дело № 2- 1606/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 мая 2018 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нурисламовой Р.Р.,
при секретаре Ситдиковой А.А.,
с участием представителя истца- ФИО1,
представителя ответчика Администрации городского округа г.Уфа РБ- ФИО3,
представителя ответчика ПАО «Газпром газораспределение Уфа» - ФИО4,
представителя ответчика МУП «Дирекция по строительству и содержанию в поселке Нагаево» - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к Администрации городского округа г.Уфа РБ, ПАО «Газпром газораспределение Уфа», МУП «Дирекция по строительству и содержанию в поселке Нагаево», Управлению по обеспечению жизнедеятельности Администрации городского округа г.Уфа РБ, МБУБ Октябрьского района г.Уфы о понуждении к исполнению обязанностей по договору в натуре,
у с т а н о в и л:
ФИО6 обратился в суд с иском к Администрации городского округа г.Уфа РБ, ПАО «Газпром газораспределение Уфа», МУП «Дирекция по строительству и содержанию в поселке Нагаево», Управлению по обеспечению жизнедеятельности Администрации городского округа г.Уфа РБ, МБУБ Октябрьского района г.Уфы, в котором просит суд:
- понудить ответчиков газифицировать <адрес> до земельного участка, принадлежащего на праве собственности истцу, расположенного по адресу: РБ, г.ФИО2, <адрес>, уч.96, кадастровый №, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- понудить ответчиков к заключению и исполнению договора о водоснабжении и водоотведении земельного участка, расположенного по адресу: РБ, г.ФИО2, <адрес>, кВ.5, уч.96, кадастровый №, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу;
- понудить ответчиков к проведению автомобильных дорог, в соответствии с положениями Градостроительного Кодекса РФ и иных нормативных правовых актов, регламентирующих данные правоотношения, в районе нахождения земельного участка, расположенного по адресу: РБ, г.ФИО2, <адрес>, уч.96, кадастровый №, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- взыскать солидарно с ответчиков в пользу ФИО6 государственную пошлину в размере 300, 00 рублей;
- взыскать солидарно с ответчиков в пользу ФИО6 расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000, 00 рублей.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ главой Администрации <адрес> РБ вынесено постановление № «О предоставлении земельных участков вынужденным переселенцам, согласно приложению, в <адрес> в пожизненное наследуемое владение для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов», в соответствии с которым ФИО6 предоставлен земельный участок № в квартале №, площадью 1498 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ за истцом зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 и ФИО9 заключен договор купли-продажи ? доли в общей долевой собственности на указанный земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО6 и ФИО12 на жилой дом на данном земельном участке. На сегодняшний день на предоставленном земельном участке до сих пор отсутствует газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, автомобильные дороги местного значения, что препятствует использованию земельного участка по его назначению. Администрацией городского округа <адрес> РБ не предприняты меры по подключению выделенных земельных участков в <адрес> к сетям инженерно-технического обеспечения, организации транспортной инфраструктуры, чем нарушаются права владения и пользования земельным участком истца. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрациею городского округа <адрес> РБ с заявлением с просьбой об обеспечении жителей <адрес>, в том числе ул.ракитовой, инженерной и транспортной инфраструктурой. ДД.ММ.ГГГГ на обращение истца указано, что уполномоченной организацией по строительству дорог и сооружению инженерных сетей микрорайона Нагаево является МУП «Дирекция по строительству и содержанию в поселке Нагаево», которая, в свою очередь, передает свои полномочия по созданию коммунальной инфраструктуры в <адрес> иным специализированным организациям. Ответ Администрации городского округа <адрес> РБ содержит указание, что для подключения дома к наружному газопроводу истцу необходимо обратиться в филиал ПАО «Газпром газораспределение ФИО2» для получения технических условий. ДД.ММ.ГГГГ истцом получены технические условия на осуществление технологического присоединения земельного участка к системе газоснабжения. ДД.ММ.ГГГГ от ПАО «Газпром газораспределение ФИО2» получен проект договора о подключении № индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: РБ, г.ФИО2, <адрес>. В соответствии с приложением 1 к договору, плата за технологическое присоединение составляет 2 117 788, 35 рублей, при этом протяженность строящегося газопровода равна 1600м. Истец считает, что данные расчеты противоречат Правилам подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения. Так, газовая труба по <адрес> отсутствует, и местность, на которой находится земельный участок истца, не газифицирована. ПАО «Газпром газораспределение ФИО2», рассчитывая плату за присоединение жилого дома истца, заложил в расчет стоимость укладки газопровода по всей улице ракитовой, сочтя возможным сделать это только за счет средств истца, ВТО время как плата истца не может превышать 50 000, 00 рублей. Считает, что действующим законодательством на органы местного самоуправлении накладывается обязанность по организации на территории города инженерной и транспортной инфраструктуры, а именно – водоснабжения, электроснабжения, укладки дорожного полотна. Оплата стоимости по инженерному обеспечению одного земельного участка осуществляется за счет бюджетных средств. Однако в настоящий момент никаких действий по обеспечению жителей <адрес> по ул.ракитовая инженерной и транспортной инфраструктурой не производится, в связи с чем нарушаются законные права и интересы истца и иных собственников земельных участков. В связи с этим, полагает, что Администрации городского округа <адрес> РБ необходимо понудить специализированные организации к исполнению публичных гражданско-правовых договоров, результатом которого будет являться газоснабжение, водоснабжение, проведение транспортной инфраструктуры на принадлежащем истцу земельном участке.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица привлечен временный управляющий МУП «Дирекция по строительству и содержанию в поселке Нагаево» ФИО10
Представитель истца исковые требования поддержала, просила удовлетворить по приведенным в иске доводам и основаниям. Суду пояснила, что по настоящее время к земельному участку истца не подведено водоснабжение, канализация, газоснабжение, отсутствует автомобильная дорога. Дом построен, но не функционирует, истец в доме не проживает, вынужден проживать в сторожке. Земельный участок был предоставлен истцу в качестве меры социальной защиты как вынужденному переселенцу, именно Администрация городского округа г.ФИО2 РБ в соответствии с полномочиями, данными ей как органу местного самоуправления, обязана провести газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, транспортную инфраструктуру. При этом Администрация праве привлекать специализированные организации, давать им поручения, заключать договоры с негосударственными организациями на оказание работ и услуг по благоустройству подведомственной ей территории.
Представитель ПАО «Газпром газораспределение ФИО2» исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, указав на следующее. Порядок подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения регулируется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее Правила №). Пунктом 59 Правил № предусмотрено, что подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. Согласно пункту 60 Правил №, по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению). На основании заявки ФИО6 о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с выданными техническими условиями № филиалом ПАО «Газпром газораспределение ФИО2» в <адрес> был составлен и направлен истцу проект договора о подключении, с расчетом платы за мероприятия по подключению от ближайшей возможной точки подключения к газопроводу, принадлежащему ПАО «Газпром газораспределение ФИО2». Согласно пункту 96 Правил №, размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Расчет платы за подключение объекта капитального строительства, принадлежащего ФИО6 , составлен согласно Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину», утвержденных Приказом ФСТ России от ДД.ММ.ГГГГ№-э/3 (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ№) (далее- Методические указания). В соответствии с пунктом 29 Методических указаний, величина платы за технологическое присоединение на основании утвержденных стандартизированных тарифных ставок для случаев, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до сети газораспределения ГРО, составляет более 150 метров, определяется по формуле с учетом положений пункта 16 настоящих Методических указаний. Размеры стандартизированных тарифных ставок для расчета платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения на территории Республики Башкортостан на 2016 год установлены постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№. По общему правилу, подключение (технологическое присоединение) осуществляется от сетей газораспределения, принадлежащему исполнителю (в данном случае ПАО «Газпром газораспределение ФИО2»), что следует из понятийного аппарата, данного в пункте 2 Правил №. Исполнитель по договору подключения в контексте Правил №- это газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий пункта 34 настоящих Правил, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов. Вместе с тем, согласно пункт 34 Правил №, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения и (или) газопотребления которой присоединена сеть газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом запрос о предоставлении технических условий, заявка о подключении (технологическом присоединении) должны содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления. В случае если строительство газопровода от сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента осуществляется исполнителем по земельному участку основного абонента, к запросу о предоставлении технических условий, заявке о подключении (технологическом присоединении) прилагается согласие основного абонента на осуществление строительства газопровода на его земельном участке. При предоставлении проекта договора о подключении истец был дополнительно уведомлен письмом филиала ПАО «Газпром газораспределение ФИО2» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о возможности подключения от газопровода низкого давления, идущего по <адрес>, заказчиком которого по имеющейся у филиала информации, выступал ФИО11. Также пояснил суду, что в настоящее время ситуация изменилась, у истца есть возможность подключения с <адрес>, что указывает на отсутствие у истца препятствий для подключения. При этом, в обязанности ПАО «Газпром газораспределение ФИО2» входит установление точек подключения, заключение договоров, определение стоимости подключения.
Представитель Администрации городского округа г.ФИО2 исковые требования не признал, в удовлетворении просил отказать, указав, что инженерная инфраструктура находится в ведении МУП «Уфаводоканал», МУП «Дирекция по строительству и содержанию в поселке Нагаево», которые являются самостоятельными юридическими лицами.
Представитель МУП «Дирекция по строительству и содержанию в поселке Нагаево» возражал против удовлетворения исковых требований, ввиду их необоснованности.
Истец ФИО6 , представители ответчиков Управления по обеспечению жизнедеятельности Администрации городского округа г.ФИО2 РБ, МБУБ <адрес>, третье лицо- временный управляющий МУП «Дирекция по строительству и содержанию в поселке Нагаево» ФИО10, представитель третьего лица <адрес> городского округа г.ФИО2 РБ на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. От истца поступило заявление о рассмотрении дела без его участия. На основании ст. 48, 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конвенцией от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции».
Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от ДД.ММ.ГГГГ «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Судом установлено, что постановлением главы Администрации <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ вынужденным переселенцам предоставлены земельные участки общей площадью 1,9868га, относящиеся к категории земель поселений, в <адрес> в пожизненное наследуемое владение для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов.
На основании постановления главы Администрации <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ№, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО6 и ФИО12 являются собственниками жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: РБ, г.ФИО2, <адрес>,- по ? доли каждый.
Между истцом и ООО «Дирекция строительства» заключен договор на выполнение работ по строительству коммуникаций инженерного обеспечения в отношении участка № в квартале 5 под строительство индивидуального жилья на территории жилого района <адрес>.
Постановлением первого заместителя главы Администрации городского округа <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве уполномоченной организации по строительству и содержанию объектов инженерной инфраструктуры на территории, предназначенной для коттеджной застройки в районе <адрес> городского округа г.ФИО2 РБ, определена МУП «Дирекция по строительству и содержанию в поселке Нагаево».
Постановлением и.о. Главы Администрации ГО г.ФИО2 РБ № от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу постановление главы Администрации ГО г.ФИО2 РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об уполномоченной организации по строительству и обслуживанию территории, предназначенной для коттеджной застройки в районе <адрес> городского округа г.ФИО2 РБ».
Согласно определения Арбитражного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «Дирекция по строительству и содержанию в поселке Нагаево» в связи с возбуждением дела о несостоятельности (банкротстве) введена процедура наблюдения, временным управляющим назначен ФИО10
ДД.ММ.ГГГГ истцом получены технические условия на осуществление технологического присоединения земельного участка к системе газоснабжения. ДД.ММ.ГГГГ от ПАО «Газпром газораспределение ФИО2» получен проект договора о подключении № индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: РБ, г.ФИО2, <адрес>.
Согласно пункту 3.1 проекта договора №, предварительный размер платы за технологическое присоединение составляет 2 117 788, 35 рублей (в том числе НДС- 18%), в том числе стоимость разработки проекта газоснабжения и проведения его экспертизы составляет 434 265, 51 рублей (в том числе НДС- 18%). Окончательный размер платы за технологическое присоединение будет уточнен сторонами путем подписания дополнительного соглашения к настоящему Договору после утверждения размера платы за технологическое присоединение органом исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов.
ДД.ММ.ГГГГФИО6 обратился в Администрацию городского округа <адрес> РБ с заявлением об обеспечении жителей <адрес>, в том числе по <адрес> инженерной и транспортной инфраструктурой, в том числе организовать тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, дорожную деятельность в течение не более 2 месяцев с даты регистрации сообщения.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением по обеспечению жизнедеятельности Администрации городского округа г.ФИО2 РБ истцу дан ответ № с разъяснением, что МУП «Дирекция по строительству и содержанию в поселке Нагаево» - уполномоченная организация по строительству дорог и сооружению инженерных сетей, созданная для производства работ по устройству дорожного полотна на территории индивидуальной застройки микрорайона Нагаево, которое носит временный характер на период осуществления строительства жилых домов. С момента создания данного учреждения построены сети газопровода протяженностью 45 км, электроснабжения- 64км, уличного освещения- 66км, дороги (ПГС, щебень), в том числе по <адрес>. В настоящее время МУП «Дирекция по строительству и содержанию в поселке Нагаево» ведется работа по передаче сетей наружного освещения в хозяйственное ведение МУЭСП «УфаГорСвет», сетей электроснабжения и сетей газораспределения на обслуживание в специализированные организации. Для подключения частного дома к наружному газопроводу по улице ракитовая истцу следует обратиться в филиал ПАО «Газпром газораспределение ФИО2» для получения технических условий. В целях обеспечения жителей района Зауфимья надлежащим водоснабжением и водоотведением Администрацией городского округа <адрес> РБ разработана и прошла государственную экспертизу проектно- сметная документация на строительство объектов «Водоснабжение жилой застройки территории Зауфимья в Октябрьском и <адрес>х городского округа г.ФИО2 РБ (I очередь жилой район «Нагаево»). Магистральный водовод от <адрес> до площадки резервуаров чистой воды на отм. 206,0м» и «Канализация жилой застройки территории Зауфмья в Октябрьском и <адрес>х городского округа город ФИО2 Республики Башкортостан (I очередь жилой район «Нагаево»). Канализационные коллекторы от КНС в районе Зинино до КНС «Южная». Администрацией городского округа г.ФИО2 РБ направлено обращение в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ о включении указанного объекта в Республиканскую адресную инвестиционную программу. Содержание дорожного полотна производится муниципальным бюджетным учреждением по благоустройству <адрес>.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Таким образом, исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно- технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности.
Так, в соответствии со ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от своих обязательств.
Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что газоснабжение населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании ст.23.2 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с действующим пунктом 17 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. №, плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов газового хозяйства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных ч.2 ст.17 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст.23.2 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»). Обязанность по внесению платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения при отсутствии указанных тарифов не может быть возложена на собственников объектов капитального строительства, поскольку плата за технологическое присоединение подлежит государственному регулированию.
Технологическое присоединение- процесс, дающий возможность присоединения внутридомового оборудования истцов к коммунальным сетям (п.2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013г. №).
В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность- деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п.п.6 ч.1 ст.13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ч.3 ст.15 указанного закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии со п.п.4,5 п.1 ст.<адрес>- города ФИО2 Республики Башкортостан к вопросам местного значения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В полномочия администрации города входит: полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (п.7 ч.1 ст.6), разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа, требовании к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.10 ч.1 ст.6).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Между тем, как установлено судом и следует из материалов дела, в настоящее время Администрацией городского округа <адрес> РБ не предприняты какие-либо меры по обеспечению возможности подключения выделенного истцу земельного участка к сетям инженерно–технического обеспечения, организации транспортной инфраструктуры, по разработке и утверждению проекта об обеспечении инженерной инфраструктурой.
Как следует из ответа <адрес> ГО г.ФИО2 РБ от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с постановлением Администрации ГО г.ФИО2 РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> находится на содержании МБУ по благоустройству <адрес>. Обслуживание сетей электроснабжения осуществляется ПО ЦЭС ООО «Башкирэнерго», сетей газоснабжения- ПАО «Газпром газораспределение ФИО2». По представленной Управлением по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа г.ФИО2 РБ информации, строительство проезжей части по <адрес> проектом программы «Развитие строительства, реконструкции, капитального ремонта и искусственных сооружений городского округа г.ФИО2 РБ» на 2018 года не предусмотрено.
Отсутствие дорожного сообщения с выделенными под индивидуальную жилищную застройку земельными участками подтверждается пояснениями представителя истца, не оспаривается ответчиками.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Администрацией городского округа <адрес> РБ, как уполномоченным органом местного самоуправления, не были осуществлены в полном объеме действия по организации инженерной и транспортной инфраструктуры в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов, осуществляющих производство и поставку потребителям энергетических, тепловых и водных ресурсов, с тем, чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на предоставленных им земельных участках, обеспечивалась возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимых жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, основная цель местного самоуправления- решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, руководствуясь приведенными нормами, суд приходит к убеждению о неисполнении Администрацией городского округа <адрес> РБ как органом местного самоуправления, обязанности по организации газо-, водо-, электроснабжения, водоотведения, устройства автомобильной дороги местного значения на территории, в границах которой расположен предоставленный истцу земельный участок.
Одновременно суд не усматривает оснований для удовлетворения требований ФИО6 , заявленных к ПАО «Газпром газораспределение ФИО2», МУП «Дирекция по строительству и содержанию в поселке Нагаево», Управлению по обеспечению жизнедеятельности Администрации городского округа г.ФИО2 РБ, МБУБ <адрес>, поскольку обязанность по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной и транспортной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, законом возложена на орган местного самоуправления, то есть- Администрацию городского округа г.ФИО2 РБ.
В данном случае предметом спора является исполнение обязанности по организации возможности подключения к инженерным сетям, обустройства автомобильной дороги местного значения, что относится к полномочиям Администрации городского округа <адрес> РБ как основного исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, координирующего работу иных органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, Администрацией городского округа <адрес> РБ ненадлежащим образом исполняются установленные законом обязанности по организации обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой, что приводит к нарушению прав истца на достойные условия проживания.
Кроме того, суд учитывает, что земельный участок был предоставлен истцу в качестве меры социальной защиты как вынужденному переселенцу, а предоставление земельного участка при отсутствии возможности подключения жилого дома к инженерным сетям и при отсутствии транспортной инфраструктуры, не является соответствующими жилищными условиями.
Истец при предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства вправе был рассчитывать на получение не только самого земельного участка, но и соответствующей инженерной инфраструктуры и дороги, обеспечивающих необходимый уровень жилищного благополучия.
На основании вышеизложенного, суд приходит к убеждению об обоснованности доводов, приведенных в исковом заявлении ФИО6 , и считает заявленные исковые требования о понуждении Администрации городского округа <адрес> РБ исполнять обязательства подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ст.98 ГПК РФ с ответчика Администрации городского округа <адрес> РБ надлежит взыскать в пользу истца расходы на оплату госпошлины, пропорционально удовлетворенной части требований в сумме, то есть в сумме 300, 00 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом понесены расходы на претензионные услуги и на оплату услуг представителя в размере 50 000, 00 рублей, что подтверждается договором об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема-передачи денежных средств. Суд с учетом разумных пределов полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца его расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования ФИО6 к Администрации городского округа г.Уфа РБ о понуждении к исполнению обязанностей по договору в натуре – удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа г.Уфа РБ газифицировать <адрес> до земельного участка, принадлежащего на праве собственности истцу, расположенного по адресу: РБ, г.Уфа, <адрес>, кадастровый №, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
Обязать Администрацию городского округа г.Уфа РБ заключить и исполнить договор о водоснабжении и водоотведении земельного участка, расположенного по адресу: РБ, г.ФИО2, <адрес> кадастровый №, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию городского округа г.Уфа РБ провести автомобильные дороги, в соответствии с положениями Градостроительного Кодекса РФ и иных нормативных правовых актов, регламентирующими данные правоотношения, в районе нахождения земельного участка, расположенного по адресу: РБ, г.ФИО2, <адрес>, кадастровый №, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Администрации городского округа г.Уфа РБ в пользу ФИО6 расходы по оплате государственной пошлины- №, расходы по оплате услуг представителя- № рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО6 к ПАО «Газпром газораспределение Уфа», МУП «Дирекция по строительству и содержанию в поселке Нагаево», Управлению по обеспечению жизнедеятельности Администрации городского округа г.Уфа РБ, МБУБ Октябрьского района г.Уфы- отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд г.Уфы в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 мая 2018 года.
Председательствующий: Р.Р. Нурисламова