УИД 19RS0001-02-2020-001070-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-1605/2020
г. Абакан 17 июня 2020 г.
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего Земба М.Г.,
при секретаре Аникеевой Ю.А,
с участием представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Региональной общественной организации общество защиты прав потребителей Республики Хакасия «Общественный надзор» в интересах ФИО2 к Акционерному обществу «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» о признании договора о теплоснабжении квартиры незаключенным, возложении обязанности не выставлять счета за теплоснабжение квартиры,
УСТАНОВИЛ:
Региональная общественная организация общество защиты прав потребителей Республики Хакасия «Общественный надзор» (далее – РОО «Общественный надзор») обратилась в суд в интересах ФИО2 с иском к Акционерному обществу «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (далее – АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)») о защите прав потребителей, мотивируя требования следующими обстоятельствами. ФИО2 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и в 2004 г. принял решение отключиться от центрального отопления, для чего в адрес ООО «Хакасский ТЭК» было направлено соответствующее заявление. Специалисты ООО «Хакасский ТЭК» удовлетворив заявление истца, пояснили, что для отключения квартиры от центрального отопления ему необходимо согласовать этот вопрос и с управляющей организацией, обслуживающей дом – МКП «Коммунальщик». 11.08.2004 ФИО2 направил в управляющую организацию заявление с просьбой разрешить удалить из квартиры стояки труб централизованного отопления, приложив к заявлению согласие владельца квартиры, расположенной ниже на «закольцовку» системы централизованного отопления в его квартире, и копию положительного решения ООО «Хакасский ТЭК», и получил соответствующую положительную визу – установить электронагревательные приборы, смонтировать проводку и коммутационные автоматы за счет квартиросъемщика. По результатам проведенных работ 27.10.2004 был составлен трехсторонний акт, в котором стороны - ООО «Хакасский ТЭК», МКП «Коммунальщик», ФИО2 зафиксировали, что к квартире по адресу: <адрес>35 стояки отопления обрезаны и закольцованы на 8 этаже – отоплением не пользуется. Истец указывает, что с данной даты он расторг договор энергоснабжения с ООО «Хакасский ТЭК» и перешел на отопление своей квартиры с помощью электрических нагревателей. Начиная с указанной даты, ООО «Хакасский ТЭК» больше не выставляло ФИО2 счетов за отопление квартиры. Так продолжалось до 2019 г., до момента передачи котельных ООО «Хакасский ТЭК» под управление Сибирской генерирующей компании. В 2019 г. получив платежку, в которой значилась плата за отопление, истец обратился с претензией, в которой просил не начислять ему плату за отопление, так как услугами отопления он не пользуется, приложив копию решения ООО «Хакасский ТЭК» и указал, что 25.10.2019 представители ответчика проводили осмотр квартиры и установили, что в ней отсутствуют отопительные приборы, стояков отопления нет, установлены электрические батареи, о чем был составлен соответствующий акт. В ответ на претензию, ответчик указал, что будет продолжать начислять ФИО2 плату за отопление. Ссылаясь на п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса РФ, представитель РОО «Общественный надзор» указывает, что истец не имеет энергопринимающих устройств, они были демонтированы в 2004 г., а стояки отопления «закольцованы» этажом ниже. Между истцом и ответчиком договор энергоснабжения не заключен и не может быть заключен в силу закона, так как квартира ФИО2 не имеет необходимых для заключения договора энергопринимающих устройств. Следовательно, требование ответчика об оплате счетов за отопление не основано на законе. В ответе на претензию истца, ответчик ссылается на законы, которые были введены в действие после того, когда перевод квартиры на электрическое отопление был произведен, а потому применению не подлежат. Сторона истца просит признать договор между ФИО2 и АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» о теплоснабжении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, незаключеным, обязать АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» не выставлять ФИО2 счета за теплоснабжение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец ФИО2, представитель РОО «Общественный надзор» ФИО3, действующий на основании Устава, не явились. Направленная в адрес истца ФИО2 телеграмма о судебном заседании, адресату не вручена. Представитель процессуального истца уведомлен надлежащим образом о судебном заседании, что подтверждается распиской в судебном извещении, направил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отсутствие истца. Принимая во внимание заявленное ходатайство, а также положения ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), с учетом мнения представителя ответчика, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении дела в отсутствие стороны истца.
Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности от 28.12.2018 № 31, в судебном заседании требования иска не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Полагала, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку договор на теплоснабжение квартиры с ним заключен не был. Дополнительно указала, что ФИО2 не представил в материалы дела доказательств того, что отключение отопления произведено им в соответствии с действующим законодательством. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Пунктом 1 ст. 548 ГК РФ определено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В ходе судебного разбирательства дела установлено, что ФИО2 на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Данная квартира расположена в девятиэтажном многоквартирном доме на 9 этаже.
Указанный многоквартирный дом <адрес> 1985 года постройки, оборудован системой центрального отопления и горячего водоснабжения, что следует из технического паспорта на жилой дом, электронного паспорта многоквартирного дома.
Как следует из акта от 25.10.2019, общедомовыми приборами тепловой энергии и горячего водоснабжения данный многоквартирный дом не оборудован.
АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» производит отпуск тепловой энергии (в виде отопления) и горячего водоснабжения по месту жительства истца в жилой дом, который оборудован системой централизованного отопления, через присоединенную сеть на основании агентского договора, заключенного с ООО «Сибирская теплосбытовая компания» 01.04.2015 №, дополнительного соглашения № от 01.10.2019 к данному агентскому договору, постановления главы города Черногорска от 23.07.2019 № 1823-П о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования г. Черногорск, с учетом изменений, внесенных постановлением от 24.07.2019 № 1840-П, и приказом об установлении тарифов в сфере теплоснабжения от 30.08.2019 № 3-Т.
Возражая против оплаты указанной услуги, ФИО2 указывает на незаключенность с ответчиком договора о теплоснабжении квартиры, поскольку в принадлежащей ему квартире отсутствуют энергопринимающие устройства, которые были демонтированы им в 2004 г.
Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» потребитель тепловой энергии (потребитель) – лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Под теплопотребляющей установкой понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии (п. 4 ст. 2 Закона № 190-ФЗ).
В силу подп. «е» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), отопление – это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к названным Правилам.
Отапливаемыми следует считать помещения, в которых для поддержания проектной значения температуры воздуха предусмотрено проектом и осуществлено отопление при помощи отопительных приборов (радиаторов, конвекторов, регистров из гладких или ребристых труб) и (или) неизолированных трубопроводов системы отопления или тепловой сети.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491)), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Демонтаж системы отопления ведет к уменьшению размера такой общей собственности.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота («ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие Приказом Росстандарта от 30.06.2015 № 823-ст).
Подпунктом «в» пункта 35 Правил № 354, потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Поскольку жилое помещение ФИО2 находится в составе многоквартирного жилого дома, запрет на самовольное внесение изменений в систему теплоснабжения распространяется и на принадлежащую ему квартиру.
Любое вмешательство в центральные инженерные сети, в том числе демонтаж радиаторов, монтаж дополнительного оборудования, требует согласованного проекта и внесения изменений в техническую документацию, в соответствии со ст. 25 ЖК РФ подобные действия определяются как переустройство. Проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должен соответствовать строительными нормам и правилам проектирования и быть надлежащим образом согласованным, поскольку затрагивает общедомовую систему отопления.
На основании ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Как следует из материалов дела, 29.06.2004 истец направил директору МКП «Коммунальщик» заявление с просьбой разрешить ему поставить электронагревательные приборы для обогрева квартиры. На заявлении стоит резолюция: установить электронагревательные приборы, смонтировать проводку и коммутационные автоматы за счет квартиросъемщика.
Заявлением от 06.08.2004, адресованным директору ООО «Хакасский ТЭК», ФИО2 просил разрешения отключиться ему от центрального отопления. На заявлении стоит резолюция «организовать».
11.08.2004 ФИО2 директору МКП «Коммунальщик» направлено заявление с просьбой разрешить ему убрать из квартиры стояки труб центрального отопления, так как он отказывается от услуг ООО «Хакасский ТЭК». К данному заявлению приложено заявление ФИО8 от 11.08.2004, владельца квартиры <адрес>, в котором тот разрешает произвести закольцовку системы центрального отопления у себя в квартире.
Из пояснений представителя процессуального истца, данных в ходе разбирательства дела, следует, что ООО «Хакасский ТЭК» на момент написания приведенного заявления поставляло тепловую энергию в многоквартирный дом <адрес>, а МКП «Коммунальщик» являлось управляющей организацией данного дома.
27.10.2004 представителями ООО «Хакасский ТЭК», МКП «Коммунальщик» и квартиросъемщиком квартиры <адрес> ФИО2 составлен акт о том, что на момент проверки в квартире отоплением не пользуются. Стояки обрезаны и закольцованы на 8 этаже. Горячей водой пользуется, установлен водосчетчик.
Актом (без даты), составленным представителем ООО «Хакасский ТЭК» и ФИО2, также подтверждается, что в квартире истца отопление отсутствует на всей площади квартиры (49,8 кв.м.), электроотопление, стояки изолированы.
Согласно акту АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» от 25.10.2019, на момент проверки жилого помещения по адресу: <адрес> отопительные приборы отсутствуют, стояков в жилом помещении нет, установлен электрический бойлер.
Таким образом, с 27.10.2004 в квартире ФИО2 отсутствуют радиаторы отопления, то есть истцом в результате произведенных работ по установке в квартире прибора индивидуального отопления, были внесены изменения в инженерные системы дома (систему отопления, горячего водоснабжения), тем самым фактически изменены параметры многоквартирного жилого дома в целом. Соответственно, в квартире истца произведено переустройство объекта, что требовало получения согласования в установленном порядке.
В частности, до вступления в силу ЖК РФ отношения, связанные с установкой в жилых помещениях многоквартирных домов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, регулировались статьей 84 Жилищного кодекса РСФСР (утратил силу с 1 марта 2005 года на основании Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ), предусматривавшей необходимость получения разрешения местной администрации на переустройство жилого помещения.
Аналогичные положения содержались и в п. 9 действовавших в спорный период Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1985 № 415, согласно которым переустройство и перепланировка жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий могут производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускаются лишь с согласия совершеннолетних членов семьи нанимателя, наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а перестановка либо установка дополнительного санитарно-технического и иного оборудования – с согласия совершеннолетних членов семьи нанимателя и с разрешения наймодателя.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), действовавшими на момент установки системы индивидуального отопления в квартире истца, также определены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений. Так, п. 1.7.1 названных Правил установлено, что переоборудование жилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (п. 1.7.2 Правил № 170).
В п. 3.7.6 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2.04.2004, утвержденного Госстроем России, указано, что вопросы переоборудования и перепланировки квартир и нежилых помещений в многоквартирных домах находятся в компетенции органов местного самоуправления городов или иных поселений.
Переоборудование и перепланировка квартир и нежилых помещений в многоквартирных домах допускаются после получения разрешения органов местного самоуправления на основании проектов, разработанных организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими государственную лицензию на проектирование, согласованных и утвержденных в установленным порядке органами местного самоуправления (п. 3.7.9 указанного выше Методического пособия).
Приемка выполненных работ по переоборудованию и перепланировке квартир и нежилых помещений осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (п. 3.7.15 Методического пособия).
В силу п. 1.7.4 Правил № 170 наниматель, допустивший самовольное переустройство жилого и подсобного помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан привести это помещение в прежнее состояние.
Кроме того, пунктами 14, 16 Правил пользования жилым помещением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 18.10.1962 № 1390 (утратили силу с 01.02.2020), было установлено, что переоборудование и перепланировка жилых помещений и мест общего пользования, перестановка отопительных и санитарно-технических приборов могут производиться только с письменного разрешения рай(гор)исполкома Совета депутатов трудящихся. Наниматели жилого помещения, допустившие самовольное переоборудование и перепланировку жилых помещений и мест общего пользования, перестановку отопительных и санитарно-технических приборов, обязаны привести помещения в прежнее состояние за свой счет.
Помимо этого, учитывая, что в квартире истца оборудовано электроотопление, на основании п. 7.1 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго РФ 24.11.1992, на подключение электронагревательных приборов к сетям энергосистемы должно быть получено разрешение в соответствии с настоящей Инструкцией (разд. 1 - 6), а именно энергонадзора.
На основании полученного разрешения, которое является лишь принципиальным согласием на применение электронагревательных приборов, должны быть получены технические условия в соответствующем производственном объединении энергетики и электрификации Минтопэнерго РФ (согласно порядку оформления ТУ, изложенному в «Правилах пользования электрической энергией»).
Доказательств того, что переустройство квартиры истца было согласовано в установленном законом порядке с органами местного самоуправления, в материалы дела не представлено, как не представлено и разрешения уполномоченного органа на применение электронагревательных приборов в квартире истца, а также доказательств соответствия установленного индивидуального отопления проектной и (или) технической документации на многоквартирный дом. Имеющиеся в материалах дела разрешения руководителя теплоснабжающей организации (ООО «Хакасский ТЭК») и директора управляющей компании (МКП «Коммунальщик») надлежащими доказательствами не являются.
Обобщая вышеизложенное, оснований для обязания АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» не выставлять ФИО2 счетов за теплоснабжение квартиры <адрес>, суд не усматривает, поскольку переустройство жилого помещения путем демонтажа радиаторов и стояков отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения. В данном случае ФИО2, выполняя действия, связанные с переоборудованием системы отопления, добровольно принял на себя риски и последствия выполнения таких действий, в том числе несения установленных действующим законодательством расходов.
Помимо всего вышеизложенного, в силу ст. 210 ГК РФ и ст. ст. 153, 158 ЖК РФ собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Исходя из положений ст. 154 ЖК РФ и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.
Согласно п. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ (в ред. от 03.04.2018) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из Ведомственных строительных норм «Правила оценки физического износа жилых зданий» ВСН 53-86 (р), утвержденных приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24.12.1986 № 446, центральное отопление является инженерным оборудованием как всего дома в целом, так и жилого помещения, в частности. Элементами системы отопления являются магистрали, стояки, отопительные приборы, запорная арматура, калориферы. Сам термин «система» предполагает взаимосвязанность и взаимозависимость ее элементов, поэтому демонтаж одного из элементов фактически означает демонтаж всей системы. Система центрального отопления не только греет воздух в жилом помещении, но частично передает тепло конструктивным, несущим и ограждающим элементам помещения (здания), предупреждая его ускоренное разрушение от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
То есть система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Учитывая технологические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.), принимая во внимание, что при отсутствии радиаторов отопления обогрев помещения в многоквартирном доме не прекращается, демонтаж приборов отопления (радиаторов) не свидетельствует о том, что тепловая энергия ФИО2 не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется через транзитные трубопроводы по квартирам, нежилым помещениям и общим помещениям дома, отапливая весь дом.
Пунктом 40 Правил № 354 установлено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, начисление ФИО2 платы за услугу отопления предусматривает оплату тепловой энергии не только по обогреву помещения, принадлежащего истцу, но и помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома. В этой связи освобождение собственника жилого помещения от платежей за услугу отопления противоречит жилищному законодательству, нарушает права и законные интересы других лиц, в том числе собственников иных жилых и нежилых помещений.
Кроме того, указанными Правилами № 354 какой-либо иной порядок расчетов с отдельными собственниками помещений в многоквартирном доме, отключившими свои помещения от централизованной системы отопления, в том числе перешедшими на альтернативный способ отопления, не предусмотрен.
Таким образом, в силу приведенных выше норм права плата за коммунальную услугу – тепловую энергию в многоквартирном доме начисляется всем потребителям, поскольку услуга отопления не может предоставляться автономно в каждом отдельном помещении многоквартирного дома. Перевод отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованной системой отопления на индивидуальное (альтернативное) отопление не означает, что собственниками таких помещений полностью прекратилось потребление тепловой энергии на обогрев непосредственно помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами, а также в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, так как одним из источников теплоснабжения данных помещений будет являться отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме, которые невозможно отключить без нарушения прав и законных интересов иных лиц, проживающих в этом доме.
Аналогичный вывод содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 № 46-П, согласно которому необходимо учитывать, что сама по себе установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Иное, учитывая равную обязанность всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории (статья 17, часть 3; статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Учитывая названное обстоятельство, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым – невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10.07.2018 № 30-П).
При таких обстоятельствах, не усматривает суд оснований и для удовлетворения требований ФИО2 в части признания договора с АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» незаключенным, поскольку между сторонами сложились фактические отношения по теплоснабжению, что следует из акта от 30.09.2019, согласно которому многоквартирный жилой дом по <адрес> был подключен к отоплению 30.09.2019, а потому истец обязан оплатить энергоресурс на основании статей 438, 544 ГК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Региональной общественной организации общество защиты прав потребителей Республики Хакасия «Общественный надзор» в интересах ФИО2 к Акционерному обществу «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» о признании договора о теплоснабжении квартиры незаключенным, возложении обязанности не выставлять счета за теплоснабжение квартиры отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
Председательствующий М.Г. Земба
Мотивированное решение изготовлено и подписано 25 июня 2020 года.
Судья М.Г. Земба