ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1606/18 от 10.12.2018 Красноперекопского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2 – 1606/ 2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 декабря 2018 года г. Ярославль

Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:

судьи Лисютиной О.В.,

при секретаре Волчковой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Красноперекопского района г. Ярославля в интересах Российской Федерации к ФИО2, ФИО3 Угли об установлении факта фиктивной постановки на миграционный учет иностранного гражданина, признании постановки на регистрационный учет недействительной, обязании снять с регистрационного учета,

у с т а н о в и л :

Заместитель прокурора Красноперекопского района г. Ярославля обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации с требованием признать направление ФИО2 в уполномоченный орган в сфере миграции уведомления о прибытии иностранного гражданина ФИО3 Угли в место пребывания по адресу: АДРЕС незаконным; установить факт фиктивной постановки на миграционный учет иностранного гражданина ФИО3 Угли и признать постановку с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на миграционный учет иностранного гражданина ФИО3 Угли по месту пребывания по адресу: АДРЕС недействительной; обязать ФИО2 снять ФИО3 Угли с миграционного учета по месту пребывания в жилом помещении по вышеуказанному адресу.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Красноперекопского района г. Ярославля Качура А.С. исковые требования поддержала частично, за исключением пункта 4 требований об обязании ФИО2 снять ФИО3 Угли с миграционного учета по месту пребывания в жилом помещении по адресу: АДРЕС, так как ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истек срок временной регистрации ФИО4 Угли.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, его интересы представлены представителем ФИО5

Представитель ответчика ФИО2 по доверенности ФИО5 с исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на то, что для признания регистрации фиктивной необходимо соблюдение условий: или регистрация без намерения предоставлять жилую площадь, или без намерения вселиться. Пояснила, что к ФИО2 обратился его дядя ФИО1, который просил временно зарегистрировать в принадлежащем Исаакяну помещении и дать разрешение на проживание иностранных граждан, так как к нему приехали работники для строительства его дома. У Исаакяна большая квартира, в ней четыре комнаты. С Исаакяном договаривались не только на регистрацию, а на регистрацию и проживание рабочих; был передан ключ, подготовлены спальные места. Сведения о гражданах, которые должны были проживать в доме Исаакяна предоставил ФИО1 Почему рабочие не вселились, Исаакян пояснить не может. В ходе проведения прокурорской проверки Исаакян давал иные пояснения, так как ему не разъяснили его права, он фактически не читал, что написано в его пояснениях. Исаакян намеревался предоставить жилье для проживания зарегистрированным гражданам, а если у них отсутствовало намерение проживать, то Исаакян к этому отношения не имеет, он об этом не знал. Регистрация производилась им с целью предоставить жилое помещение для проживания.

Ответчик ФИО3 Угли, представитель третьего лица ОВМ ОМВД России по Красноперекопском городскому району в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили, мнение по иску не представили.

Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке по представленным доказательствам.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Приходя к данному выводу, суд исходил из следующего:

Прокуратурой Красноперекопского района г. Ярославля проведена проверка соблюдения федерального законодательства при регистрации иностранных граждан.

В ходе проведенной проверки установлено, что в жилом помещении, расположенном по адресу: гАДРЕС с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА зарегистрирован по месту жительства ФИО3 Угли. При этом фактически место пребывания данному иностранному гражданину по адресу: АДРЕС не предоставлено, в указанном жилом помещении он не проживает и не находится.

Собственник вышеуказанного жилого помещения ФИО2 в ходе проверки пояснял, что в ПЕРИОД ОБЕЗЛИЧЕН его дядя попросил оформить временную регистрацию гражданам Таджикистана в жилом помещении по адресу: АДРЕС. При этом Исаакян осознавал, что регистрация иностранных граждан является фиктивной, проживать они в его доме не были должны, место фактического проживания у них имеется. В ПЕРИОД ОБЕЗЛИЧЕН дядя вновь обратился к Исаакяну с просьбой временно зарегистрировать граждан Таджикистана в своем доме, так как ранее зарегистрированные граждане работы по строительству дома дяди не произвели и скрылись. В ПЕРИОД ОБЕЗЛИЧЕН Исаакян оформил временную регистрацию примерно 10 гражданам Таджикистана, при этом лично он с этими гражданами не знаком, их никогда не видел, фактически предоставлять этим гражданам место для временного проживания он не намеревался.

В силу ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии с пунктами 3 и 6 части 1 статьи 4 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» миграционный учет осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.

На основании статей 11, 12 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет, в том числе, следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания: контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Фиктивная постановка на учет по месту пребывания - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

В силу ст. 7 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

Статья 21 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» устанавливает, что иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» установления в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания является основанием для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания.

На основании материалов дела и пояснений участников процесса установлено, что ФИО3 Угли в спорное жилое помещение не вселился. Следовательно, постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания осуществлена без его намерения фактически проживать в этом помещении, однако ФИО2 каких либо мер, после того как ФИО3 Угли не вселился, для прекращения спорной постановки на учет не предпринял.

Так же не представлено достаточных доказательств намерений ФИО2 предоставить или не предоставить для проживания жилое помещение ФИО3 Угли. Приговора суда по уголовному делу в отношении ФИО2 в материалах дела не представлено.

Следовательно, иностранный гражданин зарегистрирован по месту жительства по адресу: АДРЕС, без намерения проживать в соответствующем жилом помещении.

Исходя из вышесказанного, суд считает необходимым признать постановку иностранного гражданина ФИО3 Угли на учет фиктивной.

Доказательств для иного вывода суду не представлено.

Признание регистрации фиктивной является основанием для снятия с регистрационного учета ФИО3 Угли по адресу: АДРЕС, но срок его регистрации истек ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, соответственно оснований для снятия с регистрационного учета ФИО3 Угли по вышеуказанному адресу не имеется.

Требования о признании направления ФИО2 в уполномоченный орган в сфере миграции уведомления о прибытии иностранного гражданина ФИО3 Угли в место пребывания по адресу: АДРЕС незаконным, установлении факта фиктивной постановки на миграционный учет иностранного гражданина ФИО3 Угли по месту пребывания по адресу: АДРЕС, заявлены излишне, так как из признания регистрации фиктивной следует, что она не соответствует требованиям закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования заместителя прокурора Красноперекопского района г. Ярославля удовлетворить частично.

Признать постановку на миграционный учет по месту пребывания по адресу: АДРЕС иностранного гражданина ФИО3 Угли, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, фиктивной.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья О.В. Лисютина