Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 1605/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 октября 2010 года Суд Железнодорожного района г. ФИО2-на-Дону
В составе:
Председательствующего Пономаренко Д.Ф.
При секретаре Ермаковой Т.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО Федеральная пассажирская компания о компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ОАО Федеральная пассажирская компания о компенсации морального вреда, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ в 01 час. 18 мин. она с мужем должна была отправляться с Главного железнодорожного вокзала ФИО2 нД в . ДД.ММ.ГГГГ она с мужем прибыла на Главный железнодорожный вокзал чтобы приобрести багажный билет для провоза собаки породы долматин. В багажной кассе кассир ФИО3 в продаже багажного билета отказала со ссылкой на то, что по инструкции ветеринарное свидетельство на собаку действует в течение трех суток с момента его выдачи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истица обратилась к старшему кассиру и объяснила, что ветеринарные клиники не работают в субботу и воскресенье, однако в продаже билета было отказано. Истица с трудом нашла ветеринарную клинику по , где ей выдали ветеринарное свидетельство и пояснили, что с мая 2010 года срок действия ветеринарного свидетельства составляет не трое суток, а пять суток. Истица вернулась на вокзал и предъявила свидетельство, однако багажный билет ей снова не был продан т.к. не был предъявлен билет мужа. Истица вынуждена была возвращаться домой за билетом мужа, и только приехав третий раз на вокзал ей был продан билет, при чем билет мужа другой кассир не спросила. Покупка багажного билета на провоз собаки заняла у истицы время с 16 часов, когда она впервые приехала за билетом и до 21 часа, когда она выполнила все требования кассиров. После издевательства и унижения со стороны кассира, истица впала в истерику, у нее повысилось давление, в пути вынуждена была принимать лекарства. Позже истица узнала, что багажный билет на провоз собаки в отдельном купе не требуется. Истица полагала, что на нее была возложена незаконная обязанность по предоставлению ветеринарного свидетельства, срок действия которого не был просрочен, было нарушено ее право на информацию, в результате чего незаконного продан багажный билет, покупка которого не требовалась.
ФИО1 просила взыскать с ОАО Федеральная пассажирская компания компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Истица ФИО1 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала и просила удовлетворить.
Представитель ОАО Федеральная пассажирская компания, по доверенности ФИО4., в судебное заседание явился, исковые требования не признал, ссылаясь на то, что в соответствии с Правилами перевозок железнодорожными транспортом животных, утвержденных Приказом МПС России, ветеринарное свидетельство действительно в течение трех дней со дня его выдачи и до погрузки. Согласно правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте собака крупной породы (долматин) должна перевозиться в первом следующем за локомотивом вагоне, либо в купе в котором все места полностью выкуплены пассажирами, перевозящими собаку. Продать билет истице не представлялось возможным, поскольку не был предъявлен второй билет на проезд в двухместном купе, а ветеринарное свидетельство было просроченным. Когда все документы были предъявлены, багажный билет был продан, соответственно право истицы на поездку не было нарушено. Кроме того, истицей не представлено доказательств физических и нравственных страданий, состоящих в прямой причинной связи с приобретением билетов лидо поездкой.
Заслушав в судебном заседании сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:
перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.( ч.3)
В соответствии с Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111: при оказании услуг всем пользователям предоставляются одинаковые условия обслуживания и оплаты оказанных услуг. Законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации отдельным категориям пользователей услугами могут быть предоставлены иные условия оплаты оказанных услуг.( п.2).
Перевозчик обеспечивает своевременное предоставление пользователям услугами (в наглядной и доступной форме) достоверной информации, в том числе:
а) перечень работ и услуг, их стоимость;
г) стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади сверх установленной нормы, а также перевозки грузов, багажа, грузобагажа; ( п.6).
Информация, указанная в пункте 6 настоящих Правил, предоставляется бесплатно на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пользователей на русском языке, а также по усмотрению перевозчика - дополнительно на государственных языках субъектов Российской Федерации и других языках народов Российской Федерации с учетом интересов населения.( п.7).
В соответствии с п.38 указанных Правил каждый пассажир имеет право за плату перевозить в поезде мелких домашних животных, собак и птиц.
Порядок перевозки мелких домашних животных, собак и птиц определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.
В соответствии с п. 69 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом ПМС от 26.07.02 года № 30 (в ред. Приказа Минтранса РФ от 28.03.2007 N 35, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 19.05.2003 N ГКПИ 2003-353):
В поездах перевозка собак крупных пород, в том числе служебных, производится в намордниках и с поводком:
в нерабочем тамбуре первого за локомотивом вагона (не более двух собак) - под наблюдением их владельцев или сопровождающих;
в отдельном купе купейного вагона, кроме вагонов повышенной комфортности (не более двух собак), - под наблюдением их владельцев или сопровождающих с оплатой полной стоимости всех мест в купе;
в тамбуре пригородного поезда (не более двух собак) - под наблюдением их владельцев или сопровождающих.
Перевозка собак крупных пород производится за плату, определяемую в соответствии с пунктом 151 настоящих Правил, и при наличии ветеринарной справки. При перевозке таких собак в отдельном купе дополнительная оплата за их провоз не взимается.
В соответствии с пунктом 151 Правил: перевозка мелких домашних животных, собак и птиц общим весом одного места до 20 кг в поездах дальнего или местного следования оплачивается как за 20 кг багажа, а весом более 20 кг - с оплатой за фактический вес.
В соответствии с п. 2 Правил перевозок железнодорожным транспортом животных, утвержденными Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 35 животные принимаются к перевозке при наличии ветеринарных сопроводительных документов (ветеринарного свидетельства или ветеринарного сертификата).
В соответствии с п.3.8 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 16 ноября 2006 г. N 422, ветеринарные сопроводительные документы действительны:
ветеринарные свидетельства формы N 1, ветеринарные справки формы N 4, выданные на животных, ветеринарные сертификаты формы N 6.1 - в течение 5 дней с момента выдачи и до начала перевозки, реализации, хранения; (в ред. Приказа Минсельхоза РФ от 19.03.2010 N 84)
7.06.10 года истица совершала поездку железнодорожным транспортом для личных семейных нужд в отдельном двухместном купе, совместно с супругом.
На провоз собаки весом 20 кг, имела ветеринарное свидетельство формы 1, выданное уполномоченным органом 4.06.10 года в установленном порядке и действующее на протяжении пяти суток.
В соответствии с указанными выше правилами перевозок имела право на провоз крупной собаки без взимания платы.
В нарушение указанных правил, у истицы было затребовано новое ветеринарное свидетельство и продан багажный билет исходя из веса собаки 20 кг.
В результате были нарушены права пассажира на провоз собаки без дополнительной платы, а также возложена обязанность совершать действия по получению нового ветеринарного свидетельства.
Доводы представителя ответчика о том, что истица совершала поездку не в отдельном купе, а в двухместном купе, являются необоснованными, поскольку из содержания Правил перевозок железнодорожным транспортом животных следует, что под отдельным купе понимается купе, все билеты в котором выкуплены пассажирами, перевозящими собаку. Все билеты в двухместном купе были выкуплены истицей и ее супругом, о чем она подробном объясняла кассирам и что определенно следует из представленных проездных билетов на имя истицы и ее супруга.
Доводы представителя ответчика о том, что поскольку истица в конечном итоге совершила поездку с собакой, ее право пассажира не было нарушено, являются необоснованными, поскольку пассажир имеет право на оказание услуги перевозки в соответствии с обычными, действующими для всех правилами, а перевозчик обязан предоставить своевременное предоставление услуги и достоверной информации, касающейся в том числе стоимости поездки и провоза собак. В данном случае при обращении истицы за билетом на провоз собаки, ей должны была быть предоставлена информация о том, что поскольку она совершает поездку в отдельном купе, оплата за провоз собаки не требуется. Вместо этого, у истицы неправомерно потребовали ветеринарное свидетельство и плату за провоз собаки.
Доводы представителя ответчика о том, что истицу никто не принуждал приобретать билет, она сделала это по собственной воле, суд полагает необоснованными по следующим основаниям:
Из пояснений истицы следует, что она на протяжении 10 лет путешествует с собакой, приобретая на ее провоз багажный билет, поэтому обоснованно полагала, что без багажного билета при посадке в поезд, отходящий в час ночи, ее могут не пустить в вагон, в результате чего запланированная поездка не состоится. В двухместном купе она ехала впервые и не знала о своем праве на провоз собаки без взимания платы. Относительно своих прав была введена в заблуждение кассирами ответчика. При этом ОАО Федеральная пассажирская компания является единственной организацией, оказывающей услуги перевозки на железнодорожном транспорте в г. Ростове нД, в связи с чем выбора у истицы не было.
В соответствии со ст. 4 ФЗ О защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
В данном случае истица имела право на поездку железнодорожным транспортом и провоз собаки в отдельной купе без взимания платы. Услуга была оказана с взиманием платы за провоз собаки.
В соответствии со ст. 8 ФЗ О защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Обращаясь к кассирам и ст. кассиру, истица подробно рассказала, что едет вдвоем с супругом в двухместном купе и намерена взять с собой собаку. Вместо предоставления достоверной информации о том, что она имеет на это право, поскольку имеется ветеринарное свидетельство и все билеты в купе выкуплены, истице была сообщена неверная информация о сроке действия ветеринарного свидетельства и неверная информация о порядке провоза собаки.
В соответствии со ст. 15 ФЗ О защите право потребителей, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Права истицы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения по перевозке собак железнодорожным транспортом, были нарушены. Вина ответчика выражается в предоставлении неверной информации относительно срока действия ветеринарного свидетельства и неправомерного взимания платы за провоз собаки, что подтверждается пояснениями обеих сторон и материалами дела.
Доводы представителя ответчика о том, что истицей не представлены доказательства физических и нравственных страданий, являются необоснованными:
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Обязанность компенсации морального вреда потребителю в случае нарушения его прав при оказании услуги предусмотрена законом, поэтому при наличии факта нарушения прав потребителя и вины нарушителя, возникает обязанность компенсации морального вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.( ст. 151 ГК РФ).
Оценивая фактические обстоятельства дела, с учетом того, что тяжких последствий для истицы не наступило, с учетом требований справедливости и разумности, суд считает взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ОАО Федеральная пассажирская компания в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя 10 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Железнодорожный районный суд ФИО2 нД.
Судья