Дело № 2-1606/18 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 ноября 2018 года город Иваново Октябрьский районный суд г. Иваново в составе председательствующего судьи Смирнова Д.Ю., при секретаре Гарибян П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Арсенихина Владимира Ивановича, Арсенихиной Анны Григорьевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Арсенихина Михаила Владимировича к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: Арсенихин В.И., Арсенихина А.Г., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Арсенихина М.В., обратились в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент имущественных отношений МО РФ), Министерству обороны Российской Федерации (далее - МО РФ), Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент жилищного обеспечения МО РФ), Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ), в котором просили признать за Арсенихиным В.И. и Арсенихиной А.Г. по <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> порядке приватизации, за несовершеннолетним Арсенихиным М.В. признать право собственности на <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на жилое помещение. Иск мотивирован тем, что на основании ордера 21.10.2010 года, выданного Ивановской КЭЧ МВО Министерства обороны РФ, Арсенихину В.И. и членам его семьи была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>. Истец и члены его семьи, желая воспользоваться правом на приватизацию указанного жилого помещения, обратились с соответствующим заявлением, приложив к нему необходимый пакет документов, в Департамент имущественных отношений МО РФ, однако заявления удовлетворены не были, поскольку жилое помещения на баланс ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ не передавалось, в ответе рекомендовалось обратиться в суд. Истцы Арсенихин В.И., Арсенихин А.Г., третье лицо Арсенихин И.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть без их участия. Ответчики Департамент имущественных отношений МО РФ, Министерство обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, извещавшиеся о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях, извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представителей не направили, представили отзывы на исковое заявление. Исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу. В соответствии с п. 1 ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Указанная правовая норма одним из условий реализации права граждан на приватизацию жилого помещения определяет занятие этого жилого помещения по договору социального найма. В ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определен перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации: не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснено, что исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. Согласно ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Военная служба по смыслу ст. 59 п. «г» ст. 71 Конституции РФ и в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» представляет собой особый вид Федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными актами РФ. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 Приказа Министра обороны РФ от 03.11.2010 № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ определен уполномоченным органом Министерства обороны РФ по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ требований Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» и инструкций. Указанный уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, которые принимают решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в соответствии с Порядком принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства (п. 3 Приказа Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455). В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Как следует из материалов дела Ивановской КЭЧ МВО Министерства обороны РФ Арсенихину В.И. и членам его семьи, на основании ордера № 21 от 06.10.2004 года, предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> (л.д.15, 20-25). Согласно справке МКУ МФЦ в городе Иванове от 10.10.2018 года в указанном жилом помещении на регистрационном учете состоят Арсенихин В.И., Арсенихина А.Г., Арсенихин М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 12,26). Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.10.2018 года (л.д. 30) следует, что сведения о зарегистрированных правах на спорный объект недвижимости отсутствуют. Арсенихин В.И., Арсенихина А.Г. обращались в Департамент имущественных отношений МО РФ с заявлениями о разрешении приватизации жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д.8,9). На данные обращения Департамент имущественных отношений МО РФ направил ответ от 21.04.2017 года, из которого следует, что балансодержателем дома являлось ФГКЭУ «Ивановская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, которое на основании приказа Министра обороны РФ от 17.12.2010 года №1871 реорганизовано путем присоединения к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, однако спорное имущество на баланс последнего не передано, в связи с чем заявителям разъяснено право на разрешение данного вопроса в рамках гражданского судопроизводства (л.д.13). Как следует из представленных истцом справок АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Арсенихины В.И., М.В., А.Г., право на участие в приватизации не использовали (л.д.17-19). В силу ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшего на период предоставления спорной квартиры, единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, который выдавался гражданину на основании решения исполнительного комитета районного, городского Совета народных депутатов о предоставления жилого помещения. Приказом Министра обороны СССР от 22.04.1965 № 100 введено в действие Положение о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, согласно которому выдача ордеров на получение жилой площади в соответствии с утвержденными начальником гарнизона (старшим морским начальником) решениями жилищных комиссий воинских частей производится начальниками КЭЧ районов (гарнизонов) и МИС военно-морских баз (пунктов базирования). Статьей 101 ЖК РСФСР было установлено, что жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов; под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры. Верховным Судом РСФСР в Постановлении Пленума от 26.12.1984 N 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20). Из системного толкования вышеприведенных норм права, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду оно принадлежит. Между тем, стороной ответчика в нарушение ст. 56 и ст. 60 ГПК РФ не представлено допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения. Напротив, из исследованных судом доказательств усматривается, что в установленном законом порядке спорная квартира к числу служебных жилых помещений отнесена не была, т.е. фактически имеет статус постоянного жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма. Поскольку в процессе судебного разбирательства установлено, что Арсенихин В.И. и члены его семьи занимают жилое помещение на законных основаниях, спорное жилое помещение предоставлено для постоянного проживания, не является специализированным (служебным или общежитием), у истцов отсутствует возможность заключения договора приватизации жилого помещения во внесудебном порядке, суд приходит к выводу, что истцы имеют право приобрести спорную квартиру, в собственность. Обстоятельств, исключающих возможность приватизации жилого помещения, судом не установлено. Третье лицо Арсенихин И.В. <данные изъяты>, указанный в ордере от 06.10.2004 года в качестве члена семьи Арсенихина В.И., от участии в приватизации отказался. Таким образом, суд приходит к выводу о признании за Арсенихиным В.И. и Арсенихиной А.Г. по <данные изъяты>, за Арсенихиным М.В. <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> порядке приватизации. Статьей 235 Гражданского кодекса РФ, посвященной основаниям прекращения права собственности, предусмотрено, что по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. Соответственно, настоящее решение является основанием для прекращения права государственной собственности Российской Федерации и права оперативного управления «Ивановская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, РЕШИЛ: Иск Арсенихина Владимира Ивановича, Арсенихиной Анны Григорьевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Арсенихина Михаила Владимировича к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить. Признать за Арсенихиным Владимиром Ивановичем <данные изъяты>, за Арсенихиной Анной Григорьевной <данные изъяты>, за Арсенихиным Михаилом Владимировичем <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на жилое помещение кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>. Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иваново в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья Смирнов Д.Ю. Мотивированное решение изготовлено 03.12.2018 года |