ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1607/19 от 23.05.2019 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 2-1607/2019 (УИД 13RS0023-01-2019-001843-58)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Саранск, Республика Мордовия 23 мая 2019 года

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Крысиной З.В.,

при секретаре судебного заседания Поляевой Ю.В.,

с участием в деле:

истца – ФИО3, являющегося учредителем некоммерческой организации Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия», его представителя ФИО4, действующего на основании ордера №1566 от 07 мая 2019г.,

ответчика – некоммерческой организации Фонда гуманитарного развития «Открытая Мордовия»,

третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия, Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, являющегося учредителем некоммерческой организации Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия», к некоммерческой организации Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия» о ликвидации некоммерческой организации,

установил:

ФИО3, являющийся учредителем некоммерческой организации Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия», обратился в суд с иском к некоммерческой организации Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия» о ликвидации некоммерческой организации.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Некоммерческая организация Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия» учреждена 14 ноября 2005 года общим собранием учредителей и зарегистрирована 23 ноября 2005 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саранска.

В период с 01 ноября 2018 года по 29 ноября 2018 года, на основании Распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия от 11 октября 2018 года № 316-р «О проведении плановой документарной проверки Некоммерческой организации Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия», в отношении данного Фонда была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой 29 ноября 2018 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия был подготовлен Акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №47.

В соответствии с вышеуказанным Актом проверки № 47 от 29 ноября 2018 года, был проверен период деятельности Некоммерческой организации Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия» с 01 ноября 2015 года по 31 октября 2018 г. По результатам проверки был сделан вывод о том, что деятельность Некоммерческой организации Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия», в том числе расходованию денежных средств и использованию иного имущества, соответствует целям, предусмотренным ее учредительным документам. Однако по результатам проверки документально было установлено, что Фонд осуществляет свою деятельность с нарушением законодательства Российской Федерации и собственного устава.

На основании вышеуказанной документарной проверки, 29 ноября 2018 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия в адрес Исполнительного директора Некоммерческой организации Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия» ФИО2 было направлено Предупреждение №13/02-4183, согласно которому в результате проверки в деятельности Фонда были выявлены многочисленные нарушения законодательства Российской Федерации. Однако устранить вышеуказанные нарушения законодательства РФ, указанные в предупреждении, не представляется возможным и является нецелесообразным. Согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 и 2018г., налоговым декларациям по налогу на прибыль организации за 2017 и 2018гг., расчетам по страховым взносам за 2017г. и 2018г., расчетам сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 2017г. и 2018г., Некоммерческая организация Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия» практически не имеет финансовых и имущественных поступлений, а с 09 июня 2018г. Фонд фактически прекратил свою деятельность: никакая деятельность с указанной даты, Фондом не ведется, операции по счету не осуществляются, в штатном расписании единственная должность – исполнительный директор. На сегодняшний день Некоммерческая организация Фонд гуманитарного развития Открытая Мордовия» фактически прекратила свою деятельность, источники финансирования Фонда отсутствуют, в Фонде отсутствует имущество, учредители продолжать деятельность Фонда не желают, работники и участники Фонда, намеренные заниматься деятельностью Фонда отсутствуют, следовательно, цели для которых был создан Фонд достигнуты быть никак не могут.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами, 08 апреля 2019 года на Внеочередном заседании членов правления Некоммерческой организации Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия» было принято решение о том, что в связи с фактическим прекращением деятельности Фонда, отсутствием в Фонде имущества, достаточного для осуществления его целей, нежеланием учредителей продолжать деятельность Фонда, отсутствием работников и участников Фонда, намеренных заниматься деятельностью Фонда, ликвидировать Фонд и назначить ликвидатором Исполнительного директора Фонда - ФИО2, которому поручить все необходимые действия, связанные с ликвидацией Фонда, что подтверждается Протоколом № 1/2019 Внеочередного заседания членов правления Некоммерческой организации Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия» от 08.04.2019 года.

Руководствуясь ст.ст. 48, 61, 123.17, 123.20 ГК РФ, ст.ст. 7, 18, 19 ФЗ «О некоммерческих организациях», просит ликвидировать Некоммерческую организацию «Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия», ОГРН , ИНН , юридический адрес: <...>. Возложить обязанности по осуществлению ликвидации Некоммерческой организации «Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия» на исполнительного директора Фонда – ФИО2.

В судебное заседание истец ФИО3 не явился, по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца ФИО6 исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 относительно удовлетворения исковых требований не возразил.

В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска, ФИО5 не явились, по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия не явился, по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.

В силу статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно подпунктам 5 и 6 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

Пунктами 2 и 3 статьи 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если: имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Как установлено судом, протоколом №1 Общего собрания учредителей некоммерческой организации «Фонд Гуманитарного развития «Открытая Мордовия» учреждена некоммерческая организация «Фонд Гуманитарного развития «Открытая Мордовия» (л.д. 16-18). 23 ноября 2005г. сведения о регистрации указанного юридического лица внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, что следует из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (л.д. 10-15) и представленных в дело учредительных и регистрационных документов (19, 20, 21- 34, 35).

В соответствии с пунктом 3.1. Устава Некоммерческой организации «Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия» целями Фонда являются содействие проведению либерально-демократических реформ в Российской Федерации, содействие развитию образовательного и культурного пространства России, гражданское просвещение и воспитание молодежи, популяризация экономических, технических, правовых знаний.

Истец ФИО3 является одним из учредителей некоммерческой организации.

Обращение с настоящим иском в суд обосновывается заинтересованным лицом тем, что Некоммерческая организация «Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия» фактически прекратила свою деятельность, источники финансирования Фонда отсутствуют, в Фонде отсутствует имущество, учредители продолжать деятельность Фонда не желают, работники и участники Фонда, намеренные заниматься деятельностью Фонда, отсутствуют, следовательно, цели для которых был создан Фонд достигнуты быть никак не могут.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации была проведена проверка деятельности некоммерческой организации «Фонд Гуманитарного развития «Открытая Мордовия», по результатам которой 29 ноября 2018г. составлен акт, в котором отражены следующие выявленные проверкой нарушения: отдельные положения устава Организации противоречат требованиям законодательства Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 29 Закона №7-ФЗ общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа самоуправления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Однако, в пункте 5.1.5 устава Организации предусмотрено, что в случае, если кворум не собран, лицо, созвавшее заседание высшего органа управления - Правления, назначает повторное заседание, которое считается правомочным независимо от количества присутствующих на нем членов. Кроме того, в пункте 5.1.7 устава Организации установлено, что каждый из членов Правления вправе принимать участие в заседании Правления самостоятельно или через доверенного представителя, тогда как законом предусмотрено непосредственное личное присутствие членов высшего органа на его заседаниях. Как следует из пункта 5.1.6 устава Организации, в случае необходимости, на заседании Правления может быть проведено заочное голосование. Между тем, согласно пункту 4.1 статьи 29 Закона № 7-ФЗ решение высшего органа управления некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем) лишь по вопросам, не отнесенным в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона № 7-ФЗ к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации. Наряду с этим, данная норма закона обязывает определить в уставе некоммерческой организации порядок проведения заочного голосования. Упомянутые требования закона в уставе Организации не предусмотрены. В нарушение пункта 1 статьи 28 Закона № 7-ФЗ в уставе Организации не определен срок полномочий Правления. Пункт 3.3 устава предусматривает, что Организация осуществляет деятельность и в иных направлениях, что является нарушением статьи 24 Закона №7-ФЗ, поскольку некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. В уставе Организации содержатся сведения об учредителях (ФИО1, ФИО3, ФИО5). Между тем, согласно сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, а также информации, полученной Управлением 02 февраля 2017 из Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска, ФИО1 вышел из состава учредителей, что влечет необходимость внесения в устав изменений. Организация на бланке использует символику без описания ее в уставе. В соответствии с материалами учетного дела, а также сведениями, внесенными в единый государственный реестр юридических лиц, адрес места нахождения организации: 430000, <...>. В ходе проверки было установлено, организация фактически располагается по адресу места жительства исполнительного директора организации по адресу: <адрес>. В нарушение пункта 7 статьи 32 Закона №7-ФЗ организацией не представлены в Управление соответствующие документы для внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) организации и принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Согласно пункту 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях, если организация является фондом. В ходе проверки установлено, что организация не проводила обязательный аудит. В нарушение пункта 2 статьи 7 Закона №7-ФЗ организация не публиковала ежегодные отчеты об использовании своего имущества за 2015-2017гг. Организация не соблюдает нормы, предусмотренные ее уставом, что является нарушением пункта 2 статьи 14 Закона № 7-ФЗ, согласно которому требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками). Не соблюдаются положения пункта 5.1.3 устава организации относительно периодичности проведения заседаний высшего органа управления Организации - Правления. Решения по вопросам, относящимся к компетенции правления (пункт 5.1.2 устава), в проверяемый период не принимались, протоколы на проверку не представлены. Попечительский Совет, как надзорный орган Организации, собирается по мере необходимости, но не реже чем 1 раз в год (пункт 5.3.5 устава). В проверяемый период Попечительский Совет заседания не проводил, таким образом, данный орган не осуществляет свою деятельность. Ревизор не исполняет свои полномочия, предусмотренные пунктами 5.5.2, 5.5.4 устава организации. В проверяемый период проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации Ревизором не проводились, отчеты о работе отсутствуют. В нарушение пунктов 5.2.1, 5.3.2, 5.4.2, 5.5.1 устава Организации истекли сроки полномочий Президента, Попечительского Совета, Исполнительной директора и Ревизора Организации (л.д. 36-45).

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями (за исключением политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий) требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Республике Мордовия является тем государственным органом, которому предоставлено право надзора за деятельностью некоммерческих организаций.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия 29 ноября 2018г. некоммерческой организации было вынесено предупреждение №13/02-4183 (л.д. 46-49).

Указанное предупреждение от 29 ноября 2018г, вынесенное Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия, не обжаловано в вышестоящий орган или суд некоммерческой организацией. Более того, как пояснил в судебном заседании представитель истца ФИО6, нарушения в деятельности некоммерческой организации Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия» имеют место на момент рассмотрения настоящего гражданского дела и не устранены.

Как установлено в судебном заседании, финансовая деятельность некоммерческой организацией не ведется.

Согласно приложенной к данному исковому заявлению бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017г. и 2018г., налоговым декларациям по налогу на прибыль организации за 2017-2018гг., расчетам по страховым взносам за 2017 и 2018г., расчетам сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 2017и 2018гг., некоммерческая организация не имеет финансовых и имущественных поступлений.

Согласно справке №1027895 по состоянию на 20 мая 2019г. деятельность некоммерческой организацией «Фонд Гуманитарного развития «Открытая Мордовия» не ведется, налоги, сборы, страховые вносы, пени, штрафы, проценты не уплачиваются.

В протоколе №1/2019 от 08 апреля 2019г. внеочередного заседания членов правления Некоммерческой организации Фонда гуманитарного развития «Открытая Мордовия» отражено решение членов Правления ликвидировать некоммерческую организацию – Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия»; назначить ликвидатором некоммерческой организации исполнительного директора – ФИО2 (л.д. 94).

При таких обстоятельствах, учитывая, что целями создания Фонда являлись содействие проведению либерально-демократических реформ в Российской Федерации, содействие развитию образовательного и культурного пространства России, гражданское просвещение и воспитание молодежи, популяризация экономических, технических, правовых знаний, между тем, как установлено в судебном заседании цели Фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей Фонда не могут быть произведены, имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, в связи с чем, Фонд подлежит ликвидации.

Согласно пункта 3 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

Ст. 18 п. 3 ФЗ "О некоммерческих организациях" учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

Поскольку судом принято решение о ликвидации Фонда, суд возлагает обязанности по осуществлению ликвидации Некоммерческой организации «Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия» на исполнительного директора ФИО2.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО3, являющегося учредителем некоммерческой организации Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия» к некоммерческой организации Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия» о ликвидации некоммерческой организации, удовлетворить.

Ликвидировать Некоммерческую организацию Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия», ОГРН , ИНН , юридический адрес: <...>.

Обязанности по осуществлению ликвидации Некоммерческой организации Фонд гуманитарного развития «Открытая Мордовия» возложить на исполнительного директора организации - ФИО2.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия З.В. Крысина

Справка.

Мотивированное решение суда изготовлено 28 мая 2019 года.

Судья З.В.Крысина