ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1605/20 от 15.06.2020 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-1605/2020

39RS0004-01-2020-001247-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2020

Московский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Бондарева В.В.

при помощнике Латышевой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о признании незаконным бездействия, обязании направить на обучение и аттестацию сотрудника в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Калининградский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, указав, что Калининградской транспортной прокуратурой выявлены нарушения требований законодательства о транспортной безопасности в Калининградской дирекции пассажирских обустройств- структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств- филиала ОАО «Российские железные дороги». Проверкой установлено, что ФИО1 принята на работу инспектором по входному контролю вокзала Калининград - Северный, и согласно должностной инструкции, выполняет функции по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Однако ФИО1 в соответствии со ст. 12.1 ФЗ «О транспортной безопасности» не подготовлена и не аттестована. Указанные нарушения угрожают устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и подвижном составе, что является недопустимым. Просит обязать ОАО «РЖД» в лице Центральной дирекции пассажирских обустройств- филиала ОАО «РЖД» в лице Калининградской дирекции пассажирских обустройств направить на обучение и аттестацию инспектора по входному контролю вокзала станции Калининград –Северный ФИО1 в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Позже Калининградский транспортный прокурор дополнил исковые требования. Просит суд признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в ненаправлении на обучение и аттестацию в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности инспектора по входному контролю вокзала станции Калининград- Северный ФИО1 с момента её трудоустройства.

В судебном заседании Калининградский транспортный прокурор в лице помощника Эглита Д.А. исковые требования поддержал с учётом уточненного искового заявления. Пояснил, что ФИО1 является работником ответчика, занимает должность непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, однако не обучена и не аттестована. Федеральный закон «О транспортной безопасности» предоставляет альтернативную возможность ответчику заключить договор с лицензированной организацией либо самим осуществлять функции по обеспечению транспортной безопасности. На момент трудоустройства ФИО1 не была обучена и не аттестована. В этом и заключалось бездействие ответчика. Организация требования федерального законодательства не исполняет, в связи с чем, Калининградский транспортный прокурор обратился с требованием о признании бездействия незаконным. Поскольку ФИО1 не обучена и не аттестована, просит иск удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» по доверенности Сбоева Т.И. с иском не согласилась, полагает, что требования не подлежат удовлетворению как нецелесообразные, не учитывающие фактические обстоятельства обеспечения транспортной безопасности. Транспортная безопасность обеспечивается ответчиком на должном уровне в соответствии с законом.

В письменном отзыве на исковое заявление указала, что с 25 июня 2020 г. в связи с заключением договора от 26.12.2019 по оказанию услуг по обеспечению устойчивого функционирования транспортного комплекса ОАО «РЖД» путем защиты от противоправных действий вводится в действие перечень изменений в штатном расписании Калининградской дирекции пассажирских обустройств. Из штатного расписания исключается штатная единица, занимаемая ФИО1, по истечении двух месяцев с момента ознакомления с уведомлением о предстоящем сокращении, ФИО1 будет уволена до 25.06.2020 г. Таким образом, исполнение решения суда об обязании направить ФИО1 на обучение и аттестацию в течение 1-го месяца с момента вступления решения суда по делу в законную силу будет нецелесообразным и не исполнимым.

В отношении уточненных требований указала, что гражданским законодательством не предусмотрен такой способ защиты гражданских прав как признание действия или бездействия юридического лица незаконным. Считает, что требование о признании бездействия незаконным не может быть принято судом как основанное на норме закона. Указанное требование не имеет самостоятельного значения, т.к. по существу заключается в обязании совершить определенные действия, а именно обучить работника. Заявленное требование свойственно административному производству, а не исковому. ОАО «РЖД» коммерческая организация, и не является органом государственной власти, или иным субъектом, указанным в ч.2 ст. 1 КАС РФ. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Положения ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предоставляют прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч.1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с положениями ст. 1 указанного закона, обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно ч.1 ст. 12.1 Федерального закона №16-ФЗ, подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта.

В силу п.п.13 п.5 указанных требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортного средства) только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности".

Из материалов гражданского дела установлено, что Калининградской транспортной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства о транспортной безопасности в Калининградской дирекции пассажирских обустройств- структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств- филиала ОАО «РЖД».

Приказом ОАО «РЖД» Калининградской дирекции пассажирских обустройств- структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств- филиала ОАО «РЖД» от 05.03.2019 ФИО1 принята на работу в вокзал Калининград- Северный (III класс) Калининградского участка пассажирских обустройств инспектором ( по входному контролю) на основное место работы, временно, на основании заключенного с нею трудового договора от 05.03.2019 г.

Приказом работодателя от 08.10.2019 в учётные документы персональных данных работника ФИО1 внесены изменения в части фамилии на новую ФИО1 и реквизитам паспорта гражданина РФ.

Согласно п.2.1 должностной инструкции инспектора (по входному контролю) целью деятельности инспектора (по входному контролю) является обеспечение транспортной безопасности, охраны жизни и здоровья, предотвращения транспортной безопасности, охраны жизни и здоровья, предотвращения возможных попыток незаконного проноса оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных или ограниченных к свободному обороту на территории вокзального комплекса, путём осуществления мероприятий по входному контролю и обследованию физических лиц, их ручной клади и багажа.

Таким образом, судом установлено, что в соответствии с занимаемой должностью, в силу требований, установленных статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности" и Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495, в целях допущения к осуществлению должностных обязанностей, ФИО1 должна была быть направлена работодателем на обучение по соответствующим программам и последующим прохождением аттестации.

В случае непрохождения подготовки и аттестации, работник на основании п.8 ч.1. ст. 10 ФЗ от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» не вправе выполнять соответствующие работы. Следовательно, работодатель обязан направить работника на обучение и аттестацию с момента трудоустройства, для установления соответствия его уровня знаний, умений и навыков требованиям федерального законодательства о транспортной безопасности.

Ответчик в ходе судебного разбирательства не отрицал факт отсутствия документов, подтверждающих прохождение обучение и аттестации работника ФИО1

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ОАО «РЖД» не были предприняты меры для исполнения обязанностей, содержащихся в Федеральном законе "О транспортной безопасности". В связи с чем, требование прокурора о признании бездействия ответчика в части обучения и аттестации работника незаконным, суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

С доводом ответчика о том, что требование о признании бездействия незаконным не может быть рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства, суд согласиться не может в связи со следующим.

Первоначальные исковые требования Калининградского транспортного прокурора заявлены в рамках гражданского судопроизводства об обязании ОАО «РЖД» провести обучение и аттестацию работника в соответствии с ФЗ «О транспортной безопасности».

Статья 12 ГК РФ, на которую ссылается в письменных возражениях ответчик, не содержит исчерпывающий перечень способов защиты гражданских прав, и предполагает возможность защиты гражданских прав иным способом, предусмотренным законом.

Установив отсутствие документов, подтверждающих наличие подготовки и аттестации работника непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности, Калининградский транспортный прокурор обратился в суд с требованием о признании бездействия незаконным.

Суд полагает, что уточнённое требование направлено на обеспечение исполнения требований законодательства о транспортной безопасности, заявлено по одному и тому же предмету спора, вытекает из первоначального требования и неразрывно связано с ним.

Согласно ст. 1 КАС РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Ответчик ОАО «РЖД», являясь юридическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке в налоговом органе, не обладает государственными или иными публичными полномочиями, следовательно, Калининградский транспортный прокурор не мог обратиться в суд о признании незаконным бездействия в рамках Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, требование о признании незаконным бездействия ОАО «РЖД» выразившееся в ненаправлении на обучение и аттестацию в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности инспектора по входному контролю вокзала станции Калининград- Северный ФИО1 с момента её трудоустройства, в порядке, установленном в ГПК РФ, заявлено правомерно, довод ответчика несостоятелен.

По требованию Калининградского транспортного прокурора об обязании направить на обучение и аттестацию инспектора ФИО1 в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу суд установил следующее.

Между ОАО «РЖД» (заказчик) и ООО «<данные изъяты>» (исполнитель) 26 декабря 2019 года заключён договор , по условиям котором заказчик поручает, а исполнитель в соответствии с ФЗ «О транспортной безопасности» принимает на себя обязательства по оказанию услуг по обеспечению устойчивого функционирования транспортного комплекса ОАО «РЖД» путём защиты от противоправных (неправомерных) действий (бездействий), угрожающих деятельности транспортного комплекса, понимается защита объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Приказом начальника Центральной дирекции пассажирских обустройств ФИО6 от 17.03.2020 в связи с заключением вышеуказанного договора с 25.06.2020 вводится в действие перечень изменений в штатном расписании Калининградской дирекции пассажирских обустройств- структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств.

Согласно протоколу совещания у начальника Калининградской дирекции пассажирских обустройств от 17.03.2020 из штатного расписания дирекции подлежат исключению 35 штатных единиц на участке Вокзал станции Калининград- Северный, в том числе по должности инспектор (по входному контролю) 16 штатных единиц, включая должность, занимаемую ФИО1

В соответствии с перечнем изменений в штатном расписании , утвержденного начальником Центральной дирекции пассажирских обустройств- филиала ОАО «РЖД» от 13.09.2020, в Калининградской дирекции пассажирских обустройств с 25.06.2020 утверждено 9 штатных единиц должности инспектора (по входному контролю).

Из представленного уведомления от 10.04.2020 , с которым работник ознакомлен 16.04.2020, следует, что должность ФИО1 с 25.06.2020 исключается из штатного расписания, в связи с чем, по истечении двух месяцев с момента ознакомления с уведомлением, Матвеева подлежит увольнению с занимаемой должности по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ.

Таким образом, к моменту вступления решения в законную силу, трудовые отношения между ответчиком и работником ФИО1 будут прекращены по причине сокращения штата. В связи с чем, обязанность по направлению работника на обучение и аттестацию в соответствии с ФЗ «О транспортной безопасности» у работодателя отсутствует.

Исходя из изложенного, суд полагает, что требование Калининградского транспортного прокурора об обязании ответчика направить работника на обучение и аттестацию в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд полагает необходимым взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден на основании п. п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Калининградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о признании незаконным бездействие, обязании направить на обучение и аттестацию сотрудника в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности удовлетворить частично.

Признать бездействие ОАО РЖД, выразившееся в ненаправлении на обучение и аттестацию в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности инспектора по входному контролю вокзала станции Калининград-Северный ФИО1 с момента ее трудоустройства незаконным.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ответчика ОАО «РЖД» госпошлину в доход местного бюджета городского округа «Город Калининград» в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Московский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Окончательное решение изготовлено 22 июня 2020.

Судья Бондарев В.В.