ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1605/17 от 17.05.2017 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2-1605/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи 17 мая 2017 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шевелева Н.С.,

при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,

рассмотрев в помещении Центрального районного суда города Сочи в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае об исправлении реестровой ошибки в сведениях о земельном участке,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастрового учета о местоположении границ земельного участка.

В иске ФИО1 просил: признать сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка площадью 249591 кв.м., с кадастровым номером входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером , категория земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для размещения иных особо охраняемых природных территорий (объектов), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Верхнее - Сочинское лесничество, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, содержащими кадастровую ошибку, заключающуюся во включении в границы земельного участка площадью 687 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов - для садоводства, расположенного по адресу: г. Сочи, <адрес>, описание местоположения границ которого содержится в заключении специалиста ООО «Кадастровый инженер» ФИО2 от 01.08.2016г.; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в течение 10 (десяти) дней со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу обеспечить подготовку уполномоченным лицом межевого плана в связи с исправлением кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка площадью 249591 кв.м., с кадастровым номером входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером , категория земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для размещения иных особо охраняемых природных территорий (объектов), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Верхнее - Сочинское лесничество, территории земельного участка площадью 687 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов- для садоводства, расположенного по адресу: г. Сочи, <адрес>, описание границ которого содержится в заключении специалиста ООО «Кадастровый инженер» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в течение в течение 20 (двадцати) дней со дня вступления в силу решения суда по делу по настоящему иску обратиться в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю с заявлением о кадастровом учете изменений земельного участка площадью 249591 кв.м., с кадастровым номером входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером , категория земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для размещения иных особо охраняемых природных территорий (объектов), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Верхнее - Сочинское лесничество, в связи с исправлением кадастровой ошибки в сведениях о земельном участке с кадастровым номером , представив вместе с соответствующим заявлением межевой план, подготовленный в связи с исправлением кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка площадью 249591 кв.м., с кадастровым номером входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером категория земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для размещения иных особо охраняемых природных территорий (объектов), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Верхнее - Сочинское лесничество, заключающемся в исключении из границ земельного участка с к/н , территории земельного участка площадью 687 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов - для садоводства, расположенного по адресу: г.Сочи, <адрес>, описание границ которого содержится в заключении специалиста ООО «Кадастровый инженер» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю произвести кадастровый учет изменений земельного участка площадью 249 591 кв.м., с кадастровым номером входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером , категория земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для размещения иных особо охраняемых природных территорий (объектов), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Верхнее - Сочинское лесничество, в связи с исправлением кадастровой ошибки в сведениях о земельном участке с к/н , заключающемся в исключении из границ земельного участка с к/н , территории земельного участка 687 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов - для садоводства, расположенного по адресу: г. Сочи, <адрес>, описание границ которого содержится в заключении специалиста ООО «Кадастровый инженер» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что является собственником земельного участка площадью 687 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов - для садоводства, расположенного по адресу: г. Сочи, <адрес>. Межевание указанного земельного участка, по результатам которого был составлен каталог координат и межевых знаков и ведомость площади земельного участка, производился в 2008 года. При согласовании границы земельного участка были закреплены 5 межевых знаков (временные), изготовленные из металлических столбов. По соседству с принадлежащим истцу земельным участком расположен земельный участок с кадастровым номером , уточненного в установленном порядке и входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером (Верхнее-Сочинское участковое лесничество Сочинского национального парка). При обращении в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (росреестр) с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка по основаниям, указанным в ч. 4 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». При нанесении границ уточняемого земельного участка на кадастровою карту, было выявлено, что смежным по границе от н1-н2 является обособленный земельный участок с кадастровым номером . Как пояснил истец, он обратился к специалисту по вопросу подготовки межевого плана. В своем заключении специалистом было установлено, что часть границы Г-Д (21,1м) занято Сочинским ГПНП, площадь пересечения равна S = 105кв.м. (четырёхугольник, размер длин линий 5.77 м, 33.10 м, 0.78м, 34.20м). Данное пересечение привело к уменьшению площади земельного участка истца, а также изменению длин линий (части границ), и как следствие, изменению сведений о смежных земельных участках, а именно земельный участок по кадастровым сведеньям не является смежным, а вместо него земли Сочинского национального парка, Верхнее-Сочинское лесничество. Выявленное пересечение документальных и кадастровых границ смежных земельных участков произошло вследствие ошибки, допущенной кадастровым инженером при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером (), а именно, не были учтены документальные и фактические границы земельного участка истца, что повлекло за собой пересечение границ исследуемых участков, что является кадастровой ошибкой. Более того, указанное заключение в качестве приложения содержит план расположения границ, изучив который можно прийти к выводу о том, что границу его земельного участка пересекает граница земельного участка Сочинского национального парка, определенная в 2006 по заявлению дирекции национального о парка, произведена постановка на условный земельно-кадастровый учет границ национального парка, полученных картометрическим способом оцифровки и векторизации планшетов лесоустройства 1997 года при этом учтены сведенья о наличии всех известных (установленных) землепользователей на июнь 2006 года. Площадь наложения земельного участка Сочинского ГПНП на земельный участок истца составляет 105 кв.м. Следовательно, пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами и () влечет за собой препятствие в принятии решения органом кадастрового учета об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости и как следствие невозможностью выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы или площади его земельного участка с кадастровым номером . Истец считает, что указанные обстоятельства возникли, ввиду того, что при подготовке акта установления размеров и точных границ земельного участка Сочинского ГПНП на основании которого в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о данном земельном участке, специалистом была допущена ошибка в описании местоположения границ вышеуказанного участка. Ввиду того, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, истец обратился к Сочинскому национальному парку с требованием исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка. Истцом был получен ответ от Сочинского национального парка на его претензию, в котором было предложено обратиться в адрес надлежащего лица (уполномоченного представителя собственника РФ) - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае. Истец обратился с аналогичной претензией в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КК. В своем ответе на претензию истца Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КК предложило обратиться в суд для разрешения данного вопроса. Истец также пояснил, что он обращался в Федеральную кадастровую палату Федеральной службы кадастра и картографии по КК с заявлением о внесении корректировке границ. Однако ему был дан отказ и разъяснено право для обращения в суд. Учитывая, что истец не обладает какими-либо правами в отношении земельного участка с кадастровым номером , уточненного в установленном порядке и входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером , считает, что он не имеет возможности самостоятельно во внесудебном порядке произвести исправление кадастровой ошибки в сведениях об указанном земельном участке, в связи с чем, он вынужден обратиться в суд. Истец считает, что вправе требовать в судебном порядке обязания уполномоченного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае совершить действия, направленные на исправление кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , уточненного в установленном порядке и входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером . Без исправления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке, с кадастровым номером ), истец не может исправить кадастровую ошибку в сведениях о его участке, т.к. участки являются смежными, а ошибка содержится именно в сведениях о местоположении смежной границы указанных земельных участков.

В ходе судебного разбирательства, в порядке ст. 39 ГПК РФ, которая предусматривает, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, истец уточнил предмет иска, о чем представил суду заявление, в котором просил считать уточненными исковые требования ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарским крае об исправлении реестровой ошибки в сведениях о земельном участке: признать реестровой ошибкой сведенья в едином государственным реестре недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером , расположенного по адресу. Краснодарский край, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Верхнее лесничество, с категорией земель: земли особо охраняемых территорий и объектов с разрешенным использованием: для размещения иных особо охраняемых природных территорий (объектов), площадью 249591 кв.м., принадлежащий по праву собственности Российской Федерации; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в течении 10 (десяти) дней со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу обеспечить проведение кадастровых работ путем подготовки уполномоченным лицом межевого плана в связи с исправлением ошибки местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Верхнее лесничество, с категорией земель: земли особо охраняемых территорий и объектов с разрешенным использованием: для размещения иных особо охраняемых природных территорий (объектов), площадью 249591 кв.м., принадлежащий по праву собственности Российской Федерации, с учетом местоположения документальных и фактических границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, категория земель: земли населённых пунктов – для садоводства, площадью 678 кв.м., принадлежащий по праву собственности ФИО1; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обратиться в уполномоченный орган с заявлением в связи с кадастровым учетом изменения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Верхнее лесничество, с категорией земель: земли особо охраняемых территорий и объектов с разрешенным использованием: для размещения иных особо охраняемых природных территорий (объектов), площадью 249591 кв.м., принадлежащий по праву собственности Российской Федерации, предоставив в месте с соответствующим заявлением межевой план, подготовленный в связи с исправлением ошибки в местоположении границ подготовленный с учетом местоположения документальных и фактических границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населённых пунктов - для садоводства, площадью 678 кв.м., принадлежащий по праву собственности ФИО1; обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии осуществить кадастровый учет изменений местоположений границ земельного участка с кадастровым номером , входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Верхнее лесничество, с категорией земель: земли особо охраняемых территорий и объектов с разрешенным использованием: для размещения иных особо охраняемых природных территорий (объектов), площадью 249591 кв.м., принадлежащий по праву собственности Российской Федерации, согласно предоставленного межевого плана подготовленного с учетом местоположения документальных и фактических границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населённых пунктов - для садоводства, площадью 678 кв.м., принадлежащий по праву собственности ФИО1; обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии внести изменения о месторасположении земельного участка с кадастровым номером , входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Верхнее лесничество, с категорией земель: земли особо охраняемых территорий и объектов с разрешенным использованием: для размещения иных особо охраняемых природных территорий (объектов), площадью 687 кв.м., принадлежащий по праву собственности Российской Федерации в сведенья единого государственного реестра недвижимости.

В судебном заседании истец ФИО3 поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил.

В судебном заседании представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю – ФИО4, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица Федерального государственного бюджетного учреждения Сочинский национальный парк Меньщиков Б.А., действующий на основании доверенности, также возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю. Представил суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором пояснил, что согласно сведениям ЕГРН, сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании Инвентаризационной описи от ДД.ММ.ГГГГ переданной территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю (с ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю), которая была подготовлена на основании материалов инвентаризации земель проведенной на территории города Сочи с целью учета налогоплательщиков, с присвоением в установленном порядке кадастрового номера . Площадь земельного участка не уточнена в соответствии с требованиями земельного законодательства и составляет 373 кв.м. Затем, согласно приказу Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ-П «Об утверждении материалов по описанию прохождения границ кадастровых кварталов кадастрового района города Сочи » земельный участок с кадастровым номером перенесен перенесен в актуальный квартал с кадастровым номером Был произведен государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка в соответствии с действовавшим на тот период законодательством. Оснований для приостановления проведения кадастрового учета или отказа в проведении кадастрового учета выявлено не было, в результате чего был осуществлен кадастровый учет. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером является обособленным земельным участком, входящим в состав Единого землепользования с кадастровым номером . Земельный участок с кадастровым номером не является самостоятельным объектом недвижимости, а является частью Единого землепользования с кадастровым номером . Площадь земельного участка уточнена в соответствии с требованиями земельного законодательства и составляет 116539748 кв.м. Согласно действующему на тот период законодательству, а именно ст. 16 ФЗ № 221 «О государственном кадастре недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ были определены основания осуществления кадастрового учета, согласно которым постановка на учет изменений объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете (учете изменений) и необходимых в соответствии со ст. 22 Закона для осуществления такого учета (учета изменений) документов. Оснований, для приостановления проведения кадастрового учета или отказа в проведении кадастрового учета при проверке представленных документов выявлено не было, в результате чего был проведен кадастровый учет (учет изменений). Также пояснил, что в случае наличия реестровой ошибки в местоположении границ и площади земельного участка, такая ошибка подлежит исправлению в установленном законом порядке на основании документов, подтверждающих наличие ошибки в документах, на основании которых сведения о местоположении границ и/или площади вносились в государственный кадастр недвижимости, содержащие в том числе сведения определяющие местоположения границ земельного участка.

Согласно положениям ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Ввиду отсутствия у суда сведений об уважительных причинах неявки представителя ответчика, суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие, что не противоречит положениям ст. 167 ГПК РФ. Также суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, ходатайствовавшего о рассмотрении дела без его участия.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, исследовав представленные письменные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка площадью 687 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов - для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности серии от ДД.ММ.ГГГГ.

Государственный акт на право пожизненного наследуемого владения землей КК-1 , рег. , выданный администрацией Центрального района города Сочи является документом, определяющим местоположение границ данного земельного участка согласно имеющемуся Чертежу участка.

ФИО1 обратился в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости, предоставив межевой план, подготовленный кадастровым инженером ФИО2 (квалификационный аттестат 61-11-177) в результате кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером .

В межевом плане земельного участка с кадастровым номером , подготовленном кадастровым инженером ФИО2 (квалификационный аттестат 61-11-177), кадастровым инженером дано заключение о том, что значения горизонтальных проложений н1-н2, н2-н3, н4-н1 отличаются от участков границы отображенных на Чертеже Государственного акта Д-А и Б-В. Горизонтальные же проложения В-Г и Г-Д представлены участком границы н1-н2, так как при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером одновременно была уточнена часть границы земельного участка с кадастровым номером (н1-н2), являющаяся общей для обоих участков. В связи с произошедшими изменениями конфигурация земельного участка изменилась и его площадь, размер земельного участка составляет 582 кв.м., площадь земельного участка по сведениям ГКН составляет 687 кв.м., то есть оценка расхождения равна 105 кв.м.

Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю ФИО1 было отказано в учете изменений объекта недвижимости, поскольку при нанесении границ уточняемого земельного участка на кадастровую карту по координатам представленным в межевом плане было выявлено, что конфигурация земельного участка (длины линий) не соответствует конфигурации на Чертеже границ земельного участка, включенном в состав приложения межевого плана, в качестве документа определяющего местоположение границ уточняемого земельного участка.

Также в представленном Чертеже границ земельного участка содержатся сведения о смежном земельном участке по границе от В до Г (согласно межевому плану граница н1-н2), однако, при нанесении границ на кадастровую карту, выявлено, что смежным по границе от н1-н2 является обособленный земельный участок с кадастровым номером входящий в состав единого землепользования (местоположение – Краснодарский край, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Верхне-Сочинское лесничество).

Об отказе в учете изменений объекта недвижимости Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ.

Получив данный отказ, ФИО1 обратился в Сочинский национальный парк с претензией, указав, что выявлено наличие ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ Сочинского национального парка, просил исправить ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка Сочинского национального парка, Верне-Сочинское лесничество с кадастровым номером .

В ответ на данную претензию в письме от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 разъяснено, что по материалам лесоустройства ФГБУ «Сочинский национальный парк» и сведениям государственного кадастра недвижимости установлено, что земельный участок с кадастровым номером площадью 687 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> имеет наложение на земельный участок с кадастровым номером , ранее учтенного и входящий в состав единого земельного участка Верне-Сочинское участковое лесничество ФГБУ «Сочинский национальный парк».

Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в письме от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 разъяснено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, пересекает границу обособленного земельного участка с кадастровым номером , учтенного в установленном порядке и входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером (Верне-Сочинское участковое лесничество Сочинского национального парка).

Истец считает, что имеется пересечение документальных и кадастровых границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами , произошло вследствие ошибки, допущенной кадастровым инженером при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером (), а именно, не были учтены документальные и фактические границы земельного участка истца, что повлекло за собой пересечение границ исследуемых участков, что является кадастровой ошибкой.

Согласно п. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); 3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт; 6) книг учета документов.

Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно части 4 данной статьи, в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости, в том числе: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место; номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости, и другие.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определен порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Вместе с тем, частью 1 данной статьи определено, что техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Согласно части 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

На основании ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданское судопроизводство ведется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Истец, заявляя требования об исправлении реестровой ошибки в сведениях о земельном участке, в подтверждение своих доводов, представил суду заключение специалиста ООО «Кадастровый инженер» от 01.08.2016 года, которым сделаны следующие выводы.

Применив метод сопоставления представленных материалов (гос. акта) и результатов теодолитной съемки местоположения границы земельного участка выявлено (наложение) пересечение документальной границы земельного участка с кадастровым номером , расположенным: Краснодарский край, <адрес>, с границей обособленного земельного участка с кадастровым номером , входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером , расположенного: Краснодарский край, г. Сочи, Сочинский национальный парк, Верхне-Сочинское лесничество, сведения о границах которого содержатся в ГКН, площадь пересечения равна S = 105 кв.м. (четырёхугольник, размер длин линий 5.77 м, 33.10 м, 0.78м, 34.20м).

Данное пересечение привело к уменьшению площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного: <адрес>, а также изменение длин линий (части границ), и как следствие, изменению сведений о смежных земельных участках, а именно земельный участок по кадастровым сведеньям не является смежным, а вместо него земли Сочинского национального парка, Верхнее-Сочинское лесничество.

Выявленное пересечение документальных и кадастровых границ смежных земельных участков произошло вследствие ошибки, допущенной кадастровым инженером при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером (), а именно, не были учтены документальные и фактические границы земельного участка с кадастровым номером , что повлекло за собой пересечение границ исследуемых участков.

В силу ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Суд оценивает доказательства по правилам ч. 1 ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу ч. 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд не принимает заключение независимого специалиста как допустимое доказательство по делу и относится к выводам данного заключения критически, поскольку исследование специалистом проведено в отсутствие стороны по делу – ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, а также третьих лиц. Данное заключение составлено специалистом, который не предупреждался в порядке ст. 171 ГПК РФ об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение не было назначено и проведено в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом РФ, стороны и другие лица, участвующие в деле, не имели возможности представить вопросы, подлежащие разрешению, не имели возможности выбрать кандидатуру специалиста для проведения исследования.

Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что истцом в подтверждение доводов о том, что пересечение документальных и кадастровых границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами , произошло вследствие ошибки, допущенной кадастровым инженером при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером (), надлежащих доказательств суду не представлено.

В судебном заседании о назначении и проведении по делу судебной землеустроительной экспертизы истец ходатайств не заявлял.

Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд учитывает, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, были внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании Инвентаризационной описи от ДД.ММ.ГГГГ, переданной территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю (с ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю), которая была подготовлена на основании материалов инвентаризации земель проведенной на территории города Сочи с целью учета налогоплательщиков, с присвоением в установленном порядке кадастрового номера . Площадь земельного участка не уточнена в соответствии с требованиями земельного законодательства и составляет 373 кв.м.

Согласно приказу Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ-П «Об утверждении материалов по описанию прохождения границ кадастровых кварталов кадастрового района города Сочи » земельный участок с кадастровым номером перенесен перенесен в актуальный квартал с кадастровым номером .

Государственный кадастровый учет указанного земельного участка был произведен в соответствии с действовавшим на тот период законодательством, а именно Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 № 28-ФЗ.

Поскольку оснований, предусмотренных Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 № 28-ФЗ для приостановления проведения кадастрового учета или отказа в проведении кадастрового учета данного земельного участка при проверке представленных в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 № 28-ФЗ документов выявлено не было, был осуществлен кадастровый учет.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером является обособленным земельным участком, входящим в состав Единого землепользования с кадастровым номером . Земельный участок с кадастровым номером не является самостоятельным объектом недвижимости, а является частью Единого землепользования с кадастровым номером . Площадь земельного участка уточнена в соответствии с требованиями земельного законодательства и составляет 116539748 кв.м.

Согласно действующему на тот период законодательству, а именно ст. 16 Федерального закона № 221 «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года были определены основания осуществления кадастрового учета, согласно которым постановка на учет изменений объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете (учете изменений) и необходимых в соответствии со ст. 22 Федерального закона № 221 «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года для осуществления такого учета (учета изменений) документов. Оснований, предусмотренных ст. ст. 26 и 27 Федерального закона № 221 «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года для приостановления проведения кадастрового учета или отказа в проведении кадастрового учета, при проверке представленных документов выявлено не было, в результате чего был проведен кадастровый учет (учет изменений).

Таким образом, учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований об исправлении реестровой ошибки в сведениях о земельном участке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае об исправлении реестровой ошибки в сведениях о земельном участке – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.С. Шевелев

Мотивированное решение суда изготовлено и подписано судьей 18.05.2017 года.

Решение в законную силу не вступило

«Согласовано»