Дело № 2-1603/2014г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 апреля 2014 года город Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Богзыковой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Саранговой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5Б-Х. к Министерству по чрезвычайным ситуациям РФ об обязании внести в Правительство Российской Федерации проект распоряжения о выдаче государственного жилищного сертификата в соответствии со Списком граждан Республики Калмыкия, попавших под затопление,
у с т а н о в и л :
ФИО5Б-Х. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В ххх года жилой дом его семьи по адресу: <адрес> попал под затопление нагонными водами Каспийского моря. Решением Элистинского городского суда РК от ххх его иск удовлетворен. Министерство финансов РК, МЧС России обязаны выдать государственный жилищный сертификат (далее ГЖС) в связи с лишением жилого помещения в результате стихийного бедствия согласно Списку, утверждённому Постановлением Правительства РФ от ххх №, семье ФИО5 в количестве шесть человек составом: <данные изъяты>. В апелляционном определении Верховного Суда РФ от ххх указано, что указанное решение Элистинского городского суда РК от ххх подлежит исполнению Министерством финансов РФ в части обязания выдать государственный жилищный сертификат семье ФИО5 в составе 6 человек на основании решения Правительства РФ о выдаче бланков государственных жилищных сертификатов. Во исполнение указанных судебных постановлений и исполнительных листов возбуждены исполнительные производства судебным приставом по особым исполнительным производствам УФССП по Москве от ххх. На протяжении длительного периода времени исполнение решения суда не производилось, ведётся переписка, из которой видно, что Министерство финансов РФ не намерено исполнять решение суда, мотивируя тем, что необходимо обеспечить исполнение судебного решения Правительством РК и МЧС России, так как без совокупности их действий невозможно решить вопрос по существу. На основании определения Элистинского городского суда РК от ххх разъяснено, что во исполнение решения Элистинского городского суда РК от ххх Правительство РК должно направить в МЧС России выписку из Списка граждан, лишившихся жилья в результате наводнения водами Каспийского моря <адрес> в марте ххх года, на получение ГЖС, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2000 года №178, с указанием обновленных личных данных о ФИО5 и членах его семьи. На основании указанного судебного постановления и исполнительного листа судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство от ххх, а ххх вынесено постановление об окончании исполнительного производства. По письменному сообщению заместителя министра МЧС России от ххх № и Минфина России от ххх № видно, что в Минфине России отсутствует поручение Правительства РФ о рассмотрении вопроса о выделении бюджетных ассигнований на ликвидацию последствий наводнения водами Каспийского моря <адрес> в марте 1995 года на основании судебного решения. Нормативными правовыми актами установлено, что выдача ГЖС осуществляется Министерством финансов РФ на основании решения Правительства РФ, подготовленного МЧС России, и согласно Списку, утвержденному Постановлением Правительства РК, и Заявки на компенсацию.
Просил суд обязать МЧС России внести проект распоряжения о выдаче государственного жилищного сертификата в Правительство Российской Федерации в связи с лишением жилого помещения в результате стихийного бедствия согласно Списку, утверждённому постановлением Правительства РК от ххх №, его семье в количестве шесть человек: <данные изъяты>.
В судебном заседании истец ФИО5 исковые требования поддержал.
Представитель МЧС России ФИО6 исковые требования не признал.
Выслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности и необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
В силу ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно п.п.1,2,6 Постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 № 561 (ред. от 14.10.2010) «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» в целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, Правительство Российской Федерации постановляет: признать необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями. Установить, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации. Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать начиная с 1996 года при формировании федерального бюджета средства на погашение государственных жилищных сертификатов в составе резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года № 897 действие пунктов 1 и 2 распространено на граждан Республики Дагестан, Республики Калмыкия и Астраханской области, жилье которых оказалось на затопленных Каспийским морем территориях.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 г. № 561 Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. № 982 установлен Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее Порядок).
В соответствии с п.п. 2,5,6,9 Порядка сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата) за счет бюджетных ассигнований. Министерство финансов Российской Федерации в рамках межбюджетных трансфертов осуществляет перечисление бюджетных ассигнований бюджету субъекта Российской Федерации на основании заявки на компенсацию бюджету субъекта Российской Федерации стоимости жилого помещения, предоставляемого владельцам именных государственных жилищных сертификатов, или на социальную выплату на оплату жилого помещения (части жилого помещения), приобретаемого владельцем сертификата по договору купли-продажи, представляемой в Министерство финансов Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме согласно приложению № 3 (далее - заявка). Выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список). Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов. Министерство финансов Российской Федерации в месячный срок с даты получения решения Правительства Российской Федерации о выдаче бланков сертификатов направляет через Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующее количество бланков сертификатов с целью последующей их передачи финансовому органу субъекта Российской Федерации (далее - финансовый орган). 10. Финансовый орган в срок, не превышающий 3 месяцев с даты получения бланков сертификатов, осуществляет их заполнение и выдачу сертификатов гражданам Российской Федерации, включенным в список, в установленном порядке.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в ххх года в результате стихийного бедствия, сложившегося в результате усиленного нагона воды Каспийского моря, в период подъема его уровня, пострадало жильё жителей <адрес> Республики Калмыкия, дома их подвергнуты разрушению, и признаны органами местного самоуправления практически непригодными для проживания. В числе семей, проживающих в аварийных, непригодных для жилья домах, значатся 236 семей, в том числе семья ФИО5, которая проживала в доме по адресу: <адрес>.
В период с ххх г. до ххх г. семья истца постоянного жилья не имела, вопрос с жильем не был разрешен органами местного самоуправления ххх района Республики Калмыкия. В связи с этим ФИО5Б-Х. обратился в суд с иском к Правительству РК, МЧС России, Министерству финансов РК, Управлению федерального казначейства при Министерстве финансов РФ по РК, Министерству по делам молодежи, туризму и спорта РК, Министерству водного хозяйства РК и Администрации представителя Президента РК в ххх районе Республики Калмыкия о выделении его семье государственных жилищных сертификатов.
Решением Элистинского городского суда РК от ххх исковые требования ФИО5Б-Х., ФИО1 удовлетворены. На Правительство РК и Министерство финансов РК возложена обязанность обеспечить выдачу жилищных сертификатов семье ФИО5Б-Х. и ФИО1, лишившимся жилья в ххх г. в результате стихийного бедствия – затопления Каспийским морем. В удовлетворении исковых требований ФИО5Б-Х., ФИО1 к Министерству по чрезвычайным ситуациям РК, Управлению Федерального Казначейства при Министерстве финансов РФ по РК, Министерству по делам молодежи, туризму и спорта РК, Министерству водного хозяйства РК, Администрации Представителя Президента РК в ххх районе РК о выделении ими государственных жилищных сертификатов отказано (гражданское дело №).
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от ххх решение Элистинского городского суда РК от ххх изменено. Резолютивная часть решения в части обязания Правительства РК и Министерства финансов РК обеспечить выдачу жилищных сертификатов семье ФИО5Б-Х. и ФИО1 изменено. Указано, обязать Правительство РК включить ФИО5Б-Х. и членов его семьи: ФИО1, ФИО2, ФИО3 в список пострадавших лиц, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия (затопления водами Каспийского моря) для получения государственного жилищного сертификата, и направления его в Правительство РФ. В части обязания Министерство финансов РК исключено. В остальной части решение суда оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения (гражданское дело №).
Дополнительным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от ххх ФИО5 Б-Х. восстановлен срок для обращения в суд с заявлением о вынесении дополнительного определения. На Правительство РК возложена обязанность включить ФИО4, как члена семьи заявителя, в список пострадавших лиц, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия (затопления водами Каспийского моря) для получения государственного жилищного сертификата, и направления его в Правительство РФ (гражданскому делу №).
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11 июля 2000 года № 178 «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года №897 «Об оказании Государственной поддержки в приобретении жилья гражданам, жилье которых оказалось на затопленных Каспийским морем территориях», Правительством Республики Калмыкия утвержден представленный Представителем Президента Республики Калмыкия в Лаганском районе согласованный с Северо-Кавказским региональным центром по делам ГО, ЧС и ЛПСБ, Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Калмыкия, Министерством по вопросам архитектуры и строительства Республики Калмыкия, Министерством финансов Республики Калмыкия список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, жилье которых оказалось на затопленных Каспийским морем территориях. В указанный список под № вошла семья ФИО5 в количестве 6 человек. Указанным постановлением постановлено просить Правительство Российской Федерации выделить Правительству Республики Калмыкия государственные жилищные сертификаты в количестве 236 штук для предоставления гражданам, жилье которых оказалось на затопленных Каспийским морем территориях.
Согласно письму руководителя Аппарата Правительства РК от ххх за исх.№ исполнительный лист от ххх, выданный по гражданскому делу № по иску ФИО5Б-Х., ФИО1, возвращен в подразделение судебных приставов по <адрес> ввиду исполнения и включения ФИО5Б-Х. и членов его семьи в Список пострадавших лиц, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия (затопление водами каспийского моря) для получения государственного жилищного сертификата, направления Списка в Федеральные органы исполнительной власти.
Как следует из письма Правительства РК от 17 марта 2000 г., в адрес первого заместителя Председателя Правительства РФ направлялось письмо-просьба о разрешении вопроса о дополнительном выпуске 236 жилищных сертификатов.
Решением Элистинского городского суда РК от ххх исковые требования ФИО5 к Правительству РК, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству по чрезвычайным ситуациям РФ о выдаче государственного жилищного сертификата в связи с лишением жилого помещения в результате стихийного бедствия удовлетворены. Министерство финансов РК, МЧС России выдать государственный жилищный сертификат (далее ГЖС) в связи с лишением жилого помещения в результате стихийного бедствия согласно Списку, утверждённому Постановлением Правительства РФ от ххх №, семье ФИО5 в количестве шесть человек составом: <данные изъяты>.
Определением Элистинского городского суда РК от ххх разъяснено, что во исполнение решения Элистинского городского суда РК от ххх Правительство РК должно направить в МЧС России выписку из Списка граждан, лишившихся жилья в результате наводнения водами Каспийского моря <адрес> в ххх года, на получение ГЖС, утвержденную Постановлением Правительства РФ от ххх №, с указанием обновленных личных данных о ФИО5 и членах его семьи.
На основании указанного судебного постановления и исполнительного листа судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство от ххх, а ххх вынесено постановление об окончании исполнительного производства, так как согласно письменному сообщению заместителя министра МЧС России от ххх № и Минфина России от ххх № в Минфине России отсутствует поручение Правительства РФ о рассмотрении вопроса о выделении бюджетных ассигнований на ликвидацию последствий наводнения водами Каспийского моря <адрес> в ххх года на основании судебного решения.
Апелляционным определением Верховного Суда РФ от ххх разъяснено, что решение Элистинского городского суда РК от ххх подлежит исполнению Министерством финансов РФ в части обязания выдать государственный жилищный сертификат семье ФИО5 в составе 6 человек на основании решения Правительства РФ о выдаче бланков государственных жилищных сертификатов.
По пояснениям истца, материалам дела решение суда от ххх не исполнено. Министерство финансов РФ ссылается на необходимость обеспечения исполнения судебного решения Правительством РК и МЧС России, так как без совокупности их действий невозможно решить вопрос по существу.
В соответствии со ст.ст.309,310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании приведенных нормативных правовых актов государство взяло на себя обязательство по обеспечению истца и его семьи, пострадавших в результате чрезвычайного обстоятельства, жилым помещением путём выдачи государственного жилищного сертификата его семье.
Факт утраты ФИО5 и членами его семьи жилого помещения в результате стихийного бедствия и право истца на получение государственного жилищного сертификата подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами и Правительством РК, Минфином РФ и МЧС РФ не оспаривается.
Следовательно, отказ в выдаче ГЖС семье истца недопустим. Оснований для такого отказа суд не находит.
До настоящего времени государственный жилищный сертификат истцу не выдан, вопрос о выделении дополнительных денежных средств Республике Калмыкия на погашение государственных жилищных сертификатов федеральными органами исполнительной власти не решен, в рамках инвестиционных программ жилье истцу также не представлено.
Невыдачей истцу государственного жилищного сертификата нарушены его жилищные права.
В силу прямого указания Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 года №982, МЧС России обязано подготовить проект распоряжения Правительства РФ на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата.
В связи с изложенным исковые требования ФИО5 об обязании МЧС России внести в Правительство Российской Федерации проект распоряжения о выдаче государственного жилищного сертификата в соответствии со Списком граждан Республики Калмыкия, попавших под затопление, утверждённым постановлением Правительства РФ от 11 июля 200 года №178, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования ФИО5Б-Х. удовлетворить.
Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий внести в Правительство Российской Федерации проект распоряжения о выдаче государственного жилищного сертификата в связи с лишением жилого помещения в результате стихийного бедствия семье ФИО5Б-Х. в количестве шесть человек: <данные изъяты> согласно Списку, утверждённому постановлением Правительства Республики Калмыкия от ххх №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Е.В. Богзыкова