Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21февраля 2012г. пос. Мама
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе:
Председательствующего судьи Клинова А.Н.,
при секретаре Савицкой В.Н.,
с участием:
старшего помощника прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области Трофимовой О.О.,
представителя ответчика- заведующей МКДОУ детский сад «Солнышко» Воротниковой В.И., действующей на основании полномочий по должности,
представителя третьего лица- администрации Мамско-Чуйского района Иркутской области Захаровой О.И., действующей на основании постоянной доверенности №490 от 12.05.2011г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2- 16/2012 по заявлению прокурора Мамско-Чуйского района в защиту интересов несовершеннолетних к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Детский сад «Солнышко» о приостановлении незаконной образовательной деятельности, осуществляемой МКДОУ детский сад «Солнышко» до получения лицензии на ведение образовательной деятельности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Мамско-Чуйского района обратился в суд с заявлением, в котором указал, что в соответствии с п. 30 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 174 лицензирующие органы ведут реестры лицензий, в которых указываются в том числе, основание и дату переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии; основание и дату выдачи дубликата лицензии. Информация, содержащаяся в реестрах лицензии, на ведение образовательной деятельности, является открытой и доступной для ознакомления с ней заинтересованных лиц и размещается на сайтах лицензирующих органов в сети Интернет. Лицензирующим органом образовательной деятельности на территории Иркутской области является Служба по контролю и надзору в сфере образования по Иркутской области. Данные сайта Службы по контролю и надзору в сфере образования по Иркутской области свидетельствуют о том, что срок действия лицензии на ведение образовательной деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» истек 18.09.2011 года, новая лицензия на осуществление образовательной деятельности до настоящего времени не получена. 05.08.2011г. по результатам проведенной проверки исполнения законодательства об образовании, в связи с тем, что срок действия лицензии на ведение образовательной деятельности МКДОУ детский сад «Солнышко» истекал 18 сентября 2011года, прокуратурой района заведующему МКДОУ детский сад «Солнышко» Воротниковой В.И. объявлено предостережение о недопустимости нарушений законов, направленных на соблюдение прав несовершеннолетних на доступность дошкольного образования в условиях, соответствующих требованиям действующего законодательства. Кроме того, в сентябре 2011г. прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере образования, по результатам которой установлено следующее. Согласно представленной Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области информации, образовательного учреждения МДОУ детский сад «Солнышко» срок действия лицензии истекает 18.09.2011г. Вместе с тем, Служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области сообщила, что в их адрес руководитель образовательного учреждения МКДОУ детский сад «Солнышко» по вопросу лицензирования в связи с истечением срока действия лицензии не обращался, тогда, как процедура лицензирования проходит в течении 45 дней. По факту выявленных нарушений 20.09.2011г. прокуратурой района в адрес заведующего отдела образования Администрации Мамско-Чуйского района внесено представление об устранении нарушений законов в сфере образования. По результатам рассмотрения представления отдел Образования администрации Мамско-Чуйского района сообщил, что несвоевременное направление документов для проведения процедуры лицензирования связано с проблемами, возникающими при оформлении технического паспорта на здание образовательного учреждения, находящегося в оперативном управлении учреждения.
В силу ст. 43 Конституции РФ каждому гарантированно общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Статья 130 Конституции РФ, п. 11 ч. 1 ст. ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержат обязанность органов местного самоуправления района в интересах населения обеспечить организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. Статьей 50 Устава Муниципального образования Мамско-Чуйского района на администрацию района возложены обязанности по обеспечению исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения Мамско-Чуйского района. В соответствии с ч. 6 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей). Согласно п.п. 3, 4 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с п. 40 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность по образовательным программам подлежит обязательному лицензированию. Взаимосвязанные положения названных норм обязывают, администрацию Мамско-Чуйского района, создать надлежащие условия по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, в том числе, под средством создания муниципальных образовательных учреждений рассматриваемой категории. Между тем, дошкольные образовательные учреждения, в свою очередь, обязаны создать условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в учреждении, путем получения лицензии, предоставляющей учреждению возможность осуществления образовательной деятельности. Пунктом 1 Раздела II Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко», предусмотрено, что данное учреждение создано учредителем администрацией Мамско-Чуйского района для реализации основных задач дошкольного образования. Согласно пункту 3 Раздела I Устава – детский сад «Солнышко» создает условия для реализации основных задач дошкольного образования: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, физическое и психическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; оказание помощи семье в воспитании детей. Однако в отсутствие соответствующей лицензии образовательная деятельность учреждением в силу вышеуказанных норм осуществляться не может, чем нарушаются конституционные права несовершеннолетних на доступность дошкольного образования, проживающих на территории п. Мусковит Мамско-Чуйского района, интересы муниципального образования на обеспечение предоставления населению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Витимского городского поселения. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" ликвидация образовательного учреждения может осуществляться: по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям. До настоящего времени администрацией Мамско-Чуйского района решение о ликвидации Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» не принято, что соответствует интересам несовершеннолетних жителей дошкольного возраста, проживающих в п. Мусковит.
В силу ст. 28 Бюджетного Кодекса РФ бюджетная система в РФ основывается, в т.ч. на принципе результативности и эффективности использования бюджетных средств. Из информации, представленной администрацией Мамско-Чуйского района следует, что в период с 18.09.2011г. производилось финансирование МКДОУ детский сад «Солнышко». Финансирование учреждения по указанным статьям расходов на фоне бездеятельности его руководства по получении лицензии, позволяющей выполнять основные цели и задачи его создания, влечет нарушение законных интересов Иркутской области, Муниципального образования Мамско-Чуйского района по результативному и эффективному использованию учреждением денежных средств, выделяемых из местного и областного бюджета.
Таким образом, в целях создания необходимых условий для реализации прав детей на доступность дошкольного образования, надлежащей организации решения вопроса местного значения муниципального образования Мамско-Чуйского района- организации предоставления общедоступного дошкольного образования на территории пос. Мусковит, обеспечения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств Иркутской области и Мамско-Чуйского района необходимо приостановить образовательную деятельность МКДОУ детский сад «Солнышко» до получения лицензии. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Действуя на основании полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, и исходя из того, что проходящие обучение в детском саде «Солнышко» воспитанники в силу малолетнего возраста не могут самостоятельно защищать свои права и интересы в суде, прокурор просит: приостановить незаконную образовательную деятельность, осуществляемую Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Солнышко» до получения лицензии на ведение образовательной деятельности.
В судебном заседании прокурор требования поддержал, просит приостановить незаконную образовательную деятельность, осуществляемую Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Солнышко» до получения лицензии на ведение образовательной деятельности. В обоснование требований привел доводы, аналогичные содержащимся в заявлении.
Представитель ответчика Воротникова В.И. исковые требования прокурора признала и пояснила суду, что детский сад «Солнышко» пос. Мусковит является муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением и действительно реализует программы дошкольного образования несовершеннолетних с 19.09.2011г. без соответствующего разрешения (лицензии), так как срок действия ранее выданной лицензии истек 18.09.2011г., и потому не оспаривает того обстоятельства, что образовательная деятельность учреждения является незаконной. Администрация МКДОУ предпринимает меры к получению лицензии, но из-за необходимости различных согласований, своевременно, до истечения срока действия предыдущей лицензии, МКДОУ лицензию не получило, однако в настоящее время все документы, за исключением свидетельства о государственной регистрации права на оперативное управление имуществом готовы, в ближайшее время все документы будут представлены в лицензирующий орган и нарушения закона будут устранены.
Представитель третьего лица- администрации Мамско-Чуйского района подтвердила, что срок действия ранее выданной муниципальному дошкольному образовательному учреждению лицензии истек 18.09.2011г., и с этого времени детский сад «Солнышко» действительно реализует программы дошкольного образования несовершеннолетних без лицензии, однако в ближайшее время вопрос лицензирования образовательной деятельности МКДОУ детский сад «Солнышко» пос.Мусковит будет решен.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав и оценив в совокупности представленные суду доводы и доказательства, суд, руководствуясь ч.3 ст. 196 ГПК РФ и рассматривая дело в пределах заявленных требований, принимая во внимание предусмотренные ст. 12 ГК РФ способы защиты гражданских прав, находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего:
Из представленного суду Устава муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» (л.д. 21,39-40), утв. Постановлением администрации Мамско-Чуйского района №192 от 22.12.2009г. в новой редакции (с изменениями от 26.08.2011г.,) установлено и не оспаривается участниками процесса, что МКДОУ детский сад «Солнышко» создан по решению учредителя - Администрация Мамско-Чуйского района, и является муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением (некоммерческой организацией), с правами юридического лица. Целями деятельности детского сада «Солнышко» является реализация основных задач дошкольного образования: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, физическое и психическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; оказание помощи семье в воспитании детей (п. 3 Устава).
Согласно п.2 ч. 3 ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии (специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю), возникает с момента получения такой лицензии или в определенный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Истечение срока действия лицензии означает прекращение права лица, получившего лицензию, на осуществление соответствующего вида деятельности, а, соответственно, продолжение такой деятельности без специального разрешения (лицензии) является незаконным, и более того, в соответствии с ч.2 ст. 61 ГК РФ является основанием для ликвидации юридического лица.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ (с изменениями внесенными Федеральным законом от 21.11.2011г. №327– ФЗ, «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Как предусмотрено ч.1 ст. 12 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992г. (ред. от 3.12.2011г. №385-ФЗ) «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Под образованием (преамбула Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992г. (ред. от 3.12.2011г. №385-ФЗ) «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ).
Пунктами 2, 4, 6 ст. 33.1 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992г. «Об образовании» (ред. от 3.12.2011г. №385-ФЗ) предусмотрено, что лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования. Документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах, а также иные сведения.
Постановлением Правительства РФ № 174 от 16.03.2011г. утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки. Лицензия выдается образовательному учреждению после представления документов, предусмотренных п.8 указанного Положения. При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии или переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации "Об образовании", лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии или лицензиате, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом заявлении и документах, возможности выполнения ими лицензионных требований и условий. Указанная проверка проводится в документарной форме на основании сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом заявлении и документах, а также на основании сведений, полученных лицензирующим органом от иных органов исполнительной власти (п.19). В ходе проверки проводятся мероприятия по лицензионному контролю с целью анализа и экспертизы документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса, а также анализа использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (п.37).
В соответствии с п. 4 раздела II Устава МКДОУ детский сад «Солнышко» право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у учреждения со дня выдачи ему лицензии (разрешения) на образовательную деятельность.
Из представленной суду лицензии А 055070, выданной МДОУ детский сад «Солнышко» 09.10.2006г. Главным управлением общего и профессионального образования Иркутской области (регистрационный № 2768), следует, что срок действия разрешения на право осуществления образовательной деятельности у образовательного учреждения истек 18.09.2011г. (л.д.14).
Суд принимает во внимание, что представителем ответчика не оспаривается факт осуществления учреждением образовательной деятельности и то обстоятельство, что детский сад «Солнышко» и после истечения срока лицензии, а именно с 19.09.2011г. продолжает реализовывать образовательные программы дошкольного образования и осуществляет образовательную деятельность по день рассмотрения дела судом, в том числе, после истечения срока действия лицензии. Доказательств наличия права на осуществление образовательной деятельности после истечения срока действия прежней лицензии ответчик суду не представил.
Кроме объяснений ответчика о том, что МКДОУ детский сад «Солнышко», несмотря на отсутствие лицензии, продолжает осуществлять дошкольную образовательную деятельность бесспорно свидетельствуют следующие доказательства :
Согласно свидетельству о государственной аккредитации АА № 169971, выданному Службой по Контролю и надзору в сфере образования Иркутской области за регистрационным № 1053 от 15.06.2010г., МКДОУ детский сад «Солнышко» реализует образовательные программы дошкольного образования (л.д.42); из объяснений ответчика суду следует, что МКДОУ самостоятельной образовательной программы не имеет и реализует типовую программу, рекомендованную Министерством образования РФ «Программа воспитания и обучения в детском саду», 2005г. под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой, допущенную Министерством образования и науки РФ. Согласно информации от 08.12.2011г., выданной МКДОУ детский сад «Солнышко», режим работы детского сада-10 часов, количество воспитанников посещающих учреждение по нормативу 10 человек, фактически в период с сентября 2011г. по 08.12.2011г. детский сад посещало 9 детей (л.д.20). Из представленной суду администрацией Мамско-Чуйского района Информации исх. № 340 от 02.12.2011г., следует, что финансовое обеспечение деятельности МКДОУ детский сад «Солнышко» осуществлялось ежегодно, в том числе за период с 19.09.2011г. по 01.12.2011г. в размере 301812 рублей и выделенные средства МКДОУ детский сад «Солнышко» расходовались на содержание сотрудников (заработная плата, оплата проезда, метод.литературы, начисления на оплату труда и проч.), на оплату коммунальных услуг, на приобретение основных средств, на приобретение продуктов питания, хозяйственные расходы и услуги (л.д.18).
Согласно санитарно-эпидемиологического заключения выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 38.12.01. 000.М.000082.08.11 от 10.08.2011г., следует, что МКДОУ детский сад «Солнышко» соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (л.д.43). По заключению Отделения Госпожнадзора по Мамско-Чуйскому району от 25.07.2011г. в зданиях и сооружениях МКДОУ детский сад «Солнышко» объект защиты соответствует обязательным требованиям пожарной безопасности (л.д.44).
Из сообщения Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области № 75-37-1366/11 от 09.09.2011г. следует, что МДОУ детский сад «Солнышко», срок действия лицензии на ведение образовательной деятельности которого истекает 18.09.2011г., не обращалось в Службу по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области с целью получения лицензии на ведение образовательной деятельности (л.д.15-16).
Таким образом суд приходит к выводу о том, что МКДОУ детский сад «Солнышко» в нарушение указанных выше норм федерального законодательства, а также в нарушение своего Устава, а следовательно, незаконно, с 19.09.2011г. осуществляет образовательную деятельность без необходимого разрешения (лицензии).
Согласно п.3, 4, 5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666, дошкольное образовательное учреждение должно обеспечивать воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дошкольное образовательное учреждение обязано создать условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Выдаваемая дошкольному образовательному учреждению лицензия на право ведения образовательной деятельности подтверждает соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Осуществление дошкольным образовательным учреждением образовательной деятельности без соответствующей лицензии, без предварительной экспертной оценки образовательного процесса, его уровня, качества, содержании. Безопасности и т.д., ставит под сомнение компетентность работников учреждения, качество предоставляемых услуг, их соответствие требованиям законодательства в области образования и создает угрозу для жизни и здоровья детей – воспитанников указанных учреждений.
05.08.2011г. прокурором Мамско-Чуйского района было внесено предостережение №07-30-11/1337 заведующей МДОУ «Солнышко» о недопустимости нарушений законов, направленных на соблюдение прав несовершеннолетних на доступность дошкольного образования, в условиях соответствующих требованиям действующего законодательства и необходимости МДОУ детский сад «Солнышко» получить лицензию на осуществление образовательной деятельности в срок не позднее 19.09.2011г. (л.д.7). По сообщению МКДОУ детский сад «Солнышко» от 05.08.2011г. на предостережение прокурора, следует, что в срок до 18.09.2011г. МКДОУ детский сад «Солнышко» получить лицензию на осуществление образовательной деятельности не представляется возможным по техническим причинам (л.д.8).
20.09.2011г. прокурором Мамско-Чуйского района было внесено представление №07-30-11/1646 заведующей отделом образования Администрации Мамско-Чуйского района об устранении нарушений законодательства в области образования детским садом «Солнышко», осуществлявшим с 19.09.2011г. образовательную деятельность без лицензии (л.д.9). По сообщению Отдела образования исх. 996 от 20.10.2011г., как следует из ответа на представление прокурора, необходимые работы по подготовке учреждения к прохождению лицензирования и оформлению пакета документов на лицензирование завершены м 11.10.2011г. направлены в службу по контролю и надзору (л.д.10-11). Между тем, по истечении более пяти месяцев лицензия не только не получена, но, как свидетельствует Уведомление Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области №01-01-182/11-у от 14.10.2011г., образовательное учреждение представило в службу по контролю и надзору пакет документов с целью получения лицензии, однако они не соответствуют установленным требованиям, а именно представлены не в полном объёме, отсутствуют: свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимости, неправильно оформлено заявление о выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности (л.д.45).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении закона ответчиком и противоправном бездействии, создающем опасность причинения вреда малолетним воспитанникам.
Доводы ответчика о том, что у учреждения имеются, за исключением лицензии, все необходимые документы: свидетельство об аккредитации, заключения органов санитарного и пожарного надзора о соответствии условий деятельности образовательного учреждения как соискателя лицензии соответствующим государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности, и условия для осуществления образовательной деятельности (материально-техническая база, укомплектованность штатов, программное обеспечение и проч. ), а также и другие необходимые документы для представления их в лицензирующий орган, суд находит заслуживающим внимания, однако, данное обстоятельство не является основанием для признания осуществляемой ответчиком образовательной деятельности законной. Указанные ответчиком документы подлежат экспертной оценке в случае обращения ответчика в лицензирующий орган для получения лицензии, и на основании которой соответствующим лицензирующим органом и будет принято решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, наличие которой и предоставит ответчику осуществлять образовательную деятельность.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Так как образовательная деятельность осуществляется МКДОУ детский сад «Солнышко» длительное время противоправно, а доказательств совершения учреждением или его учредителем каких-либо действий, направленных на устранение нарушений закона, суду не представлено, а иным путем пресечь действия учреждения, создающих угрозу нарушения прав малолетних детей невозможно, суд находит требования прокурора обоснованными и считает необходимым приостановить осуществление муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Солнышко» образовательной деятельности до получения специального разрешения (лицензии) на осуществление образовательной деятельности. При этом, наличие у учреждения Устава, свидетельства о государственной аккредитации, заключений надзорных органов и др. документов дает суду основание предположить высокую степень вероятности получения в будущем образовательным учреждением соответствующей лицензии, и, следовательно, устранении угрозы причинения вреда детям, что в свою очередь дает суду основание принять решение о приостановлении образовательной деятельности учреждения, хотя отсутствие лицензии, в соответствии с требованиями п.2 ст. 61 ГК РФ, является основанием для решения вопроса о ликвидации учреждения.
Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика МКДОУ детский сад «Солнышко» в соответствии со ст. 103 ГК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета, в размере, предусмотренном подпунктом 3 п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ, в сумме 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области удовлетворить.
Приостановить незаконную образовательную деятельность, осуществляемую муниципальным казённым дошкольным образовательным учреждением Детский сад «Солнышко» до получения специального разрешения (лицензии) на осуществление образовательной деятельности.
Взыскать с МКДОУ детский сад «Солнышко» государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Полный текст мотивированного решения изготовлен 24 февраля 2012года.
Судья /Клинов А.Н./