ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1601/2016 от 15.06.2016 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-1601/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2016 г. г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд ЕАО в составе:

судьи Шелепановой И. Г.,

при секретаре Золоторенко Ю. П..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к областному государственному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в Еврейской автономной области, Управление архитектуры и строительства правительства ЕАО о возврате денежных средств за капитальный ремонт жилого помещения, компенсации морального вреда,-

у с т а н о в и л:

ФИО8 обратилась в суд с исковым заявлением к областному государственному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в Еврейской автономной области о возврате денежных средств за капитальный ремонт жилого помещения. Свои требования мотивировала тем, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, которое в период крупномасштабного наводнения было затоплено. Вследствие чего просел фундамент дома, взбухла половая рейка, потрескалась печь, намокла завалинка, покосило половое перекрытие, обрушились стены погреба и т.д. Межведомственной комиссией было проведено обследование квартиры, по результатам, которого она признана непригодной для проживания, требующей капитального ремонта. На основании заключение межведомственной комиссии ОГКУ «МФЦ» по ЕАО ей было выплачено 415000 рублей на проведение капитального ремонта данного жилья. Она изначально была не согласна с заключением данной комиссии и писала неоднократно заявления в Ленинскую сельскую администрацию о проведении повторной комиссии. Но ей было отказано. В период крупномасштабного наводнения в 2013 году в жилом помещении по адресу <адрес>, совместно с ней проживали: муж- ФИО1, мать- ФИО2, сын-ФИО3, сын-ФИО4, приемные четверо несовершеннолетних детей: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО7. Ею был начат капитальный ремонт данной квартиры, но в процессе ремонта было выявлено еще дополнительные повреждения дома, которые ремонтировать просто не целесообразно. Повторная комиссия была проведена только после того, как она обратилась с письменным обращением в приемную Президента в г. Биробиджане. Повторное обследование Межведомственная комиссия провела в мае 2014 года, после проведенного ею капитального ремонта. После проведенного обследования был выдан Акт обследования помещения №20 от 14 мая 2014 года, Заключение о признании жилого помещения не пригодным для постоянного проживания, не подлежащим восстановлению №20 от 20 мая 2014 года и акт подтверждающий факт проведенного капитального ремонта жилого помещения от 28.08.2015 года. По данному заключению предоставляется мера государственной поддержки, как собственнику жилого помещения, которое признано утраченным, в виде сертификата на приобретение другого жилого помещения пригодного для проживания. Но специалистами ОГКУ «МФЦ» по ЕАО ей было отказано в выдаче сертификата, обязав ее вернуть всю сумму, выданную ранее на проведение капитального ремонта ее жилья, Сумму в размере 115500 она вернула в ОГКЦ «МФЦ» с. Ленинское, что подтверждается квитанцией от 12.09.2014, а сумму в размере 300000 рублей в ОГКУ «МФЦ» в г. Биробиджан. Путем передачи наличных денежных лично специалистам в руки. Для того, чтобы вернуть сумму, потраченную ранее на капитальный ремонт в размере 415000 рублей ее семье пришлось взять кредит в Сбербанке. В подтверждение приобретения материалов для проведения капитального ремонта ее жилого помещения по адресу: <адрес>, она предоставляла копии чеков в ОГКУ «МФЦ» по ЕАО, но эти данные не были приняты во внимание. В январе 2016 года ей было составлено обращение к Уполномоченному по правам человека в ЕАО, на действие сотрудников МФЦ, в связи с удержанием с нее денежных средств за капитальный ремонт, Прокуратурой Ленинского района ЕАО была проведена проверка в ходе которой было установлено, что между ей и ОГКУ «МФЦ» в ЕАО имеется финансовый спор. Действия ОГКУ «МФЦ» по ЕАО противоречат Закону ЕАО № 477-03 «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году». Просит суд обязать ОГКУ «МФЦ» по ЕАО произвести возврат денежных средств выделенные в качестве меры государственной поддержки на капитальный ремонт в размере 415000 рублей.

Определением суда от 25.05.2016 по делу в качестве соответчика привлечено Управление архитектуры и строительства правительства ЕАО, в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

В судебное заседание истица ФИО8 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена.

В судебном заседании представитель истца ФИО9 исковые требования поддержала, просила суд взыскать денежные средства в размере 415 000 руб. и моральный вред в размере 100 000 руб. и судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 руб. и оплаты по оформлению доверенности в размере 1500 руб. Суду пояснила, что истица реально понесла расходы, а именно сделала ремонт, денежные средства были потрачены ею именно на капитальный ремонт, что подтверждается чеками и расписками. В процессе ремонта были выявлены еще дополнительные повреждения дома, которые ремонтировать просто нецелесообразно. Повторное обследование Межведомственная комиссия провела в мае 2014 года, после проведенного капитального ремонта. После проведенного обследования был выдан Акт обследования помещения № 20 от 14 мая 2014 года, Заключение о признании жилого помещения не пригодным для постоянного проживания, не подлежащим восстановлению №20 от 20 мая 2014 года и акт подтверждающий факт проведенного капитального ремонта жилого помещения от 28.08.2015 года. По данному заключению предоставляется мера государственной поддержки, как собственнику жилого помещения, которое признано утраченным, в виде сертификата на приобретение другого жилого помещения пригодного для проживания. Но специалистами ОГБУ «МФЦ» по ЕАО ей было отказано в выдаче сертификата, ее обязали вернуть всю сумму, выданную ранее на проведение капитального ремонта жилья, пояснив, что если деньги не вернуть, то сертификат ей выдан не будет, а именно 415 000,00 рублей. Сумму в размере 115 500,00 истица вернула в ОГБУ «МФЦ» с. Ленинское, а сумму в размере 300 000,00 рублей в ОГБУ «МФЦ» в г. Биробиджан. Для того чтобы вернуть сумму, потраченную ранее ею на капитальный ремонт в размере 415 000,00 рублей истице пришлось взять кредит в Сбербанке. В подтверждение приобретения материалов для проведения капитального ремонта жилого помещения, она предоставляла копии чеков в ОГБУ «МФЦ» по ЕАО, но эти данные не были приняты во внимание. Считает, что специалисты ОГУ «МВЦ в ЕАО» унизили ее человеческое достоинство.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО10, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что истец была признана пострадавшей от последствий наводнения, и первоначально ей были предоставлены денежные средства на проведение капитального ремонта в сумме 415 500 руб. рублей. Производила ли она ремонт на самом деле, неизвестно, однако, при повторном обследовании, дом был признан непригодным для проживания. Действительно законодательство предусматривает, что в том случае, если при повторном обследовании дом признан непригодным для проживания, гражданин имеет право на получение иной меры государственной поддержки – получение сертификата для приобретения жилого помещения. Данный сертификат истцу был выдан 17 сентября 2014 года на общую площадь жилого помещения – 126 кв. м. при стоимости 1 кв.м. 30 000,00 рублей, на общую сумму 3 780 000,00 рублей. На данный сертификат истец приобрела три квартиры в гор. Биробиджане. Однако, для того, чтобы она воспользовалась своим правом на получение сертификатов, в соответствии с законом ей необходимо было: либо вернуть денежные средства в полном размере, которые были ей предоставлены для проведения капитального ремонта, либо она должна была доказать, что выделенные денежные средства пошли на проведение капитального ремонта - подтверждением данного факта является акт о проведении капитального ремонта, который составляет уполномоченный орган – в нашем субъекте – это Управление архитектуры и строительства правительства ЕАО. По какой причине ФИО8 не обратилась в Управление архитектуры и строительства правительства ЕАО, когда ставился вопрос о получении ею сертификата на приобретение жилья, и почему не был составлен акт, не известно. Акт был составлен только 28.08.2015 года. Закон ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» не предусматривает таких понятий, как частичный капитальный ремонт, незаконченный капитальный ремонт, неполный капитальный ремонт, есть понятие того, что капитальный ремонт либо проведен, либо не проведен. Никаких нарушений со стороны МФЦ не было, все действия осуществлялись в рамках закона, то есть гражданин обязан вернуть денежные средства, если у него отсутствует акт о проведении капитального ремонта, в этом случае ему предоставляют сертификат. На тот момент у гражданки ФИО8 акта не было, в соответствии с законом ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ, она обязана была вернуть денежные средства в МФЦ, а МФЦ эти денежные средства обязано вернуть в федеральный бюджет. Просит в иске отказать.

В судебном заседании представитель третьего лица ФИО11 исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с постановлением правительства ЕАО от 30.09.2013 № 511-пп «Об определении перечня домовладений, подтопленных (затопленных) на территории Еврейской автономной области в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году», часть жилого дома, расположенная по адресу: <...> включена в зону подтопления. На основании заключения межведомственной комиссии областное государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в Еврейской автономной области выплатил истцу 415 500,00 рублей на проведение капитального ремонта данного жилья. Было проведено повторное обследование (акт обследования помещения № 20 от 14.05.2014 года, заключение о признании жилого помещения не пригодным для постоянного проживания, не подлежащим восстановлению № 20 от 20.05.2014 года). После вышеперечисленных заключений за истцом было признано право государственной поддержки, как собственнику жилого помещения, которое признано утраченным, в виде выдачи сертификата на приобретение другого жилого помещения пригодного для проживания, которым она и воспользовалась. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 -2015 годы» утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года (далее - Правила № 1050). Согласно пункту 6 Правил № 1050 - мера поддержки граждан реализуется однократно и в отношении одного жилого помещения. По причине отсутствия акта, подтверждающего факт проведения капитального ремонта жилого помещения, признанного при первоначальном обследовании поврежденным, при повторном обследовании признанного в установленном порядке утраченным сотрудники ОГКУ «МФЦ» ЕАО обязали истца вернуть всю сумму выданную ей изначально на проведение капитального ремонта для получения истцом государственной поддержки в виде сертификата о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения. Считает, что действия ОГКУ «МФЦ» ЕАО правомерны. Прошу суд отказать в удовлетворении искового заявления ФИО8 в полном объеме.

В судебное заседание представители Управлению архитектуры и строительства правительства ЕАО, Минстрой РФ не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.В связи с крупномасштабным наводнением в целях оказания помощи пострадавшему населению Президентом Российской Федерации принят Указ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», которым Правительству РФ поручено решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Законом ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» (далее - Закон ЕАО № 477-ОЗ), предусмотрено, что право на получение мер государственной поддержки имеют граждане, признанные в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющие другого жилья на условиях социального найма или в собственности, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в этих жилых помещениях на 07.08.2013 (далее - граждане). Меры государственной поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 3.

1) под утраченным жильем понимается жилое помещение независимо от формы собственности, которое признано непригодным для проживания либо расположено в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утрачено в результате гибели; 2) под поврежденным жильем понимается жилое помещение независимо от формы собственности, требующее проведения капитального ремонта; 3) под строительством жилья понимается строительство или приобретение жилья взамен утраченного; 4) под общей площадью поврежденного жилого помещения понимается общая площадь жилого помещения либо часть общей площади жилого помещения, поврежденная в результате наводнения и требующая капитального ремонта.

В судебном заседании установлено, что 16.01.2014 истица ФИО8 обратилась с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году для получения социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.

На основании акта № 428 от 10.09.2013 и заключение № 428 от 10.09.2103 г. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее истице на праве собственности, установлен факт непригодности жилого дома к дальнейшему проживанию и эксплуатации, данный жилой дом не пригоден для проживания, необходим ремонт для восстановления эксплуатационных характеристик.

Решением ОГКУ «МФЦ в ЕАО» № 101 от 25.02.2014 г. принято решение о выплате денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения ФИО8 в размере 415, 500 руб.

14 мая 2014 г. составлен акт обследование жилого помещения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, согласно которого на момент обследования жилой дом признается аварийным и подлежит сносу.

Заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 20 мая 2014 г. вышеуказанное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу.

20.08.2014 г. истица ФИО8 обратилась с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, имеющих право на получение меры государственной поддержки в денежной форме в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного на всех членов ее семьи.

В судебном заседании установлено, что истица ФИО8 возвратила денежные средства, полученные ею как мера государственной поддержки в виде капитального ремонта 26.08.2014 г. в размере 300 000 руб. и 12.09.2014 в размере 115 500 руб.

17.09.2014 г. решением ОГКУ «МФЦ по ЕАО» вынесено решение о предоставление государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО № 0207, согласно которому ФИО8 назначить выплату денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в размере 3 780 тыс. руб.

17.09.2014 выдан ФИО8 сертификат о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения общей площадью 116 кв. м., размер выплаты 3 70 тыс. руб.

На данный сертификат было приобретено три жилых помещения: <адрес>. Все жилые помещения приобретены в долевую собственность, доля в праве 1\7.

В судебном заедании установлено, что 07.08.2015 г. истица ФИО8 обратилась с заявлением в управление архитектуры и строительства правительства ЕАО о проведение осмотра жилого помещения по адресу: <адрес> для установления факта проведения капитального ремонта. Приказом управления от 12.082015 № 45 была создана комиссия по обследованию жилого помещения. 28.08.2015 проведено обследование и составлен акт, подтверждающий факт проведения капитального ремонта жилого помещения признанного при первоначальном обследовании поврежденным, при повторном обследовании признанного в установленном порядке утраченным. Согласно результатам обследован в жилом помещение частично проведен капитальный порядок.

В соответствии со ст. 2 Закона ЕАО № 477-ОЗ, меры государственной поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 3.

Согласно ч. 4 ст. 3 Закона ЕАО № 477-ОЗ, в случае если жилое помещение, признанное при первоначальном обследовании поврежденным, при повторном обследовании признано в установленном порядке утраченным, собственнику данного жилого помещения предоставляется по его выбору мера государственной поддержки в соответствии с частью 1 настоящей статьи: 1) без возврата денежных средств, полученных на проведение капитального ремонта, при наличии акта, подтверждающего факт проведения такого ремонта, составленного уполномоченным органом, определяемым правительством области, и (или) в случае подтверждения факта приобретения строительных материалов и инструментов в целях проведения капитального ремонта, в порядке, установленном правительством области; 2) при условии возврата денежных средств, полученных на проведение капитального ремонта при отсутствии акта, подтверждающего факт проведения капитального ремонта. (часть 4 введена законом ЕАО от 12.05.2014 N 508-ОЗ).

Во исполнение части 4 статьи 3 закона Еврейской автономной области от 17.03.2014 N 477-ОЗ "О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году" правительство Еврейской автономной области вынесено постановление правительства ЕАО № 329-пп от 08.07.2014 «О порядке составления акта, подтверждающего факт проведения капитального ремонта жилого помещения, признанного при первоначальном обследовании поврежденным при повторном обследовании признанного в установленном порядке утраченным», согласно, которого определен порядок составления акта, подтверждающего факт проведения капитального ремонта жилого помещения, признанного при первоначальном обследовании поврежденным, при повторном обследовании признанного в установленном порядке утраченным.

В судебном заседании установлено, что на момент возврата денежных средств полученных на проведение капитального ремонта в размере 415 500 руб. август –сентябрь 2014 г. у истицы ФИО8 отсутствовал акт, подтверждающий факт проведения капитального ремонта, составленного уполномоченным органом, определяемым правительством области, и (или) в случае подтверждения факта приобретения строительных материалов и инструментов в целях проведения капитального ремонта, в порядке, установленном правительством области. С данным заявлением истица обратилась только в 07.08.2015 г.

Представленные истицей квитанции на приобретения строительных материалов и инструментов не могут подтверждать факт, произведенного ею капитального ремонта в жилом помещении, расположенного по адресу: <адрес>, а именно до возвраты ею денежных средств, полученных на приобретение капитального ремонта.

Доводы представителя истца ФИО12 о том, что для возврата денежных средств, истица вынуждена была взять кредит в банке и тем, самым понесла убытки, являются не состоятельным, поскольку из представленного кредитного договора следует, что кредитный договор заключен между Банком и ФИО3 на цели личного потребления.

С учетом установленных обстоятельств, а также тот факт, что меры государственной поддержки граждан реализуются однократно, а истицей ФИО8 не подтверждён факт проведения капитального ремонта на сентябрь 2014 г., суд делает вывод о том, что порядок предоставления истице меры государственной поддержке, в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного гражданам, пострадавшим ОГУ «МФЦ в ЕАО» не нарушен.

При указанных обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО8 к ОГУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в Еврейской автономной области, Управление архитектуры и строительства правительства ЕАО о возврате денежных средств за капитальный ремонт жилого помещения. Не подлежат удовлетворению и исковые требования о компенсации морального вреда.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО8 к областному государственному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в Еврейской автономной области, Управление архитектуры и строительства правительства ЕАО о возврате денежных средств за капитальный ремонт жилого помещения, компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

Судья И. Г. Шелепанова

Копия верна:

Судья И. Г. Шелепанова