ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1606/20 от 10.08.2020 Коломенского городского суда (Московская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ. Коломна

Коломенский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Шевченко С.Н.,при секретаре судебного заседания ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к <данные изъяты> об обязании внести изменения в договоры аренды, заключить дополнительные соглашения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства,к <данные изъяты> об обязании внести изменения в договоры аренды на земельные участки от ДД.ММ.ГГГГ с К, от ДД.ММ.ГГГГ с К: по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в Приложении 1 Расчет арендной платы за земельный участок: «годовая арендная плата за земельный участок рассчитывается, исходя из 1,5% кадастровой стоимости земельного участка», «Годовая арендная плата за земельный участок составляет 4354,08 руб.», «Сумма ежеквартального платежа составляет 1088,52 руб.»; по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в Приложении 1 Расчет арендной платы за земельный участок внести следующие изменения: «Годовая арендная плата за земельный участок рассчитывается, исходя из 1,5% кадастровой стоимости земельного участка», «Годовая арендная плата за земельный участок составляет 2603,17 руб.», «Сумма ежеквартального платежа составляет 650,79 руб.».Также просит обязать ответчика заключить дополнительные соглашения об изменении расчета арендной платы за земельные участки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключены договоры аренды земельных участков и , в соответствии с условиями которых истцу за плату во временное владение и пользование ответчиком были переданы, соответственно, земельный участок площадью 184 кв.м с К, категория земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «строительство придорожного кафе», расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>; и земельный участок площадью 110 кв.м с К, категория земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «под строительство придорожного кафе», расположенный по адресу: <адрес>.

Договоры заключены на срок до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с приложениями к договорам, годовая арендная плата за земельные участки составляет 129730,71 руб. и 77556,40 руб.

На земельных участках в момент заключения договоров был расположен объект незавершенного строительства с К, принадлежащий ФИО4 на праве собственности.

В настоящее время на земельных участках расположено нежилое здание (<данные изъяты>), общей площадью 234,2 кв.м, К, принадлежащее истцу на праве собственности.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с предложением о перерасчете арендной платы по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ: по формуле 290272,08 руб. (кадастровая стоимость земельного участка) * 1,5% : 100% = 4354,08 руб.; по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ: по формуле 173544,80 руб. (кадастровая стоимость земельного участка) * 1,5% : 100% = 2603,17 руб., а также о внесении соответствующих изменений в приложения к договорам.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик в удовлетворении требований истца отказал.

Считая данное решение незаконным, а установленный договорами размер арендной платы не соответствующим нормам действующего законодательства и подлежащим перерасчету, истец обратился в суд с настоящим иском.

Истец ФИО4, его представители ФИО8, ФИО7, в отношении которых судом были предприняты необходимые меры по надлежащему извещению о времени и месте слушания по делу <данные изъяты> в судебное заседание не явились. С учетом данных обстоятельств, наличия в материалах дела заявленийистца, представителя истца ФИО8, действующего на основании доверенности <данные изъяты> о рассмотрении дела в их отсутствие <данные изъяты>), суд рассмотрел дело в отсутствие истца и его представителей в порядке ч.ч.3,5 ст.167 ГПК РФ.

Ответчик <данные изъяты> в судебное заседание своего представителя не направил. В письменном возражении на исковое заявление ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В удовлетворении исковых требований ответчик просит отказать, в обоснование своей позиции указывает, что обращение истца с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ не является обращением надлежащим обращением к ответчику о предоставлении государственной услуги «Заключение дополнительного соглашения к договору аренды в части расчета арендной платы», а является лишь досудебной претензией, а письменный ответ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ не является решением органа местного самоуправления, которое может быть обжаловано. Также в возражении указано, что действующее законодательство не запрещает устанавливать ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ, а также за земельные участки, право собственности на которые не разграничено, выше ставок, предусмотренных для земельных участков, которые находятся в федеральной собственности <данные изъяты> В дополнительном отзыве на исковое заявление ответчиком указано, что в письменном предложении истца об изменении условий договоров аренды им не была указана достоверная информация о том, что на земельных участках расположены объекты, строительство которых завершено, поэтому досудебный порядок, предусмотренный для данной категории спора, истцом соблюден не был.

Полагает, что расчет арендной платы, исходя из 1,5% кадастровой стоимости земельных участков должен производиться с момента регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды в регистрационном органе, а не с момента обращения с вышеуказанным предложением.

Обращено внимание суда на то обстоятельство, что в соответствии с п. 6.2 Договоров аренды при невозможности урегулирования спорных вопросов в процессе переговоров споры подлежат рассмотрению в <данные изъяты>).

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «в», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В силу абзаца 2 части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельного кодекса РФ) нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Кодексу.

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).

Согласно части 1 и части 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ).

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582; к ним отнесены: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования; принцип предсказуемости расчета арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков; принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога; принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые и предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Федеральным законодательством установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности - к полномочиям органов местного самоуправления (подпункт 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункты 2, 3 части 3 ст.39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).

<данные изъяты> по установлению порядка определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, были реализованы принятием ст. 14 Закона Московской области от 7 июня 1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с п. 3, 6 ч. 1 ст. 14 названного Закона Московской области, арендная плата за земельные участка государственная собственность на которые не разграничена, определяется по формуле: АПЛ = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где Аб - базовый размер арендной платы; Км – коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; Пкд– корректирующий коэффициент; Км – коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S – площадь арендуемого участка.

Согласно части 3 статьи 14 названного Закона расчет арендной платы с учетом вида разрешенного использования (Кд), местоположение земельного участка на территории муниципального образования (Км), а также корректирующего коэффициента (Пкд), применяемого только к коэффициентам, учитывающим вид разрешенного использования земельного участка, производится как базовый размер арендной платы одного кв. м умноженный на коэффициенты (множители) Кд, Км (Пкд).

Судом установлено, что на основании договоров аренды земельных участков и от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между сторонами, ответчиком истцу за плату во временное владение и пользование ответчиком были переданы, соответственно, земельный участок площадью 184 кв.м с К, категория земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «строительство придорожного кафе», расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, и земельный участок площадью 110 кв.м с К, категория земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес><данные изъяты>

Договоры заключены на срок до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с приложениями к договорам, годовая арендная плата за земельные участки составляет 129 730,71 руб. и 77 556,40 руб.

На земельных участках в момент заключения договоров был расположен объект незавершенного строительства с К, принадлежащий ФИО4 на праве собственности.

В настоящее время на земельных участках расположено нежилое здание (<данные изъяты>), общей площадью 234,2 кв.м, с К, принадлежащее истцу на праве собственности (<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с предложением о перерасчете арендной платы по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ: по формуле 290 272,08 руб. (кадастровая стоимость земельного участка) * 1,5% : 100% = 4 354,08 руб.; по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ: по формуле 173 544,80 руб. (кадастровая стоимость земельного участка) * 1,5% : 100% = 2 603,17 руб., а также о внесении соответствующих изменений в приложения к договорам <данные изъяты>

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик в удовлетворении требований истца отказал, указывая, чтоарендная плата рассчитана по формуле, предусмотренной части 3 ст. 14 Закона Московской области от 7 июня 1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», а положения п.5 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» в отношении данных земельных участков не применяются, поскольку земельные участки не находятся в собственности Российской Федерации (л.д.20,76).

Суд с доводами стороны ответчика не соглашается, ввиду нижеследующего.

В соответствии с п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Такие принципы утверждены постановлением .

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, Основные принципы определения арендной платы дополнены еще одним принципом , предусматривающим, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением № 582.

В п. 30 раздела 8 указанных Методических рекомендаций в целях применения принципа № 7 при определении арендной платы за земельные участки рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 27 ЗК РФ) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается. В указанном случае при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте (с учетом положений п. 1 ст. 387 НК РФ).

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 г. (вопрос 7 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике) сформулирована правовая позиция о том, что Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением № 582, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена; вместе с тем в силу п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ постановление № 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Поскольку указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, соответствующим компетентным органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов, в том числе в пределах, указанных в принципе (действующем с ДД.ММ.ГГГГ), в отношении ограниченных в обороте земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, сформированных с учетом площади, необходимой для их эксплуатации.

При таком положении является ошибочным вывод о том, что при определении размера арендной платы за земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, или муниципальные земли не подлежат применению Основные принципы определения арендной платы.

При рассмотрении споров, вытекающих из договоров аренды публичных земель, суды вправе применительно к ст. 12 ГК РФ и ст. 13 АПК РФ давать оценку нормативным правовым актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за земельные участки, с точки зрения их соответствия указанным принципам и не применять нормативный правовой акт публичного образования, противоречащий нормативному правовому акту большей юридической силы.

В том случае, если установленный компетентным органом в нормативном правовом акте размер арендной платы за указанные земли выше указанного в принципе , арендная плата подлежит исчислению с применением данного принципа.

В соответствии и по смыслу части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Пунктом 7 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

В силу пункта 14 части 5 статьи 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничиваются в обороте.

Согласно части 2 статьи 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Договоры аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ содержат сведения о том, что в соответствии с заключением <данные изъяты> земельный участок с К частично расположен в зоне транспортной инфраструктуры (улицы и дороги местного значения), а также во <данные изъяты>, а земельный участок с К полностью расположен в зоне транспортной инфраструктуры (улицы и дороги местного значения), <данные изъяты>.

Таким образом, материалами дела подтверждаются те обстоятельства, что земельные участки, предоставленные истцу на основании договоров аренды, не могут быть переданы ему в собственность, как собственнику расположенного на них нежилого здания – придорожного кафе в силу части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, так как являются ограниченными в обороте.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что при определении размера арендной платы за указанные земельные участки надлежит руководствоваться постановлением в части установления Основных принципов определения арендной платы.

Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» предусмотрен расчет арендной платы в соответствии с ее ставками либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов.

Согласно п. 5(1) постановления Правительства РФ № 582 в случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы определяется в размере земельного налога.

Следовательно, размер арендной платы за земельные участки, переданные истцу ответчиком, следует исчислять, исходя изразмера установленного в отношении них земельного налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О земельном налоге на территории <данные изъяты> на территории <данные изъяты> установлен земельный налог в размере ставки 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении:1) земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и не используемых для сельскохозяйственного производства;2) прочих земельных участков.

Кадастровая стоимость земельного участка с К составляет 290282,08 руб. <данные изъяты>

Кадастровая стоимость земельного участкас К составляет 173544,80 руб. <данные изъяты>

С учетом установленных обстоятельств, размер арендной платы за земельный участокс Кдолжен составлять4354,23 руб. (290282,08 руб. * 1,5% = 4354,23 руб.), сумма ежеквартального платежа – 1088,56 руб.Приведенные в уточненном исковом заявлении размер годовой арендной платы за земельный участок – 4354,08 руб., сумма ежеквартального платежа – 1088,52 руб., по мнению суда, рассчитаны неверно.

Размер арендной платы за земельный участокс К должен составлять 2603,17 руб. (173544,80 руб. * 1,5% = 2603,17 руб.), сумма ежеквартального платежа – 650,79 руб.

В силу статей 606, 611 и 614 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество во временное владение и пользование (во временное владение), а арендатор – вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год (пункт 3 статьи 614 ГК РФ).

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 ЗК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.

На основании пункта 1 статьи 424 ГК РФ и статьи 39.7 ЗК РФ плата за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.

Из положений статей 421, 422 ГК РФ следует, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

В соответствии со статьей 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.

Статьей 446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Принимая во внимание перечисленные обстоятельства, суд находит обоснованными уточненные исковые требования ФИО4 в части обязания ответчика внести изменения в договоры аренды на земельные участки от ДД.ММ.ГГГГ с К, от ДД.ММ.ГГГГ с К: по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в Приложении 1 Расчет арендной платы за земельный участок: «годовая арендная плата за земельный участок рассчитывается, исходя из 1,5% кадастровой стоимости земельного участка», Годовая арендная плата за земельный участок составляет 4 354,08 руб.», «Сумма ежеквартального платежа составляет 1 088,52 руб.»; по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в Приложении 1 Расчет арендной платы за земельный участок внести следующие изменения: «Годовая арендная плата за земельный участок рассчитывается, исходя из 1,5% кадастровой стоимости земельного участка», «Годовая арендная плата за земельный участок составляет 2 603,17 руб.», «Сумма ежеквартального платежа составляет 650,79 руб.», в части обязания ответчика заключить с истцом дополнительные соглашения об изменении расчета арендной платы за земельные участки.

Вместе с тем, в части 3 статьи 453 ГК РФ указано, что в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке – с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.

Таким образом, уточненные исковые требования ФИО4 в части обязания ответчика заключить дополнительные соглашения к договорам аренды земельных участков с момента отказа во внесении изменений в договоры во внесудебном порядке, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежат.

Возложение обязанности внести изменения в договоры аренды за прошедший период времени противоречит статье 453 ГК РФ и общим принципам гражданского законодательства.

Приходя к такому выводу, суд также исходит из того обстоятельства, что при обращении к ответчику с предложением внести изменения в заключенные договоры аренды ФИО4 не сообщил ответчику о том, что на земельных участках расположено законченное строительством здание, не приложил выписку из ЕГРН в обоснование своих доводов, неверно рассчитал размер годовой арендной платы за земельный участок с К, в связи с чем у ответчика не могло возникнуть обязательство внести указанные изменения в договоры аренды с ДД.ММ.ГГГГ.

Условия договоров аренды, дополнительных соглашений об изменении арендной платы, определенные решением суда, подлежат применению, начиная с даты вступления в законную силу решения суда.

На основании положения ст. 206 ГПК РФ для заключения дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков суд устанавливает срок в один месяц со дня вступления решения суда в законную силу, и находит данный срок разумным и достаточным для исполнения ФИО2 возложенной решением суда обязанности по заключению договора.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО4 к <данные изъяты> об обязании внести изменения в договоры аренды, заключить дополнительные соглашенияудовлетворить частично.

Обязать <данные изъяты> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ФИО4, в Приложении 1 Расчет арендной платы за земельный участок внести следующие изменения: «Годовая арендная плата за земельный участок рассчитывается, исходя из 1,5% кадастровой стоимости земельного участка», «Годовая арендная плата за земельный участок составляет 4 354,23 руб.», «Сумма ежеквартального платежа составляет 1 088,56руб.»;

по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ФИО4, в Приложении 1 Расчет арендной платы за земельный участок внести следующие изменения:«Годовая арендная плата за земельный участок рассчитывается, исходя из 1,5% кадастровой стоимости земельного участка», «Годовая арендная плата за земельный участок составляет 2 603,17 руб.», «Сумма ежеквартального платежа составляет 650,79 руб.».

Обязать <данные изъяты> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить дополнительные соглашения об изменении расчета арендной платы по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, начиная с даты вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований ФИО4 Вячеслава Егоровичак <данные изъяты> в части обязания внести изменения по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в Приложении 1 Расчет арендной платы за земельный участок: «Годовая арендная плата за земельный участок составляет 4 354,08 руб.», «Сумма ежеквартального платежа составляет 1 088,52 руб.», обязания заключить дополнительные соглашения об изменении арендной платы по договорам аренды земельных участков, начиная с ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Московский областной суд через Коломенский городской суд.

Судья С.Н. Шевченко