ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1603/2015 от 01.02.2016 Петушинского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2-81/2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 февраля 2016 года г. Петушки

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего С.В. Скрябневой,

при секретаре судебного заседания Е.Г. Абрамовой,

с участием:

истца - ФИО1,

представителя ответчика - директора МБОУ «Пекшинская средняя общеобразовательная школа» ФИО8

представителя третьего лица - МУ «Управление образования администрации Петушинского района» - ФИО9 представителя профсоюзной организации трудового коллектива МБОУ «Пекшинской средней общеобразовательной школы» - ФИО10

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к МБОУ «Пекшинская средняя общеобразовательная школа» о признании протокола комиссии по охране труда от дата за незаконным, приказа от дата «Об изменении штатного расписания» в части п. 1.3. незаконным и исключить его из приказа, признать сокращение ставки незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику, уточнив который просит: признать протокол комиссии по охране труда по МБОУ« Пекшинская СОШ» от дата г. за незаконным; признать незаконным приказ МБОУ «Пекшинская средняя общеобразовательная школа» от дата «Об изменении штатного расписания» в части п. 1.3. « Преподаватель - организатор Основ безопасности жизнедеятельности - 1 ставка» и исключить этот пункт из приказа; признать сокращение 1 ставки «Преподаватель-организатор ОБЖ» в МБОУ «* СОШ» незаконным.

В обоснование требований указано, что дата ответчик вынес приказ «Об изменении штатного расписания», которым исключает штатную единицу «Преподаватель-организатор * - 1 ставка». дата его ознакомили с данным приказом и вручили уведомление о сокращении должности. В приказе от дата года ответчик ссылается на Постановление администрации * района № 35 от дата «О расходовании средств субвенции, выделенной из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального образования, основного, общего, среднего общего образования детей в муниципальных бюджетных общеобразовательных организациях * района в * году и на приказ МУ «Управление образования администрации Петушинского района от дата «О распределении в * году средств субвенций на выплату заработной платы по общеобразовательным организациям района». Считает, что указанные документы не являются доказательствами изменения организационных условий труда и невозможности сохранения определенных сторонами условий трудового договора, т.к. не касаются конкретно процесса преподавания предмета ОБЖ. Также в приказе ответчик ссылается на протокол комиссии по охране труда от дата г. Считает оспариваемый приказ противоречащим действующему законодательству и ухудшающим его положение. Притом, что количество часов педагогической работы и количество классов по программе ОБЖ не изменилось.

Истец - ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - директор МБОУ «Пекшинская средняя общеобразовательная школа» ФИО11. с требованиями истца не согласилась. В обоснование указав, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя. В целях оптимизации штатной численности персонала, согласно п. 4, ч.3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», постановления администрации * района от дата г. «О расходовании средств субвенции, выделенной из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального, общего, основного общего, среднего общего образования детей в муниципальных бюджетных общеобразовательных организациях * района в * году», приказа МУ «Управление образования администрации Петушинского района» от дата «О распределении в * году средств субвенций на выплату заработной платы по общеобразовательным организациям района», директором образовательной организации издан приказ от дата «Об изменении штатного расписания», вводимого в действие с дата, в соответствии с которым сокращена должность преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности в приказе от дата «Об изменении штатного расписания» отражено сокращение общего числа ставок образовательной организации, что обусловлено уменьшением объема финансирования. Таким образом, пересмотр штатного расписания и сокращение штатных единиц коснулось образовательной организации в целом, затронуло не только интересы истца. ФИО1 уведомлен о предстоящем сокращении с должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности дата Учебный план образовательной организации разработан в соответствии с 28 федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования РФ № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и утвержден приказом образовательной организации от дата № 191. Учебный план определяет количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, но не педагогическую нагрузку и режим работы. В учебном плане указано количество часов на преподаваемый предмет - * - * часов в неделю. Количество часов на преподаваемый предмет ОБЖ в течение дата не изменялось. В условиях действия штатного расписания на 2015-2016 учебный год учебный план образовательной организации выполняется и вносить какие-либо изменения в него не требуется. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 Трудового кодекса Российской федерации). Необходимость внести коррективы в коллективный договор может возникнуть в том случае, если изменились обязательства, которые в нем закреплены. В данном случае основания для внесения каких-либо корректив в коллективный договор отсутствуют, так как коллективный договор не содержит перечень должностей образовательной организации, условия составления штатного расписания образовательной организацию. Протокол заседания комиссии не затрагивает законные интересы истца, поскольку повесткой дня было только ознакомление работников с новым штатным расписанием. На основании вышеизложенного считают, что оспариваемый приказ является законным, принят в пределах полномочий образовательной организации, не нарушает законных прав и интересов истца, и просим отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1

Представитель третьего лица - МУ «Управление образования администрации Петушинского района» - ФИО12 в судебном заседании пояснила, что МУ «Управление образования администрации Петушинского района» считает требования истца не подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, Финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации, установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к компетенции образовательной организации. В силу изложенного принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя. Частью 5 статьи 111 федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что «со дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования. применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерацию. Следовательно, подзаконные акты, на которые ссылается ФИО1, действуют в части не противоречащей вышеуказанному федеральному закону. Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях общедоступного и бесплатного дошкольного и начального общего основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансирование образовательных организаций дошкольного, основного и очередного общего образования осуществляется по нормативно-подушевому принципу. Постановлением Губернатора Владимирской области от дата утверждены нормативы на обеспечение государственных гарантий реализации прав на обучение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях. Нормативно-подушевое финансирование представляет собой финансирование образовательной организации в расчете на одного обучающегося, утвержденный норматив стоимости обучения на одного обучающегося умножается на их количество. Данная мера направлена на повышение эффективности бюджетного финансирования и качества образовательной услуги общего образования. Норматив финансового обеспечения образовательных учреждений на одного обучающегося (региональный подушевой норматив финансового обеспечения) - это минимально допустимый объем бюджетных ассигнований необходимых для образовательных учреждениях данного региона образовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в расчете на одного обучающегося в год. Он определяется с учетом наполненности образовательных программ, форм и профилей обучения, категории обучающихся, вида образовательного учреждения и иных особенностей образовательного процесса, а также затрат рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений на урочную и внеурочную деятельность. Считает что, образовательная организация имеет право осуществлять свои расходы только в пределах средств субвенции, выделенной из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего. среднего общего образования детей в муниципальных бюджетных общеобразовательных организациях. В целях оптимизации штатной численности персонала, согласно п. а ч.3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации директором образовательной организации издан приказ от дата «Об изменении штатного расписания», вводимое в действие с дата года, в соответствии с которым сокращена должность преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности. Изменение организационной структуры образовательной организации подтверждается штатными расписаниями на дата года. В приказе от дата «Об изменении штатного расписания» отражено сокращение общего числа ставок образовательной организации, что обусловлено уменьшением объема финансирования. Таким образом, пересмотр штатного расписания и сокращение штатных единиц коснулось образовательной организации в целом, затронуло не только интересы истца. ФИО1 уведомлен о предстоящем сокращении с должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности дата. Учебный план образовательной организации разработан в соответствии с 28 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования РФ № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и утвержден приказом образовательной организации от дата. Учебный план определяет количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонент, а государственного стандарта общего образования, но не педагогическую нагрузку и режим работы. В учебном плане указано количество часов на преподаваемый предмет - ** часов в неделю. Количество часов на преподаваемый предмет * в течение дата не изменялось. В условиях действия штатного расписания на * учебный год Учебный план образовательной организации выполняется и вносить какие-либо изменения в него не требуется. Коллективный договор правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 Трудового кодекса Российской федерации). Необходимость внести коррективы в коллективный договор может возникнуть в том случае, если изменились обязательства, которые в нем закреплены. В данном случае основания для внесения каких-либо корректив в коллективный договор отсутствую так как коллективный договор не содержит перечень должностей образовательной организации, условия составления штатного расписания образовательной организации.

Представитель профсоюзной организации трудового коллектива МБОУ «Пекшинской средней общеобразовательной школы» - ФИО13. в судебном заседании пояснила, что при вынесении решения полагается на усмотрение суда. При этом указала, что оспариваемый приказ вынесен с соблюдением действующего законодательства.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В соответствии со статьей 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Как установлено в судебном заседании ФИО1 приказом от дата назначен на должность преподаватель-организатор * - одна ставка и учитель * (совмещение) * ставки (15 часов), что подтверждается выпиской из приказа, копией трудовой книжки.

Из копии приказа от дата следует, что из действующего штатного расписания учреждения исключены штатные единицы, в том числе, преподаватель-* - 1 ставка.

Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовой договор, заключенный между работником и работодателем, обязательно включаются, условия оплаты труда (размер оклада, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

В силу ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно постановлению администрации * района от дата расходование средств субвенции, выделенной из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования детей в муниципальных бюджетных общеобразовательных организациях * района производить муниципальным бюджетным общеобразовательным организациям в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования «Петушинский район» на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в соответствии с планом Финансово-хозяйственной деятельности согласно приложению N" 1 к настоящему постановлению.

Муниципальному учреждению «Управление образования администрации Петушинского района» (далее по тексту - управление образования) предоставить право при необходимости ежеквартально вносить коррективы в объемы финансирования, рассчитанные общеобразовательным организациям по нормативам в * году, в пределах до * процентов общего объема в случае изменения в муниципальном задании показателей, характеризующих объем содержание) оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ). При этом допускается уменьшение и увеличение бюджетного финансирования общеобразовательной организации более чем на * процентов. В случаях изменения условий оказания услуг, которые могут повлиять на изменение размера субвенции, руководитель организации обязан своевременно про информировать об этом управление образования администрации Петушинского района.

Уточнение объема финансирования по общеобразовательным организациям осуществлять в пределах бюджетных ассигнований путем внесения ответствующих изменений в настоящее постановление.

Согласно приказу № 38 от дата администрации Петушинского района «О распределении в * году средств субвенций на выплату заработной платы по общеобразовательным организациям района» во исполнении постановления администрации * района от 19.01.2015 г. «О расходовании средств субвенции, выделенной из областного бюджета бюджету на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования детей в муниципальных бюджетных общеобразовательных организациях Петушинского района в * году», руководителям общеобразовательных организаций приказано привести в соответствие штатные расписания организаций, в пределах доведенных лимитов подушевого финансирования: Пекшинская СОШ в размере * руб.

Судом установлено, что письменные трудовые договоры с ФИО1 не заключались, в связи с отказом последнего.

Согласно уведомлению, полученному ФИО1 дата, в связи с сокращением должности преподаватель-организатор *, ему предложена вакантная должность рабочий по комплексному обслуживанию здания - * ставки, что подтверждается копией уведомления.

В целях оптимизации штата работников и приведения его в соответствие с фондом оплаты труда, определяемым лимитом подушевого финансирования приказом директора школы от дата г. утверждено новое штатное расписание школы. При этом сокращены должности зам. директора по обеспечению безопасности * ставки; зам. директора по воспитательной работе * ставки; преподаватель-организатор Основ безопасности жизнедеятельности - 1 ставка; социальный педагог - * ставки; педагог дополнительного образования - * ставки; учит ель начальных классов - 1 ставка; педагог-организатор - * ставки, что подтверждается представленными на обозрение тарификационными списками работников за * гг.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, Финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации, установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к компетенции образовательной организации.

Доводы истца о том, что учебный план образовательной организации определяет нагрузку истца и в связи с изменением штатного расписания необходимо внести было изменение в учебный план не состоятельны по следующим обстоятельствам. Учебный план образовательной организации разработан в соответствии с 28 Федеральным законом от дата «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования РФ № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и утвержден приказом образовательной организации от дата. Учебный план определяет количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонент, а государственного стандарта общего образования, но ни в коем случае не педагогическую нагрузку и режим работы. В учебном плане указано количество часов на преподаваемый предмет - Основы безопасности жизнедеятельности * часов в неделю. Количество часов на преподаваемый предмет * в течение * не изменялось. В условиях действия штатного расписания на * учебный год Учебный план образовательной организации выполняется и вносить какие-либо изменения в него не требуется, что подтверждается представленными учебными планами на * гг..

Также суд не соглашается с доводами истца о том, в связи с изданием оспариваемого приказа необходимо было внести изменения в коллективный договор, поскольку коллективный договор правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Необходимость внести коррективы в коллективный договор может возникнуть в том случае, если изменились обязательства, которые в нем закреплены. В данном случае основания для внесения каких-либо корректив в коллективный договор отсутствуют, так как коллективный договор не содержит перечень должностей образовательной организации, условия составления штатного расписания образовательной организации, к иным доводам суд также относится критически.

Таким образом, суд приходит к выводу, что целесообразность сокращения численности работников относится к компетенции руководителя школы, предусмотренная трудовым законодательством процедура расторжения трудового договора по основанию п. 2 ст. 81 ТК РФ соблюдена, ФИО1 был своевременно предупрежден о предстоящем сокращении, при этом занимая должность учителя (*), т.е. выполняя те же функции, что и ранее, руководством были соблюдены требования ст. 180 ТК РФ и предложена вакантная должность - рабочий по * - * ставки, в связи с чем, требования истца о признании незаконным приказа МБОУ «Пекшинская средняя общеобразовательная школа» от 19 июня 2015года «Об изменении штатного расписания» в части п. 1.3. « Преподаватель - организатор Основ безопасности жизнедеятельности - 1 ставка» и исключении этого пункта из приказа; признании сокращения 1 ставки «Преподаватель-организатор * в МБОУ «Пекшинская СОШ» незаконным являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Также не подлежит удовлетворению требование о признании протокола заседания комиссии по охране труда от дата года незаконным, поскольку на указанном заседании ФИО1 был ознакомлен со штатным расписанием, что не нарушает его прав, доказательств обратного суду не представлено.

Анализ всех добытых и исследованных в суде доказательств и юридически значимых обстоятельств дела в их совокупности, приводят суд к убеждению об отказе истцу ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к МБОУ «Пекшинская средняя общеобразовательная школа» о признании протокола комиссии по охране труда от дата года за незаконным, приказа от дата года «Об изменении штатного расписания» в части п. 1.3. незаконным и исключить его из приказа, признать сокращение ставки незаконным, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья Петушинского районного суда С.В. Скрябнева