Дело № 2-1601/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Яковлевой Е.С.,
при помощнике ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области о признании права собственности на объект недвижимого имущества,
установил:
ФИО1 обратилась с иском к администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области о признании права собственности на здание, назначение – жилое, площадью 121,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке, кадастровый №, площадью 1126+-12 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>.
В обосновании исковых требований указала, что является собственником указанного земельного участка, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – размещение индивидуального жилого дома, на котором осуществила строительство жилого дома. Однако в регистрации права собственности на жилой дом истцу было отказано, в связи с поступившим в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии ответа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области об отсутствии уведомлений о планируемом строительстве в целях строительства жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № или уведомления об окончании строительства на указанном земельном участке, пересекающем особо охраняемую природную территорию – памятник природы регионального значения «Колтушские высоты». Истец полагает вывод Комитета необоснованным и незаконным, поскольку выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. Кроме того. Указывает, что на территории особо охраняемую природную территорию – памятник природы регионального значения «Колтушские высоты» не запрещено строительство зданий, а только введено ограничение на площадь застройки и ее высотность.
Истец и ее представитель в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам ранее представленных суду письменных возражений.
Представитель третьего лица – Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ (в действующей редакции) природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу положений ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ (в действующей редакции) на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.
Статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (редакция названной федеральной нормы в приведенной части не изменялась) определено, что государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются, в том числе материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В ч. 10 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона он вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 3 ст. 3, ст. 35 Закона Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 6-оз "Устав Ленинградской области" правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области.
Как следует из материалов дела, Постановлением правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ природный комплекс камового ландшафта северной части Колтушской возвышенности объявлен памятником природы регионального значения «Колтушские высоты», а территория, занятая им-особо охраняемой природной территорией регионального значения; утвержден Паспорт памятника природы регионального значения « Колтушские высоты » и утверждены границы особо охраняемой природной территории, занятой памятником природы регионального значения «Колтушские высоты».
В пункте 4.2 Паспорта памятника природы регионального значения «Колтушские высоты» отражено, что землепользование и застройка земельного участка с кадастровым номером № осуществляется в соответствии с установленным для них на момент создания ООПТ целевым назначением (категория земель) и видом разрешенного использования, а также требованиями градостроительного регламента Правил землепользования и застройки муниципального образования "Колтушское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденных решением Совета депутатов указанного поселения от ДД.ММ.ГГГГ N 110, для зоны ведения садоводства и дачного хозяйства (кодовое обозначение зоны ТСЗ), при этом процент застройки земельного участка не может превышать 20 процентов и высота зданий не может превышать 12 метров.
ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый №, площадью 1126+-12 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН граница земельного участка истца с кадастровым номером №, пересекает границы земельного участка с кадастровым номером №.
Также согласно выписке в отношении земельного участка истца существуют ограничения по использованию и предоставлению земель, ЗУ и объектов, в т.ч., природных, в соответствии с требованиями режима особой охраны ООПТ «Колтушские высоты» и иных требований законодательства в области охраны и использования ООПТ, ограничении права на земельный участок, предусмотренные ст. 56 Земельного кодекса РФ, ограничения, определённые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» на часть земельного участка внесены в ЕГРН.
Таким образом, на земельный участок с кадастровым номером № полностью распространяются требования режима особо охраняемой природной территории, и на указанном земельном участке не допускается строительство индивидуального жилого дома.
Предоставленное истцом заключение эксперта №, подготовленное ООО «Центр Экспертизы и Независимой Оценки» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому строение жилого дома с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, имеет 100% строительную готовность, связь с землей, оснащено инженерными системами, сетями и оборудованием, соответствует требования законодательства, строительным нормам и правилам, градостроительным и санитарным нормам, требованиям пожарной безопасности, не может быть принято судом в качестве допустимого доказательства, поскольку эксперт при подготовке заключения не был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Кроме того, указанное заключение не подтверждает безопасность строения.
Определением Всеволожского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца назначена судебная комплексная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Компания независимых экспертов и оценщиков «ДАН-эксперт». Однако в последствии истец отказалась от проведения экспертизы.
При таких данных, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания за истцом права собственности на жилой дом, расположенный на таком земельном участке.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., ур. <адрес>а <адрес>, паспорт №) к администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области о признании права собственности на объект недвижимого имущества, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Всеволожский городской суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.