№ 2-1607/2013
Мотивированное решение изготовлено 31.12.2013г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2013г. г. Красноуфимск
Красноуфимский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Галкиной И.В., с участием помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Кашина Ю.А., представителя ответчика ФИО1, при секретаре Шандыбиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления – Решения Думы муниципального образования Красноуфимский округ от 25.04.2013 г. №114 «Об утверждении Положения о классных чинах муниципальных служащих Муниципального образования Красноуфимский округ и внесении изменений в Положение об оплате труда работников органов местного самоуправления МО Красноуфимский округ»,
УСТАНОВИЛ:
Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления – Решения Думы муниципального образования Красноуфимский округ от 25.04.2013 г. №114 «Об утверждении Положения о классных чинах муниципальных служащих Муниципального образования Красноуфимский округ и внесении изменений в Положение об оплате труда работников органов местного самоуправления МО Красноуфимский округ», указав, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального и регионального законодательства в деятельности органов местного самоуправления, в ходе которой установлено, что Думой муниципального образования Красноуфимский округ 25.04.2013 принято решение 114 «Об утверждении Положения о классных чинах муниципальных служащих Муниципального образования Красноуфимский округ и внесении изменений в Положение об оплате труда работников органов местного самоуправления МО Красноуфимский округ» (далее - Положение о классных чинах).
Вместе с тем, утверждение порядка присвоения классных чинов, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы находятся в компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ни федеральным, ни областным законами полномочия органов местного самоуправления в сфере порядка присвоения классных чинов, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы не предусмотрены.
Следовательно, Решение Думы муниципального образования Красноуфимский округ от 25.04.2013 № 114 «Об утверждении Положения о классных чинах муниципальных служащих Муниципального образования Красноуфимский округ и внесении изменений в Положение об оплате труда работников органов местного самоуправления МО Красноуфимский округ» принято в нарушение требований ст. 9.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» пределами полномочий Думы Муниципального образования Красноуфимский округ.
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциногенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
На основании подп. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, в частности принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
В связи с изложенным, принятый 25.04.2013 Решением Думы муниципального образования Красноуфимский округ нормативный правовой акт № 114 «Об утверждении Положения о классных чинах муниципальных служащих Муниципального образования Красноуфимский округ и внесении изменений в Положение об оплате труда работников органов местного самоуправления МО Красноуфимский округ» является коррупционным и в полной мере не соответствует требованиям федерального законодательства, что недопустимо.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному и областному законодательству, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем, подлежит признанию недействующим.
Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, в интересах неопределенного круга лиц, права которых могут быть затронуты в случае принятия их на муниципальную службу в муниципальном образовании Красноуфимский округ.
Красноуфимский межрайонный прокурор просит признать недействующим со дня принятия Решение Думы муниципального образования Красноуфимский округ от 25.04.2013 № 114 «Об утверждении Положения о классных чинах муниципальных служащих Муниципального образования Красноуфимский округ и внесении изменений в Положение об оплате труда работников органов местного самоуправления МО Красноуфимский округ».
В судебном заседании представитель истца Кашин Ю.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований, обосновав их доводами, изложенными в заявлении.
Представитель ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности, исковые требования признал пояснил, что оспариваемый нормативный акт уже отменен.
Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, находит основания для удовлетворения заявленных требований, при этом руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании требований ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Частью 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно ст. 9.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы.
Таким образом, Федеральным законом определено, что утверждение порядка присвоения классных чинов, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы находятся в компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закон Свердловской области от 29.10.2007 № 136-03 «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в пределах их компетенции в соответствии с федеральным законом:
1) устанавливают должности муниципальной службы в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Свердловской области, утверждаемым законом Свердловской области;
2) устанавливают квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы и (или) государственной службы либо стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, определяемых настоящим Законом;
3) устанавливают дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту;
4) определяют порядок исполнения муниципальным служащим обязанностей по должности муниципальной службы;
5) устанавливают порядок проведения конкурса на замещение должностей муниципальной службы;
6) утверждают положения о проведении аттестации муниципальных служащих в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым настоящим Законом;
7) устанавливают размер должностного оклада, размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления;
8) предусматривают дополнительные гарантии для муниципального служащего;
9) устанавливают виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения;
10) утверждают порядок ведения реестра муниципальных служащих в муниципальном образовании;
11) создают кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы;
12) утверждают муниципальные программы развития муниципальной службы;
13) устанавливают порядок, условия и сроки проведения экспериментов в ходе реализации муниципальных программ развития муниципальной службы;
14) осуществляют иную деятельность в сфере муниципальной службы в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Свердловской области.
В рамках реализации положений ст. 9.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Свердловской области от 20.10.2011 № 89-ОЗ в Закон Свердловской области от 29.10.2007 № 136-03 «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» введена ст.3-1, устанавливающая классные чины муниципальных служащих.
Вместе с тем, ст. 10-1 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» определен порядок присвоения и сохранения за муниципальным служащим классных чинов муниципальных служащих.
Таким образом, ни федеральным, ни областным законами полномочия органов местного самоуправления в сфере порядка присвоения классных чинов, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы не предусмотрены.
В судебном заседании установлено, что Решением Думы муниципального образования Красноуфимский округ пятого созыва от 25.04.2013 года № 114 утверждено Положение «О классных чинах муниципальных служащих Муниципального образования Красноуфимский округ и внесении изменений в Положение об оплате труда работников органов местного самоуправления МО Красноуфимский округ».
Данное решение опубликовано в общественно-политической газете «Вперед» № 55-56 (13185-13186) от 14.05.2013 г.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Дума муниципального образования Красноуфимский округ, утвердив Решением от 25.04.2013 г. № 114 оспариваемое Положение, вышла за пределы своих полномочий, поскольку утверждение порядка присвоения классных чинов, а также порядка их сохранения при переводе муниципальных служащих и при увольнении с муниципальной службы находятся в компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Данное обстоятельство подтверждается и тем, что Решением Думы МО Красноуфимский округ от 05.12.2013г. № 173 оспариваемое решение было отменено.
Таким образом, требования Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта не действующим, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Красноуфимского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать Решение Думы муниципального образования Красноуфимский округ №114 от 25.04.2013 года и утвержденное данным Решением Положение «О классных чинах муниципальных служащих Муниципального образования Красноуфимский округ и внесении изменений в Положение об оплате труда работников органов местного самоуправления МО Красноуфимский округ» недействующим со дня принятия
Обязать Орган местного самоуправления - Думу муниципального образования Красноуфимский округ опубликовать решение в средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Судья: И.В. Галкина