ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1601 от 30.11.2015 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

<данные изъяты> №2-1601

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2015 г.

<адрес>

<адрес>

в составе:

судьи Филипповой М.Е.,

при секретаре Васильевой В.С.,

с участием:

помощника <данные изъяты> прокурора <данные изъяты>ФИО3,

представителя <данные изъяты> по <адрес>ФИО2, действующей на основании доверенности <номер> от <дата>,

представителей <данные изъяты> по <адрес>ФИО4, действующей на основании доверенности <номер> от <дата>, ФИО5, действующего на основании доверенности <номер> от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

<данные изъяты> прокурора по <данные изъяты><адрес> в интересах неопределенного круга лиц

к Федеральному казённому учреждению <данные изъяты><номер><данные изъяты><данные изъяты> по <адрес>,

Управлению Федеральной службы <данные изъяты> по <адрес>

об обеспечении трудоустроенных к оплачиваемому труду средствами индивидуальной защиты,

установил:

<данные изъяты> прокурор <данные изъяты><адрес> в интересах неопределенного круга лиц (далее по тексту прокурор) обратился в суд с иском к Федеральному казённому учреждению <данные изъяты><номер> Управления Федеральной службы <данные изъяты> по <адрес> (далее по тексту <данные изъяты> Управлению Федеральной службы <данные изъяты> по <адрес> (далее по тексту <данные изъяты>) об обеспечении трудоустроенных к оплачиваемому труду средствами индивидуальной защиты (далее по тексту <данные изъяты>). В обоснование иска прокурор указал, что <данные изъяты> трудоустроенные в <номер> на должности <данные изъяты> не обеспечены прошедшими в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия <данные изъяты> согласно нормам, установленным в <номер> приложения к приказу <данные изъяты><номер> от <дата>, чем нарушены права <данные изъяты>, привлечённых к оплачиваемому труду в <данные изъяты>, предусмотренные трудовым законодательством. Прокурор просит суд обязать ответчиков в срок до <дата> обеспечить трудоустроенных к оплачиваемому труду <номер> на <данные изъяты>) <данные изъяты><данные изъяты> прошедшими в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средствами индивидуальной защиты согласно нормам, предусмотренным в <номер> приложения к приказу <данные изъяты><номер> от <дата>, а именно:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель <номер>ФИО2 исковые требования прокурора не признала, пояснила, что работающие на должностях <данные изъяты><данные изъяты>, обеспечены СИЗ, на которые не имеется сертификатов соответствия и деклараций, у <номер> не имеется денежных средств для приобретения СИЗ, просила, в случае удовлетворения иска, установить срок для исполнения решения суда до <дата>

В судебном заседании представители <данные изъяты>ФИО4 и ФИО5 исковые требования прокурора не признали, пояснили, что, работающие на должностях <данные изъяты>) <данные изъяты><данные изъяты> обеспечены СИЗ, переданными из числа неликвидного имущества <данные изъяты>, но на которые не имеется сертификатов соответствия и деклараций, для приобретения сертифицированных СИЗ не имеется денежных средств, так как обеспечение <данные изъяты> СИЗ не предусмотрено ведомственными нормативными актами, просили, в случае удовлетворения иска, установить срок для исполнения решения суда - до <дата>

Суд, заслушав помощника прокурора ФИО3, представителя <номер>ФИО2, представителей <данные изъяты>ФИО6 и ФИО5, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 103 <данные изъяты> Российской Федерации (далее по тексту <данные изъяты> РФ) каждый <данные изъяты>

В силу части 1 статьи 104 <данные изъяты>

На основании статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с частью 1, абзацем четвёртым части 2 статьи 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В силу части 1 статьи 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом <данные изъяты> от <дата><номер> утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (ред. от <дата>).

Согласно пунктам 1 и 2 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (Приложение к приказу Минздравсоцразвития России от <дата><номер>) Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее по тексту Правила) устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Требования названных Правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В силу пункта 4 Правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.

На основании пункта 12 Правил СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.

Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, утверждены Постановлением Минтруда России от <дата><номер>

Приказом Минтруда России от <дата><номер> утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (Зарегистрированы в Минюсте России <дата><номер>), согласно пункту 56 названных типовых норм <данные изъяты> должен быть обеспечении СИЗ по следующему перечню: <данные изъяты>.

Решением Комиссии <данные изъяты> от <дата><номер> (ред. от <дата> ) принят технический регламент <данные изъяты> «О безопасности средств индивидуальной защиты» (вместе <номер>. Технический регламент <данные изъяты>. О безопасности средств индивидуальной защиты»).

Согласно статье 3 названного технического регламента СИЗ выпускаются в обращение на рынке при их соответствии требованиям названного технического регламента Таможенного союза, а также других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно статье 5 названного технического регламента Таможенного союза, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется. СИЗ, соответствие которых требованиям названного технического регламента Таможенного союза не подтверждено, не должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускаются к выпуску в обращение на рынке. СИЗ, не маркированные единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, не допускаются к выпуску в обращение на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно первому предложению части 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. По правилам, установленным статьей 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. В силу частей 1, 2, 3 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В судебном заседании установлены, материалами дела подтверждены следующие юридически значимые обстоятельства.

Согласно штатному расписанию персонала из числа <данные изъяты> по выполнению хозяйственных работ <номер>, утверждённому приказом <номер> от <дата>, в него включены <данные изъяты>.

Согласно строке <данные изъяты> аттестации рабочего места по условиям труда <номер><номер> по наименованию профессии <данные изъяты> – полагается обеспечить выдачу сертифицированных СИЗ в соответствии с нормами бесплатной выдачи.

По результатам проведенной прокурором проверки было выявлено, что <данные изъяты>, трудоустроенные в <номер> на должности <данные изъяты>, не обеспечены прошедшими в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ согласно нормам, установленным <номер> приложения к приказу <данные изъяты><номер>Н от <дата>, чем нарушены права <данные изъяты>

<дата> по выявленным фактам нарушения прав работающих <данные изъяты>, прокурором начальнику <номер> было вынесено представление от <дата><номер>

Постановлением <номер> о назначении административного наказания (по делу об административном правонарушении) от <дата><номер> привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 5.27.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>

Факт не обеспечения <данные изъяты>, трудоустроенных в <номер> на должности <данные изъяты>) <данные изъяты> в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ, согласно нормам, установленным <номер> приложения к приказу <данные изъяты><номер>Н от <дата>, подтверждается представленными в материалы дела справкой от <дата>, ответом начальника <номер> от <дата>

Представители ответчиков не представили суду допустимые доказательства обеспечения <данные изъяты> трудоустроенных <номер> на должности <данные изъяты>, прошедшими в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ - <данные изъяты> соответствующими средствами доказывания в судебном заседании не подтверждён.

Суд не может согласиться с утверждениями представителей ответчика, обоснованными нормами приказа Минюста России от <дата><номер> «<данные изъяты>», что на них не может быть возложена обязанность по обеспечению работающих <данные изъяты> СИЗ, так как они, выполняющие по отношению к работающим <данные изъяты> обязанности работодателя, и, в силу прямого указания закона, обязаны обеспечить лиц, работающих по должностям <данные изъяты>

Довод представителей ответчиков об отсутствии у них необходимых и достаточных средств для приобретения СИЗ, не может послужить основанием для отказа прокурору в иске и продолжения нарушения прав работающих <данные изъяты>

Согласно пунктам <номер> Устава <номер> доходы, полученные <номер> от приносящей доход деятельности в результате осуществления собственной производственной деятельности в целях исполнения требований <данные изъяты> Российской Федерации об обязательном привлечении <данные изъяты>, в полном объёме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевом счёте получателя бюджетных средств, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций Учреждения сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. При недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут <данные изъяты> по <адрес> в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Учитывая установленные по делу обстоятельства по отдельности и в совокупности, применяя указанные нормы права, суд соглашается с обоснованностью заявленного прокурором требования, и считает возможным обязать ответчиков обеспечить трудоустроенных к оплачиваемому труду в <номер> на должностях <данные изъяты> прошедшими в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средствами индивидуальной защиты согласно нормам, предусмотренным в пункте <данные изъяты> к приказу Минздравсоцразвития России <номер> от <дата>, а именно:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

Суд считает возможным также согласиться со сроком выполнения возложенной на ответчиков обязанности – до <дата>, не усматривая возможности согласиться с предложением ответчиков об установлении срока выполнения обязанности – до <дата>, принимая при этом во внимание безусловное право <данные изъяты> на обеспечение их СИЗ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск удовлетворить, обязать Федеральное казённое учреждение <данные изъяты><номер> Управления Федеральной службы <данные изъяты> по <адрес>, Управление Федеральной службы <данные изъяты> по <адрес> в срок до <дата> обеспечить трудоустроенных к оплачиваемому труду в Федеральном казённом учреждении <данные изъяты><номер> Управления Федеральной службы <данные изъяты> Российской Федерации по <адрес> на должностях <данные изъяты> прошедшими в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средствами индивидуальной защиты согласно нормам, предусмотренным в пункте <номер> приложения к приказу <данные изъяты><номер>Н от <дата>, а именно:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через <данные изъяты> районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья М.Е. Филиппова