, что повлекло за собой нарушение ее законных прав и интересов, а именно: ей было отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с предоставлением аналогичной услуги ФИО5, основываясь на его заявлении, поданного с нарушением норм действующего законодательства РФ и положений Административного регламента.
Впоследствии уточнила исковые требования, просила признать незаконными действия Администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района по рассмотрению заявления ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ и осуществления муниципальной услуги по предоставлению ему в аренду земельного участка для ведения садоводства площадью 4850 кв.м. с местоположением <адрес>; признать незаконными действия Администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района по утверждению и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане от ДД.ММ.ГГГГ учетный номер 14 на основании заявления ФИО5; обязать Администрацию Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района рассмотреть заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка для ведения садоводства площадью 5100 кв.м. с местоположением <адрес>.
В судебное заседание истец ФИО4 не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в установленном законом порядке, представила заявление, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося истца.
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные исковому заявлению.
В судебном заседании представитель ответчика, действующая на основании доверенности ФИО2 исковые требования не признала, пояснила, что порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством регламентирован ст. 34 ЗК РФ. В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган. Во исполнение положений ст. 34 ЗК РФ постановлением администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден Административный регламент предоставления комитетом по земельным ресурсам, комитетом по управлению имуществом администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района муниципальной услуги по предоставлению земельного участка, для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением (далее Административный регламент). Кроме того, Положением «О комитете по земельным ресурсам администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района», утвержденного Решением Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N168/13-03 определен уполномоченный орган администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района осуществляющим функции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по управлению расположенными в границах Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района муниципальными земельными участками и земельными участками, собственность на которые не разграничена - Комитет по земельным ресурсам администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района. Таким образом, рассмотрение заявления ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка площадью 5100 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> осуществлялось уполномоченным органом администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района - Комитетом по земельным ресурсам. В своем заявлении ФИО4 просит признать незаконными действия администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района по рассмотрению заявления ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ и осуществления муниципальной услуги по предоставлению ему в аренду земельного участка для ведения садоводства площадью 5100 кв.м с местоположением <адрес>, признать незаконным действия администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района по утверждению и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО5 При этом в качестве оснований признания действий незаконными указывает, что в заявлении ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ были указаны недостоверные сведения о местоположении зон для очистки и благоустройства территории: им испрашивался земельный участок с местонахождением <адрес> в границах Красноармейского муниципального образования, тогда как <адрес> находится в границах Красноярского муниципального образования. В связи с этим, по мнению заявителя, ФИО5 должно быть отказано в предоставлении муниципальной услуги на основании п.2.8 Административного регламента: наличие в представленных документах недостоверных сведений. Считают, что данный довод заявителя не основан на нормах действующего законодательства. Требования, предъявляемые к заявлению о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, предусмотрены пунктом 3 статьи 34 ЗК РФ, в соответствии с которой в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Аналогичные требования, предъявляемые к заявлению предусмотрены административным регламентом. В заявлении ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ указана цель использования земельного участка - для ведения садоводства, размер земельного участка - 5100 кв., его местоположение - <адрес>, а также испрашиваемое право - аренда. Таким образом, заявление ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ соответствовало требованиям, предъявляемым Земельным кодексом РФ и Административным регламентом к заявлению о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством. Ошибочное указание ФИО7 в абзаце о закреплении для санитарной очистки и благоустройства в соответствии с муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, действующим на территории «Красноармейского МО», вместо правильного «Красноярского МО» в границах которых расположен земельный участок - не может рассматриваться как предоставление недостоверных сведений, и не может являться основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Само заявление позволяет достоверно определить размер испрашиваемого земельного участка, его местоположение, цель использования, а также испрашиваемое право, то есть содержит все необходимые реквизиты, предусмотренные действующим законодательством. Кроме того, считаю необходимым обратить внимание суда на то обстоятельство, что схема расположения земельного участка в соответствии с п.3.2.3 Административного регламента была утверждена председателем комитета по земельным ресурсам администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района, в связи с этим требования о признании незаконными действия администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района по утверждению и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане от ДД.ММ.ГГГГ предъявлены к ненадлежащему ответчику. Что касается процедуры утверждения схемы расположения земельного участка, комитетом по земельным ресурсам представлены документы, подтверждающие соблюдение процедуры изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка, предусмотренной Административным регламентом. Кроме того, в своем заявлении ФИО4 указывает, что при изготовлении схемы расположения земельного участка использовался несоответствующий действительности кадастровый план территории от ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением Приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и ст. 38 ЗК РФ. Считают данные доводы несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства. Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены формы межевого плана и требования к его подготовке, примерная форма извещения о проведении Собрания Депутатов Энгельсского о согласовании местоположения границ земельных участков. Не понятно, какие положения указанного Приказа были нарушены комитетом по земельным ресурсам администрации при изготовлении схемы расположения земельного участка. Не указаны таковые и самим заявителем. Действующим законодательством не установлен срок действия кадастрового плана территории, кадастровый план территории от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен уполномоченным органом ФБУ «Кадастровая палата по <адрес>». Необходимость предоставления кадастрового плана территории обусловлена необходимостью выяснения вопроса о том, осуществлен ли кадастровый учет испрашиваемого земельного участка, в случае если кадастровый учет испрашиваемого земельного участка не осуществлен, комитет по земельным ресурсам изготавливает схему расположения земельного участка на кадастровом плане. В рассматриваемом случае исходя из кадастрового плана специалистами комитета по земельным ресурсам было установлено, что кадастровый учет испрашиваемого ФИО8 земельного участка не осуществлен, в связи с этим была изготовлена и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане в соответствии с процедурой, установленной Административным регламентом, которая в последующим послужила основанием постановки земельного участка на кадастровый учет. Данное обстоятельство подтверждает, что кадастровый план территории, который использовался при изготовлении схемы расположения земельного участка, соответствовал действительности. На основании изложенного, довод заявителя о несоответствии действительности кадастрового паспорта является не обоснованным и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о несоответствии действительности кадастрового паспорта, заявителем не представлено. Что касается ссылки заявителя на ст. 38 ЗК РФ - считала, необходимым пояснить следующее. Статья 38 ЗК РФ регламентирует приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах). На спорные правоотношения положения ст. 38 ЗК РФ не распространяются и не могут распространяться, так как земельный участок предоставлен ФИО8 на основании ст. 34 ЗК РФ, которой возможность проведения торгов (аукционов) не предусмотрена. Заявителем также не указано в чем именно заключается нарушение администрацией положений ст. 38 ЗК РФ при изготовлении схемы расположения земельного участка. Что касается довода о нарушении администрацией при изготовлении схемы расположения земельного участка положений ст. 65 ВК РФ в части не указания в схеме ограничений на земельном участке, а именно 200 метровой водоохраной зоны, что влечет за собой установление запрещений при ведении хозяйственной деятельности (п. 15 ст. 65 ВК РФ) считаю необходимым пояснить следующее. Действующим законодательством не возлагается на орган местного самоуправления обязанность при изготовлении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) устанавливать ограничения на земельном участке в виде наличия 200 метровой водоохраной зоны. В связи с этим, указанное обстоятельство не может свидетельствовать о незаконности выдачи и утверждения схемы расположения земельного участка. Ограничения при ведении хозяйственной деятельности в границах водоохраных зон установлены Водным кодексом РФ (статья 65). Кроме того, заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок, находится в 200 метровой водоохраной зоне. Что касается требования заявителя об обязании администрации рассмотреть заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка для ведения садоводства площадью 4834 кв.м с местоположением <адрес> - считают, что данное требование удовлетворению не подлежит. Указанное заявление от ФИО4 от декабря 2012 года в администрацию Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района не поступало. В администрацию поступало заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка для ведения садоводства площадью 4834 кв.м с местоположением <адрес>, которое было рассмотрено комитетом по земельным ресурсам администрации. По результатам рассмотрения заявления комитетом по земельным ресурсам было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка в связи с тем, что на рассмотрении находилось ранее поданное обращение иного заявителя на испрашиваемый земельный участок. Копия указанного решения была получена ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание ответчик ФИО5 не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в установленном законом порядке, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель третьего лица Комитета по земельным ресурсам администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района, действующий на основании доверенности ФИО3 исковые требования считал не подлежащими удовлетворению, поддержал позицию представителя Администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района <адрес>.
В судебное заседание представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в установленном законом порядке.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося третьего лица.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав и определяет способ его защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района ФИО4 было направлено заявление о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства в аренду сроком на 49 лет площадью 5100 кв.м. с местоположением: <адрес>, район <адрес>, утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (л.д.9а).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № комитет по земельным ресурсам принял решение об отказе в приеме документов, основанием послужило несоответствие заявления форме, установленной приложением 1 к административному регламенту предоставления комитетом по земельным ресурсам, комитетом по управлению имуществом администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством», утвержденному постановлением администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ в комитет по земельным ресурсам поступило заявление от ФИО5 о предоставлении земельного участка для ведения садоводства в аренду сроком на 10 лет площадью 4850 кв. метров, расположенный: <адрес>, район <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района повторно обратилась ФИО4 с заявлением предоставить земельный участок для ведения дачного хозяйства в аренду сроком на 49 лет площадью 5100 кв. метров с местоположением: <адрес>, район <адрес>, утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (л.д.12).
Данное заявление рассмотрено и установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка, по которому ведутся работы по предоставлению в аренду ФИО5
ДД.ММ.ГГГГ комитет по земельным ресурсам принял решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги, в связи с тем, что на рассмотрении находится ранее поданное обращение иного заявителя на испрашиваемый земельный участок (л.д.14-15).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района принято постановление № о предоставлении ФИО5 в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 4850 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 64:38:203704:378, разрешенным использованием «для ведения садоводства» по адресу: <адрес>, район <адрес>.
Согласно п. 2.8. административного регламента предоставления комитетом по земельным ресурсам, комитетом по управлению имуществом администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством», утвержденного постановлением администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № на любом из этапов осуществления административных процедур до принятия решения о предоставлении земельного участка они могут быть прекращены, а заявителю может быть отказано в предоставлении муниципальных услуг по основаниям:
наличие в представленных документах недостоверных сведений;
иное противоречие заявления требованиям законодательства РФ, <адрес>, муниципальным правовым актам Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района.
В соответствии с п. 4, 5 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного заявления, предусмотренного ст. 29 настоящего кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исполнительный орган власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двух недельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, исходя из положений ст. 34 ЗК РФ утверждение и выдача схемы расположения земельного участка в порядке ст. 34 ЗК РФ, является обстоятельством, исключающим возможность по выдаче схемы расположения земельного участка и предоставлению данного земельного участка другим гражданам, заинтересованным в использовании данного земельного участка.
На момент подачи ФИО4 заявления ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей земельного участка в аренду сроком на 49 лет площадью 5100 кв. метров, расположенный: <адрес>, район <адрес>, на рассмотрении Комитета по земельным ресурсам администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района уже находилось заявление ФИО5, поданное ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, Комитетом по земельным ресурсам администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района было правомерно отказано ФИО4 в предоставлении муниципальной услуги.
Законность отказа в предоставлении муниципальной услуге по заявлению ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривалась.
Согласно положениям ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований ФИО4 следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 12, 67, 194–198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО4 к Администрации Собрания Депутатов Энгельсского муниципального района о признании действий незаконными, обязании рассмотреть заявление о предоставлении в аренду земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.
Председательствующий: подпись.
Верно.
Судья Д.А.Лавров
Секретарь .
28.01.2014г.