ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1601/18 от 13.12.2018 Озерского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-1601/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 декабря 2018 года Озерский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Бабиной К.В., при секретаре Валишиной А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова Д.А. к Челябинской таможне о взыскании компенсации при увольнении, процентов, удержанного подоходного налога, индексации оклада,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Мельников Д.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к Челябинской таможне. В результате дополнения исковых требований (л.д. 41-42), истец просил:

- признать начисление ответчиком истцу компенсации при увольнении по сокращению без применения средней заработной платы, рассчитанной в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. № 922, нарушением ст. 73 Закона № 79-ФЗ «О государственной службе» от 24.07.2004г. во взаимосвязи с Трудовым кодексом РФ;

- признать действия ответчика по удержанию подоходного налога с компенсации, выплачиваемой при увольнении по сокращению, нарушением норм ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ;

- обязать ответчика выплатить ущерб за неправильно начисленную при увольнении компенсацию за шесть месяцев в размере 51 737,76 рублей;

- обязать ответчика выплатить удержанный подоходный налог с компенсацией за 4,5 и 6 месяц в размере 14 145 рублей;

- обязать ответчика по состоянию на 13.12.2018г. выплатить истцу компенсацию согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ в размере 3 175,62 рублей в связи с ущербом от неправильного начисления компенсации с первого по третий месяц при увольнении без применения средней заработной платы, рассчитанной в соответствии с трудовым законодательством;

- обязать ответчика по состоянию на 13.12.2018г. выплатить истцу компенсацию согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ в размере 1637,34 рублей в связи с ущербом от неправомерного удержания подоходного налога с компенсацией и начислением при увольнении компенсации за 4 месяц без применения средней заработной платы, рассчитанной в соответствии с трудовым законодательством;

- обязать ответчика по состоянию на 13.12.2018г. выплатить истцу компенсацию согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ в размере 773,55 рублей в связи с ущербом от неправомерного удержания подоходного налога с компенсацией и начислением при увольнении компенсации за 5 и 6 месяц без применения средней заработной платы, рассчитанной в соответствии с трудовым законодательством;

- признать нарушение ответчиком норм Конституции РФ в части не соблюдения ч. 11 ст. 50 Закона № 79-ФЗ «О государственной службе» от 24.07.2004г. об индексации денежного содержания в 2015-2017г.г. и обязать возместить 35 000 рублей.

В обоснование иска Мельников Д.А. указал, что приказом Челябинской таможни от 27.03.2018г. уволен с 02.04.2018г. с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей. Истцу при увольнении ответчиком были произведены компенсационные выплаты исходя из месячного денежного содержания за минусом налога на доходы физических лиц. По мнению истца выплата ответчиком компенсационных выплат исходя из месячного денежного содержания за минусом налога на доходы физических лиц при увольнении нарушает законодательством. На правоотношения сторон распространяется Закон РФ от 14.07.1992г. «О закрытом административно-территориальном образовании» (Закон о ЗАТО), согласно ч. 4 ст. 7 которого за работниками организаций, расположенных на территории ЗАТО, высвобождаемыми при сокращении штата, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж. Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ компенсации, выплачиваемые при увольнении, не облагаются НДФЛ, если они не превышают трехкратный месячный заработок (шестикратный среднемесячный заработок для работников, уволенных из организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). По мнению истца законодателем на ответчика возложена обязанность выплаты компенсации в течение шести месяцев исходя из средней заработной платы, а не месячного денежного довольствия. При этом ответчик произвел вычет подоходного налога за 4 месяц со всей выплаты месячного содержания истца без учета величины трехкратного среднемесячного заработка, который значительно превышает денежное содержание за месяц, так как учитывает все премиальные выплаты. По мнению истца в соответствии с принципом конституционного равенства норма п. 3 ст. 217 НК РФ в части не подлежащей налогообложению компенсации не превышающей шестикратный среднемесячный заработок для работников, уволенных из организаций Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна применяться и для работников, уволенных из организаций, расположенных на территории ЗАТО.

В судебное заседание истец Мельников Д.А. не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 38), просил рассмотреть дело без его участия (л.д. 42).

Представитель ответчика Челябинской таможни Аркан Н.В. исковые требования Мельникова Д.А. не признала, представив письменные отзывы (л.д. 19-23; 46-51), ссылаясь на отсутствие для удовлетворения иска законных оснований.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского регулируются специальным законодательством - Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон № 79-ФЗ).

Из материалов дела установлено, что Мельников Д.А. работал в должности <> и на основании приказа и.о. начальника Челябинской таможни от 27.03.2018г. Мельников Д.А. был уволен с замещающей должности в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (л.д. 24).

В связи с увольнением по указанному основанию истцу Мельникову Д.А. выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе, в размере четырехмесячного денежного содержания, а также выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 37 календарных дней (30 календарных дней неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска и 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска), материальная помощь, премия за выполнение особо важных и сложных заданий за апрель. Данное обстоятельство не является предметом спора.

По мнению истца, законодателем на ответчика возложена обязанность выплаты компенсации в течение шести месяцев исходя из средней заработной платы, а не месячного денежного довольствия, при этом шестикратная средняя заработная плата не должна подвергаться налогообложению. Суд не может согласиться с данными доводами.

Согласно ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее в тексте 79-ФЗ) оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 79-ФЗ, в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 (далее в тексте Правила).

Согласно п. 2 Правил, ч.ч. 2 и 5 статьи 50 79-ФЗ, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:

а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

г) ежемесячное денежное поощрение;

д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Для всех указанных составляющих денежного содержания гражданского служащего применяется районный коэффициент в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения», при расчете ответчиком денежного содержания истца, применялся районный коэффициент 1,3. При исчислении компенсации четырехмесячного денежного содержания согласно п.8 Правил учитываются оклад денежного содержания и дополнительные выплаты п.2 «а»-«г» и 1/12 дополнительных выплат п.2 «д»-«ж», фактически начисленных в течение 12 месяцев, предшествующих дате расторжения контракта.

Ответчиком представлен расчет компенсации четырехмесячного денежного содержания, который не оспаривался ответчиком. Расчет: должностной оклад - 4723,00 руб.; Оклад за классный чин – 1 576,00 руб.; Ежемесячная надбавка за выслугу лет (20%) - 944,60 руб.; Ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы (90%) – 4 250,70 руб.; Ежемесячное денежное поощрение (ЕДП) – 14 169,00 руб.; Ежемесячная премия, материальная помощь и единовременная выплата к отпуску (1/12 от суммы 26 850,00 с 1 апреля 2017 г. по 31 марта 2018 г.) – 2 237,50 руб.; Районный коэффициент – 8370,24 руб. Итого: (4723,00+944,60+1576,00+4250,70+14169,00+2237,50)*30%. 36271,04 руб. (исчисленное денежное содержание 4723,00+944,60+1576,00+4250,70+14169,00+2237,50+8370,24) *4 = 145 084,16 руб.

Согласно п.4 ст.7 Закона о ЗАТО за работниками организаций и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.

Приказом Челябинской таможни от 08 октября 2018 г. № 0622-к «О выплатах Д.А. Мельникову» в связи с не трудоустройством истца ему выплачена дополнительная компенсация месячного денежного содержания за пятый и шестой месяцы со дня увольнения (л.д. 25).

Согласно п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, а именно все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), увольнением работников, за исключением суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Эти же положения Налогового кодекса РФ разъяснены в Определении Конституционного Суда РФ от 20.11.2014 № 2623-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М. на нарушение ее конституционных прав абзацем восьмым пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающем, что федеральный законодатель определил перечень доходов, подлежащих освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц, распространив льготу на выплаты, связанные с увольнением работников: при увольнении размер освобождаемого от налогообложения дохода ограничен шестикратным размером среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, а для остальных категорий работников - трехкратным размером среднего месячного заработка.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2012 №03-04-03/6-10 для целей применения п.3 ст.217 НК РФ в качестве среднего месячного заработка следует рассматривать средний размер месячного денежного содержания гражданского служащего, рассчитанного в соответствии с Правилами 562.

Таким образом, с суммы, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного денежного содержания ответчиком правомерно удержан НДФЛ 13 %.

По разъяснениям письма Минфина России от 06.04.2016 № 03-04-05/19656 специального порядка налогообложения в отношении выплат, производимых сотрудникам организаций, расположенных на территории ЗАТО, п.3 ст.217 НК РФ не предусмотрено, в связи с этим, с суммы дополнительной компенсации месячного денежного содержания за пятый и шестой месяцы со дня увольнения ответчиком удержан НДФЛ.

Действующим законодательством (Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях), ЗАТО г. Озерск Челябинской области в число районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, не включен, в связи с чем, у ответчика отсутствовали правовые основания для не удержания НДФЛ.

В соответствии с частью 9 статьи 31 № 79-ФЗ при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Ответчиком на законном основании при расчете и выплате истцу четырехмесячного денежного содержания применялись положения Правил № 562, определяющие, в том числе и порядок исчисления денежного содержания гражданского служащего при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы.

Мнение истца о необходимости применения при расчете компенсации при увольнении «Положения об особенностях порядка начисления средней заработной платы», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922, для расчета четырехмесячного денежного содержания государственного служащего при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей, ошибочно.

Согласно статье 73 Закона №79-ФЗ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии с положениями части 3 статьи 50 Закона №79-ФЗ размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются Указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения.

Пунктом 13 Указа № 763, Правительству Российской Федерации предписано утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в том числе при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы.

Таким образом, в данном случае, применяется специальная норма права.

Для целей применения пункта 3 статьи 217 НК РФ в качестве среднего месячного заработка принят средний размер месячного денежного содержания гражданского служащего, рассчитанного в соответствии с Правилами 562.

Письмом Минфина РФ от 25.12.2012 г. № 03-04-05/6-1436 разъяснено, что указанная компенсация по сути является выходным пособием. Следовательно, при ее выплате необходимо руководствоваться пунктом 3 статьи 217 НК РФ, предусматривающим освобождение от обложения НДФЛ выходного пособия, сумма которого не превышает трехкратного размера среднего месячного заработка - суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

С учетом изложенного при налогообложении компенсации, выплачиваемой государственному гражданскому служащему при увольнении с государственной гражданской службы, применяются положения пункта 3 статьи 217 НК РФ. Положения данной нормы применяются в отношении доходов работников организации независимо от занимаемой должности.

Ссылка истца на положения Постановления Конституционного Суда РФ от 31.05.2018 г. № 22-П, в данном споре необоснованна. В данном Постановлении рассматривается вопрос о налогообложении компенсации денежного содержания дополнительных суток отдыха военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Указанное Постановление не содержит положений об освобождении от налогообложения компенсации четырехмесячного денежного содержания государственных служащих, а такое понятие как «утрата источника доходов» рассматривается не в случае увольнения, а в случае безработицы, беременности и рождения ребенка.

Также не подлежит удовлетворению требование истца о признании нарушения ответчиком норм Конституции РФ в части не соблюдения ч. 11 ст. 50 Закона № 79-ФЗ «О государственной службе» от 24.07.2004г. об индексации денежного содержания в 2015-2017г.

Согласно части 11 статьи 50 Закона № 79-ФЗ размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Федеральными законами от 02.12.2013 № 350-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», от 06.04.2015 № 68-ФЗ «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» действие части 11 статьи 50 Закона №79-ФЗ приостановлено до 1 января 2018 года.

Указом Президента РФ от 12.12.2017 № 594 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы» в соответствии с частью 11 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» повышены с 1 января 2018 г. в 1,04 раза размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации.

Приказом ФТС России от 26.12.2017 №2080 «О размерах окладов месячного денежного содержания и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации» в соответствии Указом Президента РФ от 12.12.2017 № 594 установлены размеры окладов месячного денежного содержания и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации (л.д. 52-53).

В соответствии с приложением №3 к Приказу ФТС России от 26.12.2017 №2080 у <> размер должностного оклада 4 723 руб., размер оклада за классный чин – референт государственной гражданской службы 1 класса – 1576 руб. (л.д. 54-56). Из пояснений представителя ответчика следует, что вышеуказанные размеры окладов применены Челябинской таможней при расчете и выплате денежного содержания при увольнении истца с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

Таким образом, индексация размера оклада денежного содержания по должности истца произведена ответчиком на основании Указа Президента РФ от 12.12.2017 № 594 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы» в соответствии с частью 11 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с 1 января 2018 г. в 1,04 раза.

Поскольку судом не установлено факта незаконного не начисления компенсации при увольнении (факта неполной выплаты компенсации), оснований для взыскания с ответчика процентов в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ, у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Мельникова Д.А. к Челябинской таможне о взыскании компенсации при увольнении, процентов, удержанного подоходного налога, индексации оклада, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Озерский городской суд.

Председательствующий: К.В. Бабина

<>

<>

<>

<>

<>