ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1602/17 от 23.01.2018 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ахтубинск 23 января 2018 года

Астраханской области

Ахтубинский районный суд Астраханкой области в составе:

председательствующего судьи Новак Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Щелкановой Е.А.,

с участием представителя Астраханского межрайонного природоохранного прокурора ст. помощника Ахтубинского городского прокурора Астраханской области Сардарова Ф.А.

главы Администрации муниципального образования «Село Садовое» Духнова А.С.

представителя третьего лица Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Агимова П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, расположенном по адресу: Астраханская область Ахтубинский район г. Ахтубинск ул. Ватутина, д. 18А, гражданское дело по исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, к Администрации муниципального образования «Село Садовое», третьи лица Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области, Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, об обязании представить в уполномоченный орган заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,

УСТАНОВИЛ:

Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, в обоснование своих требований, указав, что администрация МО «Село Садовое» при осуществлении хозяйственной деятельности эксплуатирует административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, и в ходе хозяйственной деятельности образуются отходы 1<данные изъяты> опасности. При этом ответчик осуществляет свою деятельность без оформления надлежащим образом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Что является существенным нарушением конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую природную среду, охрану здоровья, и нарушением интересов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Просит суд обязать ответчика в срок три месяца со дня вступления решения суда в законную силу представить в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с п. 10 «Порядка утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору», утверждённого Постановлением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 23 марта 2016 года за № 5-П: заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов отходов и лимитов на их размещение, разработанный хозяйствующими субъектами (их филиалом и (или) обособленным подразделением) в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с приложением надлежаще заверенной копии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов с указанием классов опасности.

В судебном заседании представитель Астраханского межрайонного природоохранного прокурора ст. помощник Ахтубинского городского прокурора Астраханской области Сардаров Ф.А. поддержал исковые требования в полном объеме, считает, что ответчик обязан разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обратиться с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Так здание администрации МО «Село Садовое» на учете в федеральном государственном реестре объектов негативного воздействия не стоит, соответственно, является объектом, подлежащим региональному государственному экологическому надзору, в связи с тем, что в результате деятельности администрации образуются отходы, в том, числе 1 класса опасности, к каковым относятся энергосберегающие лампы.

Представитель ответчика Администрации МО «Село Садовое» глава администрации Духнов А.С., в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме и пояснил, что у ответчика не имеется оснований для разработки нормативов и лимитов отходов, ввиду того, что формирование нормативов и лимитов производственных отходов производится для отходов не ниже третей категории воздействия на окружающую среду на основании ст. 18 Федерального закона РФ от 24 июля 1998 года за № 89-ФЗ, при этом таким объектов на территории МО «Село Садовое» не имеется. Нормативы и лимиты производственных отходов разрабатываются только на объекты, подлежащие федеральному и региональному экологическому надзору. Постановлением Правительства Астраханской области от 19 апреля 2006 года за № 100-П утвержден Перечень объектов подлежащих областному государственному экологическому контролю, при этом объекты МО «Село Садовое» в данный перечень не вошли. Далее, юридические лица, осуществляющие деятельность исключительно на объектах четвертой категории, не вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду, согласно ст. 16.1 Федерального закона за № 219-ФЗ. Плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО, которые образуются на объектах четвертой категории является региональный оператор, который производит обращение с отходами, в полномочиях администрации МО «Село Садовое» не имеется полномочий по обращению с отходами. В настоящее время администрацией не заключен договор с региональным оператором на вывоз отходов. Равно администрация не подавала заявку о постановке на государственный учет здания администрации. Так же у администрации отсутствуют денежные средства на оформление необходимых документов.

Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, согласно представленному заявлению просили суд рассмотреть дело в отсутствие представителя. Администрация МО «Село Садовое» в министерство с заявлением не обращалась.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, согласно представленному заявлению просили суд рассмотреть дело в отсутствие представителя, в полном объеме поддерживают исковые требования. Объект администрация МО «Село Садовое» на учете в федеральном государственном реестре объектов негативного воздействия на текущий момент не состоит, информацией о постановке на учет объектов негативного воздействия в региональном государственном реестре обладает Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.

Представитель третьего лица Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Агимов П.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора в полном объеме, и пояснил, что согласно ст. 11 Федерального закона за № 219-ФЗ со дня вступления в законную силу данного закона (с ДД.ММ.ГГГГ) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет, принадлежащие им на установленном законе праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Однако ответчик до настоящего времени не подал заявку о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на здание, расположенное по адресу: <адрес>. Далее, администрация МО «Село Садовое» от деятельности сотрудников и эксплуатации здания администрации, осуществляет деятельность по обращению с отходами, то есть по накоплению отходов.

В связи с теми, что представители третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, согласно представленным заявлениям просили суд рассмотреть дело в отсутствие их представителей, суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных третьих лиц.

Суд, выслушав представителя истца Сардаров Ф.А., представителя ответчика Духнов А.С., представителя третьего лица Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Агимов П.А., изучив материалы гражданского дела, оценивая представленные доказательства по делу в их совокупности, пришел к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года за № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединённые единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Согласно ст. 11 Федерального закона за № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

На основании ст. 18 указанного Закона применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 31 октября 2016 года за № 381-П «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области» министерство осуществляет следующие полномочия: устанавливает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (п. 2.1.71.).

Согласно «Порядку утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору», утверждённому Постановлением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области за № 5-П от 23 марта 2016 года, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной хозяйственных субъектов, в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (далее - нормативы образования отходов и лимиты на их размещение), утверждаются министерством на основании заявления с приложением комплекта обосновывающих расчетов и документов, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР).

ПНООЛР разрабатываются хозяйствующими субъектами (их филиалами и (или) обособленными подразделениями) на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг в Порядке, утвержденным Постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 23.03.2016 N 4-П "Об утверждении Порядка разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору".

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйствующие субъекты (их филиалы и (или) обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в министерство следующие документы:

заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,

ПНООЛР, разработанный хозяйствующим субъектом (их филиалом и (или) обособленным подразделением), в соответствии с Порядком, предусмотренным пунктом 5 настоящего Порядка, с приложением надлежаще заверенной копией лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов с указание классов опасности,

иные документы и материалы по усмотрению хозяйствующего субъекта.

Решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, о переоформлении и выдаче дубликата решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение оформляются правовыми актами министерства.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Согласно ст. 8 Федерального закона за № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

На основании ст. 3 Федерального закона за № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей природной среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 декабря 1992 года за № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Судом установлено, что администрация МО «Село Садовое» находится по адресу: <адрес>, и в ходе своей деятельности использует здание по указанному адресу. В результате деятельности ответчика образуются отходы, в том числе, первого класса опасности – лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, четвертого класса опасности – мусор офисный и бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный), пятого класса опасности – иные отходы. Представитель ответчика пояснил, что в здании администрации используются энергосберегающие лампы, образуется бытовой мусор, который, как правило, сжигается в котельной. Представитель третьего лица Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, в свою очередь пояснил, что энергосберегающие лампы относятся к отходам 1 класса опасности.

Административное здание ответчика не относится к объектам федерального экологического надзора. Так, из сообщения управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области следует, что объект администрация МО «Село Садовое» на учете в федеральном государственном реестре объектов негативного воздействия не состоит. Таким образом, спорный объект капитального строительства является объектом, подлежащим региональному государственному экологическому надзору. Согласно сведениям Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в срок до 1 января 2017 года, согласно ст. 11 Федерального закона за № 219-ФЗ от 21 июля 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ответчик не прошел процедуру постановки спорного объекта на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.

Как указывалось выше, согласно Федеральному закону за № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области установлен Порядок утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесённых в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору и Порядок разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесённых в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Во исполнение указанных Постановлений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, хозяйствующие субъекты, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, к каковым относится и ответчик, представляют в Министерство заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ПНООЛР, разработанный хозяйствующим субъектом (их филиалом и (или) обособленным подразделением), в соответствии с Порядком, предусмотренным пунктом 5 настоящего Порядка, с приложением надлежаще заверенной копией лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов с указанием классов опасности.

Ответчик осуществляет свою деятельность без оформленных надлежащим образом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, учитывая, что ответчик осуществляет свою деятельность без утвержденных в соответствии с действующим законодательством нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, суд считает возможным обязать ответчика в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу представить в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с п. 10 «Порядка утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору», утверждённого Постановлением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 23 марта 2016 года за № 5-П, заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов отходов и лимитов на их размещение разработанный хозяйствующим субъектом, без приложения копии лицензии на осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов с указанием классов опасности, с учетом того, что ответчиком данные виды деятельности не осуществляются.

Доводы представителя ответчика о том, что оснований для разработки нормативов и лимитов отходов у администрации МО «Село Садовое» не имеется, не могут быть приняты судом. Спорный объект, являясь юридическим лицом, в процессе деятельности которого образуются отходы 1, 4 и 5 классов опасности, подлежащим региональному государственному экологическому надзору, обязан согласно действующему законодательству разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, и что не противоречит понятию обращения с отходами, предусмотренному Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Так, статья 18 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года за № 89-ФЗ, в той редакции, на которую ссылается представитель ответчика, о том, что при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, не требуются, вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 6 ст. 12 Федерального закона за № 219-ФЗ от 21 июля 2014 года. Кроме того, на момент рассмотрения дела ответчик не прошел процедуру постановки на государственный учет объекта НВОС, в связи с чем категория спорного объекта не определена. Далее Постановление Правительства Астраханской области от 19 апреля 2006 года за № 100-П, которым утверждался перечень объектов подлежащих областному государственному экологическому контролю, утратило силу с 5 июля 2012 года. Порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, на который ссылается представитель ответчика, не является предметом данного иска.

Руководствуясь ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 45, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, к Администрации муниципального образования «Село Садовое», третьи лица Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Астраханской области, Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, об обязании представить в уполномоченный орган заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Село Садовое» представить в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с п. 10 «Порядка утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору», утверждённого Постановлением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 23 марта 2016 года за № 5-П, заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов отходов и лимитов на их размещение разработанный хозяйствующим субъектом, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.

Мотивированное решение составлено на компьютере 23 января 2018 года.

Судья: Новак Л.А.