Дело № 2-1606/2013 07 ноября 2013 годаРЕШЕHИЕ
Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего Пестерева С.А.,
при секретаре Белых С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 07 ноября 2013 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района Архангельской области в интересах Шварева * к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «*» о взыскании недоначисленной заработной платы и установлении оклада не ниже минимального размера оплаты труда,
установил:
прокурор Вельского района Архангельской области в интересах Шварева В.А. обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «*» (далее – МБОУ «*») о взыскании недоначисленной заработной платы и установлении оклада не ниже минимального размера, оплаты труда.
Обосновывает требования тем, что он на основании заявления Шварева В.А. прокуратурой Вельского района проведена проверка, в результате которой было установлено, что истец трудится у ответчика в должности рабочего по обслуживанию зданий и сооружений. Заработная плата выплачивается истцу без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Считает, что установленный размер заработной платы нарушает трудовые права истца, поскольку с 1 января 2013 года Федеральным законом от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составляет 5205 рублей. Просит взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за август и сентябрь 2013 года в сумме * и возложить обязанность выплачивать истцу при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, до прекращения трудовых отношений.
В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Канаев А.И., настоял на удовлетворении иска по тем же основаниям, пояснив, что задолженность по заработной плате истцу до настоящего времени не выплачена и подлежит она взысканию без учета НДФЛ.
Шварев В.А. на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия, на удовлетворении иска настаивает в полном объеме.
Представитель МБОУ «*» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.118).
Суд рассматривает данное гражданское дело в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав помощника прокурора Канаева А.И., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона представляет суду доказательства по тем обстоятельствам, на которые она ссылается, как на основания заявленных требований.
В судебном заседании установлено, что * года в порядке реорганизации «Муниципальная общеобразовательная *» переименована в муниципальное бюджетное образовательное учреждение «*», о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц Федеральной налоговой службы (л.д.35-37).
* года между истцом и ответчиком заключен трудовой договор № * на неопределенный срок по основному месту работы. Согласно условий договора, Шварев В.А. принят на должность рабочего по обслуживанию зданий и сооружений (л.д.22-24).
На основании трудового договора издан приказ № * от * года, и внесена запись в трудовую книжку (л.д.14-21,31).
Согласно условий вышеназванного трудового договора за выполнение трудовых функций рабочего по обслуживанию зданий и сооружений, Швареву В.А. установлен должностной оклад в размере * и определены доплаты компенсационного характера, куда входит в том числе: районный коэффициент – 20 %, надбавка за работу в районах Крайнего Севра и приравненных к ним местностях – 50 %, и иные стимулирующие доплаты и надбавки согласно положения о системе оплаты работников.
Статья 37 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» № 232-ФЗ от 03 декабря 2012 года с 1 января 2013 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5205 рублей в месяц.
Частью 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантироваться каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
При этом часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 настоящего Кодекса.
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно - правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Следовательно, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В соответствии с п. 6 раздела 1 Положения «О системе оплаты труда работников МБОУ «*» (далее - Положение) система оплаты труда работников учреждения включают в себя размеры должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера. (л.д.39—83)
Третий раздел Положения содержит перечень выплат компенсационного характера, их размеры и порядок их определения, в том числе выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Согласно п.п. 9 раздела 1 Положения месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимальной заработной платы в Архангельской области.
Система оплаты труда в образовательном учреждениях устанавливается с учетом мнения выборного профсоюзного органа в соответствии с трудовым законодательством. (п.4 раздела I Положения)
В силу раздела 2 Положения размеры окладов (должностных окладов) заработной платы устанавливаются руководителем учреждения из расчета минимальных размеров окладов, ставок заработной платы с учетом повышающих коэффициентов по профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы.
На основании указанных норм суд приходит к выводу, что работодатель незаконно установил истцу размер заработной платы, который без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет менее суммы 5205 рублей.
В соответствии с трудовым договором работнику Швареву В.А. установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями по графику. Продолжительность рабочей недели не может превышать 40 часов.
В августе 2013 года истец отработал 136 часов при норме рабочего времени * часов, в сентябре 2013 года Шварев В.А. отработал полную норму - * часов. Данные обстоятельства подтверждаются табелями учета рабочего времени за спорный период (л.д.25—30).
Прокурором представлен вариант расчета заработной платы за период с августа по сентябрь 2013 года, который суд считает правильным, как не противоречащий действующему законодательству, данный расчет согласуется с расчетом ответчика, то суд принимает его за основу.
Таким образом, за август и сентябрь 2013 года, в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в сумме * без учета вычета подоходного налога (НДФЛ).
В трудовом и налоговом законодательстве не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании с гражданина сумм подоходного налога при рассмотрении дела по его иску о взыскании заработной платы.
Удержание подоходного налога в соответствии с действующим законодательством должно производиться при исполнении решения суда.
Так, согласно п.п.1,2 статьи 226, подп.1 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, облагаемые налогом на доход физических лиц, обязаны исчислять, удерживать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать денежные средства, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
Следовательно, исковые требования прокурора о взыскании недоначисленной заработной платы подлежат удовлетворению.
Исходя из вышеизложенного, подлежит удовлетворению и требование прокурора о возложении обязанности на работодателя начислять и выплачивать заработную плату без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, поскольку оно основано на законе.
Других требований не заявлялось, то суд рассмотрел те требования, которые были заявлены, поскольку согласно ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основание иска определяет истец.
В соответствии со ст.ст. 98, 102, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в пользу бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Вельского района Архангельской области в интересах Шварева * к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «*» - удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «*» в пользу Шварева * в счет недоначисленной заработной платы за период с * года в сумме *.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «*» выплачивать Швареву * при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до прекращения трудовых отношений.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «*» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» в размере *рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Архангельском областном суде через Вельский районный суд.
Председательствующий С.А. Пестерев