ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1607/17Г от 30.11.2017 Липецкого районного суда (Липецкая область)

Дело № 2-1607/2017г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2017г. г. Липецк

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Панченко Т.В.

при секретаре Козловой М.Н.,

с участием помощника прокурора Липецкого района Липецкой области Юрицыной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Липецкого района Липецкой области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к СССППК «Частное подворье» о понуждении разработать и принять меры по предупреждению коррупции,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Липецкого района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к СССППК «Частное подворье» о понуждении разработать и принять меры по предупреждению коррупции, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения организациями Липецкого муниципального района Липецкой области ФЗ от 25.01.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в ходе которой установлено, что предусмотренные Федеральным законом № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции в СССППК «Частное подворье» до настоящего времени не разработаны и не приняты. Просит обязать СССППК «Частное подворье» разработать и принять меры по предупреждению коррупции: определить подразделение или должностное лицо (лиц), ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, разработать и утвердить положение, регламентирующее порядок организации сотрудничества с правоохранительными органами, разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В судебном заседании помощник прокурора Липецкого района Липецкой области Юрицына А.Ю. исковые требования поддержала, ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика – СССППК «Частное подворье» ФИО1 в судебном заседании против требований прокурора не возражал, объяснив, что после обращения прокурора в суд в кооперативе были разработаны и приняты меры по предупреждению коррупции: утверждены положение об антикоррупционной политике кооператива, кодекс этики служебного поведения и делового взаимодействия сотрудников и членов кооператива, назначено лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, и разработана должностная инструкция данного ответственного лица.

Выслушав прокурора и представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и
последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и
расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных
правонарушений.

Ратификация Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, распространенность коррупционных правонарушений требуют исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, а также создания необходимых организационных предпосылок для этого.

Цели Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003г.) заключаются в содействии принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 231-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» ФЗ № 273-ФЗ дополнен ст. 13.3, вступившей в силу с 01 января 2013 года.Данной статьей предусмотрена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

сотрудничество организации с правоохранительными органами;

разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Из материалов дела следует, что ООО «Управляющая компания - Сити» является действующим юридическим лицом.

Судом установлено, что в сентябре 2017г. прокуратурой Липецкого района Липецкой области проведена проверка соблюдения СССППК «Частное подворье» требований Федерального Закона от 25.01.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В ходе данной проверки установлено, что СССППК «Частное подворье» меры по предупреждению коррупции, указанные в ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.01.2008г., не принимались, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений не назначались, кодекс этики и служебного поведения работников организации не принимался, сотрудничество организации с правоохранительными органами не осуществлялось, стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, не разрабатывались, меры, направленные на недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, не осуществлялись, что подтверждается актом проверки от 29.09.2017г. и объяснением председателя СССППК «Частное подворье».

Данные обстоятельства также не оспаривались представителем СССППК «Частное подворье» в судебном заседании.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что не принятие организационных мер по противодействию коррупции в организации делает невозможным исполнение требований Федерального закона № 273-ФЗ и нарушает интересы Российской Федерации, неопределённого круга лиц, обусловленную кадровыми изменениями в организации, делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией, а также препятствует реализации гражданами своих конституционных прав и свобод.

Вместе с тем, учитывая, что частью 2 статьей 13.3. Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрен примерный перечень мер по предупреждению коррупции, принимая во внимание Методические рекомендации по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные Минтрудом 08.11.2013г., а также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003г. № 23 «О судебном решении», суд считает, что СССППК «Частное подворье» обязано разработать и принять следующие меры по предупреждению коррупции: определить подразделение или должностное лицо, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, разработать и утвердить локальный акт по антикоррупционной политике общества и ознакомить с данным актом работников кооператива.

Вместе с тем, судом установлено, что после обращения прокурора в суд СССППК «Частное подворье» были утверждены положение об антикоррупционной политике кооператива, кодекс этики служебного поведения и делового взаимодействия сотрудников и членов кооператива, назначено лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, и разработана должностная инструкция данного ответственного лица.

При таких обстоятельствах, суд принимает решение об удовлетворении требований прокурора и полагает возможным решение суда в исполнение не приводить как исполненное.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать СССППК «Частное подворье» разработать и принять меры по предупреждению коррупции - определить подразделение или должностное лицо, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, разработать и утвердить локальный акт по антикоррупционной политике общества и ознакомить с данным актом работников общества.

Решение в исполнение не приводить как исполненное.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.В.Панченко

Решение в окончательной форме

изготовлено 05.12.2017г.