ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-16 от 31.01.2013 Юрьевецкого районного суда (Ивановская область)

Дело № 2-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2013 года г. Юрьевец Ивановской области

Юрьевецкий районный суд Ивановской области в составе председательствующего Шереметьевой Л.А.,

при секретаре Абрамовой Л.А.,

рассмотрев в открытому судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Юрьевецкого городского поселения о понуждении организовать освещение улиц в границах Юрьевецкого городского поселения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределённого круга лиц с исковым заявлением о понуждении Администрации Юрьевецкого городского поселения организовать освещение улиц в границах Юрьевецкого городского поселения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.

Исковые требования обоснованы тем, что в результате проверки, проведённой прокуратурой района, со стороны Администрации Юрьевецкого городского поселения выявлены нарушения п.п. 5, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 4 ст. 6 Федерального Закона от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», положений Государственного стандарта РФ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», введёнными в действие Постановлением Госстандарта России 11 октября 1993 года /далее ГОСТ Р 50597-93/, выразившиеся в отсутствии необходимого количества действующих светильников, работающих на улицах в вечернем и ночном режимах. Данные нарушения стоят в противоречии с безопасностью дорожного движения, сохранении жизни, здоровья граждан.

Участвующий по делу в качестве представителя истца прокурор Яшина И.В. поддержала исковые требования, ссылаясь на изложенные в заявлении обстоятельства, и просила установить срок исполнения решения до 1 июня 2013 года.

Представитель третьего лица ОГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Кинешемский» Талов Е.П. поддержал исковые требования прокурора и пояснил, что, хотя повторное обследование наличия освещения на улицах города и не проводилось, но, например, на улице Фурманова уличные фонари загораются и гаснут с постоянной периодичностью. В ночное время уличное освещение в городе вообще отсутствует, что недопустимо.

Представитель ответчика, администрации Юрьевецкого городского поселения Вихварев А.В., исковые требования признал, вместе с тем, пояснил, что все предписания ОГИБДД и представление прокурора относительно нарушения ГОСТ Р 50597-93 в части освещения автомобильных дорог и улиц на территории города, администрацией городского поселения исполнены. На имя генерального директора ОАО «Юрьевецкие электрические сети» …ноября, … декабря 2012 года были направлены заявки на проведение ремонта неработающих светильников уличного освещения, которые выполнены. Доказательства исполнения представления прокурора от … в полном объёме представить не может. Не произведена замена 44 ламп и не установлен 21 светильник, как указано в акте от ….

Представитель ответчика не оспаривает, что в ночное время отсутствует освещение в городе, сославшись на отсутствие на это денежных средств и устоявшуюся традицию по отключению освещения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Юрьевецкого района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, чьи права могут быть нарушены в результате отсутствия уличного освещения. Неисполнение органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности может создать угрозу нарушения прав неопределённого круга лиц.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация освещения улиц и установка указателей с названием улиц и номерами домов.

Уставом Юрьевецкого городского поселения, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов городского поселения и имеет прямое действие на всей территории городского поселения, вопрос о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения отнесён к вопросам местного значения.

Администрация Юрьевецкого городского поселения является исполнительно-распорядительным органом городского поселения и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения /ст. 7 Устава Юрьевецкого городского поселения/.

Таким образом, вышеуказанными правовыми нормами обязанность по решению вопросов местного значения, а именно по организации освещения улиц Юрьевецкого городского поселения, возложена на органы местного самоуправления городского поселения.

Судом установлено, что 7 декабря 2012 года помощником прокурора Юрьевецкого района, старшим государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД МО МВД «Кинешемский», заместителем главы администрации Юрьевецкого городского поселения проведена проверка соответствия автомобильных дорог и улиц, расположенных на территории г. Юрьевец, требованиям технических регламентов, государственных стандартов, норм и правил в области безопасности дорожного движения. По результатам проверки составлен акт, согласно которому установлена необходимость в замене 44 ламп в уличных фонарях и дополнительной установке 21 светильника, в том числе, в местах расположения детских дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ /л.д. 8-9/.

Поводом для проведения проверки послужили обращения граждан в прокуратуру района об отсутствии освещения на улице Промышленной в г. Юрьевце /д.д. 15-19/.

26 ноября 2012 года прокурором в адрес Главы администрации Юрьевецкого городского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения /л.д. 10/. Представление обосновано тем, что в соответствии с п. 4.6.3 ГОСТ Р 50597-93 доля действующих светильников в вечернем и ночном режиме должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

Со стороны Администрации Юрьевецкого городского поселения приняты меры к выполнению представления прокурора. Так, …ноября и …декабря … года Главой администрации Юрьевецкого городского поселения в ОАО «Юрьевецкие электрические сети» направлены заявки на проведение ремонтных работ неработающих светильников уличного освещения /л.д. 14/.

…ноября … года состоялось заседание комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в Юрьевецком городском поселении, на котором принято решение о заключении контракта на техническое обслуживание и ремонт.

…декабря … года Главой администрации Юрьевецкого городского поселения издано распоряжение № … «Об организации исполнения представления прокурора Юрьевецкого района от … № …» /л.д. 12/.

…декабря …года Главой администрации Юрьевецкого городского поселения издано распоряжение № … «О безопасности дорожного движения», согласно которому заместитель главы администрации Вихарев А.В. обязан организовать работы по замене 44 ламп в светильниках уличного освещения, установке 21 светильника уличного освещения вдоль автомобильных дорог общего пользования в границах Юрьевецкого городского поселения, а также направить заявку в подрядную организацию ОАО «Юрьевецкие электрические сети» на устранение выявленных недостатков.

Согласно имеющимся в материалах дела заявкам на проведение работ по устранению недостатков, перечисленных в представлении прокурора, и заявкам, представленным представителем ответчика в судебном заседании, требования ГОСТ Р 50597-93 выполнены Администрацией Юрьевецкого городского поселения не в полном объёме. Так, до настоящего времени не заменены лампы уличного освещения на перекрёстке улицы Ленина и Пушкарихинского въезда, на ул. Текстильной возле магазина «Пушкарь», на ул. Титова возле бывшего общежития, на ул. Пушкина /от ул. Титова до ул. Фурманова/, на ул. Школьной возле дома № 13, на ул. 25 Октября возле магазина «Одуванчик». Не установлены светильники на ул. Октябрьской у пешеходного перехода и возле ларька, на ул. 25 Октября возле домов 19-23, на ул. 40 лет ВЛКСМ.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. Представителем ответчика доказательства устранения недостатков в полном объёме, перечисленных в акте обследования дорог общего пользования, суду не представлены. Сам представитель администрации Юрьевецкого городского поселения не оспаривает данное обстоятельство.

В силу п. 4.6 ГОСТ Р 50597-93, наружное освещение является одним из требований к оборудованию дорог и улиц. Включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное ( до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения (пункты 4.6.1-4.6.5 ГОСТа).

Таким образом, ссылки представителя ответчика на отсутствие денежных средств на освещение улиц города в ночное время и на имеющуюся традицию по отключению наружного освещения в полном объёме несостоятельны.

Оценив исследованные судом доказательства в их совокупности, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Организация освещения улиц является публичной обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности неопределённого круга лиц – жителей Юрьевецкого городского поселения, а также обеспечение безопасности дородного движения и профилактики совершения правонарушений. Данная обязанность напрямую возложена нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и установкой конструкций уличного освещения. При этом конкретный способ реализации данной обязанности вправе избрать сам орган местного самоуправления, с тем условием, что освещение должно соответствовать установленным техническим требованиям. Требование прокурора не ущемляет самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены только на понуждение администрации исполнить возложенные законом обязанности.

Разрешая вопрос об определении срока, в течение которого администрации следует произвести требуемые работы, суд принимает во внимание предложение прокурора и доводы ответчика о частичном исполнении представления прокурора и принятии мер к заключению договора с подрядной организацией по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. Суд полагает возможным установить срок исполнения обязанности до 1 июня 2013 года, который является разумным и достаточным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.с. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию Юрьевецкого городского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в срок до 1 июня 2013 года организовать освещение улиц в границах Юрьевецкого городского поселения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Юрьевецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение не вступило в законную силу.