ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1605/17 от 26.10.2017 Соликамского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-1605/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 октября 2017 года г. Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

с участием представителя истцов ФИО1, ФИО2 – адвоката Полковникова Е.Н., действующего на основании доверенностей серии от <дата>, серии от <дата>,

при секретаре Сухановой Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации города Соликамска Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении свидетельства на получение социальной выплаты и исключении семьи из списка участников подпрограммы, возложении обязанности восстановить семью в автоматизированной системе в списке претендентов - потенциальных участников подпрограммы на получение социальной выплаты, выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты,

у с т а н о в и л :

ФИО1, ФИО2 с учетом уточнений обратились в суд с иском к администрации города Соликамска Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении свидетельства на получение социальной выплаты и исключении семьи из списка участников подпрограммы, возложении обязанности восстановить семью в автоматизированной системе в списке претендентов - потенциальных участников подпрограммы на получение социальной выплаты, выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты. В обоснование иска указали, что <дата> ФИО1 обратился с заявлением в Управление культуры администрации г. Соликамска о выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты в размере 35 % от средней стоимости жилья за счет консолидированного бюджета молодой семье участнице подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы. Представил все необходимые документы. Ответчик принял пакет документов для рассмотрения.

<дата> ответчик вынес решение об отказе в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 35% и об исключении истца из списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году.

Основанием для отказа в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты ответчик указал не предоставление истцом полного пакета документов. По их мнению, истец не представил документ о признании их семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Однако в уведомлении от <дата> ответчик указал, что справки, предоставление которых от семьи не требуется: «....10. Справка о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий..».

Истец составил соглашение об определении порядка пользования квартирой от <дата> между супругой и матерью.

Ответчик указал, что истец в целях участия в данной программе совершил намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий (составил соглашение). С доводами ответчика они не согласны. Истец подготовил необходимый пакет документов для получения свидетельства только после уведомления ответчика. До уведомления он не помнил, что является претендентом на получение социальных выплат в 2017 году, так как прошло много времени. Указанное соглашение согласовывалось истцом с матерью С. и супругой ФИО2 с <дата> за один месяц до получения уведомления ответчика.

<дата> истец подал пакет документов для согласования и составления соглашения нотариусу П Нотариус определила дату выдачи соглашения в готовом виде на <дата>.

Данное соглашение истец составил в связи со сложными семейными обстоятельствами. Супруга истца находится на восьмом месяце беременности. Ее мать потребовала, чтобы она снялась с регистрации и прописывалась по месту регистрации истца, так как не хотела прописывать ребенка у себя в квартире.

<дата> супруга истца была зарегистрирована по адресу: <...>.

После этого мать истца потребовала составить соглашение об определении порядка пользования квартирой. Именно по требованию матери истец составил данное соглашение. На основании данного соглашения истец с супругой получили в пользование комнату площадью 8,7 кв.м. Летом 2017 года у истца родиться ребенок, и на данной жилой площади будут проживать уже три человека.

Считает, что его семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Настаивает, что не совершал намеренных действий, которые повлекли ухудшение жилищных условий.

Он представил все необходимые документы для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 35% от средней стоимости жилья.

Поэтому ответчик незаконно вынес решение об отказе в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 35%, а также об исключении из списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году.

С учетом уточнений просили признать незаконным решение от <дата> администрации г. Соликамска Пермского края об исключении семьи Р-вых из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Обязать Министерство социального развития Пермского края восстановить семью Р-вых в автоматизированной системе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае» в списке претендентов потенциальных участников Подпрограммы на получение социальной выплаты в 2017 году. Обязать администрацию города Соликамска выдать ФИО3 свидетельства социальной выплаты в размере 35% в рамках Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» на 2017 год.

Истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, о чем представили письменные заявления.

Представитель истцов – адвокат Полковников Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске и уточнениях к нему (л.д. 6-8, 162-163).

В судебном заседании истец на удовлетворении иска настаивал по доводам и основаниям, изложенным в иске и уточнениях к нему.

Ответчик – администрация г. Соликамска Пермского края в судебное заседание явку представителя не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержало позицию, изложенную в письме Управления культуры администрации г. Соликамска от <дата>.

Соответчик - Управление культуры администрации г. Соликамска в судебное заседание представителя не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве, где указал, что Управление культуры администрации города Соликамска осуществляет реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе».

Управление культуры осуществляет реализацию подпрограммы руководствуясь:

подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 ( в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.05.2016 № 464, от 26.05.2016 № 466, от 20.05.2016),

подпрограммой 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. №215-п ( в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 29.01.2016 №31-п, от 20.09.2016 № 762-п, от 03.10.2016 № 854-п),

подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе», утвержденной постановлением администрации города Соликамска от 25.10.2016 № 1713-па.

Для участия в Подпрограмме и для получения свидетельства о праве на приобретение (строительство) жилья молодая семья должна соответствовать ряду условий, одним из которых является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (п.п. б) п. 6 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы).

Обязанности по признанию нуждающимися в улучшении жилищных условий возложено на отдел по жилищной политике, который руководствуется жилищным кодексом РФ, порядком признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п и постановлением администрации города Соликамска от 30.05.2014 № 979-па «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Соликамского городского округа», а также представленными семьей документами.

Семья Р-вых с составом семьи 2 человека представила документы для участия в подпрограмме <дата>, со следующим составом семьи. На момент предоставления пакета документов для участия в подпрограмме семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (<дата>). На указанный период ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <...> общей площадью 22,7 кв.м. ( зарегистрировано 2 человека), ФИО2 имела регистрацию по <...> общей площадью 25 кв.м. (зарегистрировано 4 человека). То есть, на <дата> на семью Р-вых приходилось 17,6 кв.м. ((22,7/2)+(25/4)).

Приказом Министерства социального развития Пермского края от <дата> семья Р-вых утверждена в списке молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году.

<дата> семья Р-вых была оповещена о необходимости сбора повторного пакета документов для получения социальной выплаты, о чем имеется личная подпись семьи в реестре молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году.

<дата> семья представила пакет документов для получения свидетельства о праве на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Для получения свидетельства семья Р-вых должна быть обеспечена общей площадью жилого помещения менее 20 кв. метров (учетная норма на территории г. Соликамска - менее 10 кв.м., постановление администрации города Соликамска от 30.05.2014 № 979-па).

Специалистами управления культуры администрации города Соликамска были сделаны запросы в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в отдел по жилищной политике администрации города Соликамска.

<дата> получены все запрошенные документы.

Выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от <дата>;

Письмо отдела по жилищной политике от <дата> «О рассмотрении документов».

Поскольку при рассмотрении пакета документов семьи не было учтено соглашение о пользовании жилым помещением, <дата> в адрес отдела по жилищной политике вновь был направлен запрос на данную семью.

<дата> получен ответ отдела по жилищной политике от <дата> «О рассмотрении документов (повторно)».

Согласно справке МУП «ИРЦ» от <дата> ФИО1 с <дата>, а ФИО2 с <дата> зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <...> общей площадью 38,60 кв.м., всего в жилом помещении зарегистрировано 3 человека. Жилое помещение принадлежит на праве собственности С. на основании договора купли-продажи квартиры от <дата>. Об изменении места регистрации семья не оповещала Управление культуры (п. 4.13 Порядка реализации Подпрограммы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п).

<дата> между С. и ФИО1, ФИО2 заключено соглашение об определении порядка пользования квартирой, согласно которого С. пользуется комнатой жилой площадью 14,4 кв.м., супруги Р-вы пользуются комнатой 8,7 кв.м. Прочие помещения квартиры (коридор, кухня, ванная, шкаф, туалет) находятся в общем пользовании всех указанных лиц.

Согласно пункту 8.1 Порядка признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей Подпрограммы 1, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 251-п, установлено, что в случае, если молодая семья ведет раздельное хозяйство с членами семьи на совместно занимаемой жилой площади, молодая семья представляет копию документа о порядке пользования жилым помещением (договора, соглашения или иного документа), составленного в установленном законодательством порядке.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ч.2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п. «а» п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» для признания членами семьи собственника в отношении родителей и детей достаточно установления только факта их совместного проживания в этом жилом помещении и не требуется установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

При этом отсутствие ведения общего хозяйства между собственником и лицом, вселенным им в жилое помещение, либо прекращение ведения ими общего хозяйства само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения ( п. 13 Постановления)

Вселенные собственником жилого помещения члены семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи ( ч.2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).

Из представленных документов следует, что с <дата> до <дата> супруги постоянно проживали в принадлежащей матери на праве собственности квартире площадью 38,60 кв.м. При этом до обращения с заявлением о выдаче свидетельства о праве на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы 1 «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе» были зарегистрированы и проживали в этой квартире без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего его право иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, что с учетом положений ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ свидетельствует о том, что Р-вы вселены в принадлежащую С. (матери) квартиру как член семьи собственника жилого помещения, и как вселенный собственником жилого помещения член его семьи согласно ч.2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ имели право пользования данным жилым помещением наравне с собственником.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также правовую позицию, изложенную в Определении Верховного Суда РФ от 26.09.2016 № 84-КГ16-6 можно сделать вывод, что семья с намерением приобретения права состоять на учете как участник подпрограммы 1 «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе» нуждающимися в улучшении жилищных условий, заключили соглашение о пользовании жилым помещением, тем самым совершили намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.

Ввиду того, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п (п.17.5 указанного порядка), предусмотрено такое основание для отказа в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, как принятие на учет, не ранее чем через пят лет со дня совершения им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищный условий, предусмотренных законодательством оснований для принятия решения о признании семьи Р-вых с составом 2 человека нуждающейся в улучшении жилищных условий в настоящее время не имеется.

Одним из условий для участия в Подпрограмме является признание молодой семьи по месту постоянного жительства нуждающейся в улучшении жилищный условий ( п.7 приложения № 3 к Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050). Семья Р-вых данному условию не соответствует.

На основании п. 5.7.1 Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1322-п", утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п, основанием для отказа в предоставлении свидетельства является непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 4.2.2-4.2.7 Порядка. Документ о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий (п.4.2.6) семья Р-вых представить не может.

Управление культуры, основываясь на всех полученных документах, исключило семью Р-вых из списка потенциальных участников подпрограммы, списка участников подпрограммы и списка претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году, поскольку семья не соответствует требованиям для участия в подпрограмме и не может предоставить документ органа местного самоуправления о нуждаемости в улучшении жилищный условий ( п.5.7.1 Постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п). В связи с чем в Министерство социального развития было направлено изменение № 6 списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году от <дата> об исключении семьи из указанного списка из включении следующих семей.

Для получения свидетельства семья должна быть утверждена Министерством социального развития Пермского края в списке молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты с учетом заложенного финансирования (п. 4.10 Постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п). В настоящий момент семья истцов исключена из указанного списка, следовательно, финансирование на семью не заложено. Также семью должны восстановить в Министерстве социального развития Пермского края в автоматизированной системе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае» в списке молодых семей – потенциальных участников подпрограммы (на дату предоставления пакета документов для участия в подпрограмме, т.е. на <дата>), в списке молодых семей участников подпрограммы (на <дата>) В случае высвобождения средств краевого и местного бюджетов в Министерство будет направлено изменение списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты, для утверждения семьи в указанном списке приказом Министерства. После этого семья вновь предоставляет пакет документов согласно п.5.5 Постановления и в случае соответствия условиям подпрограммы получает свидетельство о праве на получение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Полагают, что семья Р-вых правомерно исключена из списка потенциальных участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», списка претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году.

Ответчик - Министерство социального развития Пермского края явку представителя в судебное заседание не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования не признало по доводам, изложенным в письменных возражениях, где указали, что в рамках участия Пермского края о реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 (далее - Программа) был утвержден Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1322-п" (далее - Подпрограмма, Порядок реализации мероприятий).

В настоящее время утвержден Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п «О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п" (далее - Порядок).

На основании п.6 Порядка признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п, признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления городских округов и городских (сельских) поселений Пермского края на основании заявления о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, поданного по месту жительства (регистрации) всех членов молодой семьи.

Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных отношений до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного Кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма н (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные обшей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст. 14 ЖК РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

В соответствии с Законом Пермской области от 30 ноября 2005 года № 2694-601 учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по месту жительства граждан органом местного самоуправления. Кроме того, согласно п.7.5 Порядка признания нуждающимися в улучшении жилищных условий, к заявлению прилагается ряд документов, в том числе справка о наличии нуждаемости.

Решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, равно как и решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей программы/подпрограммы принимает орган местного самоуправления Пермского края на основании представленных молодой семьей документов.

Для участия в Подпрограмме и для получения свидетельства о праве на приобретение (строительство) жилья молодая семья должна соответствовать ряду условий:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (п. 6, п. 7 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы).

Семья Р-вых с составом семьи 2 человека представила документы для участия в подпрограмме <дата>. На момент предоставления пакета документов для участия в подпрограмме семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий ().

На указанный период ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <...>, общей площадью 22.7 кв. м. (зарегистрировано 2 чел.), ФИО2 – по адресу: <...>, общей площадью 25 кв. м. (зарегистрировано 4 чел.). Таким образом, на <дата> на семью Р-вых приходилось: (22,7/2)+(25/4)=17,6 кв.м.

Приказом Министерства социального развития Пермского края <дата> семья Р-вых утверждена в списке молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году.

Для получения свидетельства семья Р-вых должна быть обеспечена обшей площадью жилого помещения менее 20 кв. метров (с учетом учетной нормы на территории г. Соликамска - менее 10 кв. м., постановление администрации города Соликамска от 30.05.2014 N 979-па).

Согласно справке МУП «ИРЦ» от <дата> ФИО1 с <дата>, ФИО2 с <дата> зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <...>, обшей площадью 38.60 кв.м., всего в жилом помещении зарегистрировано 3 человека. Жилое помещение принадлежит на праве собственности С. на основании договора купли-продажи квартиры от 15.12.2011г.

Согласно п. 4.12 порядка реализации подпрограммы утв. Постановлением Правительств ПК от 01.04.2014 № 215-п, в случаях изменения регистрации, семья оповещает об этом органы местного самоуправления. Однако этого семья Р-вых не сделала.

<дата> между С. н ФИО1, ФИО2 заключено соглашение об определении порядка пользования квартирой, согласно которого С. пользуется комнатой жилой площадью 14,4 кв.м., супруги Р-вы пользуются комнатой 8,7 кв.м. Прочие помещения квартиры (коридор, кухня, ванная, шкаф, туалет) находятся в общем пользовании всех указанных лиц.

Согласно пункту 8.1 Порядка признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 года № 215-п установлено, что в случае, если молодая семья ведет раздельное хозяйство с членами семьи на совместно занимаемой жилой площади, молодая семья представляет копию документа о порядке пользования жилым помещением (договора, соглашения или иного документа), составленного в установленном законодательством порядке.

Обращает внимание, что факт установления ведения раздельного хозяйства является самостоятельным юридическим фактом, требующим отдельного доказывания (как правило, в судебном порядке).

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со статьей 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.

Согласно подпункту «а» пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» для признания членами семьи собственника в отношении родителей и детей достаточно установления только факта их совместного проживания в этом жилом помещении и не требуется установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

При этом отсутствие ведения общего хозяйства между собственником и липом, вселенным им в жилое помещение, либо прекращение ведения ими общего хозяйства само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения (пункт 13 указанного Постановления Пленума).

Супруги Р-вы проживали в квартире, находящей в собственности С. в период с <дата> до <дата>. Никаких соглашений о порядке пользования квартиры семьей не заключалось. Таким образом, можно сделать вывод, что супруги Р-вы пользовались жилым помещением наравне с собственником (ст. 31 ЖК РФ.)

Семья Р-вых <дата> была утверждена в списках участников-претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году, тогда как соглашение было составлено <дата>.

Относительно ухудшения жилищных условий членами семьи следует отметить, что, в случае возникновения подобных обстоятельств, проверяется обоснованность нахождения молодой семьи на учете лиц, состоящих в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и соответственно в очереди на получение социальной выплаты.

Одним из условий для участия в Подпрограмме является признание молодой семьи по месту постоянного жительства нуждающейся в улучшении жилищных условий (п. 7 приложения № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050. Семья Р-вых данному условию не соответствует.

На основании п. 5.7.1. порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья н дети Пермского края», утвержденной постановления Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1322-п, утвержденного постановлением Правительства Пермского края 01.04.2014 г. № 215-п (далее - Порядок), основанием для отказа в предоставлении свидетельства является непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 4.2.2-4.2.7 Порядка.

Документ о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий (п. 4.2.6.) семья Р-вых представить не может.

<дата> семья Р-вых была исключена из участников Федеральной целевой программы по причине отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку на 1 человека приходится жилой площади больше, чем установлено учетной нормой.

В соответствии с Порядком формирования списков молодых семей - участниц Подпрограммы и внесения изменений в списки молодых семей - участниц Подпрограммы (утв. Постановление Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п (ред. от 03.04.2017) «О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п"):

4.9. Министерство на основании предварительных списков, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий Подпрограммы из бюджета Пермскою края и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

4.10. На основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Пермского края и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий Подпрограммы, список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году утверждается приказом Министерства в течение 10 рабочих дней с момента доведения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителем средств федерального бюджета (далее - основной список) по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.

4.11. Внесение изменений в основной список осуществляется Министерством на основании уведомлений о внесении изменений в основной список, поступивших от органов местного самоуправления. Министерство ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, рассматривает представленные уведомления и вносит соответствующие изменения в основной список.

Выписки из основного списка, утвержденного приказом Министерства с учетом внесенных изменений, в течение 10 календарных дней со дня его утверждения доводятся Министерством до органов местного самоуправления.

Полагает, что решение об исключении молодой семьи Р-вых из списка участниц-претендентов на получение социальной выплаты является обоснованным, а требование истцов о включении в список претендентов на получение свидетельства противоречат нормам действующего законодательства.

Внесение изменений в основные списки осуществляются Министерством на основании уведомлений от органов местного самоуправления, соответственно, Министерство социального развития Пермского края не является надлежащим ответчиком по данному вопросу.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителя истца, изучив доводы иска и возражения ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17.12.2010 г. утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы", которая в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, предусматривает в своем составе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", согласно которой целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Одним из принципов реализации подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).

В соответствии с п. 6 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании данного Постановления на уровне субъекта РФ Пермского края принято Постановление Правительства Пермского края от 30.12.2010 г. N 1119-П "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", а на местном уровне в Соликамском городском округе - Постановление Администрации г. Соликамска от 25.02.2011 г. N 249-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе на 2011-2015 годы".

На основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Для реализации данной Программы на территории г. Соликамска под учетной нормой жилья понимается норма жилья, применяемая для постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, установленная постановлением главы города Соликамска в размере менее 12 квадратных метров.

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, не регулируют порядок, условия и возможность исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, в том числе в связи с изменением учетной нормы жилой площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

В настоящее время (в том числе на момент принятия оспариваемого решения) на территории Соликамского городского округа Пермского края действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, подпрограмма «Государственная социальная поддержка семей и детей государственной программы «Семья и дети Пермского края, утвержденная Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе», утвержденная Постановлением администрации г. Соликамска от 13.11.2013 г. № 1778-па.

Согласно статьям 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

В судебном заседании установлено, что истцы ФИО1 и ФИО3 (добрачная фамилия – ФИО4) Е.С. состоят в зарегистрированном браке с <дата>, имеют несовершеннолетнего ребенка: Е., <дата> года рождения (л.д. 11, 131).

По состоянию на <дата> молодая семья в составе ФИО1, ФИО2 администрацией г. Соликамска признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения социальных выплат для приобретения жилья. В указанный период времени ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <...> общей площадью 22,7 кв.м. (зарегистрировано 2 человека), его супруга - ФИО2 имела регистрацию в квартире по адресу: <...> общей площадью 25 кв.м. (зарегистрировано 4 человека). То есть, по состоянию на <дата> на семью Р-вых приходилось 17,6 кв.м. ((22,7/2)+(25/4)).

Приказом Министерства социального развития Пермского края от <дата> семья Р-вых утверждена в списке молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году.

<дата> семья Р-вых была оповещена о необходимости сбора повторного пакета документов для получения социальной выплаты.

<дата> семья представила пакет документов для получения свидетельства о праве на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Для получения свидетельства семья Р-вых должна быть обеспечена общей площадью жилого помещения менее 20 кв. метров (учетная норма на территории г. Соликамска - менее 10 кв.м., постановление администрации города Соликамска от 30.05.2014 № 979-па).

Согласно письму отдела по жилищной политике от <дата> «О рассмотрении документов (повторно)» семья Р-вых в составе двух человек не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст.51,31 Жилищного кодекса РФ (л.д. 62-63).

<дата> Управлением культуры администрации г. Соликамска Пермского края было принято решение об исключении молодой семьи в составе: ФИО1, ФИО2 из списков участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-н, а также подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, и отказе в предоставлении свидетельства на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной стоимости жилья (л.д. 57-58).

Поскольку государство в лице администрации г. Соликамска, включая молодую семью Р-вых в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

Судом установлено, что основанием для исключения Управлением культуры администрации г. Соликамска семьи истцов из списков участников Программы, как не соответствующей одному из условий для участия в Программе, послужило письмо отдела по жилищной политике администрации г. Соликамска от 08.06.2017 № 386 «О рассмотрении документов (повторно)», содержащее вывод о том, что семья Р-вых с составом два человека обеспечена жилым помещением, занимаемым в качестве членов семьи собственника, общая площадь которого превышает учетную норму, и не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом указано, что ФИО1 с намерением приобретения права состоять на учете как участник подпрограммы 1 «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе» нуждающимся в улучшении жилищных условий, заключил соглашение о пользовании жилым помещением, тем самым совершил намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, что в соответствии с п. 17.5 Порядка признания нуждающимся в улучшении жилищный условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п, является основанием для отказа в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищный условий, как принятие на учет, не ранее чем через пять лет со дня совершения им или членами его семьи действие, повлекших ухудшение жилищный условий (л.д. 62-63)

Согласно информации, содержащейся в справке МУП «ИРЦ» от <дата>, истец ФИО1 с <дата> по настоящее время, а ФИО2 с <дата> по настоящее время зарегистрированы в жилом помещении по месту жительства по адресу: <...> общей площадью 38,60 кв.м., всего в жилом помещении зарегистрировано 3 человека (л.д. 66). Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности матери истца ФИО1 на основании договора купли-продажи квартиры от <дата>.

В период с <дата> до <дата> истица ФИО2 имела постоянную регистрацию по месту жительства в квартире общей площадью 62,3 кв.м., принадлежащей на праве общей долевой собственности её родителям и брату, и расположенной по адресу: <...> Всего в жилом помещении было зарегистрировано 3 человека, в связи с чем доля ФИО2 в праве пользования составляла 20,76 кв.м. (л.д. 68) Однако непосредственно перед обращением для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ФИО2 снялась с регистрационного учета по данному адресу и зарегистрировалась в квартире по адресу: <...>.

Об изменении места регистрации семья не оповещала Управление культуры (п. 4.13 Порядка реализации Подпрограммы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п).

Относимых и допустимых доказательств, которые бы достоверно свидетельствовали о наличии объективных причин для снятия ФИО2 с регистрационного учета по <...> и её регистрации в квартире по <...>, в материалах дела не имеется, и в соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ истцами суду не представлено. Доводы иска о том, что данные действия носили вынужденный характер, являются голословными и не подтверждены соответствующими доказательствами.

Вместе с тем судом установлено, что истец ФИО1 был вселен в квартиру по <...> в качестве члена семьи собственника и проживал там с <дата>, при этом никакого соглашения о порядке пользования данным жилым помещением со своей матерью не заключал. После регистрации брака молодая семья Р-вых в составе двух человек также проживала в квартире общей площадью 38,60 кв.м. по адресу: <...> совместно с собственником С. как до <дата>, так и после указанной даты, что представителем истцов в судебном заседании не оспаривалось. При этом до обращения с заявлением о выдаче свидетельства о праве на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы 1 «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе» супруги Р-вы проживали в этой квартире без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего его право иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, что с учетом положений ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ свидетельствует о том, что Р-вы вселены в принадлежащую С. (матери истца) квартиру как члены семьи собственника жилого помещения, и как вселенные собственником жилого помещения члены его семьи согласно ч.2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ имели право пользования данным жилым помещением наравне с собственником.

Однако <дата> между ФИО1, ФИО2, длительное время проживающими в квартире по <...> без заключения до 2017 года какого либо соглашения с собственником, определяющего их право пользования жилым помещением иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом РФ, и собственником С. было заключено соглашение об определении порядка пользования квартирой, расположенной по адресу: <...>, согласно которому С. пользуется комнатой жилой площадью 14,4 кв.м., супруги Р-вы - комнатой 8,7 кв.м. Прочие помещения квартиры (коридор, кухня, ванная, шкаф, туалет) находятся в общем пользовании всех указанных лиц (л.д. 22).

Согласно пункту 8.1 Порядка признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей Подпрограммы 1, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 251-п, установлено, что в случае, если молодая семья ведет раздельное хозяйство с членами семьи на совместно занимаемой жилой площади, молодая семья представляет копию документа о порядке пользования жилым помещением (договора, соглашения или иного документа), составленного в установленном законодательством порядке.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ч.2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п. «а» п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» для признания членами семьи собственника в отношении родителей и детей достаточно установления только факта их совместного проживания в этом жилом помещении и не требуется установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

При этом отсутствие ведения общего хозяйства между собственником и лицом, вселенным им в жилое помещение, либо прекращение ведения ими общего хозяйства само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения ( п. 13 Постановления)

Вселенные собственником жилого помещения члены семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи ( ч.2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).

Одним из условий для участия в Подпрограмме является признание молодой семьи по месту постоянного жительства нуждающейся в улучшении жилищный условий ( п.7 приложения № 3 к Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050).

На основании п. 5.7.1 Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1322-п", утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п, основанием для отказа в предоставлении свидетельства является непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 4.2.2-4.2.7 Порядка.

Документ о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий (п.4.2.6 Порядка) семья Р-вых представить не может.

В соответствии с требованиями п. 17 Постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п (ред. от 26.12.2016) "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п" орган местного самоуправления отказывает в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в случаях:

17.1. непредставления либо представления не в полном объеме документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, обязанность по предоставлению которых возложена на молодую семью;

17.2. несоответствия представленных документов требованиям, указанным в пункте 12 настоящего Порядка ( п. 17.2);

17.3. недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах;

17.4. если представленные документы не подтверждают право молодой семьи быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящего Порядка ;

17.5. если не истек пятилетний срок с момента совершения действий, которые привели к ухудшению членами семьи жилищных условий молодой семьи, в результате которых такая молодая семья может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Действия, приведшие к ухудшению членами семьи жилищных условий молодой семьи, определены Законом Пермской области от 30 ноября 2005 г. N 2694-601 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, представленные сторонами доказательства, оценив в совокупности действия, совершенные семьей Р-вых, суд полагает, что истцы с намерением приобретения права состоять на учете как участники подпрограммы 1 «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе» нуждающимися в улучшении жилищных условий, совершили намеренные действия, повлекшие ухудшение их жилищных условий, путем снятия ФИО2 с регистрационного учета по адресу: <...>, регистрации её в квартире по <...> и составления соглашения о порядке пользования указанным жилым помещением. Совершенные истцами действия привели к искусственному созданию их нуждаемости в улучшении жилищных условий и приобретению ими в связи с этим права на получение свидетельства на получение социальной выплаты в размере 35% в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, права на получение социальной выплаты в 2017 году на приобретение жилого помещения иди строительство индивидуального жилого дома.

Положениями действующего законодательства, регулирующего порядок признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п (п.17.5 Порядка), предусмотрено такое основание для отказа в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, как принятие на учет, не ранее чем через пять лет со дня совершения им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищный условий, суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для принятия решения о признании семьи Р-вых с составом 2 человека нуждающейся в улучшении жилищных условий на дату принятия оспариваемого решения не имелось.

Поскольку на момент принятия оспариваемого решения (на <дата>) общая площадь находящегося в пользовании семьи истцов жилого помещения составляла более 10 квадратных метров на одного члена семьи (38,60: 3= 12,86 кв.м. на одного человека), кроме того, молодой семьей были совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, отказ в предоставлении молодой семье в составе: ФИО1, ФИО2 свидетельства на получение социальной выплаты в размере 35% в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и исключении их семьи из списков участников Подпрограммы, списков претендентов потенциальных участников подпрограммы на получение социальной выплаты в 2017 году, суд находит законным и обоснованным, соответствующим требованиям действующего законодательства.

Кроме того, суд обращает внимание, что оспариваемое решение от <дата> принято Управлением культуры администрации города Соликамска Пермского края, обладающим статусом самостоятельного юридического лица, что подтверждается Положением об Управлении культуры администрации г. Соликамска (л.д. 123-126). Однако самостоятельных материально-правовых требований к данному ответчику истцами не заявлено.

В соответствии с правилами ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Предъявление иска к ненадлежащему ответчику является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, ФИО2, предъявленных к администрации г. Соликамска Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, о признании незаконным решения от <дата> об исключении семьи Р-вых из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», возложении на Министерство социального развития Пермского края обязанности восстановить семью Р-вых в автоматизированной системе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае» в списке претендентов потенциальных участников Подпрограммы на получение социальной выплаты в 2017 году, возложении на администрацию города Соликамска обязанности выдать ФИО3 свидетельство на получение социальной выплаты в рамках Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» на 2017 год, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1, ФИО2, предъявленные к администрации города Соликамска Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении свидетельства на получение социальной выплаты и исключении их семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», возложении обязанности восстановить семью в автоматизированной системе в списке претендентов потенциальных участников подпрограммы на получение социальной выплаты в 2017 году, выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на 2017 год, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с 01 ноября 2017 года.

Судья И.В. Шатуленко