Дело № 2-1601/2013
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль
21 мая 2013 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Фокиной Т.А.,
при секретаре Камыниной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к мэрии города Ярославля, Правительству Ярославской области, Департаменту организации строительства и жилищной политики г.Ярославля, территориальной администрации Дзержинского района мэрии города Ярославля о восстановлении нарушенного права на получение жилищной субсидии,
у с т а н о в и л :
ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту образования Ярославской области об обязании восстановить допущенное нарушение права и предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий как многодетной семье. В обоснование иска указала, что её семья в составе пяти человек в ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на очередь по улучшению жилищных условий, как многодетная. В ДД.ММ.ГГГГ когда подошла очередь на получение субсидии, её семья была снята с очередности на предоставление жилого помещения по причине того, что один ребенок в семье опекаемый. Полагает действия ответчика нарушающими её права, просит их восстановить путем предоставления субсидии на получение жилого помещения.
В дальнейшем истица неоднократно уточняла исковые требования, окончательно определила в качестве ответчиков мэрию города Ярославля, Правительство Ярославской области, Департамент организации строительства и жилищной политики г.Ярославля, территориальную администрацию Дзержинского района мэрии города Ярославля, просила восстановить её в очередности на предоставление жилищной субсидии.
В судебном заседании истица ФИО4 доводы уточненного иска поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные его тексту. Указала, что в силу действующего законодательства их семья является многодетной и имеет право на получение субсидии по программе «Улучшение жилищных условий многодетных семей». Семье выдано удостоверение, подтверждающее статус «многодетная семья». Полагала, что восстановление её прав должно быть путем включения семьи ФИО4 в составе пяти человек, проживающую по договору социального найма в <адрес>, в подпрограмму «Улучшение жилищных условий многодетных семей» с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента неправомерного исключения.
Третье лицо ФИО5 в судебном заседании доводы иска поддержал, дал пояснения аналогичные пояснениям истицы.
Представитель Департамента образования мэрии города Ярославля по доверенности ФИО6 в судебном заседании полагала требования истицы подлежащими удовлетворению, поскольку семья А-вых является многодетной, что подтверждается удостоверением, а также вытекает из смысла Социального кодекса Ярославской области и постановления Администрации Ярославской области от 04.02.2005 года №19 «О порядке выдачи удостоверений многодетным семьям Ярославской области».
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
От ответчика Департамента образования Ярославской области в суд поступил письменный отзыв на иск (л.д.27-28), из которого следует, что Департамент не считает себя надлежащим ответчиком по делу, требования истицы не признает.
От территориальной администрации Дзержинского района г.Ярославля в суд поступил отзыв на иск (л.д.47-48), согласно которому ответчик возражает против удовлетворения исковых требований истицы, поскольку на иждивении ФИО4 находится двое несовершеннолетних детей, а также она является опекуном несовершеннолетнего ФИО1 В соответствии с п. 2, п. 5.5.1 постановления Правительства Ярославской области от 26.01.2011 года №9-п «Об утверждении региональной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2011 -2015 годы подпрограмма «Многодетные семьи» распространяется на многодетные семьи (семьи граждан, воспитывающих трех и более детей в возрасте до 18 лет (рожденных, усыновленных или удочеренных). Программа распространяется на многодетные семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ответчик полагает, что семья ФИО7 не является многодетной, поскольку имеет двух несовершеннолетних детей. Также ответчик указывает, что вместе с тем, семья продолжает состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в общей очереди нуждающихся. ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля направлено письмо главы территориальной администрации <адрес> мэрии города Ярославля об исключении из списка получателей субсидии в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий многодетных семей» семьи А-вых, на основании которого семья была исключена из списков на предоставление субсидии.
От Правительства Ярославской области в суд поступил письменный отзыв на иск, в соответствии с которым сторона по делу не считает себя ответчиком.
Выслушав истицу, третье лицо, представителя Департамента образования мэрии города Ярославля, исследовав письменные материалы дела, в том числе личное дело семьи А-вых, проживающих по <адрес>, на 40 листах, суд считает требования истицы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что семья А-вых на основании решения комиссии по жилищным вопросам при администрации Дзержинского района от ДД.ММ.ГГГГ протокол -46 принята на учет для получения жилой площади в счет очереди медицинских работников, состав семьи пять человек: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (заявитель), ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (муж), ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь), ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь) и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (опекаемый) (л.д.15-17, 35 личного дела).
Семья постоянно с 1986 года проживает по <адрес> по договору социального найма.
Жилого помещения в собственности семья не имеет, что подтверждается сведениями из Росреестра, ГУПТИ и УН, МУП «Агентство по приватизации жилья», предоставленными по запросу суда.
ФИО4 на основании решения комиссии по защите прав несовершеннолетних, опеке и попечительству при территориальной администрации Дзержинского района мэрии города Ярославля от 09.03.2004 года №5 п. 8 является опекуном ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.45), в связи с чем ей выдано опекунское удостоверение (л.д.46).
ФИО8 является инвалидом третьей группы (л.14 личного дела).
В декабре 2012 года в территориальную администрацию Дзержинского района мэрии города Ярославля от Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля поступил запрос в отношении многодетной семьи ФИО4 с просьбой организовать работу по подготовке и сбору документов в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий многодетных семей». В результате подготовки соответствующего пакета документов администрацией района было выявлено, что семья ФИО4 не является многодетной, поскольку ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является опекаемым и соответственно, на семью не распространяется подпрограмма «Улучшение жилищных условий многодетных семей», поскольку она распространяется на семьи, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет (рожденных, усыновленных, удочеренных).
ДД.ММ.ГГГГ в Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля администрацией района направлено письмо № об исключении семьи ФИО4 из списка получателей субсидии в рамках подпрограммы, на основании которого Департаментом организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля в Управление по социальной и демографической политике Правительства ЯО ДОС мэрии города Ярославля направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении семьи ФИО4 из областного сводного списка многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, являющихся участниками подпрограммы «Улучшение жилищных условий многодетных семей».
Суд считает доводы истицы о незаконном исключении её семьи из сводного списка многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обоснованными.
Так, в силу ст. 24 Закона Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области» от 19 декабря 2008 года N 65-з к семьям, воспитывающим детей относятся семьи, в которых совместно проживающие и ведущие общее хозяйство родители (единственный родитель) воспитывают и содержат проживающих с ними детей (ребенка).
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в качестве родителей семьи, воспитывающей детей, могут рассматриваться иные законные представители несовершеннолетних: усыновители; опекуны (попечители), в том числе приемные родители (приемный родитель) (пункт 2 ст. 24 Закона).
В соответствии со ст. 25 закона №65-з многодетные семьи - семьи, в которых совместно проживающие и ведущие общее хозяйство родители (единственный родитель), а равно усыновители, опекуны (попечители), воспитывают и содержат трех и более проживающих с ними детей (включая лиц, указанных в части 3 статьи 24 настоящего Кодекса).
Из материалов дела следует, что семья истицы признана многодетной, что подтверждается удостоверением №, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
Постановлением Правительства Ярославской области от 12.02.2013 года №103-п» «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЫДАЧИ УДОСТОВЕРЕНИЙ МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ ОТ 04.02.2005 N 19» утвержден Порядок выдачи удостоверений многодетным семьям Ярославской области.
При признании семьи истицы многодетной действовал ПОРЯДОК ВЫДАЧИ УДОСТОВЕРЕНИЙ МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ, утвержденный постановлением Администрации области от 04.02.2005 N 19, в соответствии с которым удостоверение многодетной семьи Ярославской области (далее - удостоверение) является документом, подтверждающим право на получение мер социальной поддержки, определенные для данной категории семей.
Право на получение удостоверения имеют семьи с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в Ярославской области, что подтверждается сведениями о регистрации по месту жительства (пункт 3 Порядка).
Выдача удостоверений многодетных семей производится одному из родителей или лиц, их заменяющих (опекуны, попечители, приемные родители, отчимы, мачехи, усыновители) (п. 4 Порядка).
Действующим Порядком также предусмотрено, что право на получение удостоверения имеют многодетные семьи Ярославской области, в которых совместно проживающие и ведущие общее хозяйство родители (единственный родитель), а равно усыновители, опекуны (попечители) воспитывают и содержат трех и более проживающих с ними детей, включая усыновленных (удочеренных) детей, пасынков и падчериц, детей, находящихся под опекой (попечительством), в том числе в приемной семье (п. 3 Порядка от 12.02.2013 года).
Таким образом, доводы ответчиков об отсутствии у семьи ФИО4 статуса многодетной, противоречат действующему законодательству.
Действительно постановлением Правительства Ярославской области от 26.01.2011 года №9-п утверждена РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ.
В силу п. 5.5.1 Программы подпрограмма "Многодетные семьи" распространяется на многодетные семьи (семьи граждан, воспитывающих трех и более детей в возрасте до 18 лет (рожденных, усыновленных или удочеренных).
Участниками подпрограммы "Многодетные семьи" являются многодетные семьи, включенные в областной сводный список многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и список получателей субсидии (далее - участники подпрограммы "Многодетные семьи").
К членам многодетной семьи относятся совместно проживающие родители и их дети, другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы при условии признания их членами семьи в судебном порядке.
Список получателей субсидии формируется на основании областного сводного списка в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на реализацию подпрограммы "Многодетные семьи".
Вместе с тем в приложении к подпрограмме "Улучшение жилищных условий многодетных семей" описан ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЛАСТНЫХ ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЙ МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ НА УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ.
Общими положениями подпрограммы предусмотрено, что порядок предоставления областных жилищных субсидий многодетным семьям на улучшение жилищных условий (далее - Порядок) разработан в целях улучшения жилищных условий многодетных семей в 2012 - 2015 годах и определяет условия формирования, ведения областного сводного списка, списка получателей субсидии, форму и условия выделения средств областного бюджета на приобретение (строительство) жилья.
Порядок распространяется на многодетные семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также многодетные семьи, признанные органами местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления) нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством.
К членам многодетной семьи относятся совместно проживающие родители и их дети. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы учитываются членами многодетной семьи при условии признания их членами семьи в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что семья ФИО4 признана многодетной и поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, на указанную семью распространяется Порядок предоставления жилищной субсидии.
Кроме того, суд обращает внимание, что ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является членом семьи А-вых, поскольку совместно с ними проживает с 2004 года, ведет общее совместное хозяйство с опекунами.
Таким образом, требования истицы подлежат удовлетворению.
Суд считает, что восстановление прав истицы возможно путем включения семьи ФИО4 в составе пяти человек, проживающую по договору социального найма в <адрес>, в подпрограмму «Улучшение жилищных условий многодетных семей» с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента исключения согласно письму территориальной администрации. Внеочередное предоставление субсидии в данный момент без соблюдения порядка, предусмотренного программой, будет нарушать права и законные интересы других её участников.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО4 удовлетворить.
Включить семью ФИО4 в составе пяти человек, проживающую по договору социального найма в <адрес>, в подпрограмму «Улучшение жилищных условий многодетных семей» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья
Т.А.Фокина