ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1603/2013 от 10.09.2013 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

№ 2-1603/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.09.2013г.                                     г.Надым

Надымский городской суд ЯНАО в составе: председательствующего судьи Кузнецовой И.Е. при секретаре Виллемсон Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием третьего лица "В" представителя заинтересованного лица ФИО1, гражданское дело по заявлению "В" к Управлению социальных программ Администрации МО Надымский район ЯНАО об оспаривании отказа в назначении социальных пособий и обязании произвести перерасчет,

             У С Т А Н О В И Л:

Заявитель обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Управления социальных программ Администрации МО Надымский район, которым 12.07.2013г. ей отказано в назначении социальных пособий. Просила признать уведомления об отказе незаконными и обязать произвести перерасчет по социальным пособиям. В судебное заседание не явилась, извещена своевременно, надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

    Третье лицо на стороне заявителя, "В" в судебном заседании заявление поддержал, пояснил, что в очередной раз обратились за получением социальной помощи и назначением социальных пособий, приложили все документы по перечню, но получили отказ по мотиву, что приложенный им патент не подтверждает получаемые доходы семьи, поэтому им произвели расчет исходя из средней заработной платы по округу, в связи с этим их семья теперь не относится к малоимущим. С мнением ответчика категорически не согласен, поскольку НК РФ предусматривает патент как документ в подтверждение применяемой системы налогообложения, именно этот документ он и представил, никаких других документов он не ведет, и ведение других документов не предусмотрено при патентной системе налогообложения.

    Представитель заинтересованного лица Управления социальных программ Администрации МО Надымский район ФИО1, в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала, полагала принятые решения законными и обоснованными, пояснила, что патент не может подтверждать полученный доход семьи, поскольку в нем определена лишь потенциально возможная сумма, которую индивидуальный предприниматель может получить, а он может получить и больше, тогда его семья не будет считаться малоимущей, и, следовательно, пособие будет назначено необоснованно, в качестве подтверждения своих доходов "В" мог бы представить книгу учета доходов. Полагала решение УСП законным и обоснованным.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Как установлено в судебном заседании, в семье "В" трое несовершеннолетних детей, в июле 2013г. "В" почтой подала документы о назначении ее семье социальных пособий и оказания социальной помощи, однако 12.07.2013г. в назначении социальных пособий и оказания социальной помощи семье "В" Управлением социальных программ было отказано ввиду неподтверждения ими документально получаемого дохода на семью. Заявитель "В" не работает, ее муж, "В" является индивидуальным предпринимателем, применяет патентную систему налогообложения, которая введена с 01.01.2013г. Поскольку представленный "В" патент на право применения патентной системы налогообложения ИП "В" для расчета среднедушевого дохода семьи не является документом, подтверждающим размер фактически получаемых доходов, при расчете среднедушевого дохода семьи был применен размер средней заработной платы по ЯНАО, в связи с этим Управление социальных программ установило, что среднедушевой доход семьи превышает размер действующего прожиточного минимума – 10851рубль.

    Пособие на ребенка и адресная социальная помощь предусмотрены законами ЯНАО: «О ежемесячном пособии на ребенка» № 74-ЗАО от 09.11.2004г. и «О государственной социальной помощи в ЯНАО» № 55-ЗАО от 27.10.2006г. Порядок и условия назначения социальных пособий и оказания социальной помощи регламентируются Постановлением Правительства ЯНАО от21.12.2006г. № 599-А «Об утверждении порядка оказания государственной социальной помощи в ЯНАО» и № 295-П от 14.10.2010г. «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и порядка исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка».

    Так, в силу ст.1 закона № 74-ЗАО, право на ежемесячное пособие по ребенка имеет один из родителей, на каждого рожденного, совместно проживающего с ним ребенка до достижения ребенком возраста шестнадцати лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного на душу населения в соответствии с законом округа «О прожиточном минимуме в ЯНАО, действующую на день обращения заявителя.

    В силу ст.7 закона « 55-ЗАО, правом на получение ежемесячной адресной социальной помощи обладают малоимущие семьи, имеющие по не зависящим от них причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в автономном округе.

    В силу ст.9 того же закона, малоимущим семьям предоставляются: возмещение расходов на продукты питания обучающимся в общеобразовательных учреждениях.

    В силу ст.10 того же закона, многодетным семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного на душу населения в автономном округе, предоставляется ежемесячное пособие.

    Согласно п.2.1 Постановления № 599-А, помимо перечня представляемых документов, для получения социальной помощи граждане должны также подтвердить документально свои доходы на семью. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых мим доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством РФ для избранной ими системы налогообложения. Если индивидуальные предприниматели не имеют возможности подтвердить получаемые доходы документально, то при определении дохода индивидуального предпринимателя за соответствующий месяц применяется размер средней заработной платы, установленной в автономном округе на последнюю отчетную дату по данным Федеральной службы государственной статистики по автономному округу.

    Аналогичным образом регламентирован порядок исчисления величины среднедушевого дохода семьи в Приложении № 2 Постановления № 295-П, п.5.4.

    Как видно из материалов дела, ИП "В" применяет патентную систему налогообложения, введенную в РФ с января текущего года, и оказывает автотранспортные услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

    В силу ст.346.43 НК РФ, патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

    В силу ст.346.45 НК РФ, документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта РФ введена патентная система налогообложения.

    В силу ст.346.48 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности.

    Как следует из патента "В" потенциально возможный к получению годовой доход определен в 400000рублей.

    Также из Главы 26.5 НК РФ, регламентирующей применение патентной системы налогообложения, следует, что налоговая декларация при патентной     системе не подается.

    Как пояснил в судебном заседании третье лицо "В" применяя патентную систему налогообложения, им не подается налоговая декларация, не ведется какой-либо дополнительный учет, ведение книги учета доходов предусмотрено для иных целей, поэтому такую книгу учета он не ведет. Также учет имущества им не ведется, поскольку помимо патентной системы налогообложения, иных видов предпринимательской деятельности он не осуществляет. Кроме патента, он не представляет иных документов в налоговый орган, налог он уплачивает двумя частями – в начале перехода на патентную систему и в конце календарного периода.

    Таким образом, суд находит, что семьей "В" для подтверждения своего дохода был представлен соответствующий и единственно имеющийся у них документ – патент, потенциально возможный к получению годовой доход по которому определен в 400000рублей.

    Согласно постановлению Правительства ЯНАО от 29.01.2013г. № 39-П, в 1 квартале 2013г. величина прожиточного минимума в целом по ЯНАО в расчете на душу населения составила 10851рубль. Следовательно, при расчете среднедушевого дохода семьи с применением размера средней заработной платы, доход семьи за 12 месяцев составил бы 651060руб. У ИП "В" потенциально возможным к получению годовой доход, согласно патенту, составит 400000рублей. Таким образом, доход семьи "В" за год не достигнет дохода, определенного с применением размера средней заработной платы в автономном округе, т.е. не превысит 651060руб.

    В связи с изложенным, суд считает заявление подлежащим удовлетворению, поскольку при подаче заявления в Управление социальных программ семья "В" представила имевшийся в их распоряжении для подтверждения получаемых ими доходов документ, предусмотренный налоговым законодательством РФ для избранной ими системы налогообложения – патент. Иных документов для подтверждения получаемых доходов семья "В" не имеет. Доводы заинтересованного лица о представлении книги учета доходов, по мнению суда, не могут повлиять на выводы суда, поскольку в силу ст.346.53 НК РФ такая книга ведется налогоплательщиком в целях п.7 ст.346.45 НК РФ.

При изложенных обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению, отказы "В" в назначении социальных пособий и оказании социальной помощи судом признаются необоснованными, в связи с этим Управление социальных программ обязано вновь рассмотреть поданные "В" заявления с представленными документами и принять соответствующее решение. Требования о перерасчете пособий не могут быть разрешены судом в рамках настоящего спора, поскольку назначение социальных пособий относится исключительно к полномочиям органа местного самоуправления в лице специального органа – Управления социальных программ.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление "В" к Управлению социальных программ Администрации МО Надымский район ЯНАО об оспаривании отказа в назначении социальных пособий, удовлетворить.

Признать отказы Управления социальных программ Администрации МО Надымский район ЯНАО "В" в назначении ежемесячного пособия на ребенка и назначении ежемесячной адресной социальной помощи, пособия многодетным семьям, возмещения расходов на продукты питания обучающимся в общеобразовательных учреждениях (№ 1863 от 12.07.2013г.), незаконными, и обязать Управление социальных программ Администрации МО Надымский район ЯНАО рассмотреть вопрос о назначении семье "В" перечисленных выше пособий на основе представленных ранее документов.

Решение может быть обжаловано в суд ЯНАО в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Надымский суд.

Решение принято судом в окончательной форме 16.09.2013г.

Председательствующий судья: подпись

Копия верна: Судья Надымского суда Кузнецова И.Е.

Секретарь суда_______________