Вичугский городской суд Ивановской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Вичугский городской суд Ивановской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-160/2011.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2011 года город Вичуга
Вичугский городской суд Ивановской области
в составе:
председательствующего судьи Лаврова С.Н.
при секретаре Хрусталевой Ю.А.,
с участием истца ФИО9, ее представителя - адвоката Вичугской коллегии адвокатов Ивановской области ФИО10, предоставившего ордер № 303 от 23 марта 2011 года и удостоверение № 484 от 31 июля 2008 года,
представителя ответчика - администрации городского округа Вичуга - ФИО12, действующего на основании доверенности от 18 января 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО9 к администрации городского округа Вичуга о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд с иском к администрации городского округа Вичуга о предоставлении ей жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм как лицу из числа детей-сирот.
В исковом заявлении ФИО9 указала, что она с ДД.ММ.ГГГГ года является ребенком оставшимся без попечения родителей, так как ее мать ФИО11 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отца нет. С этого времени она имеет право на предоставление ей жилого помещения вне очереди в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Вичугским производственным участком Ивановского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» какого-либо жилья в ее собственности не числится. Согласно справке, предоставленной из Вичугского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, право собственности на объекты недвижимости за ней не зарегистрировано. С заявлением о предоставлении жилья ФИО9 обращалась в администрацию г.о. Вичуга, откуда ей пришел ответ, что она поставлена в очередь на улучшение жилищных условий в соответствии с постановлением главы администрации г. Вичуга № от ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение администрации нарушает положения статьи 8 вышеуказанного Федерального закона. До настоящего времени ФИО9 проживает на съемной квартире.
В судебном заседании ФИО9 исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году у нее умерла мать, и она осталась без попечения родителей. У ФИО9 на иждивении есть малолетний ребенок - ДД.ММ.ГГГГ. Сначала она снимала квартиру, но сейчас у нее нет такой возможности. По месту регистрации в она не проживает с момента смерти матери. Квартиру она с ребенком снимает с ДД.ММ.ГГГГ года. В доме, где она зарегистрирована, нет печки, упали балки, дом находится в аварийном состоянии, в нем страшно проживать. ФИО9 проживала в этом доме до ДД.ММ.ГГГГ года с матерью. По месту учебы ей жилье не предлагали. Она заканчивает обучение в ДД.ММ.ГГГГ года, у них сейчас уже идет практика. ФИО9 не известно, кому принадлежал дом, в котором она зарегистрирована. ФИО6 - ее бабушка, они с ней не общались. Когда ФИО9 училась, ей должны были выделить квартиру после окончания учебы. Она уже заканчивала обучение, но жилье ей не предоставлено до сих пор. ФИО9 обучается уже второй раз, жила сначала на , в то время ей никто ничего не предлагал. Когда она сняла жилье, ей в администрации г.о. Вичуга стали предлагать комнату в общежитии на на период обучения, но письменно это зафиксировано не было. В то время она не доучилась, поэтому ее все равно бы выгнали из общежития. ФИО9 поступала учиться на два года, но изменились обстоятельства, и она не доучилась в училище, проучилась полтора года. Жилье ей не предлагали, ей просто сказали, что она может временно пожить. Также ФИО9 пояснила, что после смерти матери над ней устанавливалось попечительство, попечителем была назначена ее сестра - ФИО7. Попечительство было снято, когда она достигла возраста восемнадцати лет. В настоящее время она проживает по адресу: .
Представитель истца ФИО10 исковые требования поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что ФИО9 уже заканчивала учебное заведение в ДД.ММ.ГГГГ году, однако жилье ей не было представлено. Дом, где зарегистрирована ФИО9, находится в аварийном состоянии, что хорошо видно из представленных фотографий. ФИО9 имеет право на получение жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, вне очереди не ниже установленных социальных норм. В данный момент ей приходится самостоятельно нести бремя по найму жилого помещения. Кроме этого в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, при прекращении опеки (попечительства). Попечительство над ФИО9 было прекращено в связи с достижением ею возраста 18 лет. Департамент финансов сообщил, что деньги перечисляются ежегодно, то есть правовым обоснованием для отказа отсутствие финансирования на предоставление жилого помещения служить не может.
Представитель ответчика - администрации городского округа Вичуга - ФИО12 исковые требования не признал. Суду пояснил следующее. ФИО9 включена в списки на внеочередное получений жилого помещения и в настоящее время числится в очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилищный кодекс РФ предусматривает получение жилья от государства только с момента окончания учебного заведения. ФИО9 в данный момент учится в Профессиональном училище №, комната в общежитии ей была предложена, в связи с чем только после окончания учебного заведения у администрации возникнет основание для предоставления ей жилого помещения. В данный момент оснований для предоставления жилья у администрации не возникло. Также пояснил, что администрации городского округа Вичуга переданы полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, но в настоящий время не предусмотрено финансирования, в связи с чем в данный момент отсутствует возможность предоставить жилье ФИО9. Кроме того, граждане, которые состоят на учете как нуждающиеся в жилых помещениях, обязаны ежегодно проходить перерегистрацию. С момента постановки на учет ФИО9 перерегистрацию не проходила. В данный момент ФИО9 состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении, из списков она не исключалась.
Представителем ответчика также представлен письменный отзыв на исковое заявление, подписанный главой администрации г.о. Вичуга ФИО13, в котором указано следующее. ФИО9 включена в списки на внеочередное получение жилого помещения на основании постановления главы администрации г. Вичуга Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № и в настоящее время числится в очереди детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 29 Устава городского округа Вичуга к компетенции администрации городского округа относится, в частности, осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Ивановской области. В силу положений пункта 1 статьи 8.1 Закона Ивановской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области», Ивановская область передает в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Дети Ивановской области» на ДД.ММ.ГГГГ годы органам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно пунктам 2, 3, 4 вышеуказанной статьи средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций. Распределение субвенций городским округам и поселениям, входящим в состав территорий муниципальных районов, утверждается законом Ивановской области об областном бюджете на соответствующий год. Размеры субвенций городским округам и поселениям, входящим в состав территорий муниципальных районов, утверждается законом Ивановской области об областном бюджете на соответствующий год. Размеры субвенций городским округам и поселениям, входящим в состав территорий муниципальных районов, определяются в соответствии с методикой, являющейся приложением к настоящему Закону. В силу положений пункта 1 статьи 8.2 Закона Ивановской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области», органы местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, вправе получать субвенции из областного бюджета для исполнения переданных им государственных полномочий. В соответствии со статьей 5 данного Закона предусмотренные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Ивановской области, которые устанавливаются законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В бюджете городского округа Вичуга на ДД.ММ.ГГГГ год не запланированы ассигнования на софинансирование расходов к субвенции из бюджета Ивановской области в связи с тем, что в соответствии с Законом Ивановской области от 14 декабря 2010 года № 144-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», субвенция на осуществление вышеуказанных полномочий городскому округу Вичуга не предусмотрена. Кроме того, согласно пунктам 12, 13 статьи 18 Закона Ивановской области от 17 мая 2006 года № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области» орган, осуществляющий принятие на учет, ежегодно в период с ДД.ММ.ГГГГ проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении. Для прохождения перерегистрации гражданин обязан предоставить в орган, осуществляющий принятие на учет, сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 указанного Закона граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. С момента постановки на учет ФИО9 перерегистрацию не проходила. Представленные с исковым заявлением уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества и справка о наличии недвижимости на праве личной собственности, выданы по состоянию на момент обращения и не могут свидетельствовать о наличии оснований, дающих право на получение жилого помещения в период до момента выдачи указанных документов.
Представитель третьего лица, Департамента социальной защиты населения Ивановской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела без их участия. В предыдущих судебных заседаниях представитель Департамента социальной защиты населения Ивановской области ФИО14, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, поясняла следующее. В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с частью 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта РФ. Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закону Ивановской области от 14 марта 1997 года № 7-03 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения,после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно справке ОГОУ НПО ПУ № г. Вичуга от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обучается на дневном отделении данного учреждения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. В соответствии со статьей 8.1 Закона Ивановской области от 14 марта 1997 года № 7-03 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» Ивановская область передала органам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, государственные полномочия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончаниислужбы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций. Распределение субвенций городским округам и поселениям, входящим в состав территорий муниципальных районов, утверждается законом Ивановской области об областном бюджете на соответствующий год. Размеры субвенций городским округам и поселениям, входящим в состав территорий муниципальных районов, определяются в соответствии с методикой, являющейся приложением к Закону Ивановской области от 14 марта 1997 № 7-03. В соответствии с указанной методикой и Законом Ивановской области от 14 декабря 2010 года № 144-03 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, субвенции были предоставлены бюджетам следующих муниципальных образований Ивановской области: городским округам Иваново, Кинешма; муниципальным районам и входящим в его состав поселениям: Фурмановскому, Гаврилово-Посадскому, Кинешемскому, Родниковскому. Размер субвенции, предоставляемой бюджету городского округа, поселения, входящих в состав территории муниципальных районов, зависит от численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в органе местного самоуправления, порядковый номер очередности которых по областному сводному реестру детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, находится в пределах расчетного количества жилых помещений, приобретаемых в планируемом году. Расчетное количество жилых помещений, приобретаемых в планируемом году, определяется путем деления суммы средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели в планируемом году, на норматив средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Российской Федерации, утвержденный на 2 полугодие года, предшествующего планируемому, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, умноженный на 33 кв.м.. Таким образом, утверждение расходов на вышеуказанные цели определяется Законом Ивановской области в виде фиксированной суммы, при этом согласно части 1 статьи 8.2 Закона Ивановской области от 14 марта 1997 года № 7-03 органы местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, вправе дополнительно использовать собственные материальные и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке предусмотренных уставом муниципального образования. Кроме того, в соответствии со статьей 6 Закона Ивановской области от 14 марта 1997 года № 7-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» в период обучения по очной форме в областных государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающиеся, потерявшие в этот период обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончанияими данного образовательного учреждения. Вместе с тем, обязанность по внеочередному обеспечению жильем возникает у органов местного самоуправления только по окончании пребывания в образовательном учреждении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Пребывание в учебном заведении подразумевает обучение, а также то, что дети находятся на момент обучения в общежитии. Эти нормы распространяются на все учебные заведения. Если детям предоставляется государственное обеспечение, то им предоставляется и жилье для проживания. ФИО9 предоставлялось общежитие, но она отказалась там проживать. Объем финансирования для предоставления внеочередного жилья имеет определенные пределы, их не хватает для того, чтобы предоставить жилье всем, кто стоит на очереди, так как людей, которые стоят на очереди гораздо больше, чем они могут предоставить жилых помещений. ФИО1 в списке под номером №, т.е. до нее необходимо обеспечить жильем еще № человек. Полагает, что право на предоставление жилого помещения у ФИО9 возникнет лишь после окончания обучения в ДД.ММ.ГГГГ года. На основании вышеизложенного считает, что в связи с тем, что в настоящее время ФИО9 обучается в ОГОУ НПО ПУ №, у органов местного самоуправления отсутствует обязанность по внеочередному предоставлению жилья истцу.
Представитель третьего лица, Департамента финансов Ивановской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела без их участия. Департаментом финансов Ивановской области представлен письменный отзыв на исковое заявление, подписанный его представителем ФИО15, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. В отзыве указано следующее. Законом Ивановской области от 14 декабря 2010 года № 144-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» главному распорядителю бюджетных средств - Департаменту социальной защиты населения Ивановской области - предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных образований на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Дети Ивановской области» на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, в том числе 2011 год - № тысяч рублей, 2012 год - № тысяч рублей, 2013 год - № тысяч рублей. Департамент финансов Ивановской области в соответствии с Положением, утвержденным указом Губернатора Ивановской области от 28 мая 2010 года № 65-УГ, является органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим составление проекта областного бюджета, организующим исполнение областного бюджета. Реализация социальной политики в отношении детей-сирот к компетенции Департамента финансов не отнесена.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО9 обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из категории детей-сирот. Одинокая мать несовершеннолетней ФИО9 - ФИО11 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ дом, расположенный по адресу: , в котором до настоящего времени зарегистрирована и до смерти матери проживала ФИО9 с сестрой, признан непригодным для проживания. Данный дом фактически разделен на 2 половины, на дом оформлено право общей долевой собственности: одна половина принадлежит ФИО16 и ФИО17 по № и № доли соответственно, другая половина, где проживала ФИО9 (№), до настоящего времени значится за бабушкой ФИО9 - ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ. После смерти матери ФИО9 проживала на съемных квартирах вначале по адресу: , а в настоящее время проживает по адресу: . Жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или занимаемых на основании договора социального найма, за ФИО1 не значится. Документов, подтверждающих закрепление за ФИО9 права пользования каким-либо другим жилым помещением, суду не представлено.
Постановлением главы администрации г. Вичуга Ивановской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 включена в общую очередь и в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилого помещения.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обучалась в ОГОУ НПО «Профессиональное училище № г. Вичуга», затем с ДД.ММ.ГГГГ она повторно поступила на обучение в ОГОУ НПО «Профессиональное училище № г. Вичуга», где и обучается до настоящего времени. Срок окончания обучения - до ДД.ММ.ГГГГ. В указанном училище ФИО9, как сирота, обеспечивалась и обеспечивается стипендией, обмундированием, питанием. В указанные периоды ФИО9 общежитием не обеспечивалась.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 находилась под попечительством своей сестры - ФИО7, на основании постановления главы администрации г. Вичуга Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ №, попечительство прекратилось по достижении ФИО9 восемнадцати лет.
ДД.ММ.ГГГГ у ФИО9 родилась . ФИО9 является матерью - одиночкой.
Факт того, что ФИО9 является сиротой, принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, обращалась в администрацию г.о. Вичуга по поводу предоставления жилого помещения, в настоящее время сама является матерью-одиночкой подтверждается следующими доказательствами.
Согласно постановлению главы администрации г. Вичуга Ивановской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии ФИО9 на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» по результатам рассмотрения заявления ФИО9 о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании протокола заседания жилищной комиссии при администрации г. Вичуга № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 51 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ принято решение включить ФИО9 в общую очередь и в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное получение жилья. В постановлении указано, что ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована с сестрой ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся ее попечителем, в № дома умершей бабушки, по адресу: , проживает по договору на съемной квартире по адресу: , мать ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отца нет.
Из ответа и.о. первого заместителя главы администрации г. Вичуга Ивановской области № от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО9 следует, что ФИО9 постановлением главы администрации г. Вичуга № от ДД.ММ.ГГГГ принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, номер в очереди - №. ФИО9 учится в ПУ №. На время обучения учащимся предоставляется жилое помещение в общежитии по адресу: , от получения которого ФИО9 отказалась. Предоставить ФИО9 жилое помещение администрация г. Вичуга в настоящее время возможности не имеет.
В заявлении ФИО9 в администрацию г. Вичуга о принятии ее на учет для получения жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ указано, что она зарегистрирована в половине дома по адресу: , с сестрой, ФИО9 является сиротой. Проживать в доме невозможно, в связи с чем они проживают на съемной квартире по адресу: .
Согласно справке Территориального отдела социальной защиты населения по г.о. Вичуга от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей-сирот.
Из ответа главы администрации г.о. Вичуга № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: , постановлением главы администрации г. Вичуги Ивановской области № от ДД.ММ.ГГГГ включена в общую очередь и в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное получение жилого помещения.
Согласно свидетельству о рождении № №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, а также справке о рождении №, выданной ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 родилась ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ гор. ЗАГС составлена запись акта о рождении №. ФИО18, мать - ФИО19.
Из справки о заключении брака №, выданной ДД.ММ.ГГГГ филиалом комитета Ивановской области ЗАГС, следует, что в архиве филиала имеется запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО20 и ФИО19. После заключения брака жене присвоена фамилия - ФИО11.
Согласно свидетельству о смерти I-ФО №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ Регистрационной службой (ЗАГС) Вичугским городским филиалом составлена запись акта о смерти №.
Из свидетельства о рождении №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ филиалом по г. Вичуге и Вичугскому району комитета Ивановской области ЗАГС составлена запись акта о рождении №. В графе об отце запись отсутствует, мать - ФИО9.
Факт регистрации ФИО9 в половине дома, принадлежащей ее умершей бабушке ФИО6, по адресу: , непригодность данного помещения для проживания, отсутствие у ФИО9 прав на другое жилое помещение подтверждается следующими доказательствами.
Согласно домовой книге (№), паспорту №, выданному ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, адресной справке ОУФМС по Ивановской области в Вичугском муниципальном районе по адресу: , зарегистрированы ФИО9 и ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ, а также ФИО2 со ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа Вичугского производственного участка Кинешемского отделения Ивановского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дом, расположенный по адресу: , зарегистрирован за ФИО16 (№) на основании договора купли от ДД.ММ.ГГГГ №, за ФИО4 (№) на основании договора купли от ДД.ММ.ГГГГ №, за ФИО17 (№) на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на жилой дом, расположенный по адресу: .
Из записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Вичуга Ивановской области. Родители: ФИО21 и ФИО4. Поскольку анкетные данные ФИО3 полностью совпадают с анкетными данными ФИО11 (за исключением фамилии), суд приходит к выводу, что ФИО3 - это девичья фамилия ФИО11 (предыдущая фамилия - ФИО32), умершей ДД.ММ.ГГГГ, являвшейся матерью истца - ФИО1.
Согласно записи акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО21 и ФИО5 заключили брак. После регистрации брака жене присвоена фамилия - ФИО3. Брак расторгнут, запись акта о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из записи акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО22 и ФИО5 заключили брак. После регистрации брака жене присвоена фамилия - ФИО6. Брак расторгнут, запись акта о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из более поздней записи о заключении брака, согласно которой фамилия к моменту заключения нового брака ФИО3 изменена на первоначальную фамилию - ФИО5, суд приходит к выводу, что при расторжении брака между ФИО21 и ФИО4 жене присвоена добрачная фамилия - ФИО5.
Согласно записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ в .
Из справки Вичугского производственного участка Кинешемского отделения Ивановского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО9 свое право на участие в бесплатной приватизации в г. Вичуга и Вичугском районе не использовала, жилья в собственности не числится.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по №, № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах ФИО1 и ФИО23 на объекты недвижимого имущества.
Согласно договорам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в Межрайонной ИФНС России № 1 по Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ, ФИО24 и ФИО7 заключили соглашение о сдаче ФИО7 квартиры по адресу: , в наем для проживания ФИО7 и ФИО9 на срок до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Из технических паспортов, составленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ () следует, что жилой дом, расположенный по адресу: , построен в ДД.ММ.ГГГГ году, общей площадью № кв.м., жилой площадью № кв.м., состоит двух комнат, двух кухонь, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ процент износа дома - №.
Согласно письму Территориального отдела социальной защиты населения по г.о. Вичуга, направленному ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя жилищной комиссии администрации г. Вичуга, отдел опеки ходатайствует о постановке в льготную очередь на получение жилья несовершеннолетней ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая является сиротой: одинокая мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 зарегистрирована с сестрой, являющейся ее попечителем, в половине жилого дома по адресу: , а проживают на съемной квартире по договору поднайма. Собственности ФИО9 не имеет. Дом находится в аварийном состоянии. На ДД.ММ.ГГГГ процент износа составляет №. Дом по фасаду накренился, потолочная балка провисла, во второй половине потолок рухнул. Привести дом в жилое состояние девочки не имеют возможности.
Из акта проверки жилищных условий ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО9 зарегистрирована в доме по адресу: , принадлежащем на праве собственности умершей бабушке ФИО9 - ФИО4. Дом состоит из 1 комнаты, общая площадь дома № кв.м., жилая - № кв.м.. Дом деревянный, ветхий, отопление печное. В доме зарегистрированы, но не проживают ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ, и ее сестра ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ. Они проживают без регистрации по договору на съемной квартире по адресу: , общая площадь квартиры № кв.м.. В связи с этим комиссия пришла к выводу поставить ФИО9 в очередь на получение жилья, включить в списки детей-сирот.
Свидетель ФИО25 пояснила суду, что ФИО9 знает с детского возраста, так как ее свекровь проживала в доме, в котором ФИО9 зарегистрирована в данный момент. Этот дом разделен на две половины, в одной половине проживала свекровь ФИО25, а в другой проживала ФИО9 с сестрой и матерью. Мать ФИО9 умерла в ДД.ММ.ГГГГ году. Опекунство было оформлено на сестру ФИО9 - ФИО33. ФИО26 проводила работу с этой семьей. На данный момент дом не пригоден для проживания, так как в нем нет отопления, печь разобрана, упала балка, в доме нет света, огород находится в запущенном состоянии. Свою половину дома семья ФИО25 еще как-то содержит, а другая половина дома уже не подлежит ремонту. Им пришлось заколотить окна, так как в дом постоянно лезли жить бомжи. Сейчас ФИО9 живет с ребенком, она является матерью-одиночкой, ей нужно помочь получить жилье.
Свидетель ФИО27 пояснила суду, что знает ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ года, так как они с ней проживали по соседству. В доме, в котором раньше проживала ФИО9, жить невозможно, так как дом без удобств, находится в аварийном состоянии, стекол в окнах нет. Когда у ФИО9 умерла мать, она стала снимать квартиру.
Свидетель ФИО26 пояснила суду, что она работает ведущим специалистом в Территориальном управлении социальной защиты населения по городскому округу Вичуга и Вичугскому муниципальному району Ивановской области (далее - ТУСЗН по г.о. Вичуга и Вичугскому муниципальному району). В доме по адресу: , где ранее проживала ФИО9, ФИО26 была неоднократно в связи со служебной деятельностью. Мать ФИО9, которая была матерью-одиночкой, умерла ДД.ММ.ГГГГ. ФИО26 приходила к ним в дом примерно в ДД.ММ.ГГГГ года. Затем приходила в ДД.ММ.ГГГГ году, когда проводилась инвентаризация жилого помещения, в котором остались проживать несовершеннолетние дети. ФИО26 также была в этом доме в ДД.ММ.ГГГГ году, когда готовились документы в администрацию городского округа Вичуга для оформления ходатайства о включении ФИО9 в список нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После того как ребенок остается без попечения родителей, ТУСЗН по г.о. Вичуга и Вичугскому муниципальному району обязано в трехдневный срок составить акт обследования жилищно-бытовых условий, принять меры к первичному устройству подростка, а также меры по закреплению жилья и сохранению имущества. При личном посещении ФИО26 указанного дома в нем проживали: несовершеннолетняя ФИО9, а также ее совершеннолетняя сестра ФИО7, которая впоследствии была оформлена попечителем сестры. После первого посещения дома ФИО26 пришла к выводу, что проживание девушек в этом доме проблемно, дом производил не самое благоприятное впечатление, дом очень старый. Впоследствии они выяснили, что на ДД.ММ.ГГГГ год дом имел более № износа. В то время дом произвел впечатление еще и не благоустроенностью. За домом никто не следил, даже когда там проживали взрослые. Очень плохо открывалась дверь, без посторонних усилий дверь открыть было невозможно, вход был со двора. Дом состоял из одной комнаты и небольшой кухни. ФИО26 был составлен акт обследования жилого помещения, в котором было отражено состояние дома. Данный акт имеется в деле жилищной комиссии в администрации г.о. Вичуга. Во второй половине дома никто не проживает, жилье используется хозяевами только в летнее время. За все время обучения ФИО9 и проживания ее на съемной квартире дом обветшал еще больше. Когда они готовили документы в жилищную комиссию, то в дом было уже страшно зайти. Было видно, что в дом вообще никакие средства не вкладывались, дом не содержали должным образом. Девочки не могли вкладывать в дом ничего, так как у них не было на это денежных средств. В ДД.ММ.ГГГГ года в доме не было никакого запаса дров, продуктов питания. Девочки отапливались тем, что могли найти, соседи им всячески помогали. В то время ТУСЗН по г.о. Вичуга и Вичугскому муниципальному району обращалось в общество «Забота», чтобы они помогли приобрести дрова. Поскольку ФИО9 была учащейся Профессионального училища № ТУСЗН по г.о. Вичуга и Вичугскому муниципальному району было принято решение ходатайствовать перед директором этого училища о том, чтобы сестрам была выделена отдельная комната, где бы они проживали без посторонних лиц. ФИО9 сразу же была поставлена на полное государственное обеспечение, то есть на нее начислялась стипендия, ей предоставлялось питание по повышенным нормам, выделялись средства на приобретение одежды и прочие льготы, положенные детям-сиротам. Они считали, что ФИО31 будет с ней и будет осуществлять присмотр за сестрой, они перезимуют в общежитии, чтобы затем решать остальные вопросы. Но с самого начала все получилось не так, как хотело ТУСЗН по г.о. Вичуга и Вичугскому муниципальному району. ФИО7 и ФИО9 была выделена комната в общежитии. Однако, проживать они там не стали, предпочли снимать жилье, где было отопление, вода, т.е. где было проще жить. Все льготы сохранялись за ФИО9 в общежитии, но там они не проживали. У ФИО26 на тот момент сложилось мнение, что девочки хотели жить без присмотра, им не хотелось жить под контролем. В общежитии же был пропускной режим. Они уговаривали ФИО9 жить в общежитии, но она там жить не стала. Первый раз ФИО9 закончила обучение в ПУ №, получила документ об окончании училища, получила выходное пособие по окончании учебного заведения. Затем она училась на парикмахера на курсах в . Затем она поступила на повторное обучение в училище по другой специальности, так как детям-сиротам полагается получение бесплатного вторичного начального профессионального образования. В этом случае детям снова предоставляются льготы, питание по нормам, установленным для детей-сирот. Единственное, что не выплачивается, это - выходное пособие. После окончания ФИО9 обучения в ДД.ММ.ГГГГ году, решался вопрос по предоставлению ей жилого помещения. Перед тем как заканчивается обучение за два месяца дирекция училища сообщает в ТУСЗН по г.о. Вичуга и Вичугскому муниципальному району, что выпускаются дети, которые не имеют жилья с просьбой помочь в трудоустройстве и предоставлении жилья. Поскольку в доме, где раньше проживала ФИО9, проживать было не возможно, ТУСЗН по г.о. Вичуга и Вичугскому муниципальному району готовило письма в администрацию с просьбой отремонтировать жилье либо выделить маневренное жилье, то есть комнату в общежитии. ФИО9 в жилищном отделе администрации была предложена комната в общежитии, но в то время она снимала квартиру и от комнаты в общежитии отказалась. У них не было таких случаев, когда ребенок-сирота отказывался от предоставленного жилья. Выделение жилья ФИО9 не требовалось, так как жилье выделяется только после окончания учебного заведения. Как только ФИО9 закончила учебное заведение, они довели до сведения администрации, что у них есть подросток, который проживает на частной квартире, является сиротой, проживание ее в доме не возможно, просили выделить ей жилье. Комната в общежитии была выделена, но она от нее отказалась. Списки на предоставление жилья большие и они не могут сразу всем предоставить жилое помещение. Раньше все было по-другому, органы опеки могли покупать квартиры, очередь двигалась, особых проблем в предоставлении жилья не возникало. Сейчас ТУСЗН по г.о. Вичуга и Вичугскому муниципальному району не может этого делать.
Ознакомившись с фотографиями дома ( свидетели ФИО25, ФИО27 и ФИО26 подтвердили, что на них зафиксировано состояние дома по адресу: , где в данный момент зарегистрирована, а ранее проживала ФИО9.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется.
Факт обучения ФИО9 в Областном государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище № г. Вичуга», необеспечения жильем по месту обучения подтверждается следующими доказательствами.
Согласно справкам Областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № » от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обучалась в ОГОУ НПО ПУ-№ г. Вичуга на дневном отделении по очной форме обучения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ на зачисление №-к от ДД.ММ.ГГГГ), а также в настоящее время обучается на указанного училища, срок обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ на зачисление № от ДД.ММ.ГГГГ). В период обучения обеспечивается стипендией № рублей, а также обмундированием и питанием, общежитием не обеспечивается, т.е. находится на неполном государственном обеспечении.
Из списка детей сирот ОГОУ НПО ПУ № № на ДД.ММ.ГГГГ учебный год следует, что ФИО9 по заявлению проживает у опекуна, т.е. комнатой в общежитии она не обеспечивалась.
Свидетель ФИО28 пояснила суду, что она работает комендантом общежития Профессионального училища №. ФИО9 проходила у них первое обучение, училась год, в ДД.ММ.ГГГГ году была выпущена, сейчас она получает вторую профессию. Детям-сиротам училище жилье не предоставляет, жилье предоставляют органы опеки города. Училище предоставляет всем койку в общежитии на время обучения в учебном заведении. Однако, многие дети не хотят проживать в общежитии, а хотят проживать в домашних условиях. У них есть данные что ФИО9 снимала жилье, проживала у опекуна по адресу: . При поступлении в училище жилье предоставляется всем, ФИО1 отказалась от предоставления ей комнаты. Писала ли она заявление об этом, ФИО28 не помнит. Если был письменный отказ, то он должен храниться у заместителя директора по воспитательной части ФИО8. Также это можно уточнить у воспитателя ФИО34. Такого не было, чтобы они отказывали в предоставлении комнаты сироте. Училище предоставляет временное жилье, а постоянное жилье предоставляет администрация г.о. Вичуга. У ФИО9 сейчас есть семья, у нее есть ребенок, поэтому она не сможет проживать в общежитии, так как там не условий для проживания матери с ребенком, они не могут поселить ее с ребенком. ФИО9 знает, какие условия в общежитии. Комнату в общежитии предлагают при поступлении в училище. В настоящее время у них в общежитии живут дети из района и дети-сироты. Учащиеся пишут заявление, с ними проводится беседа, после чего им предоставляется общежитие либо они пишут заявление, что не желают жить в общежитии. ФИО28 полагает, что ФИО9 приходила со своей сестрой и отказывалась от жилья. У них остались списки проживающих в общежитии на момент, когда ФИО9 впервые поступила на обучение и когда выпустилась из училища. Когда ФИО9 поступила на второе обучение, они ее в списки уже не вносили. ФИО9 поступала на двухгодичное обучение, выпустилась досрочно в ДД.ММ.ГГГГ году. Сейчас она получает второе образование, его она заканчивает полностью. ФИО9 должна была жить в общежитии, но она отказалась, поэтому она и числилась в списках. Второй раз ей общежитие не предлагали, так как на тот момент у нее уже была семья. Учащиеся знают, что они могут жить в общежитии, но они не могут никого заставлять силой. Многие дети-сироты материально справляются сами, снимают квартиры, а потом при достижении определенного возраста они лишаются всех льгот и им становиться трудно, государство больше не может их содержать.
Свидетель ФИО29 пояснила суду, что ФИО9 она знает с ДД.ММ.ГГГГ года, так как они вместе учились в Профессиональном училище №. Администрацией училища ФИО9 не предлагалось жилое помещение для проживания, им никто не говорил о том, что будет предоставляться жилье. ФИО30 также является сиротой, ей жилье также никто не предлагал.
Оценивая показания свидетеля ФИО28 в той части, что ФИО9 или ее сестра письменно отказывались от комнаты в общежитии, суд относится к ним критически, поскольку сама свидетель с уверенностью это утверждать не может, истец ФИО9 данный факт отрицает, само письменное заявление суду не представлено.
В остальной части показания данных свидетелей сомнений у суда не вызывают.
Факт установления попечительства над ФИО9 подтверждается удостоверением ФИО7, согласно которому постановлением главы администрации г. Вичуга Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ № она назначена попечителем несовершеннолетней ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на жилище.
Жилищный кодекс РФ (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1 статьи 1, пункт 3 статьи 2 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и статьи 8 Закона Ивановской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ивановской области» от 14 марта 1997 года № 7-ОЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Кроме этого в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ФИО9 относится к категории детей-сирот, принята на учет администрацией г.о. Вичуга как сирота, жилое помещение, в котором она зарегистрирована, непригодно для проживания, другого закрепленного за ней жилого помещения ФИО9 не имеет. Попечительство над ней прекратилось ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с частью 3 статьи 40 Гражданского кодекса РФ по достижении ФИО9 восемнадцатилетнего возраста. По месту обучения жилым помещением в общежитии ФИО9 не обеспечена и в настоящее время не может быть обеспечена, поскольку у него новорожденная дочь.
В связи с этим у ФИО9 возникло право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма как лицу из категории детей-сирот.
В силу пункта 1 статьи 8.1 указанного закона Ивановской области государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы органам местного самоуправления в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Дети Ивановской области» на 2009 - 2013 годы.
Часть третья статьи 57 ЖК РФ устанавливает, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.
В связи с этим в соответствии с нормами действующего законодательства именно органы местного самоуправления обязаны предоставлять жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей во внеочередном порядке.
Отсутствие соответствующего финансирования, наличие других лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от финансирования, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Доводы о том, что ФИО9 не проходила ежегодную перерегистрацию лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, в администрации г.о. Вичуга суд не принимает во внимание, поскольку ФИО9 в установленном порядке не снималась с учета лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, а кроме того обязанность по проведению перерегистрации возложена на органы местного самоуправления, которые должны были известить ФИО9 о проведении такой перерегистрации, однако данные обязанности не исполнили.
Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования ФИО9 в полном объеме и обязывает администрацию городского округа Вичуга Ивановской области предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма, расположенное в г. Вичуга Ивановской области, общей площадью не менее установленной нормы, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию городского округа Вичуга Ивановской области предоставить ФИО9 вне очереди жилое помещение по договору социального найма, расположенное в г. Вичуга Ивановской области, общей площадью не менее установленной нормы, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме (03.05.2011 года).
Судья С.Н. Лавров